Комплексная программа «От рождения до школы» (далее Программа) – это инновационный общеобразовательный программный документ, разработанный для дошкольных образовательных учреждений на основании последних достижений отечественной и зарубежной педагогической науки.
Цели и задачи Программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Основная задача, которая стояла перед авторами Программы, заключалась в разработке такого программного документа, который будет способен оказать необходимую помощь воспитателям ДОУ в организации полноценного воспитательно-образовательного процесса, а также позволяющий составлять собственные образовательные программы.
Ведущие цели Программы:
- Создание необходимых оптимальных условий для успешного и продуктивного проживания дошкольного детства каждым воспитанником.
- Формирование личностной базовой культуры.
- Всестороннее и своевременное развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Осуществление необходимой подготовки для последующего успешного вхождения в современный социум и подготовки к школьному обучению.
Чат педагогов
У-08. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1
Особенное внимание в Программе уделено развитию личности каждого ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию необходимых личностных качеств (патриотизм, стойкая жизненная позиция, творческий подход к решению проблем, уважение традиций и т.д.).
Достижение целей и задач Программы происходит через организацию разнообразных видов детской деятельности (продуктивной, познавательной, исследовательской, трудовой и т.д.).
Первостепенное значение в достижении целей Программы имеют:
- Оказание заботы в сохранении здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
- Создание в группах ДОУ благоприятной атмосферы, основанной на доброжелательных и гуманных взаимоотношениях.
- Воспитание общительного, доброго, любознательного, инициативного и самостоятельного человека.
- Использование потенциала всех видов детской деятельности их интегративное применение в педагогическом процессе.
- Творческий и креативный подход к организации воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативное применение имеющегося образовательного материала, с целью творческого развития личности ребенка, в соответствии с его наклонностями и потребностями.
- Уважительное отношение к результатам творческого труда ребенка.
- Соблюдение единства подходов в вопросах воспитания ДОУ и семьи.
- Соблюдение преемственности между ДОУ и школой.
«Комплексная программа «От рождения до школы»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Решение всех поставленных Программой целей и задач воспитания, представляется возможным в том случае, если педагогом организуется целенаправленная и систематическая поддержка разнообразных форм деятельности воспитанников, их инициативности и активности, с первых дней пребывания в ДОУ.
!Использование комплексных и парциальных программ при разработке программы дошкольного образования
На первый план Программой выдвигается развивающая функция образования, предполагающая становление личности ребенка с ориентацией на его индивидуальные особенности.
Принципы построения Программы
При разработке Программы авторы опирались на ряд принципов:
- Принцип гуманно-личностного отношения к воспитанникам – предполагает своевременное и всестороннее развития личности ребенка, формирование у него необходимых духовных и нравственных качеств.
- Принцип комплексного решения задач воспитания и обучения – предусматривает совокупное решение задач по защите и укреплению здоровья детей, их всестороннего воспитания и развития.
- Принцип развивающего обучения – данный принцип является традиционным, основанным на научном положении Л.С. Выготского, предполагающего, что грамотно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
- Принцип культуросообразности – предполагает учет национальных и этнических особенностей воспитания детей, национальных и исторических традиций. В соответствии с данным принципом детей знакомят с традициями народа, национальными и культурными ценностями, формируют уважительное отношение к историческим корням.
Помимо данных принципов, организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Программой осуществляется и с опорой на ряд традиционных принципов воспитания (систематичность, последовательность, доступность и т.д.).
Направления Программы
Основные направления Программы:
- Направленность на развитие личности ребенка – предполагает воспитания свободного, уверенного и инициативного человека, имеющего стойкую жизненную позицию и способного самостоятельно решать жизненные ситуации.
- Направленность на патриотическое воспитание – предусматривает формирование и развитие у детей уважительного отношения к своей Родине, народу, его истории, традициям и т.д. В рамках данной направленности детям прививают уважительное отношение к старшему поколению, знакомят с историческими событиями и т.п. Все это способствует формированию гордости за величие собственной страны, стремление защищать и охранять Отчизну.
- Направленность на дальнейшее образования – нацелена на развитие у ребенка стойкого познавательного интереса и стремления к получению знаний, формирования отношения к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей. Данная направленность, предполагает формирование у детей навыков по самообразованию и самовоспитанию.
- Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей – является одной из ведущих направленностей Программы, ставит перед воспитателями задачи по формированию у детей навыков ЗОЖ. Задача воспитателя сформировать у детей навыки по соблюдению гигиены, ежедневной потребности в выполнении упражнений по физической культуре (зарядка, гимнастика и т.п.).
- Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка – предполагает создание благоприятного эмоционального состояния ребенка, посредством учета его индивидуальных возможностей и потребностей в воспитании и обучении.
Источник: spravochnick.ru
Комплексные программы дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Дошкольное образование детей КлассиК предусматривает разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Существуют комплексные программы дошкольного образования и парциальные.
Комплексные программы дошкольного образования (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ — результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.
![]() |
|
Смотреть все фотографии
Источник: classic-nn.ru
Характеристика комплексных программ дошкольного образования
Оценить 7064 0
Содержимое разработки
Николаева Лариса Юрьевна
«Характеристика комплексных программ дошкольного образования»
Введение
Актуальность выбранной мной темы статьи «Характеристика комплексных программ дошкольного образования» заключается в том, что дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности, это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, именно в дошкольном возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В системе российского образования существуют различные виды дошкольных образовательных учреждений, каждый из которых требует особого подхода к процессу обучения и воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающего мира, эмоционального отношения к этому миру. Поэтому выбор программы дошкольного образования – актуальный вопрос для каждого дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей, при этом важно организовать жизнь детей в дошкольном учреждении согласно их возрастному развитию и индивидуальности. Для определения характеристик комплексных программ дошкольного образования необходимо определить цели и задачи дошкольных образовательных в России, особенности дошкольного образования в нашей стране.
Объектом исследования являются комплексные программы дошкольного образования. Предмет исследования – характеристики комплексных программ дошкольного образования.
Глава 1. Цели и задачи дошкольных образовательных программ в России.
Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения различных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. 1
Дошкольная система обучения, воспитания и развития детей претерпела некоторые изменения в связи с коренными политическими и экономическими процессами, произошедшими в нашем обществе. Прежде всего дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными. Здесь главное для педагогических коллективов детских задов помнить, что главная задача этих учреждений – социализация маленького человека, воспитание, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование». 2
В условиях новой образовательной политики в России (например, в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» за дошкольными образовательными учреждениями закреплено право работать по разнообразным программам, каждому образовательному учреждению предоставлено право разрабатывать или выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы учреждения), вариативность программ – важнейшее условие соблюдения законодательства. Именно подход разнообразия программ обеспечивает развитие индивидуальности ребенка, учитывает образовательные запросы семьи, уровень и направление работы дошкольного учреждения, а также способствует развитию инициативы и творчества педагогов.
Образовательные программы должны:
Ориентироваться как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции.
Ориентироваться на развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие.
Быть направленными на развитие способностей ребенка, его любознательности, формирование творческих способностей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей.
Комплексные программы включают в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка.
Глава 2. Характеристика комплексных программ дошкольного образования.
Программа «Истоки» своей основной целью направлена на формирование развитой личности в возрасте от рождения и до 7 лет, развитие творческих и других способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка, а также на обеспечение для каждого ребенка равного старта развития, и, безусловно, на сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Это гуманистическая по направленности программа, в соответствии с которой центральной фигурой образовательного процесса является ребенок. Большое внимание в ней уделяется формированию базисных характеристик личности в процессе познавательного, эстетического, физического и социального развития.
В приложении к программе даны такие факультативы, как обучение второму языку, компьютер в детском саду, ребенок и живой мир природы в городе. 1
Спецификой данной программы является то, что для каждого возрастного этапа определены психологические условия, механизмы и критерии для оценки основных личностных новообразований детей – «базисные характеристики личности». 1 В программе выделены такие возрастные этапы, как:
Раннее детство – младенчество (до одного года).
Ранний возраст (от одного до трех лет).
Дошкольное детство: младший школьный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет).
Программа «Радуга» рассчитана на детей в возрасте от двух до семи лет. В качестве основных составляющих было выделено наличие в сознании ребенка образа предмета, желание создать этот предмет, понимание того, что он может быть получен с помощью данного материала. В этой программе представлены пять программ с методическим обеспечением, которые охватывают следующие возрастные группы детей: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Во всех пяти программах «Радуги» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы.
В структуру программы «Радуга» входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель и педагоги имеют возможность изучить психологические возможности детей, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель данной программы – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
Программа «Детство» основана на гуманистической теории развития личности. Основными целями данной программы являются:
Обеспечение здорового образа жизни.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия – миру людей, предметов, природы.
Осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний.
Содержание данной программы разделено на 4 составляющие: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». В соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста программа состоит из трез блоков: младший (3-4 года), средний (5 лет) и старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Программа «Кроха» — это комплексная программа дошкольного образования, целью которой является комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Это первая программа воспитания ребенка от рождения и до трех лет, которая была подготовлена специально для родителей. В этой программе раскрываются общие закономерности развития ребенка в период раннего детства и средства обеспечения его полноценного развития.
В программе «Кроха» содержатся информационные материалы и методические рекомендации по всем направлениям развития личности ребенка в возрасте до трех лет. Выполнение данной программы дошкольного образования в семье способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе. 1
Помимо перечисленных комплексных программ дошкольного образования существует множество других специальных программ, например, программа «Одаренный ребенок». Эта программа ориентирована на образовательную работу с одаренными детьми 6-7-летнего возраста. Также существуют программы коррекционного обучения для детей с недостатками развития, например, с нарушениями речи. 2
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что каждый воспитатель и дошкольный педагог должен знать различные комплексные программы дошкольного образования, ведь выбор и использование программы дошкольного образование является неотъемлемой частью дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых маленьких граждан России. Изучение программ дошкольного образования необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его в переходу в школу.
Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования, учитывая все особенности процесса управления образовательным учреждением. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Однако очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор, от которого будет зависеть качество управления образовательным учреждением.
Список литературы
Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. — М., 2014.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие. – М, 2005.
Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2005.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М., 2008.
Титов В.А. Дошкольная педагогика: конспект лекций. — М., 2002.
Ресурсы Интернет
http://www.deti-club.ru/ —«Детские сады», информационный портал о государственных и частных детских садах.
1 1 Титов В.А. Дошкольная педагогика: конспект лекций. — М., 2002. С. 40
2 2 Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2005. С. 134
1 1 Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М., 2008. С. 45
1 1 Краткая характеристика образовательных программ для едетей дошкольного возраста — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://doshkolnik.ru/pedagogi/144-kruglova-ludmila/5247-programmi-doshkolnikov.html , дата обращения 02.02.2015
1 1 Краткая характеристика образовательных программ для едетей дошкольного возраста — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://doshkolnik.ru/pedagogi/144-kruglova-ludmila/5247-programmi-doshkolnikov.html , дата обращения 02.02.2015
2 2 Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М., 2008. С. 45
Источник: www.prodlenka.org