Комплексные программа доу что это

Нужна ли единая образовательная программа для детского сада?

Сегодня детские сады используют различные программы воспитания и обучения дошкольников. Они вправе самостоятельно выбирать, какой программе отдать предпочтение. Однако не всем нравится подобная вариативность. Довольно часто можно услышать мнение, что детским садам нужна единая программа. Эта проблема волнует не только воспитателей, но и родителей.

Мы предложили им высказать свою точку зрения по данному вопросу. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные ответы родителей, воспитателей и посетителей сайта нашего журнала.

Елена:

– Нужен госстандарт, а программы и методическое обеспечение приложатся. Очень жаль, что все реформы образования и нацпроекты начинаются не с начала, с дошкольников, а с высшей школы, потом со среднего звена. Это как телега впереди лошади. Нужна единая стройная система стандартов образования, тогда не будет вопросов о преемственности, выборе программ и т. п. И начинать надо с дошкольного образования.

!Использование комплексных и парциальных программ при разработке программы дошкольного образования

elvira.zuh:

– Очень нужна единая программа! Каж­дый детский сад «лепит» что попало! Диагностика не объективная. Сейчас в детских садах из-за нехватки специалистов много случайных людей. И вот эти неопытные педагоги пытаются составлять рабочие программы, диагностики, по итогам которых судят об уровне знаний детей. А хотелось бы, чтобы этим занимались ВЫСОКОквалифицированные педагоги.

И, кстати, о требованиях санэпидрежима. Как можно его соблюдать, скажите, уважаемые педагоги? Там столько неправильных требований. Например, прогулка. Как, живя в Республике Коми, можно гулять 4,5 часа?

Виктория Николаевна Пастухова, вос­питатель:

– Наш детский сад уже много лет работает по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой. На мой взгляд, очень удачная программа, над ее созданием работали лучшие специалисты дошкольного образования. В ней есть все, что необходимо воспитателю для работы, она дополнена большим количеством методических рекомендаций.

Внимательно слежу за всеми методическими новинками, которые выходят по этой программе. Знаю несколько детских садов, которые переходили на другие программы, но потом возвращались к этой. Программы, если и должны меняться, то очень медленно. Невозможно быстро придумать новые методы обучения – их надо проверять годами.

А.Т. Гозюмова:

– Единая программа нужна. Только не надо забывать, что есть разные регионы России, поэтому невозможно детям Крайнего Севера предъявлять те же требования, что и в Москве. У нас, например, в зимнее время при температуре от минус 20 до минус 32 градусов надо провести прогулку два раза только из-за того, что в программе так прописано.

Так же проблема с диагностическими методиками – программа есть, а диагностики нет, почему бы не внести методику диагностического обследования в программу. А методиче­ская литература выпускается годами к программе. Очень интересно, удобно, практично издана книга под редакцией Парамоновой по программе «Истоки».

Образовательные программы ДОУ

Ко всем разделам программы есть занятия и дополнительный материал, не надо искать стихи, загадки и т. д. Может, и к единой программе подойти так. А далее фантазия педагога! А как трудно выпускникам педвузов, ведь никакой преемственности.

Татьяна и Наталья:

– А нам кажется, что изначально необходимо утвердить государственный стандарт по дошкольному воспитанию, а в идеале каждая программа должна отвечать требованиям госстандарта. Каждый специалист и педагог дошкольного учреждения выберет ту программу, которая идеально подходит для работы с детьми именно в его учреждении.

Татьяна Юрьевна Криворотова:

– На мой взгляд, однозначно нужна единая образовательная программа для детского сада. Будут созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит качество образования на по­следующих ступенях обучения и развития детей. Сложится культурный образ дошкольного возраста, что позволит содержательно понять его место в возрастной структуре нашего общества. И определятся рамки и направления развития дошкольной образовательной индустрии.

Надежда:

– Я считаю, что обязательно нужна единая образовательная программа для детского сада, потому что когда идет фронтальная проверка в детском саду, приезжают другие педагоги и они тестируют наших детей по своей программе, которую используют у себя в детском саду. Иногда получаются разногласия в показателях по тестированию. Вот и докажи, что программы разные.

Арина, воспитатель:

– А мне кажется, что уже невозможно «грести всех под одну гребенку», как это было в советские времена. Когда шаг влево-вправо от нормы рассматривался как «нечто». Да и зачем нужна эта уравниловка. Ведь в каждой программе есть свои изюминки – и пусть все дети будут разными. Вот школа – это другой вопрос.

Ведь иногда даже невозможно перевести ребенка в другую школу, потому что в ней совершенно другая программа.

Вероника Ивановна Реб­ро­ва, муниципальное ДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида», п. Бугры, Всеволжский район Ле­нинградской области:

– Основная комплексная программа должна быть единой, но нужно оставить возможность дошкольникам наслаивать какие-то парциальные направления, которые помогут отражать специфику деятельность учреждения. Мы работаем по программе Васильевой. В этой программе нам нравится четкость, определенность, программа отработана годами. Она дает возможность для варьирования и наслаивания всех остальных программ. А например, программа «Детство», на мой взгляд, не оставляет возможность для реализации дополнительных услуг, там нагрузка на детей очень большая.

Марина Сергеевна Мерзаева:

– Да, нужна! А проблему вариативности вполне решает возможность введения парциальных и дополнительных программ. Этого достаточно! Но единая программа должна быть тщательно проработанной, опирающейся строго на научную основу, результаты последних (подлинных) исследований педагогов, психологов и физиологов.

Программа должна иметь полнейшее методическое обеспечение, четко разработанные диагностические методики! Этого часто не достает многим образовательным программам. Педагоги-практики устали заниматься теоретическими изысканиями (высказываю мнение многих). Далеко не каждый практик (даже если он педагог от Бога) может и хочет быть исследователем.

Марина Иванова:

– Все очевидно – только Монтес­сори. Я очарована самой личностью Марии Монтессори, ее деятельностью, ее любовью к детям. Стоит только почитать заповеди М. Монтессори. Хотя признаться чест­но, выполнять их гораздо сложнее. Здесь я вижу пример и поддержку в Монтессори-педагогах, наблюдая их терпение, выдержку, доброту.

Развиваются важнейшие качест­ва, которые сейчас несколько отодвинуты на второй план. Для нас, родителей, часто приоритетом становится обучение, вот уже читает, вот уже пишет, вот уже, уже, уже… В программе Монтессори об этом не забывают, но уделяют внимание, например, и развитию самостоятельности.

Мне всегда хотелось, чтобы это качество было у моего ребенка, но никогда не хватало терпения даже не развивать это качество, а хотя бы избежать его подавления. Конечно, этому виной, мне кажется, спешка и желание все побыстрее, качественнее сделать самой. Плавали – знаем.

Ребенок начинает чашку мыть, потом надо новую покупать, начинает помогать готовить, потом гораздо больше времени уйдет на уборку кухни. Спасибо. Я думала, это нереально, чтобы дети, ничего не разбив и не испортив, сделали что-то самостоятельно. И еще одно очень важное – все эти пособия, игрушки, в общем «прибамбасики» по программе Монтессори. Самой хочется играть и исследовать.

Елена Праселкова:

– У меня по этой теме вот какая мысль. Она сформировалась под влиянием личного опыта. Мои старшие дети ходили в один и тот же детский садик, который работает по одной программе. Но педагоги у них были разные, и результаты получились тоже очень разные.

Интересный момент: тот из сыновей, который чаще говорил, что в дет­ском саду они в основном играют, в результате получил более прочную основу для получения школьных знаний. А вот у другого ребенка воспитательница раньше работала в начальной школе учительницей. И процесс обучения в дет­ском саду в ее группе был четко организован.

Но вот уже в школе мне сказали, что у ребенка есть пробелы именно по программе, которую он должен был усвоить в детском саду. Вариант обучения в игре оказался более эффективным. Педагогу удалось играючи заложить очень важные основы. Личность педагога очень важна, и в рамках одной и той же программы можно получить разные результаты.

Очень радует, когда педагогу удается во время обучения не только давать ребенку знания, но и открывать мир вокруг. Наблюдала, как у талантливого педагога дети и хорошо учились, и если приходили на занятие с проблемой, то после занятия уже совсем по-другому смотрели на свою маленькую сложную детскую ситуацию. Успехи воспитания сильно зависят от личности педагога, в большей степени, чем от программы. Поэтому своего младшего ребенка до трех лет буду воспитывать сама, а потом? Потом поиск того истинно талантливого воспитателя-педагога, который будет полезен моему ребенку.

Татьяна Калиниченко:

– Вы знаете, к выбору детского сада я готовилась очень тщательно. Перечитала массу литературы. Подписалась на всевозможные журналы по проблемам детства. Часами зависала в форумах в Ин­тернете. Долго не могла принять решение, ведь цена выбора очень велика – воспитание моей дочери.

Это среда, в которой она будет проводить не один-два часа, а находиться длительное время. Я была в растерянности. Противоположных мнений по поводу программ в детских садах гораздо больше, чем я могла себе представить и переварить такое количество противоречивой информации. Друзья и знакомые тоже противоречили друг другу, а иногда и просто логике.

Вытащила меня из этого замкнутого круга противоречий моя мама. Хотя раньше я с ней эту тему не особо затрагивала, поскольку как-то все хотелось чего-нибудь модного, креативного. Но мама тактично, мудро, совершенно ненавязчиво привела меня к простому, но правильному решению. Теперь я уже могу об этом говорить, поскольку довольна результатом.

Я остановилась, как ни парадоксально, на одной из самых первых программ, которые были разработаны для наших детских садов. Это программа под редакцией М. А. Васильевой. Вот уж она проверена временем, выверена воспитателями, т. к. по ней есть большой опыт работы. Воспитатели успели сродниться с этой программой и теперь спокойно и уверенно воспитывают детей.

И, как я говорила, я довольна. Особых приоритетов по развитию чего-либо в программе нет. Дается всестороннее развитие. Для этого возраста – это наиболее подходящий вариант, т. к. на этом этапе развития надо гармонично познакомить ребенка со всеми видами искусства, с окружающим миром и многим, многим другим. И важно, что не забыто здоровье, оно сейчас у наших детей не всегда в идеальном состоянии.

Наталья Селифонова, психолог:

– Дочка ходит в детский сад два года. На выбор повлияли в большей степени отзывы других мам о детских садах, которые я собирала на детских площадках, в поликлиниках и т. д. Я отвергла вариант отдать дочку в Центр образования, который находится рядом с домом, только из-за негативных отзывов мам, которые рассказали, как там обращались с их детьми.

Читайте также:
Что за программа avira antivir personal

В итоге я выбрала самый обычный детский сад, работающий по стандартной, утвержденной Министерством образования программе. Без всякого уклона или дополнительного компонента образования. И первый год я, вообще говоря, смотрела, какое в этом саду отношение к детям. Потом мы опять могли перейти в этот улучшенный детский сад, но я отказалась от этого.

Ребенок уже привык к месту, к группе. И дочка осталась на прежнем месте. Впоследствии я смогу сменить детский сад, исходя из того, что ребенку надо будет идти в школу. Тогда я переведу дочку в то подготовительное отделение, которое будет готовить детей именно к этой школе.

Я детский психолог, имею представление о программах дошкольного образования. Знаю их достоинст­ва и недостатки. Я знаю, что наша отечественная программа, наиболее распространенная в детских садах, очень грамотно сконструирована. Сама по себе программа очень качественная. Чего, на мой взгляд, не хватает, я восполняю тем, что занимаюсь с ребенком сама.

Предел мечтаний мамы – это заниматься по программе «Развитие». В дальнейшем для меня важна связь детского сада со школьным учреждением, чтобы ребенок пошел учиться, уже подготовленным к той школе, которую я выбрала.

Людмила

– Нужна единая программа не только в дет­ском саду, но и в школе. Например, люди сменили место жительства и не знают, что делать со школой и детским садом: там было одно, здесь другое – требования разные. По одной программе в детском саду готовят к школе основательно, по каким-то тетрадям (планируя в дальнейшем, видимо идти в школу по программе «школа 2100»), а в другом саду даже счета нет.

Николай Петрович

– Я за вариативность. Другое дело, что родители не знают, в чем особенности конкретной программы и как правильно выбрать ту, которая действительно нужна ребенку. И конечно, надо, чтобы родители могли выбирать, в какой детский сад вести ребенка. Сейчас главное – просто место для ребенка получить, а какая программа достанется – как лотерейный билет.

Оксана Дмитриевна Светленко, педагог

– Конечно, нужна вариативность. Сейчас в школах педагоги используют разные программы. Даже в параллельных классах работают по разным программам. Почему нельзя так сделать и в детском саду? Один воспитатель использует «Истоки», другой – «Развитие».

И у воспитателей будет выбор, и у родителей. Главное, чтобы был контроль за программами, чтобы все они проходили апробацию, были рекомендованы авторитетными структурами.

Источник: sdo-journal.ru

«ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «Детство»» методический материал

Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Структура Программы представлена следующими образовательными областями:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Комплексная программа «Детство» 470 руб.
  • Реферат Комплексная программа «Детство» 280 руб.
  • Контрольная работа Комплексная программа «Детство» 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Принципы, на основании которых реализуется Программа:

  • Принцип образования и развития
  • Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
  • Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
  • Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
  • Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства

Программа «ДЕТСТВО»

(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство».

Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Она состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в разделе по возрастному периоду следующая:

– характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;

– особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

– общие задачи воспитания;

– уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

– рекомендуемая литература для чтения, изложения, заучивания наизусть;

– рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Особенности содержания Программы

Каждый раздел Программы предполагает действие одного общего механизма:

  • Ознакомление детей с определенной культурной областью или объектом.
  • Увлечение детей данной областью или объектом.
  • Освоение каждым воспитанников необходимых умений и навыков, позволяющих самореализоваться в данной культурной области и удовлетворить собственные индивидуальные потребности.
  • Проявление детьми самостоятельной творческой активности, посредством усвоенных умений и навыков.
  • Создание необходимых условий для эмоционального принятия детьми эстетических и моральных ценностей.

Таким образом, каждый воспитанник получает собственный социокультурный опыт, который становится фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка и его готовности к школьному обучению.

Федеральная образовательная программа дошкольного образова­ния «Детство» создана коллективом авторов — преподавателей кафед­ры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1990 году. В 2000 году, после десяти лет апробации в дошкольных учреждениях РФ, программа «Детство» была рекомендована Министерством обра­зования РФ, получила статус федеральной комплексной программы дошкольного образования (учитывая особенности ступени дошколь­ного образования, отсутствие ФГОС дошкольного образования, про­грамма «Детство» является, по сути, документом, гарантирующим ка­чество дошкольного образования).

Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впе­рвые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководст­вом доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой. Это единственная в стране программа дошкольного образования, созданная учеными, готовящими будущих педагогов. Традиционно все существующие программы для детских садов разра­батывались коллективами авторов научно-исследовательских институ­тов и центров.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития дошкольников, обеспечивающий единый процесс социали­зации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» — один из широко востребованных документов, в соответствии с которым работают в России дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий. По данным Института стратегических исследований в образовании РАО, (2008 год), программа «Детство» занимает второе место в стране по популярности. По ней работают около 50% до­школьных образовательных учреждений Российской Федерации.

Идеи программы постоянно обновляются и развиваются. Автор­ским коллективом разрабатываются инновационные педагогические технологии реализации ее содержания с учетом особенностей совре­менных дошкольников. Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня около 70 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий:

^ комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

^ методическое обеспечение программы;

^ методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией программы «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успеш­ности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим разработка научно-педагогического инструмента­рия мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе — сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, которую мы решаем на страницах нашего сайта.

Анализ раздела «Числа и цифры» современных программ

Педагогика и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Анализ раздела «Числа и цифры» современных программ

Содержанием раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство» в зависимости от возрастных возможностей детей является представления о множествах, числах, математических отношениях предметов, величине предметов, геометрических фигурах, представления о пространстве и времени, о доступных для них алгоритмах, дидактические игры и упражнения на развитие логического мышления. руслан горюхин жена

Целями раздела являются: развитие познавательных и творческих способностей детей, а также логико-математической компетенции; познавательное развитие предполагает прежде всего развитие интеллектуальных эмоций тех эмоций, которые возникают в ходе интеллектуальных процессов и способствуют их протеканию; творческое развитие умение ребёнка придумывать логические задачи, создавать новые предметы, выдвигать гипотезу.

Обучение осуществляется в процессе осуществления учебной задачи. Учебная задача должна решаться ребёнком при собственной преобразовательной деятельности (например, воспитатель предлагает написать Хрюше четыре письма, но имеется только один лист бумаги. Где взять ещё три?), при этом должны исключиться пассивные способы: показ, образец, объяснение, указания). Если всё время разъяснять, то можно сказать, что педагог занимается не развитием, а натаскиванием детей. У детей в процессе развития складывается логико-математический опыт, представленный ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения и т. д., в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх.

К дидактическим средствам раздела относятся: логические блоки Дьенеша в двух вариантах (объемный и плоский), палочки Кьюзнера в двух вариантах (объемный и плоский), модели (времени, пространства, числовые ряды, знаковое моделирование), тетради с печатной основой, учебно-познавательные книги Житомирского, Шедрина, рабочие листы, учебно-игровые книги, учебные приборы (ростомеры для кукол и детей, термометры, часы).

В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

Цель математического раздела программы развитие умственных и творческих способностей. Задачи: формирование общей сенсорной способности, использование сенсорных эталонов; обучение детей выделению свойств предметов (величина, количество); развитие представлений о числе и количественных отношениях; развитие умения классификации, сериации; овладение действиями моделирования, использования условно-символических моделей формировать умение ориентироваться в пространстве и времени.

Содержание по математическому развитию традиционно и в значительной степени заимствовано из программы начальной школы, но применяются не традиционные методы обучения – наглядное моделирование. Занятия математикой вводятся со средней группы в небольшом объёме с целью создания предпосылок для усвоения начал математики в старшей группе и охватывает лишь дочисловой период обучения. Основной метод – наглядное моделирование («Круги Эйлера», «Классификационное дерево»). Формы организации: учебно-игровая деятельность; творческая деятельность в малой подгруппе.

Страницы: 2

Новое в образовании:

План диагностики представлений детей дошкольного возраста о числах, освоенности счетных умений Методика диагностики математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Цель диагностики: выявить представления детей о счете предметов и об их упорядоченности. ü Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). ü Сосчитай, сколько здесь квадр …

Читайте также:
Galaxy shop что это за программа и нужна ли она на телефоне

Приемы активизации познавательной деятельности Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательн …

Источник: kolobok7.ru

Современные программы и авторские технологии, используемые в работе ДОУ.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.

В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

Программа «Детский сад — дом радости»

Программа «Одаренный ребенок»

Программа «Из детства в отрочество»

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Программа «Юный эколог»

Программа «Я- человек»

Программа «Дружные ребята»

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Программа «Дошкольник и экономика»

Педагогика Марии Монтессори

Вальдорфский детский сад

«Шаг за шагом» (Step by step)

Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» и др.

Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные (специализированные, локальные) — одно или несколько из направлений.

Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ, но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы, которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные педагогические идеи.

Обзор комплексных программ

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

• ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

• младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

• старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Программа «Радуга». Авторский коллектив — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.

Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.

Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство — уникальный период в жизни человека.

Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.

Авторы программы «Детский сад — дом радости» — к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей.

Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка — маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель — воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

«Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В.

Запорожца. И Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Программу «Детство» разработал авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму.

Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация — очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель — помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

«Из детства в отрочество» — так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.

Обзор парциальных программ

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Главная задача программы — стимуляция развития у дошколят самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н.

О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина.

Прогамма «Я, ты, мы» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности

Читайте также:
Loiloscope что это за программа

Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой. Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение.

Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений».

Программу «Дошкольник и. экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова. Ее цель — научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги».

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Л. В. Куцакова)

Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель — развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст — от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных.

Существует еще много парциальных программ по различным направлениям.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник: students-library.com

Общая характеристика комплексных программ дошкольного образования

Цель контрольной работы — рассмотреть современные тенденции обновления дошкольного образования в стране.
Задачи данной работы: рассмотреть современные концепции обновления дошкольного образования в стране, рассмотреть виды программ, охарактеризовать образовательные программы развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Современные концепции обновления дошкольного образования в стране..4
2. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития детей дошкольного возраста…………………. 6
3. Классификация программ. Характеристика образовательных программ развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста……………. 10
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список используемых источников……………………………………………..16

Прикрепленные файлы: 1 файл

1. Современные концепции обновления дошкольного образования в стране..4

2. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития детей дошкольного возраста…………………. 6

3. Классификация программ. Характеристика образовательных программ развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста……………. 10

Список используемых источников…………………………………………….. 16

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них — «Декларация прав ребенка» (1959). Основной ее тезис — «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Объектом данной работы являются — комплексные программы дошкольного образования.

Предметом — общая характеристика комплексных программ дошкольного образования.

Цель контрольной работы — рассмотреть современные тенденции обновления дошкольного образования в стране.

Задачи данной работы: рассмотреть современные концепции обновления дошкольного образования в стране, рассмотреть виды программ, охарактеризовать образовательные программы развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

1. Современные концепции обновления дошкольного образования в стране

В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Впервые публично были серьезно проанализированы отрицательные стороны состояния общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

В качестве основного недостатка указывалось использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что цель дошкольного воспитания по существу сводилась к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывалась специфика развития в дошкольном возрасте, самоценность этого периода жизни ребенка.

Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Основные идеи концепции — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства.

Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.

В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.

Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями (Закон РФ «Об образовании») 1 .

Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 2 , в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» 3 . Также в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ» 4 . В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.

Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей.

2. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития детей дошкольного возраста

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Выбор программ для дошкольных образовательных учреждений является очень актуальным в настоящее время. Министерство общего и профессионального образования разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

В настоящее время до введения государственного образовательного стандарта действуют временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. №448) 5 . Государственные органы управления образованием, в том числе Министерство образования России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационном письме Министерства образования России от 24 марта 1995 г. №42/19-15 6 . В 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред. Р.Б. Стеркиной), где также дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.

Экспертиза программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования для определенного региона (города, района). Экспертиза набора специализированных (парциальных) программ осуществляется: Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательных программ из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Выбор программ зависит от дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.

В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходима следующая работа:

1. Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам.

2. Изучение раздела «Развивающая предметная среда». В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в зависимости от выбранной программы и ее задач.

3. Подбор методического и дидактического материала по выбранной программе 7 .

4. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе.

5. Проведение теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы.

6. Консультации и открытые мероприятия для родителей.

7. Переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста или с того возраста, который предусмотрен программой.

Источник: www.referat911.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru