Комплексные муниципальные программы это

Система планирования комплексного социально-экономического развития муници­пального образования включает в себя три взаимосвязанных элемента: прогнозиро­вание, текущее планирование и перспективное (стратегическое) планирование.

Переход российской экономики к рыночным отношениям был одновременно переходом от директивных методов планирования к индикативным. Следствием этого перехода стало возрастание роли прогнозов в планировании. При действии на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов различ­ных форм собственности и организационно-правовых форм единственным доку­ментом, характеризующим в сводном виде показатели дальнейшего развития му­ниципального образования, может быть только прогноз. Последний может быть краткосрочным (для обоснования текущих планов), среднесрочным и долгосроч­ным. Для муниципального хозяйства в целом и отдельных муниципальных пред­приятий и учреждений может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.

Основу прогноза составляют показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим го­дом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования орга­нами государственной власти.

Что такое органы местного самоуправления

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуще­ствляется по тем же группам показателей, которые использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Раз­работка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очеред­ной год должны вестись совместно.

Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моно­структурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они опре­деляют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Прогнозные показа­тели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и со­гласования между администрацией муниципального образования и руководите­лями предприятий. Сложнее прогнозировать показатели развития малых и сред­них предприятий, когда основой исследования служат данные предыдущих лет и экспертные оценки.

Текущее планирование и прогнозирование

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осу­ществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджет­ных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план со­циально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-ком­мунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здра­воохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т. д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюджета, необходимо организовать компетент­ное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с вы­бранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономи­ческой службе администрации.

Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры

Существенной составной частью годового плана являются муниципальные це­левые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой ад­министрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке.

Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Необходимость стратегического планирования на муниципальном уровне

Разделение планирования на текущее и стратегическое — одна из важнейших осо­бенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратегиче­ское планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое пла­нирование является важнейшей составной частью общей системы стратегическо­го управления муниципальным образованием.

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-эконо­мического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. Однако недостаток опыта стратегического планирова­ния, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает почву для неэффективных управ­ленческих решений. Вследствие слабой научной и организационно-методической обеспеченности стратегического планирования разработанные концепции и стра­тегические планы зачастую носят декларативный характер, отсутствуют механиз­мы их реализации.

Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная пере­стройка экономики территории. Такая необходимость может возникнуть, напри­мер, в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением потребности в продукции градообразующего предприятия, утраты им конкурентоспособности в результате старения технологии и оборудования, сокращения государственно­го заказа на оборонную продукцию и т. п. Следствием таких событий являются массовая безработица в муниципальном образовании, снижение жизненного уров­ня населения, рост социальной напряженности. Поэтому одна из важнейших задач стратегического планирования — предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений.

Читайте также:
Как восстановить программу из резервной копии itunes

Обобщение результатов теоретических исследований и опыта практических разработок в сфере комплексного социально-экономического развития муници­пальных образований России позволяет рекомендовать два основных прогноз­ных документа, подлежащих разработке на муниципальном уровне. Это концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития муници­пального образования. Может быть разработан и один обобщающий документ. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают сред­несрочные (3-4 года) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок разрабатывается стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу.

Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Структура этой концепции обусловлена системой целей и задач социально-эко­номического развития муниципального образования и может включать следующие разделы (рис.1).

Рис.1. Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.

Прежде всего анализируется имеющаяся информация о социально-экономи­ческой ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального обра­зования невозможна. Затем рассматриваются роль и место данного муниципаль­ного образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

2. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития.
Здесь рассматривается стратегический выбор муниципального образования.

Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

— сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

— полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муници­пального образования (инновационная стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих страте­гий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий данного муни­ципального образования. С учетом этого должны быть определены и основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный ха­рактер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его эко­номической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и средний.

Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концеп­ции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные ре­шения.

3. Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включа­ет следующие подразделы:

— развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;
— формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

— обустройство территории: градостроительство, благоустройство, развитие ин­женерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

— развитие человеческого потенциала территории;

— совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.

В составе концепции или стратегического плана могут быть выделены подпро­граммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например «Жилье», «Со­циальная защита», «Здравоохранение» и т. п. Вопросы разработки целевых про­грамм рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе общей концепции развития органы местного самоуправления при­нимают ряд других программных документов: программы приватизации, концепции генеральных планов, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

5. Механизм реализации концепции социально-экономического развития.
Здесь должны быть рассмотрены:

— механизмы государственной и муниципальной поддержки выполнения на­меченной стратегии, в т. ч. нормативно-правовой;

— источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оце­нить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть вари­анты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирова­ние, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т. д.);

— механизмы совершенствования системы муниципального управления (привле­чение граждан к принятию управленческих решений, развитие информацион­ных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).

Порядок разработки концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования

Разработка концепции и стратегического плана социально-экономического разви­тия муниципального образования — сложная задача, требующая привлечения вы­сококвалифицированных специалистов и продуманной технологии работы. Ос­новные этапы разработки концепции показаны на рис.2.

Рис. 2. Основные этапы разработки концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

1.Организационно-подготовительный этап включает: разработку и утверждение структуры документа; подготовку необходимых методических материалов: определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; проведение обучения работников (при необходимости); формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции; выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов; со­ставление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы
формирования концепции, состав группы и его руководителей.

Читайте также:
Программа hdd regenerator инструкция

2.Этап формирования и анализа информационной базы включает сбор, систематизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции: статистические данные; предложения населения; прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования; наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города, и т. п.

3.Этап разработки проекта концепции предполагает собственно формирова­ние проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе име­ющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приорите­тов социально-экономического развития.

4.Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции. Основные задачи экспертизы: проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования; анализ соответствия задач социально-экономического развития муниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; оценка принятых направлений социально-экономической политики; уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. Как правило, проводится юридическая, эконо­мическая, экологическая и социальная экспертиза концепции, а также ее обще­ственное обсуждение (общественная экспертиза).

5. Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производятся доработка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного об­суждения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов, согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях — с заинтересо­ванными министерствами и ведомствами РФ и утверждение концепции предста­вительным органом муниципального образования.

При принятии решения о разработке концепции перспективного развития му­ниципального образования необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

1.Формирование в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занятого разработкой концепции и непосредствен­но подчиненного главе администрации или (как минимум) его первому замести­телю. Возложение этой работы в качестве «дополнительной» на структурные под­разделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к ее провалу.

2.Создание, наряду с административной группой, общественного координационного органа по разработке и реализации стратегии развития муниципального образования. Одной из известных форм такого органа является «Агентство развития», учредителями которого, кроме местной администрации, могут быть предприятия города и их союзы, коммерческие структуры, банки, фонды экономического развития, профсоюзы, общественные организации, корпоративные организации ученых и экспертов, университеты и т. п. В составе агентства орга­низуются научные советы и группы по разработке отдельных разделов концеп­ции. Головной его структурой могут быть научный центр, высшее учебное заведе­ние, проектная организация и т. п.

Широкая и постоянная информированность населения о целях и задачах стра­тегического плана, необходимости и полезности его для каждого жителя, органи­зация сбора и обсуждения предложений, поступающих от населения и различных местных сообществ. Люди должны сознавать, что разработка стратегии развития муниципального образования — их общее дело и они — его участники.

| следующая ==>
Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях | География и климат

Источник: mydocx.ru

30. Программы комплексного социально- экономического развития муниципальных образований

Под комплексным социально-экономическим развитием поселения мы будем понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижения определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.

В последнее время в Россию стало проникать одно из современных достижений управленческой науки — науки управления проектами. В настоящее время за рубежом это направление в значительной степени развито. Существует даже Международная Ассоциация Управления проектами. Эта методология хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночных отношений.

Муниципальные образования в соответствии с законодательством обладают всеми правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления. Это означает, что за небольшим исключением (см. Гражданский Кодекс Российской Федерации) органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством.

Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом — по управлению развитием города.

В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.

Читайте также:
Программа которая может найти человека по фотографии в интернете

Учитывая специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.

Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования мы будем понимать управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.

В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

период полномочий органов местного самоуправления;

крупные инвестиционные проекты;

местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

Однако, каким бы ни был сложным процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

в период разработки программы развития:

 сбор и обработка информации;

 целеопределение (постановка целей);

 выработка стратегических установок и критериев развития;

 оценка потенциала и ресурса развития;

 разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

 разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

в период реализации программы развития:

 разработка и принятие бюджета развития;

 исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;

 контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).

Итак, основная особенность планирования и разбиение на этапы процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключаются в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с некоторыми характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.

Источник: studfile.net

ПК «Государственные (муниципальные) программы»

Программный комплекс «Государственные (муниципальные) программы» – решение для автоматизации процессов формирования, ведения, мониторинга исполнения и оценки эффективности государственных (муниципальных) программ. Является частью государственных и муниципальных систем управления общественными финансами.

Решение для Субъектов РФ и МО

Для финансовых и экономических органов Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Комплексная интеграция в процессы управления общественными финансами

Полная совместимость с автоматизированными решениями стратегического управления, планирования бюджета, исполнения бюджета, формирования и ведения государственных (муниципальных) заданий, управления проектами, управления закупками и аналитики.

Решение на WEB-технологиях

Не требует установки дополнительного программного обеспечения у пользователей, развертывается на базе ОС Linux и СУБД PostgreSQL.

Общая информация о решении

ПК «Государственные (муниципальные) программы» предназначен для повышения качества и эффективности реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере социально-экономического развития региона за счет обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности процессов формирования и исполнения государственных (муниципальных) программ.

Особенности решения

Комплексная автоматизация всех процессов, связанных с государственными (муниципальными) программами
WEB — решение, разработанное на технологической платформе, поддерживающей компоненты Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или свободно распространяемого программного обеспечения
Современный дизайн и эргономика интерфейсов, обеспечивающие эффективную работу пользователей
Возможность построения произвольной структуры государственной (муниципальной) программы
Связь с проектным управлением
Мониторинг реализации контрольных событий для оперативного управления процессом исполнения государственных (муниципальных) программ

Нормативная правовая база
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
5. Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»
6. Нормативные правовые акты субъекта (муниципального образования) РФ, регламентирующие процесс разработки документов стратегического планирования, процесс разработки реализации и оценки эффективности государственных программ

Источник: www.krista.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru