Региональная целевая программа • Комплексная целевая программа • Отраслевая целевая программа • Принципы разработки региональных целевых программ • Оценка эффективности целевой программы • Программно-целевое бюджетное планирование
Программно-целевой принцип планирования в качестве основных механизмов достижения целей социально-экономического развития рассматривает разработку и реализацию целевых программ. По уровню административно-территориальной иерархии целевые программы делятся на программы РФ (федеральные), программы субъектов РФ (региональные) и муниципальные программы.
Нормативной основой разработки целевых программ на федеральном уровне являются нормы Бюджетного кодекса РФ, «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594, и иные нормативные, правовые и методические документы, утвержденные на федеральном уровне.
Mental Force — целевая комплексная программа для поддержания когнитивных функций головного мозга.
Разработка региональных целевых программ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и региональными нормативными и правовыми актами.
Региональная целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем региона, развития отраслей и комплексов экономики, административно-территориальных единиц региона, утвержденный органами государственной власти региона.
Региональные целевые программы подразделяются по продолжительности программного периода (сроку реализации) на среднесрочные (рассчитанные на срок реализации от одного года до трех лет) и долгосрочные (сроком от трех до пяти лет); по функциональной организации программы – на комплексные и отраслевые целевые программы.
Отличительными особенностями комплексной целевой программы являются ее направленность на достижение целей и решение приоритетных проблем, которые имеют межотраслевой характер, требуют обоснования различных вариантов развития и имеют высокую степень воздействия на социально-экономическое состояние региона; а также агрегированность основных целевых показателей, формирующихся из совокупности увязанных между собой межотраслевых программных показателей.
В отличие от комплексных отраслевые целевые программы направлены на развитие базовых отраслей экономики или на решение проблем отдельных сфер социально- экономического развития субъекта РФ.
Государственные региональные целевые программы частично или полностью реализуется за счет финансовых и (или) материальных ресурсов, находящихся в собственности региона.
Основными принципами разработки региональных целевых программ являются:
- 1) согласованность целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития региона, документами стратегического и территориального планирования (Стратегией социально-экономического развития и Схемой территориального планирования региона) и приоритетными задачами, установленными нормативными актами органов исполнительной власти региона;
- 2) обоснованность по ресурсам (в том числе источникам финансирования), исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих программу;
- 3) установление сроков достижения намеченных программой результатов;
- 4) взаимоувязанность мероприятий программы с мероприятиями других утвержденных государственных и региональных целевых программ.
При разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования субъектов РФ, долгосрочных целевых программ необходима их координация с учетом перспективных направлений, определяемых концепциями социально-экономического развития регионов.
Комплексная, целевая программа «Здоровый старт». О.А.Бутакова
Региональные целевые программы должны определять целевые ориентиры для социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, они призваны сформировать в регионах благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.
Решение о разработке целевой программы принимается органами исполнительной власти региона в соответствии с законодательством РФ и региональными нормативными и правовыми актами. Решением устанавливаются сроки и источники финансирования разработки региональной целевой программы и определяется порядок ее разработки и контроля использования выделяемых на разработку программы средств.
Проект целевой программы должен включать в себя: основные цели и задачи, мероприятия программы, этапы и сроки их выполнения; сведения о государственном заказчике программы.
Пояснительная записка к проекту региональной целевой программы содержит:
- • анализ существующего состояния решаемой приоритетной проблемы (или задачи);
- • обоснование необходимости достижения целей и решения задач, выдвигаемых программой, а также технико-экономическое обоснование программы;
- • ожидаемые результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях (целевых индикаторах);
- • сведения об объемах, источниках, формах и механизмах привлечения финансовых (бюджетных и внебюджетных), трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации программы;
- • оценку социально-экономической эффективности целевой программы.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
Оценка эффективности целевой программы осуществляется по годам или этапам в течение всего срока ее реализации, а при необходимости и после ее завершения. Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом ее специфики и должна служить приложением к тексту программы. При оценке эффективности программы должны учитываться все виды затрат, как связанные с подготовительным этапом (НИОКР, организационные затраты), так и прямые затраты на ее реализацию. Регион получает от реализации программы экономический эффект (увеличение налоговых поступлений в бюджет, рост объема производимой в регионе продукции), социальный эффект и прочие «косвенные» эффекты.
С намечаемым переходом на программный бюджет роль региональных (муниципальных) программ и требования к качеству их подготовки значительно возрастают. С 2014 г. в субъектах РФ начнется переход на государственные региональные программы и программно-целевое бюджетное планирование с доведением расходов по программам до 90% общих расходов региона.
Государственные (муниципальные) программы должны разрабатываться в соответствии с приоритетами, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, стратегиями развития отраслей и отдельных сфер экономики субъекта РФ и стратегиями социально-экономического развития макрорегионов и отдельных территорий.
Перечень государственных программ субъекта РФ, муниципальных программ, а также порядок их разработки, сроки реализации и оценки их эффективности определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Источник: studme.org
Проект: «Создание комплексно- целевой программы управления качеством образования с учётом требований ФГОС».
проект
Проект: «Создание комплексно- целевой программы управления качеством образования с учётом требований ФГОС».
Выполнила Матвеева Е.В.
1.Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС
— Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, межличностные отношения, формирование ценностей, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в мире. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, уважение к своему народу и Родине.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
— Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, отстаивать своё мнение. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
— Предметные: освоение предмета, получение новых знаний, применение знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Источник: nsportal.ru
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем.
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ
система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены цели программы, пути и средства решения программной проблемы.
КОМПЛЕКСНАЯ (ЦЕЛЕВАЯ) ПРОГРАММА
система увязанных между собой по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены цели, пути и средства ее достижения. В России разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы.
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой, общей цели. Известны федеральные и региональные, научно-технические, социально-экономические, экологические целевые комплексные программы.
Целевая комплексная программа
директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления полный комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективными путями народнохозяйственной проблемы, решение которой требует участия ряда отраслей, а также министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик и местных органов управления.
ЦКП разрабатываются для решения наиболее важных народнохозяйственных проблем и являются составной частью государственных перспективных и текущих планов экономического и социального развития СССР.
Одной из важнейших особенностей ЦКП является то, что они имеют четко выраженный целевой характер, что проявляется как в строгой ориентации всех входящих в них мероприятий и заданий, а также используемых ресурсов на полное решение определенной народнохозяйственной проблемы, так и в порядке их составления, который начинается с постановки конечной цели (целей) программ с последующим поэтапным их разукрупнением до уровня адресных заданий и мероприятий.
По содержанию комплексные программы подразделяются на:
социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования социалистического образа жизни, повышения материального и культурного уровня жизни советских людей, улучшения условий труда и преобразования его характера и др.;
производственно-экономические, направленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, на повышение его эффективности и качественных характеристик, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, на создание и развитие новых отраслей и производств и др.;
научно-технические, направленные на решение важнейших научно-технических проблем и широкое применение в народном хозяйстве достижений науки и техники;
территориальные (региональные), направленные на обеспечение комплексного хозяйственного освоения новых территорий или преобразование сложившихся районов страны, формирование и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК);
экологические, направленные на осуществление крупных природоохранительных и природо-преобразовательных проектов;
организационно-хозяйственные, направленные на совершенствование организации управления отдельными хозяйственными системами или их сочетаниями.
По временной протяженности программы подразделяются на долгосрочные (свыше пяти лет) и среднесрочные (пять лет и менее).
В практике социалистического строительства ЦКП уже разрабатывались. Например, план ГОЭЛРО или освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Западной Сибири. Сейчас успешно осуществляются целевые программы, связанные с подъемом сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, освоением газонефтяных районов Западной Сибири и т. д. Однако в прошлые годы ЦКП были единичными и выдвигались лишь эпизодически. Сейчас же такие программы становятся частью планов экономического и социального развития страны.
XXVI съезд КПСС указал на необходимость шире использовать ЦКП как органические составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития, повысить их обоснованность, направленность на конечные народнохозяйственные результаты и решение конкретных научно-технический, экономических и социальных проблем.
Органической и составной частью стратегии партии на ближайшее десятилетие является одобренная майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС Продовольственная программа СССР на период до 1990 года, К числу других крупных ЦКП относятся программы по экономии топлива и металла, развитию зоны БАМа, сокращению применения ручного труда, увеличению производства товаров народного потребления и услуг, подъема машиностроения, энергетики и всех видов транспорта, химизации народного хозяйства и др. Установлено, что перечень целевых научно-технических, экономических и социальных программ будет определяться и утверждаться до начала каждой очередной пятилетки, Перечень таких программ на одиннадцатую пятилетку утвержден ГКНТ и Госпланом СССР,
Источник: vocable.ru