Сущность и структура комплексно-целевой программы управления качеством образования
Определение 1
Комплексно-целевая программа управления качеством образования – это нормативный документ, решающий совокупность управленческих задач и ориентированный на регулирование качества образовательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения.
Качество образования отражает личностный рост учащегося, его интеллектуальное, нравственное, гражданское, физическое и духовное развитие.
Данная программа формируется на один учебный год и ориентирована на предоставление отдельным учебным заведением и системой образования в целом качественных образовательных услуг.
По своей структуре комплексно-целевая программа управления качеством образования представляет собой совокупность следующих компонентов:
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
«Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Основы создания комплексно-целевой программы управления качеством образования
В основе создания программы управления качеством образования закладываются требования ФГОС. Они отражают те условия, которые требуется соблюдать для достижения качественного оказания образовательных услуг и достижения целевого назначения образовательной работы.
Mental Force — целевая комплексная программа для поддержания когнитивных функций головного мозга.
Стандарты ориентированы на удовлетворение потребностей учащихся и развитие подрастающего поколения. Учащихся готовят к самоопределению, самореализации, творческому развитию.
Согласно требованиям ФГОС, качество образования отражает эффективность работы образовательного заведения и всей образовательной деятельности.
ФГОС выдвигает следующие требования к качеству образовательной деятельности учебного заведения и освоения образовательной программы учащимися:
- Развитие у учащихся личностных качеств в ходе обучения и развития. Данные качества отражают стремление к самоопределению, выработку гражданской позиции, мировоззрения и ценностных ориентиров деятельности, навыки целевой направленности деятельности и формирование личностных компетенций.
- Развитие у учащихся навыков познания и обучения. Они связаны с освоением навыков познания, добывания информации, использования навыков в практической деятельности и применения в разных ситуациях. Сюда же входят навыки планирования своей деятельности и прогнозирования ее итогов.
- Развитие у учащихся навыков познания конкретной дисциплины. Здесь отражаются те навыки, которые помогают познавать конкретную предметную область, конкретные связи и отношения.
Что касается требований к качеству образовательной деятельности, то ФГОС утверждает следующие:
- Предоставление качественного содержания образовательных программ;
- Определенный уровень развития методического обеспечения образовательной деятельности и его качество;
- Качественное материальное и техническое снабжение учебно-воспитательной работы;
- Профессионализм и квалификация педагогов;
- Наличие положительной мотивации учащихся к познанию, обучению и развитию;
- Качество предоставляемых знаний и практических навыков на конкретном уровне и этапе обучения;
- Качество системы контроля образовательной деятельности в конкретном учебном заведении;
- Качество внутреннего контроля и регламента образовательной деятельности;
- Системный подход к управлению качеством образовательной работы.
Таким образом, комплексно-целевая программа управления качеством образования включает в свой состав планы учебно-воспитательной работы за конкретный временной период, нагрузку педагогического состава, применение инновационных методов обучения, ориентированных на повышение мотивации учащихся и их активности в обучении, мониторинг образовательной деятельности и уровня освоения образовательных программ в течение определенного временного промежутка.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗА 9 МИНУТ
Качество образования зависит от следующих компонентов:
- Использование технических средств обучения.
- Применение морального поощрения учащихся и педагогов.
- Системы контроля образовательной работы учебного заведения.
- Учебно-методической деятельности педагогов.
- Наличия оптимальной и целесообразной учебно-методической базы работы.
- Соответствие профессиональной подготовки и переподготовки педагогического состава учебного заведения в соответствии с профессиональными стандартами.
- Реализации личностно-ориентированной модели построения образовательной деятельности.
Данные компоненты закладываются в качестве целевых ориентиров при составлении целевой программы управления качеством образования.
Данная программа ориентируется на создание комфортной психологической образовательной среды, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей современного общества.
Источник: spravochnick.ru
Типы целевых комплексных программ
Целевая комплексная программа (ЦКП) – документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
По содержанию ЦКП подразделяются на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.
Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический).
Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.
Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и
природообразующего характера. Примером такой программы может служить государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, предприятиях, разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.
По временной продолжительности ЦКП могут быть долгосрочными, разрабатываемыми
на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Система показателей ЦКП основывается на показателях нормативах,
предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях
управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода
представляется возможным выделить следующие уровни ЦКП в рамках первичных
— народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;
— межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
— общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;
— подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем
включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а так же посредством
разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-
экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми
видами ресурсов в первоочередном порядке.
Источник: studopedia.su
Статья: Типы целевых комплексных программ
В социальной работе применяется программно-целевое управление, — управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления появляется тогда, когда возникает серьезная и широкая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.
Особой важной частью системы программного регулирования являются целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем [1, с.105].
Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [1, с.106] .
В современном экономическом словаре дается трактовка понятия Целевая комплексная программа как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Известны федеративные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы [5].