Представлено мнение отечественных и зарубежных исследователей о проблеме высокой распространенности стоматологических заболеваний и обозначены вопросы профилактики их у детей и подростков. Отмечена негативная динамика стоматологического здоровья в России и за ее пределами.
Определена роль программ профилактики в алгоритме мероприятий, направленных на борьбу со стоматологическими заболеваниями и повышение уровня стоматологического здоровья. Доказана эффективность мер профилактики в различные возрастные периоды и обоснована необходимость их использования. Особая роль отведена гигиеническому воспитанию детей и подростков, а также их родителей. Представлены формы и методы профилактических мероприятий, показана их клиническая эффективность и недостатки. Быстрое развитие стоматологических технологий явилось основанием для разработки новых методик профилактики с широкими возможностями и техническим сопровождением.
Профилактика стоматологических заболеваний
клиническая эффективность.
дети и подростки
профилактика
стоматологические заболевания
распространенность
1. Аболмасов Н.Н. Стратегия и тактика профилактики заболеваний пародонта // Стоматология – 2003. — № 4. – С. 34-39.
2. Авраамова, О.Г., Западаева С.В., Шевченко С.С. Организация стоматологической помощи в образовательных учреждениях // Материалы XXВсерос. науч.-практ. конф. «Стоматология XXI» века. М., 2008. — С. 245 — 247.
3. Алимский А.В. Уровень и структура пораженности кариесом зубов среди дошкольников г. Екатеринбурга // Новое в стоматологии. — 2000. — № 1. — С. 37-39.
4. Асылгареева Г.Г., Ахметова Г.М. Санитарно – гигиенические навыки у детей города Похвистнево, Самарской области // Сборник научных статей VI-й Российскойнаучно-практической конференции. Казань, 1 ноября 2013 г.– Казань: Издательство «Отечество», 2013. – 144 с. – С. 3
5. Барер Г.М., Молчанов А.С., Гросицкая И.К. Отсроченные визиты в стоматологии и их связь с личностными особенностями пациента // Труды Vсъезда Стоматологической Ассоциации России. М., 2000. — С. 15 — 16.
6. Беленова И.А., Шабанов Р.А. Неосложненный кариес – методы лечения и профилактики // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2010. – Т. IX, 2(33). – С. 32-36.
7. Беляев В.В. Распространенность основных стоматологических заболеваний и особенности их профилактики у детского населения Тверской области // Автореф. дис. канд. мед. наук. Тверь. — 1998. — 18 с.
8. Булкина Н.В. Хронический пародонтит при заболеваниях органов пищеварения: клинико-инструментальные, орфологические и иммуногистохимические критерии возникновения и прогнозирования течения // Автореф. дис. д-ра мед. наук. — Волгоград, 2005. — 39 с.
9. Быков И.М., Сирак А.Г., Сирак С.В. Апробация нового зубного эликсира для профилактики кариеса зубов в условиях эксперимента // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: www.science-education.ru/110-9799 (дата обращения: 08.12.2014).
Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний Диспансеризация населения
10. Виноградова Т.Ф. Морозова Н.В. Организация профилактики кариеса зубов у детей в различные возрастные периоды: Учебное пособие. // М., 1987. — С. 15 -25.
11. Гоменюк Т.Н. Эффективность программы первичной профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста // Актуальные вопросы медицины. — Волгоград, 1994. — С.61.
12. Григорьян А.С., Фролова О.А., Иванова Е.В. Морфогенез ранних стадий воспалительных заболеваний пародонта // Стоматология. 2002. — № 1.- С. 19-25.
13. Грудянов А.И. Средства и методы профилактики воспалительных заболеваний пародонта // М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2012. – 96 с.
14. Дзуцева Ф.А., Кузьмина Э.М., Васина С.А., Беня В.Н. Особенности стоматологического статуса детей 12 и 15 лет в Республике Северная Осетия-Алания. // DentalForum. — 2010. — № 3. — С.47-49.
15. Дмитриева Л.А., Крайнова А.Г. Современные представления о роли микрофлоры в патогенезе заболеваний пародонта // Пародонтология. 2003. — № 1. — Т. 30. — С. 32-35.
16. Жерлицына С.Б. Разработка методов профилактики поражений твердых тканей зубов у детей с системным остеопорозом // Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2005. — 22 с.
17. Жулев E.H., Косюга С.Ю., Колесова О.В. // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2010. — №1 (32). -С39-43.
18. Карницкая И.В, Сунцов В.Г., Дистель В.А., Худорошков Ю.Г.Состояние краевого пародонта и уровень гигиены полости рта приортодонтическом лечении детей // Труды V съезда Стоматологической Ассоциации России. М., 1999. — С. 134-135.
19. Кисельникова Л.П. Перспективы местного применения фторидов в клинической стоматологии. // Маэстро стоматологии, 2007- № 2 (26). — С. 18-22.
20. Кисельникова Л.П., Н.С.Попова Н.С., Яковлева Ю.Н. Антенатальная профилактика кариеса зубов у детей раннего возраста с применением ксилитол-содержащей жевательной резинки // Маэстро стоматологии.-2009.- № 34.- С.72-74.
21. Кобиясова И.В.Психология в стоматологии: Важнейшие аспекты грамотного общения с пациентом // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1 (приложение). С. 297-300.
22. Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста // М., МЕДпресс-информ, 2008. – 168 с. — С.7 — 23.
23. Косюга С.Ю., Богомолова Е.С., Киселева О.С., Эффективность профилактики основных стоматологических заболевании у школьников г. Нижнего Новгорода/ // Вестник Уральской академической науки- 2008 — № 2. — С. 81-83.
24. Кузьмина Э.М., Турьянская М.В. Стоматологическая заболеваемость детского населения Краснодарского края по данным эпидемиологического обследования 2007 г. // DentalForum. – 2010. — №4 (36). — С. 30-31.
25. Ландинова В.Д., Морозова С.И., Савельева Н.А., Огнева А.Н., М. Эль УаззаниОценка устойчивости сформированной внутренней мотивации подростков к сохранению стоматологического здоровья путем рациональной гигиены полости рта // Институт стоматологии.- 2011.- № 4 (53).– С. 20-21.
26. Леонова Л.Е. Заболеваемость кариесом у беременных // Пермский медицинский журнал. — 2006. — Т. 23, № 1. — С. 105-107.
27. Леус А.П. Профилактическая коммунальная стоматология // М.: Медицинская книга. 2008 – 444 с.
28. Леус П.А., Матело С.К. Медицинская эффективность контролируемой чистки рта у школьников // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2010. – Т. IX, 2(33). – С.59 – 63.
29. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов // Н.Новгород, Из-во ГНМА, 1998. — С.104-154.
30. Лукиных Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта // М.: Медицинская книга, 2003. – 196 с.
31. Brambilla E. et al. Caries6preventive effect of topical amine fluoride in children with high and low salivary levels of mutans streptococci // Caries Res., 1999, Vol. 33. –Р. 423–427.
32. Bravo M., Baca P., Llodra J.C., Osorio E. A 24-month study comparing sealant and fluoride varnish in caries reduction on different permanent first molar surfaces. // J. Publ. Health Dent. – 1997. – V.57, N.3. – P.184-186.
33. Cahen et al. Comparative unsupervised clinical trial on caries inhibition effect of monofluorophosphate and amine fluoride dentifrices after 3 years in Strasbourg, France //Comm. Dent. Oral Epidemiol. – 1982, V. 10. – Р. 238–241.
34. Deshpande A., Jadad A.R. The impact of polyol-containing chewing gums on dental caries: a systematic review oforiginal randomized controlled trials and observational studies. // JADA. – 2008. – V.139, N.12. – P.1602-1614.
35. Featherstone J.D. Prevention and reversal of dental caries: role of low level fluoride. // Comm. Dent. Oral Epid. –1999. – Vol.27, N.1. – P.31-40.
36. Feigal R.J., Donly K.J. The use of pit and fissure sealants // J. Pediatr Dent. 2006. -N 28 (2). — Р. 143-150.
37. Feldens E.G., Feldens C.A., de Araujo F.B., et al. Invasive technique of pit and fissure sealants in primary molars: an SEM study. J ClinPediatr Dent 1994. — N 18(3). -Р.187-190.
38. Fung, E.Y., et al. Pharmacokinetics of bisphenol A released from a dental sealant // JADA, 2000. — N 131(1). – Р. 51 — 58.
39. Ismail A.I., Hasson H. Fluoride supplements, dental caries and fluorosis: a systematic review. // JADA. – 2008. –V.139, N11. – P.1457-1468.
40. Kinane D.F. Causation and pathogenesis of periodontal disease // Periodontology, 2001. — V. 25. — P. 8-20.
41. Marinho V.C. Evidence-based effectiveness of topical fluorides. // Adv. Dent. Res. – 2008. – V.1, N. 20(1). – P.3-7.
42. Mejare I. Mjor IA: Glass ionomer and resin-based fissure sealants: A clinical study // Scand. J. Dent Res. 1990. — Р. 345-350.
43. Moberg Sk. ld. U., Petersson L.G., Lith A., Birkhed D. Effect of school-based fluoride varnish programmes on approximal caries in adolescents from different caries risk areas. // Caries Res. – 2005. — V.39, N4. – P.273-279.
44. Nakai Y., Shinga-Ishihara C., Kaji M. et al. Xylitol gum and maternal transmission of mutans streptococci. // J.Dent. Res. – 2010. – V.89, N.1. – P. 56 — 60.
45. Olea N., Pulgar R., Perez P, et al.: Estrogenicity of resin-based composites and sealants used in dentistry. Environ Health Persp 1996; V. 104. — Р. 298 — 305.
В структуре стоматологической заболеваемости у детей наиболее часто встречаются кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта[41, 9]. В настоящее время уровень заболеваемости кариесом зубов у детей по-прежнему остается крайне высоким [22, 6, 24, 36].
Массовая заболеваемость влечет за собой необходимость осуществления профилактики стоматологических заболеваний путем ее организации на государственном, региональном, учрежденческом уровнях, планирование мероприятий, разработка регионально адаптированных программ, включающих организацию и проведение санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания различных возрастных групп населения [40, 44].Соответственно, проблема профилактики и лечения кариеса зубов у детей остается одной из актуальных и приоритетных задач детской стоматологии [21, 45].
Гоменюк Т.Н. (1994) обращает внимание на то, что проведение профилактики тесно связано со знанием этиологии и патогенеза кариеса. Знание причин и развития заболевания является необходимым условием для осуществления профилактических мероприятий.
Необходимая часть программ профилактики стоматологических заболеваний у детей — образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание [34].Образовательная программа должна учитывать психолого-педагогические закономерности, особенности психики, тип психологического восприятия информации ребенком и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами [25]. При разработке программ профилактики необходимо также обращать внимание на физиологические особенности детей, в частности на повышенный риск возникновения кариеса в период прорезывания постоянных зубов [14].
Программа гигиенического воспитания и обучения у стоматолога для детей состоит из нескольких этапов: информационного, этапа профессиональных действий и этапа формирования гигиенических навыков. Может включать в себя проведение врачом-стоматологом мультимедийной лекции для родителей, воспитателей. Уроки гигиенического обучения проводятся в игровой форме, с использованием видеофильмов [32].
На развитие зубов ребенка влияет в значительной степени здоровье матери на всем протяжении беременности, особенно с 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов [35].Эндогенная профилактика стоматологических заболеваний должна начинаться еще в антенатальный период развития ребенка.Антенатальная профилактика направлена на поддержку женщины в период беременности, профилактику соматических и инфекционных заболеваний, а также обеспечение полноценного питания. Стоматолог должен принимать участие в составлении рациона питания беременной [20, 26].
Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний у детей и созданию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания [23]. Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте 5-6 мес.) [38].
Улучшению гигиенического состояния полости рта у детей раннего возраста способствует регулярная двукратная чистка зубов и применение зубных паст, содержащих фториды. Чистка зубов без зубных паст или применение зубных паст, содержащих высокие концентрации ксилита, по мнению ряда авторов, не приводят к существенному улучшению гигиенического состояния полости рта детей [37].
За последние 15 лет наблюдается увеличение распространенности и интенсивности кариеса молочных зубов. При этом резко увеличилось число детей с данной патологией уже в возрасте полутора-двух лет. Чаще всего кариес у детей младшего возраста выглядит как острый быстропрогрессирующий процесс с высоким процентом рецидивов даже при проведении профилактических мероприятий фторсодержащими препаратами [17].
Целью гигиенического ухода за полостью рта является очистка ее от остатков пищи, зубного налета, микробного и клеточного детрита, а также введение средств, положительно влияющих на ее органы и ткани [43]. Согласно данным эпидемиологических исследований ВОЗ, ежедневная двукратная чистка зубов в течение 2 лет снижает интенсивность поражения кариесом на 30-40%.Однако 60-80% детей дошкольного возраста имеют неудовлетворительное состояние гигиены полости рта, что свидетельствует о несоблюдении ими гигиенических требований [31].
Программа гигиены полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациентом стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов [27,29].
Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашивают фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и резиновыми колпачками. Диагностические, профилактические и лечебные мероприятия проводят после изолирования и высушивания поверхностей зубов. После чистки, изоляции и высушивания зубов осматривают их поверхности. При наличии белого пятна или микрополости в эмали применяют аппликации с 2 % раствором фторида натрия в течение 3 минут [19].При сниженной кислотоустойчивости эмали зубов у детей высокой степени редукции кариеса удается достичь, сочетая прием таблеток фторида натрия с аппликациями фторлака [16].
При активном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене полости рта, лечение фторидсодержащими растворами дополняют герметизацией фиссур [2, 4].Запечатывание фиссур безболезненно, т. к. в большинстве случаев не требует препарирования твердых тканей зуба, что особенно важно при работе с детьми [33]. Данный метод является одним из самых значимых достижений профилактической стоматологии 20 века [23].
Особую озабоченность вызывает факт высокой распространенности заболеваний пародонта у детей. Высокий уровень распространенности данной патологии следует рассматривать, как результат сочетанного кумулятивного влияния многих факторов [32]. Одним из основных факторов развития заболеваний пародонта является микробный налет. Крайне важную роль играют состояние нервной, гормональной, иммунной и других систем организма, а также наследственность [1, 3, 11, 13]. Распространённость заболеваний пародонта, по данным ВОЗ, составляет 9-10% у детей младшего возраста и достигает 81-90% у подростков [7].
Для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта при эпидемиологическом стоматологическом исследовании по методике, рекомендуемой ВОЗ, используется коммунальный пародонтальный индекс — CPI. Из признаков поражения тканей пародонта у детей и подростков преобладают кровоточивость десен и зубной камень.
На этой основе разрабатываются и реализуются массовые программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, а также лечебно-профилактические мероприятия на индивидуальном уровне [28].
Первичная профилактика заболеваний пародонта у детского населения заключается в обучении и коррекции мануальных навыков гигиены полости рта у родителей и детей, подборе индивидуальных средств гигиены полости рта, организации контроля за приобретенными навыками со стороны врача и родителей, борьбе с вредными привычками, решении ортодонтических проблем [12,15]. Профессиональная чистка зубов и хорошая гигиена полости рта могут существенно сократить патологические изменения вплоть до их полного исчезновения, поэтому детский врач-стоматолог играет важную роль, он должен обучить ребенка правильным манипуляциям во время чистки зубов, подобрать индивидуальные средства гигиены полости рта, проконтролировать уровень полученных знаний и степень их применения на практике [5].
Подбор индивидуальных средств гигиены полости рта начинается с первых дней жизни, когда рекомендована обработка полоти рта ватным тампоном для профилактики псевдомембранозного кандидоза. С момента прорезывания первых зубов показана обработка ватной палочкой или специальными силиконовыми напальчниками.
Производители современных зубных паст совмещают необходимый уровень безопасности пасты для слизистой полости рта, очищающую и реминерализующую способность с учетом особенностей конкретного возрастного периода, поэтому длительное использование детских паст или раннее использование взрослых в равной степени негативно влияет на состояние полости рта [43]. Следовательно, подбор средств и предметов гигиены полости рта должен осуществляться согласно возрасту пациента, клиническим особенностям состояния полости рта и корректироваться согласно изменяющимся условиям [10].
Необходима также коррекция вредных привычек. Сосание пальца, облизывание и жевание посторонних предметов на стадии прорезывания зубов, онихофагия и прикусывание канцелярских принадлежностей приводят к неравномерной нагрузке на пародонт, микроповреждениям слизистой, обсеменению полости рта патогенной микрофлорой [18, 19].
В качестве профилактики, направленной на коррекцию таких привычек, рекомендовано нанесение на предметы специальных средств, обладающих неприятными вкусовыми качествами, использование стандартных функциональных аппаратов, вестибулярных пластинок Шонхера, Кербица и Хинца[39, 42].
Таким образом, с учетом возможных отличий в патогенезе заболеваний пародонта у пациентов различного возраста [8], профилактика заболеваний пародонта у детей и подростков требует повышенного внимания, включая в себя основные приемы профилактики у взрослого населения и специальный подход к выбору способов диагностики и методов профилактики в детском возрасте.
Резюмируя вышесказанное, считаем важным отметить, что мониторинг показателей стоматологической заболеваемости среди детей и подростков свидетельствует о негативной динамике стоматологического здоровья в России и за ее пределами, недостаточной эффективности реализованных программ профилактики, что является поводом для дальнейших непрерывных исследований с целью поиска рациональных методов улучшения стоматологического здоровья населения в целом и детей в частности.
Рецензенты:
Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Н. Новгород;
Иванов С.Ю., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и имплантологии ФПКВ ИНМО ГБОУ ВПО «Нижегородская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»,
г. Н. Новгород.
Источник: science-education.ru
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний это
2. Бунина М.А., Патогенетические особенности проявления бруксизма у больных с окклюзионными нарушениями зубных рядов: Современная стоматология. – 2000. — № 2.
3. Волкова Ю.В., Шапиро Е.Г., Липовская И.А., Профилактика стоматологических заболеваний. — СПб.: МЕDИ, 2008.
4. Персин Л.С., Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. – М.: Инженер, 1998.
5. Соловьёва-Савоярова Г.Е., Дрожжина В.А. Эстрогены и некариозные поражения зубов / Силин А.В. — СПб.: Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012.
6. Соловьёва-Савоярова Г.Е., Дрожжина В.А., Силин А.В. Некариозные поражения зубов, этиопатогенетический подход к их реконструкции. Материалы IX НПК «Современные методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний. Эндодонтия и реставрации». СПб.: СПбИНСТОМ, 2012.
Актуальность проблемы: тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока.
По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%.
Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.
Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.
Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта. Это подтверждает актуальность нашего исследования.
Цель работы: изучить методы и средства профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей школьного возраста с целью разработки эффективных методических рекомендаций на основе теоретического и эмпирического исследований; изготовление стоматологических капп.
Сущность и методы профилактики основных стоматологических заболеваний
В своей книге Ю.В. Волкова, Е.Г. Шапиро и И.А. Липовская, предлагают следующее определение профилактики стоматологических заболеваний: «Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта» [3]. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.
Таким образом, под профилактикой подразумевают комплекс государственных, коллективных, семейных и индивидуальных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и сохранность здоровья населения. Цель профилактической стоматологии — не только предупреждение болезней полости рта, но и контроль над ними, причем профилактика имеет первостепенное значение.
Целями профилактики стоматологических заболеваний являются:
— Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.
— Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта [1].
К методам профилактики относятся:
-стоматологическое просвещение населения;
-обучение правилам рационального питания;
-обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;
-эндогенное использование препаратов фтора;
-применение средств местной профилактики;
-вторичная профилактика (санация полости рта) [2].
Стоматологическое просвещение населения.
Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.
Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.
Стоматологическое просвещение — это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. Этот метод профилактики касается населения всех возрастов.
Важную роль в сохранении стоматологического здоровья играет личная ответственность пациента.
Стоматологическое здоровье зависит от общего состояния организма, поведения и привычек человека, а также особенностей окружающей среды.
Специалисты должны вырабатывать у населения убежденность в необходимости регулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения возникновения кариеса зубов и болезней пародонта [1].
Методы стоматологического просвещения – это беседы, семинары, лекции, уроки здоровья, игры и т.д.
В.Ю. Дорошина отмечает, что существует два метода стоматологического просвещения населения:
Активные методы — предусматривающие заинтересованное участие населения. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории. Наиболее эффективными среди них являются беседы, лекции и выступления. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей.
- индивидуальный подход;
- индивидуальная коррекция;
- более детальное изучение.
- короткое по продолжительности воздействие на аудиторию;
- небольшое количество слушателей.
Пассивные методы — не требуют активного участия населения. Их преимущество: не требуют присутствие медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию.
Преимущества: массовое воздействие на людей.
Недостатки: отсутствие обратной связи между пациентом и специалистом. (Реклама, печатные издания, листовки) Если уровень учебных материалов очень высокий, тогда эффект пассивных форм воздействия на население возрастает.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ профилактические мероприятия принято разделять на первичные, вторичные и третичные.
Приоритет имеют методы и программы, полностью предотвращающие заболевания, в то время как реабилитация (третичная профилактика) представляется наименее ценной с точки зрения предупреждения заболеваний. Меры, тормозящие развитие болезни (вторичная профилактика), занимают промежуточное положение.
Первичная профилактика — это комплекс государственных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний.
Она предусматривает оздоровление полости рта в результате:
1) санитарного просвещения населения по гигиене полости рта;
2) разработки программ питания, направленных на улучшение состояния и рациона питания;
3) периодического обследования полости рта у врача для предупреждения заболеваний.
Основная роль стоматологического персонала на этом уровне сводится к санитарному просвещению, обучению медицинских работников и населения методам профилактики, осуществлению контроля за эффективностью профилактических мероприятий.
Вторичная профилактика предусматривает терапевтическое вмешательство при ранних признаках и симптомах заболевания в целях предотвращения его развития.
Задачи вторичной профилактики — санитарное просвещение по гигиене полости рта, касающееся удаления зубной бляшки, аппликации препаратов фтора и реминерализирующих веществ при первичных кариозных поражениях зубов, а также выявление и устранение причин аккумуляции бляшки, в том числе зубного камня. Сюда можно отнести и плановое лечение кариеса зубов и болезней периодонта на ранних стадиях заболеваний.
Третичнаяпрофилактика включает лечение развившихся заболеваний, направленное на предотвращение их прогрессирования, предупреждение осложнений и последствий, восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов с помощью протезов и других средств [1].
Обучение правилам рационального питания.
В профилактике кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта велика роль питания как составной части здорового образа жизни.
Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.
Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Не меньшее значение в формировании резистентности зубных тканей имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов. Идеальным питательным продуктом для новорожденного является молоко матери. Недостатки искусственного вскармливания детей необходимо максимально устранять путем дополнительного введения в организм ребенка фруктовых соков, овощных пюре и других продуктов.
Современный человек включает в свой рацион много углеводов, которые можно подразделить на две большие группы. К первой из них относятся легкоферментируемые углеводы — сахара и крахмал, прошедшие кулинарную обработку, в результате чего их могут усваивать бактерии полости рта; ко второй — сахарозаменители.
Сахарами являются сахароза, фруктоза, глюкоза, лактоза. Крахмалы содержатся в продуктах, приготовленных из зерна, картофеля, риса. В полости рта фермент амилаза расщепляет молекулу крахмала, в результате чего выделяется глюкоза.
Самыми выраженными кариесогенными свойствами обладает сахароза, почти такими же – сочетание глюкозы и фруктозы, тогда как использование только фруктозы или лактозы менее кариесогенно. При увеличении частоты приема легко ферментируемых углеводов равновесие между де- и реминерализацией сдвигается в неблагоприятную сторону, и наблюдается прогрессирование кариозного процесса.
Бактерии используют данный тип углеводов для питания и построения матрицы зубного налета, и конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывает деминерализацию эмали.
Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:
— увеличение частоты приема пищи;
— уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;
— уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.
В рекомендациях по рациональному питанию не следует забывать о роли пищи как фактора самоочищения полости рта, естественного процесса освобождения от остатков пищи и мягкого зубного налета.
Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрукты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы происходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания.
Ее прием можно рекомендовать детям для воспитания у них привычки к жеванию, для интенсификации роста и развития зубочелюстной системы.
Желательно употребление овощей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи.
Таким образом, снижение неблагоприятного воздействия питания на ткани полости рта крайне необходимо для предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта [5].
Индивидуальная гигиена полости рта.
Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигиены (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.
Индивидуальная гигиена — предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.
Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные средства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее время их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.
Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхностей зубов, нельзя не учитывать метод, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета, однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект.
Для достижения этой цели от врача требуется подробный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента — последовательное исполнение движений до полного овладения выбранной методикой с ежедневным проведением чистки зубов.
Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями [2].
Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.
Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.
Зубные пасты разделились на следующие основные виды:
1) гигиенические – предназначенные исключительно для удаления зубных отложений и частично — дезодорации полости рта;
2) лечебно-профилактические – устраняющие те или иные факторы, которые способствуют возникновению заболеваний зубов и тканей пародонта;
3) лечебные – включающие активные компоненты, воздействующие непосредственно на определенный патологический процесс в полости рта (например, пасты с противогрибковыми агентами, применяющиеся при кандидозе полости рта) [1].
Эндогенные методы применения фторидов.
Применение соединений фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа — системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.
Условность этого деления состоит в том, что средство, применяемое системно, оказывает и местное воздействие, и наоборот, местное применение средств способствует всасыванию их через слизистую оболочку в систему кровообращения.
Нельзя одновременно использовать для профилактики два системных метода, целесообразно сочетать системный и местные способы, поскольку это дает увеличение эффективности.
При выборе системного метода введения фторида в организм необходимо иметь четкие показания, главными из которых являются:
— высокая заболеваемость кариесом зубов среди населения;
— отсутствие дополнительных источников системного введения фторида.
Эндогенное введение фторида с целью профилактики кариеса зубов требует регулярного контроля и соблюдения мер предосторожности.
Поэтому разработка надежных методов контроля за поступлением фторида в количествах, эффективных для профилактики кариеса зубов и в то же время безопасных для общего здоровья человека и окружающей среды, имеет исключительное значение.
Основной путь выведения фторида из организма — с мочой, в связи с этим был предложен метод определения суточной экскреции фторида с мочой, и на основании этого показателя рассчитан уровень его поступления.
Средства для местного применения.
Фторидсодержащие лаки используют для пролонгирования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах – несколько дней и даже недель.
Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.
Фторосодержащие растворы и гели. Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).
Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.
Проблема профилактики кариеса зубов у детей и подростков остается одной из самых актуальных в стоматологии.
В России и странах СНГ в настоящее время профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков разработана крайне слабо и каких-либо эффективных форм и методов в пределах имеющегося материального, технического и кадрового обеспечения нет.
Медицинские аспекты профилактики должны основываться как на глубоком понимании биологической сущности человека, так и на знании этиологии и патогенеза заболеваний, на основе которых осуществляются целевые профилактические мероприятия.
Профилактическая работа состоит из несложных процедур, большинство из которых по силам выполнять самим пациентам и их родителям. Самое сложное – убедить в ее необходимости. Оценить эффективность профилактики в цифрах для каждого отдельно взятого пациента очень сложно.
Создание условий для гармоничного роста и развития ребенка и, в частности, его зубочелюстной системы, может быть обеспечено только совместными усилиями родителей, врачей-стоматологов и гигиенистов.
Источник: expeducation.ru
Комплексная профилактика стоматологических заболеваний
Как известно, зубная боль одна из самых сильных и нестерпимых и буквально заставляет пациента бежать в стоматологическую клинику. Особую роль в своевременной диагностике и лечении заболеваний зубов и челюстно-лицевой области в целом играет эмоциональный фактор – многие люди просто бояться обратиться вовремя к стоматологу. Всех этих неудобств, связанных с болью и страхом, можно избежать, уделяя время профилактике заболеваний зубов.
Профилактика представляет собой совокупность государственных, социальных, индивидуальных мероприятий, которые направлены на сохранение здоровья человека на максимально высоком уровне.
Стоматологическая профилактика включает в себя большой перечень различных мероприятий, которые оградят вас от зубной боли, однако для наилучшего результата эти мероприятия должны применяться в комплексе.
Итак, комплексная система профилактики стоматологических заболеваний включает:
- Просвещение пациентов в области стоматологии. Врач в форме обучающей лекции, беседы рассказывает о всевозможных рисках заболеваний зубов, а также говорит о необходимости своевременных профилактических осмотров. Для детей такие мероприятия проводятся обычно в виде познавательных игр.
- Рациональное питание. Необходимо донести до пациента, что существуют продукты питания, которые могут навредить структуре зубов, к таким продуктам относятся, например, разнообразные сладости, потребление которых необходимо сократить, либо после использования таких продуктов в пищу почистить зубы. Существуют также продукты, которые необходимо включить в рацион. Это свежие овощи и фрукты, которые не только богаты полезными витаминами и элементами, но и способствуют самоочищению полости рта. Необходимо помнить, что питание должно быть разнообразным!
- Обучение гигиене и контролируемая чистка зубов. На профилактическом приеме врач на специально изготовленной модели показывает Вам, как правильно чистить зубы, рассказывает о различных способах чистки зубов, а также о средствах по уходу за полостью рта и помогает подобрать подходящие для Вас средства. На следующем приеме проводится контролируемая чистка зубов – пациент под присмотром стоматолога демонстрирует, как он научился ухаживать за зубами.
- Применение различных средств, восстанавливающих структуру зубов. К таким препаратам относятся препараты кальция и фтора.
Посещайте специалистов стоматологических клиник два раза в год, соблюдайте необходимые рекомендации, тем более, что они довольно просты, и таким образом Вы сможете свести к минимуму все риски возникновения заболеваний.