Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний это

Представлено мнение отечественных и зарубежных исследователей о проблеме высокой распространенности стоматологических заболеваний и обозначены вопросы профилактики их у детей и подростков. Отмечена негативная динамика стоматологического здоровья в России и за ее пределами.

Определена роль программ профилактики в алгоритме мероприятий, направленных на борьбу со стоматологическими заболеваниями и повышение уровня стоматологического здоровья. Доказана эффективность мер профилактики в различные возрастные периоды и обоснована необходимость их использования. Особая роль отведена гигиеническому воспитанию детей и подростков, а также их родителей. Представлены формы и методы профилактических мероприятий, показана их клиническая эффективность и недостатки. Быстрое развитие стоматологических технологий явилось основанием для разработки новых методик профилактики с широкими возможностями и техническим сопровождением.

Профилактика стоматологических заболеваний

клиническая эффективность.
дети и подростки
профилактика
стоматологические заболевания
распространенность

1. Аболмасов Н.Н. Стратегия и тактика профилактики заболеваний пародонта // Стоматология – 2003. — № 4. – С. 34-39.

2. Авраамова, О.Г., Западаева С.В., Шевченко С.С. Организация стоматологической помощи в образовательных учреждениях // Материалы XXВсерос. науч.-практ. конф. «Стоматология XXI» века. М., 2008. — С. 245 — 247.

3. Алимский А.В. Уровень и структура пораженности кариесом зубов среди дошкольников г. Екатеринбурга // Новое в стоматологии. — 2000. — № 1. — С. 37-39.

4. Асылгареева Г.Г., Ахметова Г.М. Санитарно – гигиенические навыки у детей города Похвистнево, Самарской области // Сборник научных статей VI-й Российскойнаучно-практической конференции. Казань, 1 ноября 2013 г.– Казань: Издательство «Отечество», 2013. – 144 с. – С. 3

5. Барер Г.М., Молчанов А.С., Гросицкая И.К. Отсроченные визиты в стоматологии и их связь с личностными особенностями пациента // Труды Vсъезда Стоматологической Ассоциации России. М., 2000. — С. 15 — 16.

6. Беленова И.А., Шабанов Р.А. Неосложненный кариес – методы лечения и профилактики // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2010. – Т. IX, 2(33). – С. 32-36.

7. Беляев В.В. Распространенность основных стоматологических заболеваний и особенности их профилактики у детского населения Тверской области // Автореф. дис. канд. мед. наук. Тверь. — 1998. — 18 с.

8. Булкина Н.В. Хронический пародонтит при заболеваниях органов пищеварения: клинико-инструментальные, орфологические и иммуногистохимические критерии возникновения и прогнозирования течения // Автореф. дис. д-ра мед. наук. — Волгоград, 2005. — 39 с.

9. Быков И.М., Сирак А.Г., Сирак С.В. Апробация нового зубного эликсира для профилактики кариеса зубов в условиях эксперимента // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: www.science-education.ru/110-9799 (дата обращения: 08.12.2014).

Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний Диспансеризация населения

10. Виноградова Т.Ф. Морозова Н.В. Организация профилактики кариеса зубов у детей в различные возрастные периоды: Учебное пособие. // М., 1987. — С. 15 -25.

11. Гоменюк Т.Н. Эффективность программы первичной профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста // Актуальные вопросы медицины. — Волгоград, 1994. — С.61.

12. Григорьян А.С., Фролова О.А., Иванова Е.В. Морфогенез ранних стадий воспалительных заболеваний пародонта // Стоматология. 2002. — № 1.- С. 19-25.

13. Грудянов А.И. Средства и методы профилактики воспалительных заболеваний пародонта // М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2012. – 96 с.

14. Дзуцева Ф.А., Кузьмина Э.М., Васина С.А., Беня В.Н. Особенности стоматологического статуса детей 12 и 15 лет в Республике Северная Осетия-Алания. // DentalForum. — 2010. — № 3. — С.47-49.

15. Дмитриева Л.А., Крайнова А.Г. Современные представления о роли микрофлоры в патогенезе заболеваний пародонта // Пародонтология. 2003. — № 1. — Т. 30. — С. 32-35.

16. Жерлицына С.Б. Разработка методов профилактики поражений твердых тканей зубов у детей с системным остеопорозом // Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2005. — 22 с.

17. Жулев E.H., Косюга С.Ю., Колесова О.В. // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2010. — №1 (32). -С39-43.

18. Карницкая И.В, Сунцов В.Г., Дистель В.А., Худорошков Ю.Г.Состояние краевого пародонта и уровень гигиены полости рта приортодонтическом лечении детей // Труды V съезда Стоматологической Ассоциации России. М., 1999. — С. 134-135.

19. Кисельникова Л.П. Перспективы местного применения фторидов в клинической стоматологии. // Маэстро стоматологии, 2007- № 2 (26). — С. 18-22.

20. Кисельникова Л.П., Н.С.Попова Н.С., Яковлева Ю.Н. Антенатальная профилактика кариеса зубов у детей раннего возраста с применением ксилитол-содержащей жевательной резинки // Маэстро стоматологии.-2009.- № 34.- С.72-74.

21. Кобиясова И.В.Психология в стоматологии: Важнейшие аспекты грамотного общения с пациентом // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1 (приложение). С. 297-300.

22. Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста // М., МЕДпресс-информ, 2008. – 168 с. — С.7 — 23.

23. Косюга С.Ю., Богомолова Е.С., Киселева О.С., Эффективность профилактики основных стоматологических заболевании у школьников г. Нижнего Новгорода/ // Вестник Уральской академической науки- 2008 — № 2. — С. 81-83.

24. Кузьмина Э.М., Турьянская М.В. Стоматологическая заболеваемость детского населения Краснодарского края по данным эпидемиологического обследования 2007 г. // DentalForum. – 2010. — №4 (36). — С. 30-31.

25. Ландинова В.Д., Морозова С.И., Савельева Н.А., Огнева А.Н., М. Эль УаззаниОценка устойчивости сформированной внутренней мотивации подростков к сохранению стоматологического здоровья путем рациональной гигиены полости рта // Институт стоматологии.- 2011.- № 4 (53).– С. 20-21.

26. Леонова Л.Е. Заболеваемость кариесом у беременных // Пермский медицинский журнал. — 2006. — Т. 23, № 1. — С. 105-107.

27. Леус А.П. Профилактическая коммунальная стоматология // М.: Медицинская книга. 2008 – 444 с.

28. Леус П.А., Матело С.К. Медицинская эффективность контролируемой чистки рта у школьников // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2010. – Т. IX, 2(33). – С.59 – 63.

29. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов // Н.Новгород, Из-во ГНМА, 1998. — С.104-154.

30. Лукиных Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта // М.: Медицинская книга, 2003. – 196 с.

31. Brambilla E. et al. Caries6preventive effect of topical amine fluoride in children with high and low salivary levels of mutans streptococci // Caries Res., 1999, Vol. 33. –Р. 423–427.

32. Bravo M., Baca P., Llodra J.C., Osorio E. A 24-month study comparing sealant and fluoride varnish in caries reduction on different permanent first molar surfaces. // J. Publ. Health Dent. – 1997. – V.57, N.3. – P.184-186.

33. Cahen et al. Comparative unsupervised clinical trial on caries inhibition effect of monofluorophosphate and amine fluoride dentifrices after 3 years in Strasbourg, France //Comm. Dent. Oral Epidemiol. – 1982, V. 10. – Р. 238–241.

34. Deshpande A., Jadad A.R. The impact of polyol-containing chewing gums on dental caries: a systematic review oforiginal randomized controlled trials and observational studies. // JADA. – 2008. – V.139, N.12. – P.1602-1614.

35. Featherstone J.D. Prevention and reversal of dental caries: role of low level fluoride. // Comm. Dent. Oral Epid. –1999. – Vol.27, N.1. – P.31-40.

36. Feigal R.J., Donly K.J. The use of pit and fissure sealants // J. Pediatr Dent. 2006. -N 28 (2). — Р. 143-150.

37. Feldens E.G., Feldens C.A., de Araujo F.B., et al. Invasive technique of pit and fissure sealants in primary molars: an SEM study. J ClinPediatr Dent 1994. — N 18(3). -Р.187-190.

38. Fung, E.Y., et al. Pharmacokinetics of bisphenol A released from a dental sealant // JADA, 2000. — N 131(1). – Р. 51 — 58.

39. Ismail A.I., Hasson H. Fluoride supplements, dental caries and fluorosis: a systematic review. // JADA. – 2008. –V.139, N11. – P.1457-1468.

40. Kinane D.F. Causation and pathogenesis of periodontal disease // Periodontology, 2001. — V. 25. — P. 8-20.

41. Marinho V.C. Evidence-based effectiveness of topical fluorides. // Adv. Dent. Res. – 2008. – V.1, N. 20(1). – P.3-7.

42. Mejare I. Mjor IA: Glass ionomer and resin-based fissure sealants: A clinical study // Scand. J. Dent Res. 1990. — Р. 345-350.

43. Moberg Sk. ld. U., Petersson L.G., Lith A., Birkhed D. Effect of school-based fluoride varnish programmes on approximal caries in adolescents from different caries risk areas. // Caries Res. – 2005. — V.39, N4. – P.273-279.

44. Nakai Y., Shinga-Ishihara C., Kaji M. et al. Xylitol gum and maternal transmission of mutans streptococci. // J.Dent. Res. – 2010. – V.89, N.1. – P. 56 — 60.

Читайте также:
Что такое программа апачи

45. Olea N., Pulgar R., Perez P, et al.: Estrogenicity of resin-based composites and sealants used in dentistry. Environ Health Persp 1996; V. 104. — Р. 298 — 305.

В структуре стоматологической заболеваемости у детей наиболее часто встречаются кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта[41, 9]. В настоящее время уровень заболеваемости кариесом зубов у детей по-прежнему остается крайне высоким [22, 6, 24, 36].

Массовая заболеваемость влечет за собой необходимость осуществления профилактики стоматологических заболеваний путем ее организации на государственном, региональном, учрежденческом уровнях, планирование мероприятий, разработка регионально адаптированных программ, включающих организацию и проведение санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания различных возрастных групп населения [40, 44].Соответственно, проблема профилактики и лечения кариеса зубов у детей остается одной из актуальных и приоритетных задач детской стоматологии [21, 45].

Гоменюк Т.Н. (1994) обращает внимание на то, что проведение профилактики тесно связано со знанием этиологии и патогенеза кариеса. Знание причин и развития заболевания является необходимым условием для осуществления профилактических мероприятий.

Необходимая часть программ профилактики стоматологических заболеваний у детей — образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание [34].Образовательная программа должна учитывать психолого-педагогические закономерности, особенности психики, тип психологического восприятия информации ребенком и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами [25]. При разработке программ профилактики необходимо также обращать внимание на физиологические особенности детей, в частности на повышенный риск возникновения кариеса в период прорезывания постоянных зубов [14].

Программа гигиенического воспитания и обучения у стоматолога для детей состоит из нескольких этапов: информационного, этапа профессиональных действий и этапа формирования гигиенических навыков. Может включать в себя проведение врачом-стоматологом мультимедийной лекции для родителей, воспитателей. Уроки гигиенического обучения проводятся в игровой форме, с использованием видеофильмов [32].

На развитие зубов ребенка влияет в значительной степени здоровье матери на всем протяжении беременности, особенно с 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов [35].Эндогенная профилактика стоматологических заболеваний должна начинаться еще в антенатальный период развития ребенка.Антенатальная профилактика направлена на поддержку женщины в период беременности, профилактику соматических и инфекционных заболеваний, а также обеспечение полноценного питания. Стоматолог должен принимать участие в составлении рациона питания беременной [20, 26].

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний у детей и созданию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания [23]. Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте 5-6 мес.) [38].

Улучшению гигиенического состояния полости рта у детей раннего возраста способствует регулярная двукратная чистка зубов и применение зубных паст, содержащих фториды. Чистка зубов без зубных паст или применение зубных паст, содержащих высокие концентрации ксилита, по мнению ряда авторов, не приводят к существенному улучшению гигиенического состояния полости рта детей [37].

За последние 15 лет наблюдается увеличение распространенности и интенсивности кариеса молочных зубов. При этом резко увеличилось число детей с данной патологией уже в возрасте полутора-двух лет. Чаще всего кариес у детей младшего возраста выглядит как острый быстропрогрессирующий процесс с высоким процентом рецидивов даже при проведении профилактических мероприятий фторсодержащими препаратами [17].

Целью гигиенического ухода за полостью рта является очистка ее от остатков пищи, зубного налета, микробного и клеточного детрита, а также введение средств, положительно влияющих на ее органы и ткани [43]. Согласно данным эпидемиологических исследований ВОЗ, ежедневная двукратная чистка зубов в течение 2 лет снижает интенсивность поражения кариесом на 30-40%.Однако 60-80% детей дошкольного возраста имеют неудовлетворительное состояние гигиены полости рта, что свидетельствует о несоблюдении ими гигиенических требований [31].

Программа гигиены полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациентом стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов [27,29].

Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашивают фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и резиновыми колпачками. Диагностические, профилактические и лечебные мероприятия проводят после изолирования и высушивания поверхностей зубов. После чистки, изоляции и высушивания зубов осматривают их поверхности. При наличии белого пятна или микрополости в эмали применяют аппликации с 2 % раствором фторида натрия в течение 3 минут [19].При сниженной кислотоустойчивости эмали зубов у детей высокой степени редукции кариеса удается достичь, сочетая прием таблеток фторида натрия с аппликациями фторлака [16].

При активном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене полости рта, лечение фторидсодержащими растворами дополняют герметизацией фиссур [2, 4].Запечатывание фиссур безболезненно, т. к. в большинстве случаев не требует препарирования твердых тканей зуба, что особенно важно при работе с детьми [33]. Данный метод является одним из самых значимых достижений профилактической стоматологии 20 века [23].

Особую озабоченность вызывает факт высокой распространенности заболеваний пародонта у детей. Высокий уровень распространенности данной патологии следует рассматривать, как результат сочетанного кумулятивного влияния многих факторов [32]. Одним из основных факторов развития заболеваний пародонта является микробный налет. Крайне важную роль играют состояние нервной, гормональной, иммунной и других систем организма, а также наследственность [1, 3, 11, 13]. Распространённость заболеваний пародонта, по данным ВОЗ, составляет 9-10% у детей младшего возраста и достигает 81-90% у подростков [7].

Для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта при эпидемиологическом стоматологическом исследовании по методике, рекомендуемой ВОЗ, используется коммунальный пародонтальный индекс — CPI. Из признаков поражения тканей пародонта у детей и подростков преобладают кровоточивость десен и зубной камень.

На этой основе разрабатываются и реализуются массовые программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, а также лечебно-профилактические мероприятия на индивидуальном уровне [28].

Первичная профилактика заболеваний пародонта у детского населения заключается в обучении и коррекции мануальных навыков гигиены полости рта у родителей и детей, подборе индивидуальных средств гигиены полости рта, организации контроля за приобретенными навыками со стороны врача и родителей, борьбе с вредными привычками, решении ортодонтических проблем [12,15]. Профессиональная чистка зубов и хорошая гигиена полости рта могут существенно сократить патологические изменения вплоть до их полного исчезновения, поэтому детский врач-стоматолог играет важную роль, он должен обучить ребенка правильным манипуляциям во время чистки зубов, подобрать индивидуальные средства гигиены полости рта, проконтролировать уровень полученных знаний и степень их применения на практике [5].

Подбор индивидуальных средств гигиены полости рта начинается с первых дней жизни, когда рекомендована обработка полоти рта ватным тампоном для профилактики псевдомембранозного кандидоза. С момента прорезывания первых зубов показана обработка ватной палочкой или специальными силиконовыми напальчниками.

Производители современных зубных паст совмещают необходимый уровень безопасности пасты для слизистой полости рта, очищающую и реминерализующую способность с учетом особенностей конкретного возрастного периода, поэтому длительное использование детских паст или раннее использование взрослых в равной степени негативно влияет на состояние полости рта [43]. Следовательно, подбор средств и предметов гигиены полости рта должен осуществляться согласно возрасту пациента, клиническим особенностям состояния полости рта и корректироваться согласно изменяющимся условиям [10].

Необходима также коррекция вредных привычек. Сосание пальца, облизывание и жевание посторонних предметов на стадии прорезывания зубов, онихофагия и прикусывание канцелярских принадлежностей приводят к неравномерной нагрузке на пародонт, микроповреждениям слизистой, обсеменению полости рта патогенной микрофлорой [18, 19].

В качестве профилактики, направленной на коррекцию таких привычек, рекомендовано нанесение на предметы специальных средств, обладающих неприятными вкусовыми качествами, использование стандартных функциональных аппаратов, вестибулярных пластинок Шонхера, Кербица и Хинца[39, 42].

Таким образом, с учетом возможных отличий в патогенезе заболеваний пародонта у пациентов различного возраста [8], профилактика заболеваний пародонта у детей и подростков требует повышенного внимания, включая в себя основные приемы профилактики у взрослого населения и специальный подход к выбору способов диагностики и методов профилактики в детском возрасте.

Резюмируя вышесказанное, считаем важным отметить, что мониторинг показателей стоматологической заболеваемости среди детей и подростков свидетельствует о негативной динамике стоматологического здоровья в России и за ее пределами, недостаточной эффективности реализованных программ профилактики, что является поводом для дальнейших непрерывных исследований с целью поиска рациональных методов улучшения стоматологического здоровья населения в целом и детей в частности.

Рецензенты:

Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Н. Новгород;

Иванов С.Ю., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и имплантологии ФПКВ ИНМО ГБОУ ВПО «Нижегородская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»,
г. Н. Новгород.

Источник: science-education.ru

Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний это

2. Бунина М.А., Патогенетические особенности проявления бруксизма у больных с окклюзионными нарушениями зубных рядов: Современная стоматология. – 2000. — № 2.

3. Волкова Ю.В., Шапиро Е.Г., Липовская И.А., Профилактика стоматологических заболеваний. — СПб.: МЕDИ, 2008.

4. Персин Л.С., Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. – М.: Инженер, 1998.

Читайте также:
Какие программы должен знать оператор видеонаблюдения

5. Соловьёва-Савоярова Г.Е., Дрожжина В.А. Эстрогены и некариозные поражения зубов / Силин А.В. — СПб.: Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012.

6. Соловьёва-Савоярова Г.Е., Дрожжина В.А., Силин А.В. Некариозные поражения зубов, этиопатогенетический подход к их реконструкции. Материалы IX НПК «Современные методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний. Эндодонтия и реставрации». СПб.: СПбИНСТОМ, 2012.

Актуальность проблемы: тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока.

По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%.

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта. Это подтверждает актуальность нашего исследования.

Цель работы: изучить методы и средства профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей школьного возраста с целью разработки эффективных методических рекомендаций на основе теоретического и эмпирического исследований; изготовление стоматологических капп.

Сущность и методы профилактики основных стоматологических заболеваний

В своей книге Ю.В. Волкова, Е.Г. Шапиро и И.А. Липовская, предлагают следующее определение профилактики стоматологических заболеваний: «Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта» [3]. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.

Таким образом, под профилактикой подразумевают комплекс государственных, коллективных, семейных и индивидуальных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и сохранность здоровья населения. Цель профилактической стоматологии — не только предупреждение болезней полости рта, но и контроль над ними, причем профилактика имеет первостепенное значение.

Целями профилактики стоматологических заболеваний являются:

— Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

— Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта [1].

К методам профилактики относятся:

-стоматологическое просвещение населения;

-обучение правилам рационального питания;

-обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

-эндогенное использование препаратов фтора;

-применение средств местной профилактики;

-вторичная профилактика (санация полости рта) [2].

Стоматологическое просвещение населения.

Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутство­вать обучению гигиене полости рта.

Стоматологическое просвещение включает в себя мотива­цию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержа­нию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.

Стоматологическое просвещение — это предоставление на­селению любых познавательных возможностей для само­оценки и выработки правил поведения и привычек, макси­мально исключающих факторы риска возникновения за­болеваний и поддерживающих приемлемый уровень стома­тологического здоровья. Этот метод профилактики касает­ся населения всех возрастов.

Важную роль в сохранении стоматологического здоровья играет личная ответственность пациента.

Стоматологическое здоровье зависит от общего состоя­ния организма, поведения и привычек человека, а также особенностей окружающей среды.

Специалисты должны вырабатывать у населения убеж­денность в необходимости регулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения возникновения кариеса зубов и болезней пародонта [1].

Методы стоматологического просвещения – это беседы, семинары, лекции, уроки здоровья, игры и т.д.

В.Ю. Дорошина отмечает, что существует два метода стоматологического просвещения населения:

Активные методы — предусматривающие заинтересованное участие населения. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории. Наиболее эффективными среди них являются беседы, лекции и выступления. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей.

  • индивидуальный подход;
  • индивидуальная коррекция;
  • более детальное изучение.
  • короткое по продолжительности воздействие на аудиторию;
  • небольшое количество слушателей.

Пассивные методы — не требуют активного участия населения. Их преимущество: не требуют присутствие медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию.

Преимущества: массовое воздействие на людей.

Недостатки: отсутствие обратной связи между пациентом и специалистом. (Реклама, печатные издания, листовки) Если уровень учебных материалов очень высокий, тогда эффект пассивных форм воздействия на население возрастает.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ профилактические мероприятия принято разделять на первичные, вторичные и третичные.

Приоритет имеют методы и программы, полностью предотвращающие заболевания, в то время как реабилитация (третичная профилактика) представляется наименее ценной с точки зрения предупреждения заболеваний. Меры, тормозящие развитие болезни (вторичная профилактика), занимают промежуточное положение.

Первичная профилактика — это комплекс государственных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний.

Она предусматривает оздоровление полости рта в результате:

1) санитарного просвещения населения по гигиене полости рта;

2) разработки программ питания, направленных на улучшение состояния и рациона питания;

3) периодического обследования полости рта у врача для предупреждения заболеваний.

Основная роль стоматологического персонала на этом уровне сводится к санитарному просвещению, обучению медицинских работников и населения методам профилактики, осуществлению контроля за эффективностью профилактических мероприятий.

Вторичная профилактика предусматривает терапевтическое вмешательство при ранних признаках и симптомах заболевания в целях предотвращения его развития.

Задачи вторичной профилактики — санитарное просвещение по гигиене полости рта, касающееся удаления зубной бляшки, аппликации препаратов фтора и реминерализирующих веществ при первичных кариозных поражениях зубов, а также выявление и устранение причин аккумуляции бляшки, в том числе зубного камня. Сюда можно отнести и плановое лечение кариеса зубов и болезней периодонта на ранних стадиях заболеваний.

Третичнаяпрофилактика включает лечение развившихся заболеваний, направленное на предотвращение их прогрессирования, предупреждение осложнений и последствий, восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов с помощью протезов и других средств [1].

Обучение правилам рационального питания.

В профилактике кариеса зубов и воспалительных забо­леваний пародонта велика роль питания как составной части здорового образа жизни.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Не меньшее значение в форми­ровании резистентности зубных тканей имеет питание в пер­вый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие пос­тоянных зубов. Идеальным питательным продуктом для но­ворожденного является молоко матери. Недостатки искус­ственного вскар­мливания детей необходимо максимально устранять путем дополнительного введения в организм ре­бенка фруктовых соков, овощных пюре и других продуктов.

Современный человек включает в свой рацион много углеводов, которые можно подразделить на две большие группы. К первой из них относятся легкоферментируемые углеводы — сахара и крахмал, прошедшие кулинарную об­работку, в результате чего их могут усваивать бактерии по­лости рта; ко второй — сахарозаменители.

Сахарами являются сахароза, фруктоза, глюкоза, лактоза. Крахмалы содержатся в продуктах, приготовленных из зерна, картофеля, риса. В полости рта фермент амилаза расщепляет молекулу крахмала, в результате чего выделяется глюкоза.

Самыми выраженными кариесогенными свойствами об­ладает сахароза, почти такими же – сочетание глюкозы и фруктозы, тогда как использование только фруктозы или лактозы менее кариесогенно. При увеличении частоты приема легко ферментируемых углеводов равновесие между де- и реминерализацией сдвигается в неблагоприятную сторону, и наблюдается прогрессирование кариозного процесса.

Бактерии используют данный тип углеводов для питания и построения матрицы зубного налета, и конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывает деминерализацию эмали.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

— увеличение частоты приема пищи;

— уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

— уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

В рекомендациях по рациональному питанию не следу­ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол­ости рта, естественного процесса освобождения от остат­ков пищи и мягкого зубного налета.

Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук­ты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы проис­ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания.

Читайте также:
Задан массив x 1 n определите число операций умножения которые выполняются при работе этой программы

Ее прием можно рекомендовать детям для воспитания у них привычки к жеванию, для интенсификации роста и разви­тия зубочелюстной системы.

Желательно употребление ово­щей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи.

Таким образом, снижение неблагоприятного воздейст­вия питания на ткани полости рта крайне необходимо для предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта [5].

Индивидуальная гигиена полости рта.

Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематичес­кая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений спо­собствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигие­ны (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, вита­минами, повышая их устойчивость к вредным воздействи­ям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо­собствует активации обменных процессов, улучшению кро­вообращения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена — предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зу­бов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные сред­ства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее вре­мя их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.

Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхностей зубов, нельзя не учитывать метод, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета, однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект.

Для достижения этой цели от врача требуется подроб­ный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента — последовательное исполнение дви­жений до полного овладения выбранной методикой с еже­дневным проведением чистки зубов.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки распо­лагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступатель­ными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов вер­хней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движе­ниями [2].

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Зубные пасты разделились на следующие основные виды:

1) гигиенические – предназначенные исключительно для удаления зубных отложений и частично — дезодорации полости рта;

2) лечебно-профилактические – устраняющие те или иные факторы, которые способствуют возникновению заболеваний зубов и тканей пародонта;

3) лечебные – включающие активные компоненты, воздействующие непосредственно на определенный патологический процесс в полости рта (например, пасты с противогрибковыми агентами, применяющиеся при кандидозе полости рта) [1].

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединений фтора для профилактики ка­риеса зубов можно условно разделить на два основных спо­соба — системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Условность этого деления состоит в том, что средство, применяемое системно, оказывает и местное воздействие, и наоборот, местное применение средств способствует вса­сыванию их через слизистую оболочку в систему кровооб­ращения.

Нельзя одновременно использовать для профилактики два системных метода, целесообразно сочетать системный и местные способы, поскольку это дает увеличение эффек­тивности.

При выборе системного метода введения фторида в ор­ганизм необходимо иметь четкие показания, главными из которых являются:

— высокая заболеваемость кариесом зубов среди населения;

— отсутствие дополнительных источников системного вве­дения фторида.

Эндогенное введение фторида с целью профилактики кариеса зубов требует регулярного контроля и соблюдения мер предосторожности.

Поэтому разработка надежных методов контроля за поступлением фторида в количествах, эффективных для профилактики кариеса зубов и в то же время безопасных для общего здоровья человека и окружающей среды, имеет исключительное значение.

Основной путь выведения фторида из организма — с мочой, в связи с этим был предложен метод определения су­точной экскреции фторида с мочой, и на основании этого показателя рассчитан уровень его поступления.

Средства для местного применения.

Фторидсодержащие лаки используют для пролонгирования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах – несколько дней и даже недель.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Фторосодержащие растворы и гели. Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Проблема профилактики кариеса зубов у детей и подростков остается одной из самых актуальных в стоматологии.

В России и странах СНГ в настоящее время профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков разработана крайне слабо и каких-либо эффективных форм и методов в пределах имеющегося материального, технического и кадрового обеспечения нет.

Медицинские аспекты профилактики должны основываться как на глубоком понимании биологической сущности человека, так и на знании этиологии и патогенеза заболеваний, на основе которых осуществляются целевые профилактические мероприятия.

Профилактическая работа состоит из несложных процедур, большинство из которых по силам выполнять самим пациентам и их родителям. Самое сложное – убедить в ее необходимости. Оценить эффективность профилактики в цифрах для каждого отдельно взятого пациента очень сложно.

Создание условий для гармоничного роста и развития ребенка и, в частности, его зубочелюстной системы, может быть обеспечено только совместными усилиями родителей, врачей-стоматологов и гигиенистов.

Источник: expeducation.ru

Комплексная профилактика стоматологических заболеваний

Как известно, зубная боль одна из самых сильных и нестерпимых и буквально заставляет пациента бежать в стоматологическую клинику. Особую роль в своевременной диагностике и лечении заболеваний зубов и челюстно-лицевой области в целом играет эмоциональный фактор – многие люди просто бояться обратиться вовремя к стоматологу. Всех этих неудобств, связанных с болью и страхом, можно избежать, уделяя время профилактике заболеваний зубов.

Профилактика представляет собой совокупность государственных, социальных, индивидуальных мероприятий, которые направлены на сохранение здоровья человека на максимально высоком уровне.
Стоматологическая профилактика включает в себя большой перечень различных мероприятий, которые оградят вас от зубной боли, однако для наилучшего результата эти мероприятия должны применяться в комплексе.

Итак, комплексная система профилактики стоматологических заболеваний включает:

  • Просвещение пациентов в области стоматологии. Врач в форме обучающей лекции, беседы рассказывает о всевозможных рисках заболеваний зубов, а также говорит о необходимости своевременных профилактических осмотров. Для детей такие мероприятия проводятся обычно в виде познавательных игр.
  • Рациональное питание. Необходимо донести до пациента, что существуют продукты питания, которые могут навредить структуре зубов, к таким продуктам относятся, например, разнообразные сладости, потребление которых необходимо сократить, либо после использования таких продуктов в пищу почистить зубы. Существуют также продукты, которые необходимо включить в рацион. Это свежие овощи и фрукты, которые не только богаты полезными витаминами и элементами, но и способствуют самоочищению полости рта. Необходимо помнить, что питание должно быть разнообразным!
  • Обучение гигиене и контролируемая чистка зубов. На профилактическом приеме врач на специально изготовленной модели показывает Вам, как правильно чистить зубы, рассказывает о различных способах чистки зубов, а также о средствах по уходу за полостью рта и помогает подобрать подходящие для Вас средства. На следующем приеме проводится контролируемая чистка зубов – пациент под присмотром стоматолога демонстрирует, как он научился ухаживать за зубами.
  • Применение различных средств, восстанавливающих структуру зубов. К таким препаратам относятся препараты кальция и фтора.

Посещайте специалистов стоматологических клиник два раза в год, соблюдайте необходимые рекомендации, тем более, что они довольно просты, и таким образом Вы сможете свести к минимуму все риски возникновения заболеваний.

Узнайте больше на консультации.

Позвоните нам 8 (351) 731-11-11
и приветливые администраторы подберут для Вас удобное время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru