Целью экспериментальной отработки КА является доведение КА в целом, а также комплектующих его блоков и агрегатов до состояния, полностью удовлетворяющего требованиям технического задания.
Экспериментальная отработка, являясь естественным продолжением проектирования аппарата, завершает процесс создания КА. Однако она является не только конечным звеном, но и самым тесным образом переплетается с этапами проектирования. При проектировании каждого КА учитываются не только теоретические предпосылки, но также и опыт создания других КА, опыт их отработки, результаты проведенных при этом исследований. Однако этого опыта подчас оказывается недостаточно, особенно при проектировании новых аппаратов, существенно отличающихся от предшествующих и по объему и уровню решаемых задач, и по предъявляемым к ним требованиям, выполнение которых далеко не всегда возможно с помощью известных, хорошо отработанных схемных и конструктивных решений. Возникает необходимость в применении новых материалов и конструкций, принципиально новых систем, которые к моменту проектирования данного КА практикой еще не проверены, поэтому не могут считаться надежными.
Планирование наземной экспериментальной отработки и летных испытаний. Гр. 1. Часть 1
· Оценка правильности основных конструктивных и схемных решений, положенных в основу проекта КА, корректировка их в процессе отработки.
· Проверка и отработка функционирования агрегатов КА, отдельных конструктивных узлов и приборов в эксплуатационных условиях и отработка их взаимодействия в общей конструктивной схеме.
· Определение летно-технических характеристик КА в полном диапазоне условий его применения.
· Исследование и в процессе отработки устранение причины возможных неисправностей, которые могут привести к срыву программы полета КА или его гибели.
· Отработка технологии эксплуатации КА
Назначение наземных испытаний.
Назначение испытаний. В этом случае испытания делятся на исследовательские, контрольные, сравнительные и определительные.
Исследовательские (научные) испытания проводятся для изучения определенных характеристик свойств объекта. Эти испытания необходимы для установления качественных и количественных соотношений характеристик для ранее неизвестных ситуаций, для сопоставления и построения новых гипотез, теорий.
Контрольные испытания проводятся для установления соответствия характеристик объекта заданным требованиям.
Сравнительные испытания проводятся для сравнения свойств аналогичных по назначению или одинаковых объектов в идентичных условиях.
Определительные испытания проводятся для определения значений характеристик с заданными значениями показателей точности и достоверности.
Уровень проведения наземных испытаний.
Уровень объекта испытаний. По этому признаку испытания делятся на следующие виды: испытания материалов и элементов, испытания узлов, приборов, агрегатов, устройств, подсистем, систем, испытания КА в целом.
Экспериментальные самолеты США. X-planes
Классификация отказов элементов космических систем.
Цель и задачи наземной экспериментальной отработки КА
Целью экспериментальной отработки КА является доведение КА в целом, а также комплектующих его блоков и агрегатов до состояния, полностью удовлетворяющего требованиям технического задания.
Экспериментальная отработка, являясь естественным продолжением проектирования аппарата, завершает процесс создания КА. Однако она является не только конечным звеном, но и самым тесным образом переплетается с этапами проектирования. При проектировании каждого КА учитываются не только теоретические предпосылки, но также и опыт создания других КА, опыт их отработки, результаты проведенных при этом исследований. Однако этого опыта подчас оказывается недостаточно, особенно при проектировании новых аппаратов, существенно отличающихся от предшествующих и по объему и уровню решаемых задач, и по предъявляемым к ним требованиям, выполнение которых далеко не всегда возможно с помощью известных, хорошо отработанных схемных и конструктивных решений. Возникает необходимость в применении новых материалов и конструкций, принципиально новых систем, которые к моменту проектирования данного КА практикой еще не проверены, поэтому не могут считаться надежными.
· Оценка правильности основных конструктивных и схемных решений, положенных в основу проекта КА, корректировка их в процессе отработки.
· Проверка и отработка функционирования агрегатов КА, отдельных конструктивных узлов и приборов в эксплуатационных условиях и отработка их взаимодействия в общей конструктивной схеме.
· Определение летно-технических характеристик КА в полном диапазоне условий его применения.
· Исследование и в процессе отработки устранение причины возможных неисправностей, которые могут привести к срыву программы полета КА или его гибели.
· Отработка технологии эксплуатации КА
Источник: cyberpedia.su
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Программа экспериментальной отработки является обязательным к выполнению организационно-методическим документом, определяющим объект и цель испытаний, виды и перечень проводимых проверок и их последовательность, условия проведения испытаний и форму отчетности. [1]
Программа экспериментальной отработки ГСП зависит от типа испытываемого ГСП и новизны его конструкции. [2]
Программу экспериментальной отработки строят на последовательных испытаниях объектов все более высоких иерархических уровней. Так, после успешной отработки систем и сборочных единиц переходят к испытаниям изделий, а затем комплекса. Изготовление опытных образцов производится по документации главного конструктора.
Испытания проводятся на стендовом оборудовании в условиях предприятия-изготовителя опытных образцов. На основании информации, полученной в ходе испытаний, конструкцию изделия совершенствуют, что находит отражение в технической документации. После завершения стендовых испытаний сборочных единиц, узлов, механизмов и систем производится их монтаж на изделие. Укомплектованное изделие по штатной документации подвергается предварительным ( заводским) испытаниям на функционирование. [3]
Предприятия-разработчики составных частей изделия разрабатывают программы экспериментальной отработки на эти составные части и направляют их на согласование в головную организацию, выдавшую ТЗ. [4]
По каждому виду испытаний, предусмотренным программой экспериментальной отработки , предприятия-разработчики создают более подробные свои программы испытаний. [5]
Иерархическая структура сложного изделия определяет соответствующую структуру построения программы экспериментальной отработки . [6]
Обобщающим программным документом, организующим испытания и определяющим полноту и достаточность отработки изделия, является программа экспериментальной отработки . Эта программа разрабатывается на этапе технического проектирования и является неотъемлемой частью конструкторской документации, которая согласовывается и утверждается нормативно-техническим документом. [7]
Показатели уровня отработанности определяются путем сравнения фактически достигнутых в процессе отработки значений технических характеристик и показателей надежности с их требуемыми значениями. Уровень отработанности служит для оценки завершенности программы экспериментальной отработки . [8]
Ограниченное количество опытных образцов, выделяемых на испытания, и сжатые сроки экспериментальной отработки сложных технических систем не позволяют получить в достаточном объеме статистические данные для достоверной оценки показателей надежности. В связи с этим для контроля выполнения программы экспериментальной отработки используются методы, основанные на совместном применении детерминированных и статистических показателей качества процесса отработки, а также качественных и количественных критериев оценки завершенности отдельных этапов отработки. [9]
Работы, связанные с обеспечением надежности, осуществляются на основе программных документов. Основным из этих документов является программа обеспечения надежности. Мероприятия программы обеспечения надежности, относящиеся к этапам экспериментальной отработки, развиваются и конкрети-зуются в программах экспериментальной отработки . Программа обеспечения надежности представляет собой документ, определяющий комплекс организационно-технических мероприятий, требований и правил, которые должны выполняться в процессе опытно-конструкторских работ и серийного производства для обеспечения заданных техническим заданием требований по надежности. Программа обеспечения надежности на этапе опытно-конструкторских работ разрабатывается предприятием — разработчиком изделия на основе требований к надежности, изложенных в техническом задании на разработку. Эта программа, как правило, разрабатывается на стадии Техническое предложение, а в том случае, когда разработка изделия начинается с более поздних стадий — с первой стадии разработки. Программа обеспечения надежности состоит из следующих разделов: 1) общего положения; 2) работ и мероприятий по обеспечению надежности; 3) требований к программам экспериментальной отработки; 4) порядка контроля за выполнением программы обеспечения надежности. [10]
В разделе Порядок контроля за выполнением программы обеспечения надежности указываются основные контрольные точки, в которых проверяется выполнение работ этой программы и перечень соответствующих отчетных документов. В этом же разделе указываются подразделения предприятия или должностные лица, на которых возлагается контроль за выполнением программы обеспечения надежности. Как правило, контроль за выполнением программы обеспечения надежности осуществляется подразделением, разработавшим этот документ. В разделе Требования к программам экспериментальной отработки указывают: число макетных или опытных образцов, подвергаемых испытаниям на каждом этапе: номенклатуру, последовательность и уровни действующих факторов, основные режимы работы изделия, номенклатуру и требования к последовательности проведения проверок. [11]
Работы, связанные с обеспечением надежности, осуществляются на основе программных документов. Основным из этих документов является программа обеспечения надежности. Мероприятия программы обеспечения надежности, относящиеся к этапам экспериментальной отработки, развиваются и конкрети-зуются в программах экспериментальной отработки.
Программа обеспечения надежности представляет собой документ, определяющий комплекс организационно-технических мероприятий, требований и правил, которые должны выполняться в процессе опытно-конструкторских работ и серийного производства для обеспечения заданных техническим заданием требований по надежности. Программа обеспечения надежности на этапе опытно-конструкторских работ разрабатывается предприятием — разработчиком изделия на основе требований к надежности, изложенных в техническом задании на разработку. Эта программа, как правило, разрабатывается на стадии Техническое предложение, а в том случае, когда разработка изделия начинается с более поздних стадий — с первой стадии разработки. Программа обеспечения надежности состоит из следующих разделов: 1) общего положения; 2) работ и мероприятий по обеспечению надежности; 3) требований к программам экспериментальной отработки ; 4) порядка контроля за выполнением программы обеспечения надежности. [12]
Источник: www.ngpedia.ru
13 Требования к документации, выпускаемой
13.1.1 Комплексная программа экспериментальной отработки (КПЭО) изделия выпускается отделом надежности на этапе разработки рабочей документации на вновь разрабатываемые и модернизируемые изделия в соответствии с требованиями Положения РК-98КТ, РК-11-КТ в соответствии с записями в ТТЗ (ТЗ), ГОСТ В 21256 и программы обеспечения надежности.
13.1.2 В КПЭО отдельными разделами, соответствующим этапам наземной стендовой отработки, включаются объекты испытаний с указанием индексов и серий опытных изделий, соответствующих функциональным назначениям согласно Положению №112/3 «О порядке назначения номеров серий опытным изделиям, изготавливаемым по конструкторской документации, разрабатываемой КБ «Салют»» и определяемых Решением Главного конструктора темы, согласованного с заводом-изготовителем и представителем заказчика.
Объем автономной отработки специальных агрегатов и узлов для обеспечения комплексных испытаний на опытных изделиях включаются в КПЭО отдельным разделом.
Отдельным разделом в КПЭО включаются исследовательские испытания на образцах, моделях, макетах и модальные испытания.
Исходные данные для КПЭО конструкторские подразделения разрабатывают по формам, показанным в приложениях Г, Д, Е, Ж к настоящему стандарту.
13.1.3 Организацию работ по выпуску КПЭО осуществляет Главный конструктор темы согласно сквозного графика работ.
13.1.4При использовании одной и той же материальной части для последовательной комплектации различных объектов испытаний, утвержденной в эскизном проекте на комплекс, КПЭО определяет очередность этих испытаний и общие требования к КД на объекты отработки.
13.2 Техническое задание на разработку объекта испытаний
13.2.1Порядок разработки, оформления технического задания на разработку определяется ГОСТ РВ 15201.
Техническое задание на разработку объекта НСО выпускается подразделением, определенным графиком, разрабатываемым Главным конструктором темы (п. 4.3).
Если в состав объекта испытаний входят бортовая часть измерительной системы опытного изделия и бортовая часть системы управления опытного изделия, то приводятся требования, предъявляемые к ним.
Указанные требования могут быть выпущены отдельными документами в виде исходных данных.
13.2.2 Техническое задание оформляется подписями должностных лиц подразделения-разработчика, согласовывается с испытательным подразделением, Главным конструктором темы, конструкторским подразделением испытательного оборудования и другими заинтересованными подразделениями, после чего утверждается заместителем Генерального конструктора по принадлежности и согласовывается с представителем заказчика.
13.2.3Техническое задание должно содержать требования к КД, обеспечивающей ее последовательное использование для комплектации других объектов испытаний, если такие требования содержатся в КПЭО.
13.2.4 Изменения ТЗ проводятся только выпуском извещения об изменения в соответствии с ГОСТ 2.503-90 или выпуском дополнения к ТЗ, которые согласовываются с представителем заказчика.
13.3 Техническое задание на испытания
13.3.1Техническое задание (ТЗ) на испытания опытного образца (изделия) разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105, ГОСТ В 22619, ОСТ В 92.9189, устанавливается объем и порядок проведения испытаний изделия и служит исходным документом для разработки и выпуска испытательными подразделениями программ-методик испытаний и других программных технических и технологических документов согласно п. 5.3 настоящего стандарта.
В случае проведения испытаний на базах других предприятий или институтов, предусмотренных КПЭО (далее предприятий–соисполнителей), в ТЗ на испытания определяется порядок и организация работ по устранению выявленных отказов или дефектов, а также согласования и утверждения программы испытаний.
13.3.2 При составлении ТЗ на испытания объем испытаний и порядок их проведения назначаются в зависимости от конструктивных особенностей объекта испытаний и технических требований к нему. Виды испытаний должны соответствовать принятым в КПЭО (Приложение Г).
13.3.3 Техническое задание оформляется как на испытания одного объекта, так и на испытания группы объектов, объединенных тем или иным конструктивным признаком.
13.3.4 В техническом задании должны быть определены цель и задачи испытаний:
– Цель испытаний определяется в соответствии с этапом отработки. Целью испытаний могут быть, например, выбор наилучшего конструктивного варианта объекта, доводка конструкции объекта.
– Задачами испытаний являются те вопросы, решение которых позволяет определить, достигнута ли цель испытаний. В качестве основных вопросов, определяющих перечень задач испытаний, могут быть:
а) проверка принципиальной работоспособности объекта и правильности принятых методов проектирования и расчета;
б) определение его характеристик в заданном диапазоне нагружений и заданном интервале условий применения;
в) проверка работоспособности объекта при ресурсных испытаниях;
г) определение функциональной избыточности, т.е. проверка работоспособности объекта в более широких диапазонах режимов нагружений и условий применения вплоть до определения их крайних значений, при которых объект переходит в неработоспособное состояние (отказ или разрушение);
д) уточнение режимов нагружений и условий применения объекта в составе изделия;
е) проверка установленных в ТЗ требований по выходным параметрам объекта на их соответствие тем, которые обеспечивают нормальное функционирование системы (изделия);
ж) оценка эксплуатационных качеств объекта;
з) проверка правильности и качества штатной конструкторской и эксплуатационной документации на изготовление и эксплуатацию объекта;
и) проверка стойкости к воздействию спецфакторов.
13.3.5 В техническом задании на испытания должны быть указаны:
— конструкторская документация на объект испытаний (чертеж объекта испытаний, технические условия (ТУ) на объект испытаний, ТЗ на разработку объекта испытаний и прочие необходимые документы);
— для объектов автономной отработки на 1 этапе НСО перечень видов испытаний в порядке их проведения с указанием соответствующего пункта ТЗ на разработку;
— схема размещения (расположения) объекта;
— формулировка (критерий) отказа, дефекта или неисправности для конкретного испытываемого объекта;
— перечень измеряемых параметров, с указанием наименования и индекса параметра, диапазона измерения и предельной погрешности измерения, частоты опроса, рабочей среды, а также схемы размещения измерительных средств (перечень может быть выпущен отдельным документом в виде исходных данных);
— в пункте на проведение видов испытаний должны быть указы соответствующие пункты ТЗ на разработку объекта испытаний (п. 13.2);
— перечень нештатных ситуаций применительно к конкретному режиму (разделу программы) испытаний с перечнем их признаков;
— схемы испытаний, места, способы крепления и подсоединения систем;
— дополнительные (к п. 7.9) требования по входному контролю объекта испытаний;
-характеристики режима нагружения объекта при испытаниях и условия проведения испытаний (при этом ссылки на другие документы, как правило, не допускаются);
— требования к дефектации объекта после испытаний (порядок и место проведения дефектации, перечень узлов, деталей и мест, на которые следует обратить особое внимание, а также перечень допустимых и недопустимых отступлений от требований КД);
— указания о видах и формах отчетности (в случае отступления от установленного порядка);
— количество экземпляров отчета для рассылки.
Для объектов испытаний (изделий), представляющих собой историческую ценность, должна быть указана необходимость восстановления объекта испытаний после завершения испытаний, его фотографирования и хранения.
Для остальных объектов испытаний в ТЗ должны быть указаны требования по их дальнейшему использованию, хранению или утилизации.
ТЗ на испытания изделия, кроме того, должно содержать сведения об объеме проверяемых при входном контроле или перед началом испытаний характеристик опытного изделия в соответствии с требованиями раздела 8.
13.3.6 В техническом задании должны быть изложены требования к испытательной установке, КПА, ПМО, испытательному оборудованию, к закреплению объекта испытаний и условиям воспроизведения внешних воздействий.
13.3.7Техническое задание на испытания оформляется подписями должностных лиц подразделения-разработчика, согласовывается с Главным конструктором темы, подразделением-разработчиком испытательного оборудования, соответствующим испытательным подразделением, подразделением контроля НСО, подразделением надежности, представителем заказчика и утверждается Заместителем Генерального конструктора по принадлежности.
ТЗ на испытания 2 и 3 этапов НСО согласовываются также с Заместителем Генерального конструктора по наземной стендовой отработке.
В случае проведения испытаний на базе предприятия–соисполнителя ТЗ согласовывается с ним и представителем заказчик при его участии.
13.3.8 Изменения ТЗ на испытания проводятся только выпуском извещения об изменения в соответствии с ГОСТ 2.503 или выпуском дополнения к ТЗ на испытания, которые согласовываются с представителем заказчика.
13.4Комплект конструкторской документации на объект испытаний.
13.4.1Комплект КД на объекты испытаний 1 этапа НСО:
штатные агрегаты;
штатные агрегаты с приваренными согласно требованиями штатной КД присоединительными элементами (фланцы, штуцеры и т.д.);
объекты отработки, разрабатываемые специально для проведения комплексных испытаний на 3 этап НСО по документации с индексом опытного изделия.
13.4.2Порядок маркировки и объем контрольных приемо-сдаточных испытаний объектов для НСО определяются требованиями КД.
13.4.3Состав и комплектация объекта испытаний, в том числе, необходимое количество сменных деталей, прокладок, пиропатронов и других необходимых элементов для обеспечения проведения всего объема испытаний определяется конструкторской документацией (спецификацией) для поставки совместно с объектом отработки.
13.4.4Комплект КД (в том числе, чертежи схемы, технические условия на изготовление, инструкции) разрабатывается в соответствии с требованиями ЕСКД и РК-11-КТ.
13.4.5 Конструкторская документация на испытательное оборудование разрабатывается на основании ТЗ испытательного подразделения (п. 5.3).
КД согласовывается с разработчиками объекта испытаний и ТЗ на испытания, а также с испытательными подразделениями.
Состав комплекта КД, передаваемого испытательному подразделению, — в соответствии с его запросом.
13.4.6 Комплекты КД на объекты испытаний и испытательное оборудование передаются на завод-изготовитель в сроки, предусмотренные графиком наземной стендовой отработки (п. 4.3).
13.4.7 При корректировке ТУ на объект испытаний после 1 этапа НСО, методика ПСИ и ПИ не должна противоречить результатам НСО и ТЗ на разработку.
13.5 Итоговые отчеты о технической готовности комплекса (составной части комплекса) к летным испытаниям.
Итоговый отчет о технической готовности комплекса (составной части комплекса) к летным испытаниям разрабатывается под руководством подразделения надежности в соответствии с требованиями РК-98КТ, РК-11-КТ.
Порядок его выпуска и состав определяются приказом по предприятию-разработчику и план-проспектом.
13.6 Заключение
Заключение является конечным документом и оформляется разработчиком объекта испытаний. Заключение согласовывается с Главным конструктором темы, представителями заказчика и утверждается Заместителем Генерального конструктора по принадлежности.
Заключение направляется разработчиком заводу-изготовителю в адрес Главного инженера, Руководителя Департамента качества и начальника ОТКв сроки окончания испытаний, установленных Графиком НСО изделия, в соответствии с подразделом 4.3 настоящего стандарта.
13.6.1 Заключение по результатам предварительных испытаний 1-го этапа должно содержать:
наименование и номер чертежа объекта испытаний;
количество объектов, прошедших испытания;
заключение о допуске объекта к приемочным испытаниям;
заключение о допуске объекта к испытаниям в составе опытных изделий;
13.6.2 Заключение по результатам приемочных испытаний 1-го этапа о допуске объекта к использованию по назначению должно содержать:
наименование и номер чертежа объекта испытаний;
количество объектов, прошедших испытания;
сведения о присвоении литеры «О»;
заключение о допуске объекта испытаний к использованию по назначению.
13.6.3 Заключение о допуске к предварительным испытаниям 1-ого этапа НСО, если КПЭО не предусматривает проведение доводочных испытаний 1-ого этапа НСО должно соответствовать п. 6.5.1 настоящего стандарта;
Заключение о допуске к приемочным испытаниям 1-ого этапа НСО, если КПЭО не предусматривает проведение предварительных испытаний 1-ого этапа НСО должно соответствовать п. 6.5.1 настоящего стандарта;
По результатам наземной стендовой отработки конструкторской документации опытных образцов должна быть присвоена литера «О».
13.7 Требования пунктов 13.3, 13.4, 13.5, 13.6, 13.7 настоящего стандарта не распространяются на стенды-электроаналоги.
Источник: studfile.net