Комплексная программа дополнительного образования детей что это

Назначение образовательной программы дополнительного образования . Дифференциация документа и программы развития по цели и содержанию. Практический опыт определения структуры образовательной программы дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибизова Елена Борисовна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
ФГОС и ПООП: разрешимы ли проблемы?
Проблемы формирования основной образовательной программы школы
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Адаптированные программы

Формированиt профессиональной компетентности педагогов при разработке программы отдельного учебного предмета, курса углублённого уровня

Особенности содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional Education: Purpose, Content, Problems Program Development

The purpose of the educational program of editional education . Differentiation of the document and the development program by purpose and content. Practical experience in determining the structure of the educational program of editional education in accordance with regulatory requirements.

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Елена Борисовна Цибизова,

В современном дополнительном образовании системообразующий элемент —

дополнительная общеобразовательная программа, которую разрабатывает педагог

и утверждает образовательная организация. Набор детей проводится на программу,

финансирование — тоже под конкретную программу, демонстрация достижений « 1 детей — по итогам реализации программ .

• образовательная программа • программа развития • дополнительное образование

Эта немаловажная особенность дополнительного образования отмечена в документах, регулирующих государственную политику:

• «Концепция развития дополнительного образования детей» (утверждена 4 сентября 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р) провозгласила принцип программо-ориентированности;

• «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года) рассматривает дополнительную общеобразовательную программу как инструмент реализации ключевых задач.

Вопросы обновления дополнительных общеобразовательных общераз-вивающих программ (далее — ДООП), технология их создания

и оформления в течение продолжи -тельного времени остаются в центре внимания учёных: Л.И. Буйловой, В.П. Голованова, М.В. Кайгородцевой, Л.Г. Логиновой, И.Н.

Поповой. С 2003 года и по настоящее время с разной периодичностью разрабатываются и утверждаются методические рекомендации по проектированию ДООП на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

01.09.2022 Отличие внеурочной деятельности ООП от дополнительного образования детей и взрослых

Однако в «тени» интенсивной работы с ДООП осталась работа с другой программой, проектирование и реализация которой — управленческий инструмент для дополнительного образования и важное условие методического сопровождения процесса её обновления.

1 Барахович И.И., Кашапова Н.В. Программный подход к организации дополнительного образования школьников // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 5 (май).

Другими словами, разрабатывается документ, который регулирует образовательный процесс, в том числе разработку и реализацию программ для учащихся (в общем образовании в соответствии с ФГОС, а в дополнительном образовании в соответствии с образовательными потребностями детей и взрослых).

Рассмотрим, как это происходит в общем образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) задаёт требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога — инструмент реализации требований. Но между ФГОС и рабочей программой по предмету есть ещё одно звено — основная образовательная программа (далее — ООП) школы, которая чаще всего разрабатывается с учётом примерной ООП.

Примерная основная образовательная программа (далее — ПООП) понимается как учебно-методическая документация, определя-

2 Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) (Электронный ресурс) Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420353316

ПООП проходят экспертизу, одобряются решением федерального учебно-методического объединения и размещаются в реестре примерных программ, который составляет государственную информационную систему. А далее на основе ПООП каждая школа разрабатывает собственную программу, с учётом особенностей, образовательных запросов детей, родителей и других участников образовательных отношений. Учитель при создании программы ориентируется на ООП и на примерные программы по предметам. Следовательно, рабочая программа каждого педагога — часть ООП школы. И именно школа несёт ответственность за разработанные программы, а главный критерий здесь — соответствие ФГОС.

Перейдём к дополнительному образованию, на которое также распространяется действие пункта 5 статьи 14 и пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Согласно документу, к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации и разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития.

результатов дополнительного образования, полученных при освоении ДООП. В отличие от общего образования, где основания для оценки — разработанные в соответствии с ФГОС оценочные материалы.

Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвиваю-щих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Поэтому качественная разработка и реализация образовательной программы организации — важная управленческая и методическая задача.

Но изучение практики работы организаций дополнительного образования позволяет говорить о недостаточном внимании управленцев и методистов к этому документу. До сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, не сформулированы общие закономерности её структуры и содержания.

Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому системы дополнительного образования.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 сохранил внешкольные учреждения и переименовал их в «учреждения дополнительного образования детей» в образовательной системе Российской Федерации. Но при этом не была проработана нормативно-правовая база, недостаточность и противоречивость которой неоднократно становилась предметом обсуждения органов управления образованием всех уровней3. В этот период

3 Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! / / Библиотечка журнала «Вестник образования России». —

2006. — № 7. — С. 6-18.

и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили работу в соответствии с типовыми положениями.

ных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, до сих пор остаётся открытым.

При прохождении процедуры лицензирования и аккредитации учреждение дополнительного образования среди прочих документов предоставляло учебный план.

Нормативная неопределённость вынуждала учредителей регламентировать деятельность подведомственных учреждений на своё усмотрение. Так, в муниципальной системе образования Новокузнецка до 2015 г. (!) учреждения дополнительного образования в начале учебного года были обязаны представить «Учебный план» (с пояснительной запиской) и «Координационный план работы». Содержание пояснительной записки к «Учебному плану» и «Координационного плана работы» носило в основном информационный характер, некоторые части дублировались.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время управленческая и методическая служба с гораздо большим

вниманием относились к разработке и реализации программы развития.

Программа развития как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась в нашей стране на рубеже веков в период интенсивных социально-экономических изменений. И до сих пор разработка и реализация программы развития — значимый вид планирования в дополнительном образовании.

Поэтому понимание назначения образовательной программы организации начинается с дифференциации этого документа и программы развития.

Программа развития, направленная на достижение стратегических целей с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования, разрабатывается на основе проблемного анализа, планирования системных позитивных изменений, включает описание содержания и механизмов деятельности, важнейших целевых показателей достижения прогнозируемых результатов4. Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве проекта

осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ). Различия двух управленческих документов представлены на схеме 1.

Чтобы понять, какие затруднения возникают в связи с неразличением программы развития и образовательной программы, обратимся к практике работы организации дополнительного образования.

Я познакомилась с восемнадцатью программами и проанализировала две позиции: структура и целевые установки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (реализация дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с муниципальным заданием и ПФДО)

ИЗМЕНЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА (управленческие, педагогические, материальные и другие условия)

4 Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

Анализ показывает, что по формулировкам цели образовательных программ обозначены скорее как цели развития организации. Примеры приведены в таблице 15.

Определённым затруднением стала и разработка структуры документа. В рассмотренных программах она разнится, содержит от 6 до 23 пунктов и характеризуется хаотичностью. В некоторых случаях образовательная программа представляет собой сборник разрозненных материалов, перегруженный излишней информацией. Но без логичного и последовательного изложения трудно увидеть программу как целостное описание образовательного процесса.

Так как же преодолеть затруднения при разработке образовательной программы? Можно позаимствовать опыт, наработанный в Новокузнецке. Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования (руководителем которого является автор) подготовило методические рекомендации по разработке и оформлению образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (утв. приказом. Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028)6. Документ, конечно, не нормативный акт, однако рекомендуется Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка к использованию.

Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учётом реализации образовательной политики Российской Федерации в Кемеровской области.

Читайте также:
Фандора что за программа

В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими деятельность с учётом ПООП.

В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел программы определяет её цели и задачи, принципы и подходы

Формулировки цели образовательной программы

№ одо Цель образовательной программы

1 Развитие учреждения как открытой образовательной системы, направленной на успешную социализацию учащихся и формирование их готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, самореализации, осознанному профессиональному самоопределению

2 Модернизация содержания дополнительного образования организации, направленная на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально-активной позиции ребёнка, высоконравственной позиции молодёжи

3 Создание доступной и эффективной образовательной среды, удовлетворяющей потребности ребёнка в развитии, личностном самоопределении и самореализации, обеспечивающей формирование и развитие творческого потенциала учащихся, активизацию их познавательных интересов, адаптацию к жизни в обществе

5 Мы сознательно не указываем организации, но сохранили адреса сайтов.

6 С методическими рекомендациями можно познакомиться в профессиональном сообществе «Интернет-сообщество ПДО» (группа ВКонтакте), в разделе «Документы» https://vk.com/club180304083

к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить: пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.

Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещаются учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.

На примере документов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской (далее — Дворец творчества им. Н.К. Крупской) посмотрим,

как нам удалось дифференцировать целевые установки образовательной программы8 и программы развития.

Образовательная программа Дворца творчества им. Н.К. Крупской определила единую методологическую основу (компетентност-ный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.

Реализация образовательной программы организации создала условия для:

• координации деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ, регулирования отношений субъектов образовательной деятельности; а также принятия управленческих решений администрацией организации;

• углубления понимания смыслов дополнительного образования и использования

Целевые установки образовательной программы и программы развития

Цель образовательной программы Дворца творчества им. Н.К. Крупской Цель программы развития Дворца творчества им. Н.К. Крупской

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся и удовлетворение образовательных потребностей детей и взрослых в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании’ Создание единого интеграционного социокультурного и образовательного пространства для обеспечения качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, запросами муниципального сообщества Новокузнецка, задачами российского образования

7 Здесь подразумеваются управленческие программы, а не дополнительные общеобразовательные программы. Например, «Программа организации взаимодействия с родителями», «Программа воспитательной работы с учащимися» и др.

8 С документом можно познакомиться на сайте Дворца творчества им. Н.К. Крупской http://dtkrupskoy.ru/index.php/ 11/obrazovanie

9 На основе ст. 2, п. 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

• информирования учащихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.

Таким образом, руководителям и администраторам важно:

• выявить проблему неразличения этого документа и программы развития организации;

• определить необходимость их дифференциации по целевым установкам и содержанию;

• показать, как можно преодолеть затруднение по выстраиванию структуры образовательной программы организации в соответствии с нормативными требованиями.

Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно, вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и служит этим шагом? НО

Additional Education: Purpose, Content, Problems Program Development

Abstract: The purpose of the educational program of editional education. Differentiation of the document and the development program by purpose and content. Practical experience in determining the structure of the educational program of editional education in accordance with regulatory requirements.

Keywords: educational programme, development programme. editional education. Ispolzovannye istochniki:

1. Barahovich I.I., Kaschapova N.V. Programmnyj podhod k organizacii dopolnitelnogo obrazovaniya scholnikov / / Pis ma v Emissia (The Emissia.Offline Letters): — 2019. — No 5. — URL: http://emissia.org/offline/2019/2726.htm

2. Budanova G.P., Builova L.N. Uchregdeniya dopolnitelnogo obrazovaniya detei: srochno trebyetsya normativnaya baza! // Bibliotechka zhurnala «Vestnik obrazovaniya Rossii». 2006. — № 7. — S. 6—18.

3. Selevko G.K. Tehnologii vnutrischkolinogo kontrolya/ — M NII schkolnyjehnehnologii, 2005. — 208 s.

Источник: cyberleninka.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Классификация программ дополнительного образования детей

С учетом специфики дополнительного образования детей, определенной государственным заказом и запросами обучающихся и их родителей, выделяются следующие виды программ:

Проект нового Закона РФ «Об образовании» выделяет дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

Программы организации дополнительного образования детей могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. Для педагогических работников школы весьма актуальным является умение разрабатывать собственные программы деятельности. Особенно это умение становится важным при разработке программ дополнительного образования детей, направленных на реализацию государственного заказа, прописанного в ФГОС общего образования, а также социального заказа детей, родителей, учреждений, организаций, решение конкретных индивидуальных или групповых социальных проблем заказчиков.

Рассматривая программу как комплексную модель дополнительного образования детей, можно провести классификации программ по реализуемым в системе образования образовательным и социально-педагогическим функциям.

В рамках реализации образовательных функций дополнительного образования детей можно выделить учебные, воспитательные, развивающие программы, комплексные образовательные программы.

Учебные программы дополнительного образования детей могут быть направлены на формирование знаний, умений и навыков по учебному предмету, предусмотренному основной образовательной программой в соответствии с ФГОС общего образования (факультативы, предметные кружки по физике, химии, математике и т. д.), а также по предметам дополнительного образования разной направленности (кружки, студии, школы, лаборатории художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, научно-технической, культурологической и других направленностей). Учебные программы дополнительного образования детей должны обеспечивать удовлетворение различных образовательных потребностей детей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих им осваивать, углублять и развивать знания, которые они получают в общеобразовательной школе, или осваивать отрасли знаний, которые не изучаются в школе или других образовательных учреждениях.

Воспитательные программы дополнительного образования детей должны быть направлены на формирование личностного смысла того, что усваивается ребенком в процессе образования, формирование определенной направленности личности: социальной, духовно-нравственной, патриотической, общекультурной и др. Процесс воспитания рассматривается как целенаправленные действия по созданию условий для социального развития человека, то есть его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. При этом в политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, осознать свою роль избирателя, сформировать у себя готовность к неуклонному исполнению государственных законов. В духовной области предполагается формирование нравственной позиции человека во взаимоотношениях с людьми, в отношении к религии, определении своих возможностей в эстетической деятельности и др. В экономической области дети апробируют свои профессиональные возможности, усваивают различные роли в системе рыночных отношений [1] .

Можно выделить несколько вариантов воспитательной деятельности, которая осуществляется в рамках дополнительного образования детей, — патриотическое, нравственное, эстетическое, социальное и другие виды воспитания.

  • — Патриотическое воспитание предполагает формирования у детей высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
  • — Эстетическое воспитание — это развитие способности личности к полному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности; формирование системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, а также готовности к посильному проявлению себя в искусстве.
  • — Социальное воспитание — формирование социальной активности, устойчивости, адаптированности, индивидуальности в процессе освоения ребенком системы социальных ролей и др.
  • — интеллектуальное развитие — развитие мышления, ума, познавательных процессов, в том числе сообразительности, гибкости, самостоятельности, критичности ума, а также предметных и специальных знаний, умений и навыков;
  • — эмоциональное развитие — формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умения понимать эмоциональные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами;
  • — мотивационное развитие — развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности;
  • — волевое развитие — развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, доводить начатое дело до конца, действовать самостоятельно и др.;
  • — развитие предметно-практических сфер — развитие специальных способностей детей — музыкальных, художественных, лидерских, исследовательских и др., а также умения применять их в жизни;
  • — развитие экзистенциальной сферы детей — развитие способностей ребенка управлять своими физическими и психическими состояниями, умения держать их на должном уровне, гармонии чувств и поступков, слова и дела и других умений, позволяющих формировать собственную «Я-концепцию»;
  • — развитие сферы саморегуляции — развитие активного внимания, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, умения концентрироваться, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознанного поведения, самокритичности, рефлексии и др.
Читайте также:
Что за программа которая сообщает о сообщениях

Большим педагогическим потенциалом обладают социально-педагогические программы, реализуемые в дополнительном образовании детей. Социально-педагогические функции дополнительного образования детей способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное достижение их целей. В соответствии с социально-педагогическими функциями можно внести в классификацию программ дополнительного образования детей программы социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговые программы и др.

  • — развлечения — посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, а также путешествия, прогулки, праздники, дающие человеку смену впечатлений и получение дополнительной и информации для общего развития;
  • — активный (занятие физкультурой, слушание музыки) и пассивный (расслабление) отдых;
  • — самообразование — участие в дискуссиях, деловых играх, экскурсиях и др.;
  • — творчество — создание условий для реализации разнообразных хобби и любительских занятий;
  • — общение — обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности в форме встреч, конференций, фестивалей, игр и др.

Программы профессиональной подготовки направлены на формирование профессионального интереса детей, их профессиональное самоопределение, адаптацию к избранной профессии. Данный вид программ предполагает следующие формы организации: школы довузовской подготовки — подготовка школьников к поступлению в высшие учебные заведения; очнозаочные однопрофильные школы (математическая, физико-техническая, филологическая и др.) — знакомство детей с разными профессиями, создание условий для социальных проб в разных профессиях; комплексные школы начальной профессиональной подготовки (школы юного модельера, журналиста, педагога и др.) — получение начальной профессиональной подготовки по определенной профессии; школы творческой ориентации — последовательное знакомство детей с разными видами деятельности с целью выбрать тот, который больше заинтересует ребенка или в котором он проявит лучшие способности.

Программы оздоровления детей направлены на формирование у детей навыков здорового образа жизни, улучшение их физического, психологического, физиологического здоровья. Оздоровление детей в рамках дополнительного образования детей школы может быть организовано в разных вариантах. Например, в виде:

  • — интегрированной программы «Здоровье», которая может объединить всех участников образовательного процесса школы и создать условия для оздоровления детей и педагогов или профилактики заболеваний (досуговые программы), восстановления здоровья и поддержания физической формы особо в этом нуждающихся (специальные программы оздоровления) и реализации здоровьесберегающих технологий;
  • — программ спортивно-оздоровительные лагеря — специальные программы, организуемые в каникулярное время для детей с ослабленным здоровьем или для тренировочных сборов спортсменов школы;
  • — программ оздоровительных образовательных объединений — например, школы коррекции осанки, организация групп ОФП, ЛФК и здоровья и др.

Программы социальной поддержки детей направлены на создание условий для социальной, медицинской, правовой, экономической, предметно-практической и другой поддержки ребенка и его семьи, обеспечивают нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства, обеспечение помощи в приобретении практических умения и навыков, которые помогут ребенку в будущей жизни — личной, профессиональной, семейной. Программы социальной поддержки детей в рамках дополнительного образования детей могут реализоваться в следующих вариантах: программы правовой поддержки, направленные на освоение ребенком правовых норм, приобретение опыта в защите своих прав, человеческого достоинства; программы экономической поддержки, создающие условия для участия детей в учебно-производственной и внебюджетной деятельности образовательного учреждения, приобретение знаний и опыта зарабатывания денег; программы психолого-педагогической поддержки, направленные на поддержку детей, оказавшихся в особо трудном положении, — инвалидов, сирот, детей из неполных семей и семей повышенного риска; программы социальной поддержки, предполагающие помощь ребенку в освоении среды, нахождении вариантов типичных проблем, возникающих в процессе его социального взаимодействия.

К социально-педагогическим программам можно отнести также программы работы с родителями или семьей, направленные на решение проблем, возникающих во взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Опираясь на складывающуюся практику, также можно выделить виды программ дополнительного образования детей по признаку «общее — профессиональное»:

  • — общеразвивающие программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знания о мире и о себе, его социального опыта;
  • — специализированные (профилированные) программы, содержащие основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;
  • — профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям ознакомиться с той или иной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы знаний и мастерства, в том числе сопряженные с определенными профессионально-квалификационными требованиями.

Можно также выделить виды программ дополнительного образования детей по признаку «достижение результата»:

  • — тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов дополнительного образования детей (например, образовательная программа патриотического воспитания, воспитательная программа толерантности и т. п.);
  • — образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня в рамках ФГОС общего образования нового поколения: 1 — приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 — формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 — приобретение опыта самостоятельного социального действия (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результата; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3-х классов — образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса — образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
  • — образовательные программы по конкретным видам дополнительного образования детей (духовно-нравственная, спортивно-оздоровительная и др.);
  • — возрастные образовательные программы (образовательная программа дополнительного образования детей младших школьников; образовательная программа дополнительного образования детей-под- ростков и т. д.);
  • — индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Таким образом, мы видим, что в образовательных и социально-педагогических программах дополнительного образования детей имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества. Кроме того, реализация дополнительного образования детей предполагает интеграцию с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и др.

Особое место в реализации программ дополнительного образования детей занимают процессы внутренней (в рамках внутренней среды образовательного учреждения) и внешней (в рамках взаимосвязей образовательного учреждения с внешним окружением) интеграции. Таким образом, выделяются интегрированные программы дополнительного образования детей.

Самыми яркими примерами программ внутренней интеграции являются сквозные интегрированные программы. Сквозная программа — это форма организации общей деятельности учреждения по одному из актуальных направлений, открытая любому участнику образовательного процесса учреждения, предоставляющая всем дополнительные возможности для развития, профессионального роста, самореализации. Например, интегрированная программа «Одаренные дети» может быть направлена на объединение возможностей педагогических работников образовательного учреждения на адаптацию и психологическую поддержку одаренных детей, оказание помощи педагогам и родителям в постижении феномена одаренности. Программа «Реабилитация» направлена на создание условий для адаптации и развития детей-инвалидов в разных образовательных объединениях образовательного учреждения.

  • [1] Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области / под рук-вом М. И. Рожкова —Ярославль, 1995.

Источник: studme.org

Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей

модели сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей

В статье рассказывается о новой модели сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей. Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам.

М.В. Спиридонова,
старший методист,
педагог дополнительного образования

М.Г. Евдокимова,
педагог дополнительного образования

ГБОУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+»
Невского района Санкт-Петербурга

В современном обществе, где знания и уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.

В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействует процессу формирования ключевых компетенций учащихся.

С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно – использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования детей. Так, концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений его развития определяет «применение таких мониторинговых средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка».

Предлагаемая модель сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей отражает основные идеи Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года, Регионального проекта «Доступное дополнительное образование детей Санкт-Петербурга на 2017-2020 гг.», утвержденной распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 27.07.2017 года, а также основные идеи «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию», утвержденных распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 года и Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.01.2014 года (с изменениями от 12.05.2014 и 01.06.2015) «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО».

Ключевой идеей указанных документов является обеспечение качества дополнительного образования, понимаемой как «сущностная характеристика самой системы образования, отражающей ее процессуальный и результативный аспекты, общественное предназначение и социокультурный смысл».

Представляется, что ключевым моментом обеспечения качества образования является обеспечение целостности образовательного процесса, сущность которого в том, что разработка, реализация и оценивание результатов дополнительных общеразвивающих программ будет осуществляться на единой методологической основе. Иными словами, будет обеспечена смысловая связь и соответствие всех элементов модели, приведенных на рис.1.

Читайте также:
Start hi что это за программа

Наличие единых критериев, отбора содержания, технологического оснащения и оценки образовательных результатов выступает показателем договорённости педагогического коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении. Вот почему мы предлагаем единый подход в разработке реализации и диагностики результатов обучения и личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.

Новизна предлагаемой модели состоит в том, что она позволяет не только обеспечить целостность образовательного процесса на всех этапах от разработки и утверждения дополнительной общеразвивающей программы, до мониторинга и оценки результатов ее реализации, но и обеспечить реальное управление качеством дополнительного образования на трех взаимосвязанных уровнях:

  • стратегическом: деятельность директора во взаимодействии с региональными управленческими структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы;
  • тактическом: работа директора и его заместителей по обеспечению условий для эффективной разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также оценки их результатов;
  • оперативном: включение, наряду с руководителями, педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.

Соответственно, управленческая деятельность претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, передаче управленческих полномочий педагогам. Цель и результат управления обращены на ребенка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности педагога.

Рис. 1. Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ

Реализация указанной модели осуществляется в рамках следующих этапов:

1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.

2 этап – проективный: обозначение замысла, проектирование идеального облика – создание образовательной программы.

3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.

4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.

Алгоритм реализации модели
  1. Прогнозирование ожидаемых результатов(предметных, метапредметных и личностных), соотнесенных с целью и задачами реализации программы (обучающих, воспитательных и развивающих). При этом предметные результаты определяются как совокупность:
  • Теоретической подготовки ребенка: теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы); владение специальной терминологией по тематике программы;
  • Практической подготовки ребенка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы); владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.

Метапредметные результаты:

  • Учебно-интеллектуальные умения: умение подбирать и анализировать специальную литературу; умение пользоваться компьютерными источниками информации; умение осуществлять проектную и исследовательскую работу;
  • Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога; умение выступать перед аудиторией; умение вести полемику, участвовать в дискуссии;
  • Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее (учебное) место; навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; умение аккуратно выполнять работу.

Личностные результаты:

  • Организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль;
  • Ориентационные качества: самооценка, интерес к занятиям в детском объединении;
  • Поведенческие качества: конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения).
  1. Определение содержания образования, обеспечивающего достижение каждого из указанных результатов.
  2. Определение технологического оснащения образовательного процесса (технологии, методы, методики, формы организации занятий), обеспечивающих достижение указанных результатов.
  3. Определение дескрипторов– индикаторов (конкретных, верифицируемых и проверяемых) достижения каждого из результатов. Дескрипторы должны быть сформулированы предельно конкретно (способен назвать…, способен выполнить конкретное действие…)
  4. Определение контрольно-измерительных материалов, позволяющих осуществить диагностику достижения заявленных результатов.
  5. 6. Определение шкал, позволяющих оценить выявленные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и перевести полученный результат в качественную (высокий, средний, низкий) или количественную (% усвоения) оценку.

Диагностика результатов обучения является обязательным компонентом образовательного процесса. Она позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого учащегося.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов. Именно поэтому реализация указанных этапов и алгоритма основывается на построении диагностической системы.

Рис. 2 Модель диагностической системы

Диагностическая система включает в себя:

  1. Прогнозируемые результаты (исходим из целей и задач);
  2. Дескрипторы, раскрывающие конкретные индикаторы достижения тех или иных результатов;
  3. Измерительные инструменты определения результативности критерии, показатели;
  4. Способы отслеживания и оценки результатов (методики педагогической диагностики);
  5. Шкалы и критерии оценивания полученных результатов.

Результат образовательной деятельности необходимо рассматривать с точки зрения решения образовательных задач: обучающих, воспитательных, развивающих, сформулированных в дополнительной общеразвивающей программе. Исходя из воспитательных и развивающих задач конкретной дополнительной общеразвивающей программы формулируем существенные (возможно многокомпонентные) аспекты личностного развития ребёнка.

Таким образом, проводим диагностирование по 2-м направлениям:

1) уровня обученности

2) уровня личностного развития

  • Основная задача диагностирования уровня обученности детей – оценка реального объёма и качества знаний, умений и навыков.
  • Основная задача диагностирования уровня личностного развития детей – оценка влияния занятости выбранным видом деятельности на их личностное развитие с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Как правило, есть тяга педагогов к выделению как можно большего количества воспитательных задач и сформированных личностных качеств, полагая, что в этом случае диагностирование будет более полным. Это отнимает много времени, и в итоге результаты получаются размытыми. Чтобы этого избежать, необходимо провести ранжирование задач и ожидаемых результатов по степени важности:

  • При решении обучающихзадач: выделение теоретического (что учащийся должен знать) и практического (что учащийся должен уметь) аспектов;
  • При решении воспитательных и развивающих задач: выделение основных показателей личностного развития, формируемых в процессе освоения вида деятельности, нравственных ценностей, навыков поведения,

Системность оценки качества обеспечивается организацией мониторинга образовательной деятельности, основными методами которого являются самоанализ, собеседование, анализ документации, посещение и анализ занятий, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, анализ результатов усвоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ и другие.

Алгоритм оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы

1 уровень – педагог дополнительного образования осуществляет оценку усвоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися во всех учебных группах.

  • Критерии оценки (образования, развития, воспитания и социализации детей) разрабатываются педагогом в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой.
  • Инструмент оценки результатов: диагностические задания, итоговые творческие работы, тесты, защита проектов, анализ продуктов творческой деятельности и др.
  • Фиксация результатов – таблицы результатов по группам оформляются в формате MicrosoftE
  • Форма обобщения – сводная таблица усвоения дополнительных общеразвивающих программ по всем группам, экспозе (отчет) в карту эффективности педагога.

Таким образом, формируется обобщение 1 уровня.

2 уровень – заведующий отделом – оценка качества усвоения дополнительных общеразвивающих программ всех педагогов отдела.

  • Критерий оценки – доля освоивших дополнительную общеразвивающую программу к общему количеству учащихся в отделе.
  • Инструмент оценки результатов – изучение карт эффективности, таблиц, диаграмм, отчетов педагогов отдела.
  • Фиксация результатов – сводная таблица данных всех педагогов отдела.
  • Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности руководителя отдела, аналитическая справка.

Таким образом, формируется обобщение 2 уровня.

3 уровень – заместитель директора – оценка качества результатов реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых во всех отделах и структурных подразделениях учреждения.

  • Критерии оценки – доля освоивших дополнительную общеразвивающую программу к общему количеству учащихся в учреждении.
  • Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карта эффективности руководителя отдела.
  • Фиксация результатов – сводная таблица показателей по учреждению.
  • Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности заместителя директора, аналитическая справка, проведение самообследования, подготовка материалов для публичного доклада.

Таким образом, формируется обобщение 3 уровня.

4 уровень – директор – оценка качества результатов усвоения дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении.

  • Критерии оценки – соответствие уровня усвоения дополнительных общеразвивающих программ государственному заданию.
  • Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карты эффективности заместителей директора по УВР, НМР.
  • Фиксация результатов – карта эффективности руководителя ОУ, приказы об утверждении отчетов и анализов деятельности.
  • Форма обобщения информации – публичный доклад на педагогическом совете, размещение отчетных документов о результатах образовательной деятельности за учебный год в открытом доступе через сайт учреждения.

Представленная модель внедрена в ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга и имеет положительные результаты:

  • стабильность и положительную динамику высокого уровня и качества освоения дополнительных общеразвивающих программ учащимися;
  • подтверждение высоких результатов в ходе внутреннего контроля;
  • свидетельства, подтверждающие общественное признание высоких учебных результатов местным сообществом;
  • позитивная динамика и эффективность участия учащихся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (высокие достижения (первые и призовые места) в образовательных мероприятиях (в конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях, концертах и др.) различного уровня (районного, городского, всероссийского и международного);
  • личное участие педагогов дополнительного образования в городском конкурсе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • эффективность деятельности педагогов по включению учащихся в реализацию социально значимых проектов, востребованных в социуме;
  • общественная оценка значимости и активности учащихся в социальных проектах (в СМИ, на сайте ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга – старт-плюс.рф и др.);
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга и т.д.

Модель является универсальной и вариативной, так как предложенные принципы, идеи подходы и алгоритмы носят рамочный характер и могут быть легко адаптированы для дополнительных общеразвивающих программ любой направленности.

Предлагаемая модель является максимально сопряженной с существующими педагогическими мониторингами, не требует дополнительных затрат для встраивания в существующую систему методического сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования. Таким образом, предлагаемая модель является тиражируемой и может быть реализована в любом учреждении дополнительного образования детей.

  • ← Как управлять эмоциями и разрешать конфликты?
  • Мастерская письма как способ популяризации науки и образования среди подростков →

Источник: prodod.moscow

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru