Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Готовность к школьному обучению складывается из многих
составляющих:
1 Физическая готовность к школе определяется физическим развитием
ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен
достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2 Психологическая готовность к школе подразумевает определенный
уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой
ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных
операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и
поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи,
связным высказыванием и элементами монологической речи.
Диагностика готовности к обучению в школе
3 Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать
свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время
выполнять не очень привлекательное задание.
4 Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из
умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников:
занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать
лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
Оценить 4973 0
Содержимое разработки
Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Готовность к школьному обучению складывается из многих
1 Физическая готовность к школе определяется физическим развитием
ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен
достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2 Психологическая готовность к школе подразумевает определенный
уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой
ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных
операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и
поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи,
связным высказыванием и элементами монологической речи.
3 Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать
свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время
выполнять не очень привлекательное задание.
4 Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из
умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников:
занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать
лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации
определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя
определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения
хорошее развитие фонематического слуха и речи
Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что диагностики могут проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка.
Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека
Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка, его мелкой моторики рук и зрительной координации, также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память и мышление (исходя из общей оценки всего теста).
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Данная методика является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное представление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций. Описание диагностических процедур и оценка их выполнения
• Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола):
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
• Сколько тебе лет?
• Как зовут твоих родителей?
• Как называется город , село, где ты живешь?
• Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
• В какое время года на деревьях появляются листья?
• Что остается на земле после дождя?
• Чем отличается день от ночи?
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
• Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.
• Ориентировка в окружающем, запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т. п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» . Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т. п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
• Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т. д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
• Мышление и речь (пункт «в» протокола).
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
«+» — если ребенок дал верный ответ
«–» — если ребенок дал неверный ответ
Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
«+» — если ребенок всю инструкцию выполнил верно
«+-» — если выполнил упрощенную инструкцию
«–» — если ребенок вообще не выполнил задание
В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
«+» — если ребенок допустил не больше двух ошибок
«+-» — от трех до шести ошибок
«–» — если ребенок сделал семь и более ошибок
Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
«+» — если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ
«+-» — если картинки разложил верно, но не рассказал по ним
«–» — если ребенок неверно разложил картинки
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты
Образные представления(пункт «г» протокола).
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант)и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями.
«+» — если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» — если выполнил упрощенный вариант
«–» — если ребенок вообще не выполнил задание
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
«+» — если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» — 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» — все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты
1. Анализ образца (пункт «д» протокола).
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай».
Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова?
Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов
1. Одномоментное восприятие количества ( пункт «е» протокола) .
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются.
Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Низкий – 1-2 спички
8. Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
9. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
• пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
• встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
• ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3)нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
ФИО — Дата обследования
Дата рождения — Посещал ли детский сад
а) Ориентировка в окружающем, запас знаний:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итоговый уровень: высокий средний низкий
б) Отношение к школе:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
в) Мышление и речь:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
г) Образные представления:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
д) Анализ образца:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
е) Одномоментное восприятие количества:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
ж) Мелкие движения:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
з) Крупные движения:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Источник: www.prodlenka.org
Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению
Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Готовность к школьному обучению складывается из многих
Публикация «Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
1 Физическая готовность к школе определяется физическим развитием
ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен
достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2 Психологическая готовность к школе подразумевает определенный
уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой
ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных
операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и
поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи,
связным высказыванием и элементами монологической речи.
3 Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать
свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время
выполнять не очень привлекательное задание.
4 Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из
умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников:
занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать
лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития :
мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации
определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя
определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения
хорошее развитие фонематического слуха и речи
Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что диагностики могут проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка.
Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека
Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка, его мелкой моторики рук и зрительной координации, также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память и мышление (исходя из общей оценки всего теста).
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Данная методика является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное представление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций. Описание диагностических процедур и оценка их выполнения
• Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола) :
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе :
• Сколько тебе лет?
• Как зовут твоих родителей?
• Как называется город, село, где ты живешь?
• Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
• В какое время года на деревьях появляются листья?
• Что остается на земле после дождя?
• Чем отличается день от ночи?
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
• Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.
• Ориентировка в окружающем, запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т. п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь». Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т. п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
• Отношение к школе :
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т. д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
• Мышление и речь (пункт «в» протокола).
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
«+» — если ребенок дал верный ответ
«–» — если ребенок дал неверный ответ
Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
«+» — если ребенок всю инструкцию выполнил верно
«+-» — если выполнил упрощенную инструкцию
«–» — если ребенок вообще не выполнил задание
В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
«+» — если ребенок допустил не больше двух ошибок
«+-» — от трех до шести ошибок
«–» — если ребенок сделал семь и более ошибок
Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
«+» — если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ
«+-» — если картинки разложил верно, но не рассказал по ним
«–» — если ребенок неверно разложил картинки
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты
Образные представления (пункт «г» протокола).
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями.
«+» — если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» — если выполнил упрощенный вариант
«–» — если ребенок вообще не выполнил задание
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
«+» — если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» — 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» — все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты
1. Анализ образца (пункт «д» протокола).
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай».
Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова?
Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов
1. Одномоментное восприятие количества (пункт «е» протокола) .
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются.
Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Низкий – 1-2 спички
8. Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
9. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
• пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
• встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
• ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
ФИО — Дата обследования
Дата рождения — Посещал ли детский сад
а) Ориентировка в окружающем, запас знаний:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итоговый уровень: высокий средний низкий
б) Отношение к школе :
Итоговый уровень: высокий средний низкий
в) Мышление и речь:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
г) Образные представления:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
д) Анализ образца:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
е) Одномоментное восприятие количества:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
ж) Мелкие движения:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
з) Крупные движения:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.
Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школе» Возраст 6–7 лет.
Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.
Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.
Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.
Источник: www.maam.ru
Сборник диагностик готовности к школьному обучению
В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Сборник диагностик готовности к школьному обучению»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”
Сборник диагностик готовности к школьному обучению
студентка Ш-22 группы
Диагностики социальной готовности
Диагностики волевой готовности
Диагностики личностной готовности
Диагностики интеллектуальной готовности
Диагностики физической готовности
Список использованной литературы и Интернет ресурсов
Пояснительная записка
В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению. Диагностики делятся на такие компоненты готовности как:
- Социальная готовность
- Физическая готовность
- Интеллектуальная готовность
- Волевая готовность
- Личностная готовность
- С чего бы вы начали свое существование на острове?
- Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
- Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.
- Кого бы вы выбрали командиром?
- На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?
- На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?
- Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
- Мне интересно, какие у меня будут уроки.
- Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
- Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
- Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
- Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
- Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
- Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
- Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
- Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты любишь, когда тебе читают сказки?
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?
- Ты любишь гулять?
- Ты любишь играть?
- Ты хочешь учиться?
- Ты любишь болеть?
- 4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)
- 3 балла – имеются одна-две ошибки
- 2 балла – больше двух ошибок
- 1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков
- 0 баллов – правильных участков нет.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер? День или утро?
- Когда ты завтракаешь –вечером или утром? Обедаешь –утром или днем? Что бывает раньше –обед или ужин?8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.9. Кем работает твой отец, мать?10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
- Какое сейчас время года –зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках –зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач или учитель?
- Зачем нужны в школе звонок или парта?
- Ты сам (а) хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких ты знаешь птиц?
- Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
- Что больше –8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
- 1 балл –за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).
- 0,5 балла –за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.
- 1 группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.
- 2 группа (средний уровень) – дети долго обдумывают, куда себя поставить, и даже, если ставят себя на верхнюю ступеньку, то обязательно с комментариями: «Я, правда, лучше всех решаю задачи» или «Я самый быстрый, так как на соревновании обогнал всех». Дети меняют свое местоположение в зависимости от параметров.
- 3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и быстрее бегать.
- Хороший
- Добрый
- Умный
- Аккуратный
- Послушный
- Внимательный
- Вежливый
- Умелый (способный)
- Трудолюбивый
- Честный
- 10 баллов – очень высокий.
- 8-9 баллов – высокий.
- 4-7 баллов – средний.
- 2-3 балла – низкий.
- 0-1 балл – очень низкий
- Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей? (Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называется улица, на которой ты проживаешь?
- Какой у тебя номер дома и квартиры?
- Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
- В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
- Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
- Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.
- 5 баллов — Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.
- 4 балла — Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.
- 3 балла — Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
- 2 балла — С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.
- 1 балл — Каракули.
- 1 балл – точное воспроизведение образца;
- 2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;
- 3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;
- 4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;
- 5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.
- https://multiurok.ru/blog/diagnostika-melkoi-motoriki-ruk-mladshikh-shkolnikov.html
- https://multiurok.ru/files/startovaia-diaghnosti-ghotovnosti-riebienka-k-obuc.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-psihologicheskoi-gotovnosti-detei-k-obucheniyu-v-shkole.html
- Журова Л. Е , Кочурова Е. Э., Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [ текст ] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова – М. : Вентана – Граф, 2014.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Источник: kopilkaurokov.ru