ВЫБОР ПРОГРАММ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Выбор программ для дошкольных образовательных учреждений является очень актуальным в настоящее время. Министерство общего и профессионального образования разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
Основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация — комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта. В настоящее время до введения Государственного образовательного стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448).
Государственные органы управления образованием, в том числе Министерство образования России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Министерства образования России от 24 марта 1995 г.№42/19-15, от 29 января 1996 г. №90/19-15, от 18 июля 1997 г.№112/ 36-14. В 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред. Р.Б.Стеркиной), где также дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Экспертиза программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования для определенного региона (города, района). Экспертиза набора специализированных (парциальных) программ осуществляется: Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.
В соответствии с п.5 ст.14 и п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п.19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательных программ из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Выбор программ должен зависеть и от вида дошкольных образовательных учреждений. Различают следующие виды дошкольных учреждений:
— детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, эстетического, физического и др.);
— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
— центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Детский сад — дошкольное образовательное учреждение, которое реализует Стандарт дошкольного уровня образования (любая комплексная программа или набор специализированных программ по всем направлениям). Детский сад с приоритетным направлением развития осуществляет работу с превышением Стандарта дошкольного уровня образования по выбранному направлению (кроме комплексной программы, дополнительно используется одна из специализированных программ). Центр развития ребенка — дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность с превышением Стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комплексной программы, дополнительно используются несколько специализированных программ).
Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо знакомить родителей с теми программами и технологиями, которые они используют в работе, вовлекать их в воспитательный процесс, приглашать на День открытых дверей. В процессе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в выборе образовательных программ. Выбор программы подкрепляется согласием родителей.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .
Источник: studopedia.org
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». ФГОС
Программа «Детство» — новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», результат многолетнего труда коллектива кафедры РГПУ им. Герцена. Это творческие идеи научной школы дошкольной педагогики.
Программа обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
- с разными сферами культуры,
- с изобразительным искусством и музыкой,
- детской литературой и родным языком,
- миром природы,
- предметным и социальным миром,
- игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.
- Целевой раздел (Введение, Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы, Основы проектирования образовательной программы, Основы проектирования основной образовательной программы, Планируемые результаты освоения программы – Ранее детство, Дошкольное детство).
- Содержательный раздел программы (Ранний возраст: детство от рождения до 3-х лет, Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет). Каждый возраст содержит рекомендации в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Также раздел содержит Культурные практики, Способы поддержки детской инициативы, Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга, Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
- Организационный раздел программы (Ранний возраст: детство от рождения до 3-х лет, Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет). Раздел содержит главы: Методическое обеспечение, особенности адаптации ребёнка к детскому саду, Действия воспитателей, Распорядок дня, Особенности традиционных событий и праздников, Особенности организации предметно-развивающей среды.
- Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
- Приложения (Примерные парциальные образовательные программы).
Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать программу «Детство» при разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО).
Ваш отзыв будет первым!
* Указана примерная стоимость доставки среднестатистической посылки. Более точный расчет будет произведен при оформлении заказа на сайте, либо менеджером при согласовании заказа.
Источник: clever-toy.ru
Общая характеристика комплексных программ дошкольного образования
Цель контрольной работы — рассмотреть современные тенденции обновления дошкольного образования в стране.
Задачи данной работы: рассмотреть современные концепции обновления дошкольного образования в стране, рассмотреть виды программ, охарактеризовать образовательные программы развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Современные концепции обновления дошкольного образования в стране..4
2. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития детей дошкольного возраста…………………. 6
3. Классификация программ. Характеристика образовательных программ развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста……………. 10
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список используемых источников……………………………………………..16
Прикрепленные файлы: 1 файл
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова, С.И.
Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А. Копцева); «Камертон» (Э.П. Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, Т.В.
Нестерено); «Малыш» (В.А. Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н. Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000»» (Л.Г.
Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н. Зимонина) и др.
Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03 8 , а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов.
Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.
Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).
При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.
Источник: www.referat911.ru
Тема: Характеристика комплексных программ дошкольного образования
Цель: Создать условия для развития у студентов умений анализировать и сравнивать программно-методические документы обеспечения системы дошкольного образования.
Вопросы для изучения.
- Теоретические (концептуальные) основы построения программ «От рождения до школы» и «Детство»
- Характеристика целей, задач и содержания, принципов воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах.
- Соответствие структуры и содержания программ Федеральным государственным требованиям к структуре ООП дошкольного образования.
- Условия реализации программ «От рождения до школы» и «Детство» в ДОУ.
Литература (основная):
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа для дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. (иметь на занятии 1 экз. на двоих)
- Детство / Под ред. Т.И. Бабаевой и др. – СПб., 2010. (иметь на занятии 1 экз. на двоих)
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М. Просвещение, 2012. – 14 с.; // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 4.
Литература (дополнительная):
- Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание. – 1991. — № 4.
- Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 5- 6.
- Стеркина Р. Основные направления обновления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в РСФСР // Дошкольное воспитание. – 1991. — № 8. – С.2.
- Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 1991. — № 5. – С.40.
- Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996. — № 6. – С.2.
Подготовка к занятию:
1. Составить таблицу определения понятий, используя словари. Последняя графа заполняется на семинаре
Понятие | Педагогический словарь | Любой учебник или учебное пособие | Словарь русского языка | Словарь лингвистических терминов | Рабочее определение |
Программа | |||||
Основная образовательная программа | |||||
Дополнительная программа | |||||
Учебная программа | |||||
Содержание образования | |||||
Методические рекомендации | |||||
Педагогическая технология |
2. Подготовить на развороте тетрадного листа таблицу, которая будет заполняться на занятии
Характеристика программы «От рождения до школы»
№ п/п | Название программы, год издания, авторы (авторский коллектив) | Структура | Образовательные области или разделы содержания | Цели, задачи программы | Концептуальные основы программы |
Характеристика программы «Детство»
№ п/п | Название программы, год издания, авторы (авторский коллектив) | Структура | Образовательные области или разделы содержания | Цели, задачи программы | Концептуальные основы программы |
- Выделить особенности построения программ «От рождения до школы», «Детство»
- Выписать из программ общие задачи воспитания по каждому возрасту и проследить усложнение задач.
- После обсуждения студенты заполняют таблицу.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Моделирование развивающей предметной среды в детском саду как средство реализации образовательной программы
Вопросы для изучения.
- Концепция построения развивающей среды детского сада на современном этапе.
- Основные принципы построения развивающей среды детского сада.
- Роль и место развивающей среды в реализации образовательной программы ДОУ.
Литература (основная):
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М., 1993, 1997.
- Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
- Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //Дошкольное воспитание. – 2010.- № 4.
- Хвастунова Т. А. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 2.
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности //Дошкольное воспитание. – 1995.-№ 4.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. — № 5. – С.10; № 9. – С. 48.
- Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 6.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М., 1995.
- Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., Академия, 1998.
Цель практической части: создать условия для формирования у студентов умений моделировать предметно-развивающую среду в зависимости от цели, задач и содержания образовательной программы.
- Дать характеристику понятия «Предметно-развивающая среда».
- Раскрыть особенности построения предметно-развивающей среды в зависимости от образовательных целей современных программ воспитания и обучения в детском саду.
- Составить общие рекомендации по построению предметно-развивающей среды современных образовательных учреждений.
Подготовка к занятию:
- Работая с педагогическими и психологическими словарями, выписать определения понятий: «предметная среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда», «предметно-игровая среда».
- Начертить и заполнить таблицу 1 на листе формата А 4 , используя ниже указанную литературу.
Особенности построения предметно-развивающей среды
в зависимости от образовательных целей
Название программы | Образовательные цели | Виды игр и игрушек | Функции помещений | Преобладающие цвета | Использование ТСО | Позиция педагога |
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Иметь на занятии изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры и т.п.
1. Для работы на занятии студенты делятся на 2 подгруппы в зависимости от выбора образовательной программы. Каждая подгруппа выбирает одну программу. Студенты проводят анализ документа и рассматривают особенности построения развивающей среды в зависимости от образовательных целей (при этом следует выделить общее и особенное в построении среды). Для анализа каждая подгруппа заполняет предложенную таблицу. Для выступления с анализом полученных материалов предоставляется 10 минут.
2. Далее каждая подгруппа разрабатывает модель развивающей среды в современном детском саду, работающем по конкретной программе. Модель оформляется в виде текстового описания с приложениями (рисунки, схемы, чертежи). Для презентации модели каждая рабочая группа получает не более 10 минут.
В модели следует отразить:
- Цель, задачи, актуальность модели.
- Теоретические основы проекта (идеи, концепции дошкольного воспитания и концепции построения предметно-развивающей среды в ДОУ; психолого-педагогические теории и концепции, связанные с выбранным видом деятельности дошкольника).
- Принципы построения развивающей среды.
- Схему (чертеж, макет, рисунок), как наглядную форму отражения принципов построения развивающей среды с учетом образовательной программы.
Критерии оценки проекта:
адекватность представленного материала содержанию задания;
содержательность и аргументированность выполнения задания;
взаимосвязь теоретических и практических положений;
возможность практической реализации материала;
оригинальность, творчество, презентабельность устного и письменного оформления;
взаимодействие участников рабочей группы в процессе подготовки и представления задания.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 937 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net