Комплексная образовательная программа что это
Прочтите теоретическое обоснование.
Все инструменты построены на научных теориях. Их понимание будет подкреплять практическое применение инструментов. Так вы разберетесь, не только ЧТО надо делать, но и ПОЧЕМУ.
Действуйте!
Изучите целевую аудиторию, цели и задачи применяемых методик и инструкцию по их применению.
Спланируйте внедрение инструмента в свои образовательные процессы поэтапно и определите показатели эффективности изменений.
Экспериментируйте!
К каждой методике мы добавили дизайн исследования, то есть вы сами можете оценить ее эффективность и написать нам результаты.
Присоединяйтесь таким образом
Экспериментируйте!
Отнеситесь к методикам, как к гипотезам, которые нуждаются в тестировании. Для каждого инструмента мы добавили дизайн исследования, то есть вы сами можете оценить ее эффективность и написать нам результаты в форме обратной связи.
Цель и аудитория
Предлагаем познакомиться с набором фреймворков, цель которых — помочь разработчикам образовательных программ спроектировать обучение на основе аутентичных задач, с которыми студенты сталкиваются в работе и повседневности.
Основная образовательная программа
Целевая аудитория:
- Методисты
- Продюсеры
- Тренеры
- Преподаватели
- Онлайн-программы по овладению новой профессией.
- Программы курсы по софтскиллам для специфичной целевой аудитории (например, креативное мышление для предпринимателей или эмоциональный интеллект для менеджеров).
- Отдельные курсы в рамках академических программ (бакалавриат, магистратура), обучающие практическим аспекту для конкретной узкой специальности.
Четко определить целевую аудиторию курса и ее потребности. Аутентичные задачи проще определить, если есть конкретная аудитория с конкретными должностными обязанностями / практической сферой применения того или иного навыка. Фреймворк не применим для ситуации, когда мы хотим сделать курс для очень широкой аудитории. Например, «эмоциональный интеллект для всех» или «фасилитация для учителей, тренеров, HR и всех-всех-всех». В этом случае сложно определить рабочие аутентичные задачи.
Теоретическое обоснование
Подробное описание теоретической базы метода можно найти в нашей статье — Как проектировать долгосрочные образовательные программы?
Ниже приводим ключевые пункты:
Предложенные фреймворки разработаны с опорой на концепцию «комплексного обучения» (complex learning). Этот термин используется для определения типа обучения, в рамках которого происходит интеграция декларативного (знания), процедурного (навыки) и эмоционального (установки) знаний. Другими словами, комплексное обучение предполагает, что несколько ментальных образовательных процессов происходит одновременно: приобретение новых знаний, их оформление в правила и закрепление.
Так как комплексное обучение связано с одновременным развитием нескольких пересекающихся навыков, для его реализации недостаточно просто сформировать список образовательных целей. Это слишком упрощенный и «плоский» подход. Исследователи предлагают проектировать обучение от задач (task-centered instruction, TCI).
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Среди различных моделей проектирования обучения от задач мы взяли за основу четырехкомпонентную модель / 4С ID.
Модель включает разработку 4-х ключевых компонентов:
- Аутентичные образовательные задачи от простого к сложному. Аутентичные задачи строятся на основе реальных жизненных ситуаций, с которыми студент должен уметь справляться. Аутентичные задачи являются междисциплинарными, «целостными» (предполагают интеграцию всех необходимых навыков, знаний, установок) и слабоструктурированы, то есть могут иметь «неизвестные» составляющие и несколько «правильных» вариантов выполнения. При этом уровень поддержки студентов сокращается по мере прохождения заданий;
- Вспомогательная информация. Этот компонент похож на «теорию» в традиционном понимании и представляет собой информацию, которая формирует ментальные модели (категоризация предметной области) и когнитивные стратегии (алгоритм решения проблемы), необходимые для решения задач. Вспомогательная информация нацелена на развитие так называемых не повторяющихся навыков, применение которых зависит от контекста (например, решение проблем, аргументирование и принятие решений, ведение переговоров);
- Своевременная информация – инструкция, шпаргалки, которые нужны непосредственно при выполнении заданий и помогают закрепить повторяющиеся аспекты навыков, применение которых не зависит от внешних условий;
- Частичная практика – дополнительная практика для развития навыков, которые надо довести до автоматизма.
Сложности при проектировании аутентичных задач, которые мы стремимся решить:
- Методист не может придумать задачи самостоятельно. При этом эксперту часто сложно объяснить, какие именно задачи нужны.
- Формулируемые задачи получаются слишком простые / сложные для студента.
Часть 1.
Картирование
предметной области
Цель этапа: провести интервью с экспертом, чтобы выяснить ключевые аутентичные задачи и их компоненты, описательные характеристики, которые отличают одну задачу от другой (особенности контекста, брифа, целевой аудитории, инструментов).
В этом этапе вам нужно пройти пять шагов:
1. Подготовить вопросы
2. Подготовить фреймворк
3. Подготовить эксперта
4. Провести интервью и заполнить фреймворк
5. Валидировать результаты с экспертом
Результат этапа: составлена карта задач курса с комментариями эксперта.
Шаг 1. Подготовить вопросы
Вопросы для подготовки первой встречи — знакомство, контракт с экспертом, выбор темы курса и драфт концепции
- Какая тема лично вас сейчас драйвит/не даёт спать по ночам?
- Почему она?
- В какой теме у вас есть наибольший опыт?
- Какую главную проблему вы видите/считаете таковой у целевой аудитории? Почему она?
ИЛИ - Если бы вы могли помочь целевой аудитории только с одной вещью, что бы это было? Почему это?
- Как вы видите решения это проблемы, если видите? Почему так?
- Что вы хотите о ней рассказать? Кому и как поможет это знание
- Почему вас интересует эта тема?
- Что вам кажется самым важным в ней?
Вопросы для подготовки второй встречи — сбор предметной области
- С какой главной, всеобъемлющей рабочей задачей будет работать человек, изучивший эту тему (каждую из этих двух тему)?
- Приведи примеры 1-3 реальных проектов/продуктов, которые у человека могут получиться, когда решит задачу?
- Расскажите о типовом алгоритме решения этих задач — какие шаги нужно сделать?
- Расскажи о вариациях главных задач — ключевых верхнеуровневых рабочих задачах, с которыми может столкнуться выпускник в течение плотной работы по этой теме в 3-6 месяцев после выпуска?
- Шаги решения этих задач будут отличаться от типового алгоритма? Если да, то как они будут выглядеть
- Давай упорядочим задачи по сложности, но для начала определим параметры сложности. Какие, на твой взгляд, они есть в теме? Например, рост сложности соответственно росту профессионализма специалиста или тому, как растёт неопределённость проблем, с которым сталкивается специалист
- Давать распишем эти задачи более детально с позиции роста сложности в работе. Для этого давай определим компоненты — лейблы, по которым одна задача может отличатся от другой. Пример лейбла — конечный продукт, артефакты на входе, инструменты решения, входные данные от заказчика
- Давай детализируем каждый компонент: какой статус у него может быть (если категория применима)? Статус — это значение компонента. Например, у компонента «Инструмент» в задаче «Создание лендинга» может быть статус «Автоматическое создание лендинга из супер-шаблона через ввода в поля нужных значений», «Конструктор типа Тильды», «HTML + CSS»
- Давай теперь распишем задачи по этим компонентам
- Давай распишем, что нужно знать, чтобы решить каждую задачу: какие темы, концепты, подходы
- Давай распишем, какие установки нужно иметь, чтобы решить каждую задачу
Источник: lllab.eu
Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / COMPLEX APPROACH / COMPLEX-THEMATIC PRINCIPLE
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкина Валентина Сергеевна, Реброва Вероника Ивановна
В статье анализируются условия обеспечения комплексного подхода при организации образо-вательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, приводятся способы и примеры применение комплексно-тематического принципа в образовательной практике.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкина Валентина Сергеевна, Реброва Вероника Ивановна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Внедрение интегративных процессов в практику дошкольного образования
Комплексно-тематическое планирование и организация образовательного процесса в ДОО
Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС до
Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в современных условиях
Методологическое обоснование построения мониторинговых показателей инновационного развития образовательной организации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
COMPLEX APPROACH AS A CONDITION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION REALIZATION
He article analyzes the conditions of providing the complex approach to organization of educational activities in preschool educational institution; provides methods and examples of implementing the complex-thematic principle in the educational practice
Текст научной работы на тему «Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
Педагогические и психологические исследования, эксперименты
В.С. Кошкина, В.И. Реброва
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMPLEX APPROACH AS A CONDITION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION REALIZATION
В статье анализируются условия обеспечения комплексного подхода при организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, приводятся способы и примеры применение комплексно-тематического принципа в образовательной практике. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа, комплексный подход, комплексно-тематический принцип.
The article analyzes the conditions of providing the complex approach to organization of educational activities in preschool educational institution; provides methods and examples of implementing the complex-thematic principle in the educational practice.
Key words: federal state educational standard of preschool education, basic educational program, complex approach, complex-thematic principle.
Со вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который основывается на понимании исключительной важности детства в формировании личности [2], изменились подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. В качестве альтернативы учебно-дисциплинарному принципу противопоставляются комплексно-тематический и средовый принципы образовательной деятельности, при которых построение всего образовательного процесса происходит вокруг тем, близких к окружающей ребёнка действительности и поэтому более интересных для него. В процессе освоения близкой и интересной ребёнку темы должны развиваться, в первую очередь любознательность, активность, эмоциональность,
умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила и т.д. [6].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разделяет структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Программа) на две части: обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта [2].
ФГОС ДО определяет комплексный подход в качестве обязательного условия реализации Программы и декларирует принцип интеграции, обеспечивающий взаимодополнение задач образовательных областей.
Словарь практического психолога определяет понятие «комплексный», как представляющий собою комплекс чего-либо; охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов и т.п. [7]
Энциклопедический словарь педагога объясняет значение комплексного подхода к воспитанию и обучению как принцип проектирования и организации функционирования педагогических систем и процессов, который выражается в установлении связей и зависимостей между воспитанием и обучением, между всеми сторонами воспитательной и учебной деятельности, в устранении возможных противоречий, в придании всему объединению единой целевой направленности [3].
Учитывая требования ФГОС ДО определим понятие комплексного подхода при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Комплексный подход при реализации образовательной программы дошкольного образования представляет совокупность условий и образовательных действий, позволяющих через тот или иной вид деятельности напрямую или косвенно решать задачи образовательных областей, обеспечивая их интеграцию (взаимодополнение) в соответствии с требованиями ФГОС ДО [5].
Акцентируя внимание на научной концепции В.И. Слободчикова, отметим, что комплексно-тематическая и предметно-сре-довая модели были предложены как альтернатива жёсткой и регламентированной учебной модели, которая, по сути, имитировала школьную систему. Авторы данной научной концепции сходятся во мнении что при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста необходимо иметь в виду особенности комплексно-тематической и предметно-средовой моделей и использовать их положительные стороны, и всё это в сочетании с «партнёрской» позицией взрослого, гибким подбором образовательного содержания и предметного материала [1].
Сконструированная таким образом модель позволяет учитывать как творческие
педагогические интересы, так и интересы детей, открывая путь к становлению их инициативности и самостоятельности во всех сферах деятельности.
Приведем пример, наглядно демонстрирующий применение принципов комплексного подхода в образовательной практике. Педагог предлагает детям заняться конструированием — построить ракету для полета в космос. Соответственно, вид деятельности детей — конструирование. Но в процессе постройки ракеты происходит интеграция различных видов деятельности и решаются задачи из разных образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• познавательное развитие как обогащение представлений о профессиях, космосе;
• речевое развитие — развитие общения, умения договариваться;
• художественно-эстетическое развитие — развитие творческого воображения в конструктивно-модельной деятельности;
• физическое развитие — развитие крупной и мелкой моторики рук.
Таким образом, приведенный пример наглядно показывает, что в процессе одного из видов деятельности (творческая, игровая, коммуникативная, двигательная и т.д.) возможно и целесообразно комплексно решать сразу несколько образовательных задач.
Реализуя комплексный подход, происходит интеграция и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования не только на занятиях, как это было раньше, но и во всех видах детской деятельности. Задача педагога — организовать условия (подготовить материал для строительства, схемы постройки для выбора, карандаши и маркеры для зарисовок ракеты, ролевые атрибуты и т.п.) и продумать свои действия для помощи детям (вопросы для обсуждения будущей постройки, предложения о создании бригад, подготовка видео о космосе и ракетах, помогать «выстраивать» диалоги и распределять действия и т.д.) [5]. Схема реа-
Кошкина В.С., Реброва В И., Комплексный подход какусловие реализации основной образовательной.
лизации комплексного подхода при организации образовательной деятельности в ДОО представлена на Рис 1.
Примеры по реализации комплексного подхода и принципа интеграции в конкретных ситуациях описаны в примерной основной образовательной программе дошкольного образования [4].
Удачным способом реализации комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей является тематическая деятельность. Объединяющей основой реализации программного содержания является цикл значимых и интересных для дошкольников тем, сюжетов, проектов или событий, вокруг которых развивается и «выстраивается» образовательная деятельность. Взаимодействие по «тематическому» или «событийному» принципу, «сквозная» сюжетность образовательного процесса позволяют не только интегрировать задачи различных образовательных областей для разностороннего знакомства и более эффективного усвоения их детьми, но и ув-
лекательно и интересно организовать совместную деятельность детей и взрослых.
В процессе тематической реализации содержания на близкой и интересной ребёнку теме будут развиваться такие качества, как любознательность, активность, эмоциональность, умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила. А «проживание» темы (сюжета, события) в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) будет способствовать как более высокому сосредоточению на одной тематике (а не на нескольких учебных дисциплинах), так и более детальному её изучению [6].
Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте именно с увлекательной темы начинается интересная деятельность. Так, в приведенном выше примере, чтобы спод-вигнуть детей на постройку ракеты, их заинтересовали темой «Космос» и параллельно конструированию получили возможность поговорить о космосе, обсуждать варианты
Источник: cyberleninka.ru
Комплексная образовательная программа что это
НАВИГАТОР по образовательной программе дошкольного образования
Образовательная программа
Размер файла: 469.04 кб
Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой «Воспитательный потенциал основной образовательной программы дошкольного образования»
Размер файла: 226.19 кб
Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой, С.Л. Кривецкой АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева
В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией стоит задача проектирования основной образовательной программы. Это непростая задача, так как на сегодняшний день недостаточно научно-теоретическое обоснование проектирования дошкольных образовательных программ, а накопленный практический опыт имеет как ряд достоинств, так и широкий спектр ошибок.Научно-теоретическое обоснование проектирования основной образовательной программы требует обращения к понятию и этапам проектировочной деятельности, которые раскрываются в теории проектирования образовательных систем.
Проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности. Проектирование в образовании связывают с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса.Целью проектирования основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования.
Следовательно, результатом проектирования выступает проект образовательного процесса, который показывает отличия нового образовательного процесса от существующего. Кроме самой образовательной программы продуктом проектирования становится программа её реализации в практике работы детского сада, которая фиксируется в локальных актах.Различные логики деятельности проектирования отражены в работах В.В.
Загвязинского, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясова, М.В. Кларина, В.Ю. Кричевского и др.).
На основе данных работ может быть выделена следующая логика проектирования ООП дошкольного образования. Первый этап проектирования – это анализ образовательной ситуации, выявление противоречий, выявление проблем для решения и их диагностика.
Данный этап должен ответить на ряд существенных для образовательной организации вопросов:
•В чем проявляется соответствие и несоответствие образовательной деятельности ФГОС дошкольного образования?
•Соответствует ли образовательная деятельность детского сада образовательным запросам родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста?
Круг вопросов, безусловно, может быть шире. Но ответы на данные вопросы являются ключевыми для дальнейшего продвижения в проектировании образовательной программы.Согласование образовательной деятельности с ФГОС дошкольного образования требует от дошкольной образовательной организации проблемно-ориентированного анализа, который базируется на понимании требований стандарта к образовательной деятельности. Здесь необходимо выделить ключевые для проектирования образовательной программы моменты, которые касаются построения образовательной деятельности.
В рамках проблемно-ориентированного анализа важно ответить на следующие вопросы:
1. Обеспечивается ли направленность образовательной деятельности на развитие интереса детей к двигательной деятельности, формирование представлений о здоровом образе жизни и основах безопасной жизнедеятельности? Здесь важно отметить, что принципиальным моментом является использование форм и методов работы, обеспечивающих интерес детей к двигательной деятельности и поддерживающих необходимый уровень двигательной активности. Следовательно, необходимо проследить, насколько образовательная деятельность мотивирует детей к оптимальной двигательной активности в разных режимных моментах, позволяет детям осознавать важность соблюдения двигательного режима как основы здорового образа жизни.
2. В какой степени ребенку обеспечивается позиция субъекта образовательной деятельности, предоставляется право быть активным в выборе содержания своего образования?
Ответ на этот вопрос может быть получен при оценке следующих критериев:
наличие «ситуаций выбора», проблемно-игровых и проблемных ситуаций в процессе реализации образовательного содержания;
наличие в распорядке (режиме) дня времени для свободной самостоятельной деятельности детей.
3. Осуществляется ли поддержка инициативы и творческих способностей детей в различных видах деятельности? Здесь важно отметить, что поддерживать можно то, что уже имеется в наличии. Инициатива – внутренне побуждение к самостоятельной деятельности.
Отсюда вытекает первый критерий для оценивания – направленность деятельности педагогов на развитие индивидуальных интересов детей, обеспечение самостоятельности в детской деятельности и проявления творческих способностей. Второй критерий для оценивания касается непосредственно педагогической поддержки как деятельности педагога постановлению субъектной позиции детей. Оценка данного критерия должна выявить готовность педагога к использованию предметно-развивающей среды для стимулирования детской инициативы, проблемных ситуаций и ситуаций общения для запуска самостоятельной деятельности, способов сотрудничества с детьми, обсуждения – подведения итогов самостоятельной деятельности, организация детских мини-проектов («Как организовать выставку книг? «Как обустроить кукольную квартиру? «Как украсить детский сад к празднику?»).
4. Ориентирована ли образовательная деятельность на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства? Здесь важно, во-первых, оценить, какие социокультурные нормы отражены в задачах образовательного процесса, какие способы приобщения детей к социокультурным нормам использует дошкольная образовательная организация.
Во-вторых, необходимо проанализировать, на какие ценности семьи, общества и государства должна быть ориентирована образовательная деятельность детского сада в соответствии с нормативно-правовой базой, определяющей развитие образования в Российской Федерации и регионе разработчиков ООП дошкольного образования. Так, например, к социокультурным ценностям семьи относятся взаимная любовь и забота членов семьи друг о друге, уважение к старшим членам семьи, наличие традиций семьи. Социокультурные ценности общества и государства связаны с уважением людей друг к другу, соблюдению их прав, проявлениями любви к большой и малой Родине, празднованием событий, значимых для всех россиян и для людей разных национальностей, проживающих в России. Данные критерии позволяют оценить направленность образовательной деятельности детского сада на процесс социализации детей дошкольного возраста.
5. Ориентирована ли образовательная деятельность на формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности? Ответ на данный вопрос может быть получен при оценке таких критериев, как:
наличие задач образовательной деятельности, ориентированных на развитие познавательных интересов и познавательных действий детей в разных видах деятельности;
наличие в образовательной деятельности методов, ориентированных на развитие познавательных интересов и познавательных действий детей (проблемных и проблемно-игровых ситуаций, экспериментирования, развивающих и дидактических игр, моделирования и др.).
6. Ориентирована ли образовательная деятельность на сотрудничество детей со взрослыми и сверстниками в образовательной организации. Первым критерием для оценивания является ориентация образовательной деятельности на совместное решение образовательных задач взрослым и детьми («ориентация на зону ближайшего развития»); вторым критерием выступает направленность образовательного процесса на организацию сотрудничества дошкольников в разных видах детской деятельности.
Установление соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС дошкольного образования требует определения планируемых результатов, на которые будет ориентирована образовательная программа. Вопрос о планируемых результатах ООП дошкольного образования является дискуссионным, так как, с одной стороны, они должны конкретизировать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, а, с другой стороны, их конкретизация требует использования педагогической диагностики и мониторинг для выявления индивидуальных различий детей.
При этом ФГОС дошкольного образования запрещает использовать целевые ориентиры как основание для диагностики, а индивидуализация дошкольного образования, его ориентация на интересы и склонности детей указывает на необходимость её проведения.Таким образом, первый этап проектирования ООП должен показать степень соответствия/несоответствия образовательной деятельности детского сада ФГОС дошкольного образования, выявить проблемы и противоречия. Которые необходимо разрешить на последующих этапах проектирования образовательной программы.Второй этап проектирования ООП дошкольного образования – концептуальный. Он предполагает формулировку идей, которые могут способствовать решению проблем. Данные идеи разрабатываются в рамках определенной системы принципов, в которых находят отражение общие для проектировщиков ценности. Круг идей, касается ответов на вопросы:
какие методы должна включать педагогическая диагностика, направленная на построение индивидуально ориентированного образовательного процесса?
как обеспечить самостоятельность и инициативность детей, развитие творческих способностей?
как организовать совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками?
какие традиции семьи, общества и государства необходимо заложить в образовательную программу? Как организовать приобщение ребенка к ним?
как эффективно приобщать детей к социокультурным нормам?
Безусловно, это неполный круг вопросов, который возникает на данном этапе проектирования образовательной программы. Данный этап направлен на конструирование модели будущей программы – определение её структуры, согласование структуры с нормативно-правовыми документами, выбор наиболее подходящих вариантов структурирования материала.На третьем этапе проектирования ООП дошкольного образования определяются варианты построения образовательного процесса, конкретизируются его цели, формы, способы и методы. Данный этап направлен на поиск разных вариантов организации образовательного процесса, их оценку и выбор оптимальных.На четвертом этапе создается пробный проект ООП дошкольного образования.
Пятый этап направлен на целевое стратегическое планирование процесса апробации созданного проекта. Шестой этап конкретизирует процесс апробации через локальные акты, которые сопровождают данный процесс.
Локальные акты регламентируют условия реализации проекта ООП, особенности взаимодействия специалистов образовательной организации в процессе реализации проекта ООП, способы оценки результативности реализации проекта и пр.Седьмой этап – собственно апробация проекта. Параллельно осуществляется анализ реализации проекта, формулируются предложения к его совершенствованию и доработке.
На данном этапе осуществляется педагогическая и психолого-педагогическая диагностика, направленная на отслеживание образовательных результатов.На восьмом этапе осуществляется обобщение результатов реализации проекта ООП дошкольного образования, создается окончательный вариант образовательной программы. Это этап, на котором программа представляется для экспертизы педагогическому сообществу, презентуется как инновационный продукт, представляется педагогической общественности на различных открытых мероприятиях.Безусловно, выделенные на основе анализа педагогической литературы этапы не являются строго линейными.
Между этапами осуществляются взаимопереходы. Так, открытое общественное обсуждение образовательной программы, ее экспертиза педагогическим сообществом становится возможным по мере создания её текста. Процесс корректировки программы происходит на всех этапах её создания. Поэтому процесс проектирования ООП дошкольного образования носит скорее «челночный», нежели линейный характер.В рамках данной статьи более подробно были рассмотрены начальные этапы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Последующие этапы проектирования так же требуют подробного анализа и раскрытия.
Использованная литература:1.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб.: Просвещение, 1995.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Коренева-Леонтьева Е.В., Кривецкая С.Л.
После определения сроков освоения темы необходимо определить образовательные продукты (продукт), которые смогут создать дети под руководством воспитателя, при участии специалистов и родителей по итогам освоения данной темы. Так как для детей ценным в данном возрасте является ознакомление с материальным миром, то и выбор образовательных продуктов для темы лучше осуществлять среди материальных объектов.
Такими продуктами, могут стать: макет, групповой альбом, коллаж и т.д. В зависимости от сроков освоения темы образовательный продукт может быть более или менее затратным по времени подготовки. Презентация образовательного продукта родителям, сверстникам из других групп, позволит детям расширить свои социальные компетенции. Формами презентации могут быть как традиционные выставки с экскурсоводами-детьми, дни открытых дверей, так и праздничные события, устраиваемые совместно несколькими группами дошкольной образовательной организации, на которых происходит обмен опытом между детьми и педагогами групп.Планируя образовательный продукт, педагоги, исходя из формулировки темы, выбирают образовательные технологии, которые позволят достичь детям желаемых образовательных результатов и создать материальный образ этих достижений (образовательный продукт).Каждая тема ориентирована на 3-4 образовательных результата. При формулировке результатов, педагог старается сделать их максимально диагностичными и формулирует их на языке компетенций ребенка.Пример проектирования содержательного раздела образовательной программы
Источник: opdo-fgosdo.ru
Комплексная образовательная программа что это
Авторизация
- О нас
- Новости Института
- Наши достижения
- Наша команда
- Фотоальбом
- Вакансии
- Контакты офиса
- Магазин в Москве («Абрис»)
- Международная деятельность
- Доступная среда
- Технология деятельностного метода
- Курс математики «Игралочка»
- Программа «Мир открытий»
- Международный конкурс «Учу учиться»
- Взаимодействие с семьей
- Библиотека для работников образования
- Технология ДМ
- Курс «Математика 1-9»
- Программа курса «Олимпиадная математика. 1-9 класс»
- Курс «Математический театр»
- Курс «Мир деятельности»
- Каллиграфия цифр
- Международный конкурс «Учу учиться»
- Взаимодействие с родителями
- Библиотека
- Важное о программе
- Детская Академия Петерсон
- Преимущества программы
- Детские сады и школы
- Шпаргалки для родителей
- Основные риски
- Курс «Мир деятельности»
- Родительское собрание
- В кабинете психолога
- Библиотека для родителей
- Поучительные притчи
- Афоризмы об образовании
- «Решебник» к учебникам
- Родителям дошкольников
- Мы в соцсетях
- Вебинары
- Выездные курсы
- Для работников дошкольного образования
- Учителям начальной школы
- Учителям основной школы
- Курсы для заведующих, ППС, методистов кафедр математического образования
- Стажировки
- Сводное расписание курсов
- Регистрация на курсы On-line
- Дистанционное обучение
- Отзывы о курсах
- Правоустанавливающие документы
- Актуальные документы
- ООП для школы
- Примерные рабочие программы по математике
- Курс «Мир деятельности»
- Государственный стандарт
- Рекомендованные учебники
- О функционировании Центра
- О присуждении премий
- Благодарственные письма
- ООП для детского сада
- Дошкольное образование
- Федеральный инновационный проект 2021-2023
- Всероссийский инновационный проект 2018-2023
- Международный исследовательский проект 2022-2027
- Работа лабораторий
- Вебинары
- Стажировочные площадки
- События
- Архив
- Важное о «Мире открытий»
- Международный конкурс «Учу учиться»
- Педагогическая диагностика
- Программно-методический комплекс «Мир открытий»
- Нормативные документы
- ООП ДО с учетом «Мир открытий»
- Консультации по программе «Мир открытий»
- Библиотека
- Афоризмы об образовании
- Поучительные притчи
- Взаимодействие с семьей
- «Методическая копилка»
- Экспертиза программы «Мир открытий»
- Программа «Ребёнок и окружающий мир»
—>
Важное о программе «Мир открытий»
Важное о программе «Мир открытий»
МИР ОТКРЫТИЙ
От младенчества до поступления в школу
- СоответствуетФГОС ДО.
- Успешно прошла общественную и научную экспертизу и получилагриф УМО (размещена в навигаторе ОП ДО).
- Разработана ведущими авторами парциальных программ.
- Обеспечивает преемственность ДО – НОО.
- Включает в себя Педагогический мониторинг предпосылок УД.
- Широко апробирована, обеспечена методически и технологически (технология «Ситуация»).
Комплексная образовательная программа «Мир открытий» (под общей научной редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) успешно прошла общественную и научную экспертизу.
Программа «Мир открытий» в обновленном Навигаторе программ ДО
Новая редакция программы «МИР ОТКРЫТИЙ» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа апробирована в 57 субъектах РФ, успешно прошла общественную и научную экспертизу, рекомендована УМО в качестве комплексной образовательной программы дошкольного образования и включена в Навигатор образовательных программ дошкольного образования.
Научный руководитель Программы – д.п.н., профессор, Людмила Георгиевна Петерсон.
Научно-методический совет Программы: д.п.н. Петерсон Л.Г., д.п.н. Лыкова И.А, д.п.н. Рыжова Н.А., к.филол.н. Бережнова О.В., к.п.н.
Буренина А.И., Абдуллина Л.Э.
Редакционный совет Программы: д.п.н. Петерсон Л.Г., к.филол.н Бережнова О.В., к.п.н. Васюкова Н.Е., д.п.н. Лыкова И.А., к.психол.н. Родина Н.М., д.п.н.
Рыжова Н.А., к.психол.н. Трифонова Е.В., Абдуллина Л.Э.
В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Бойко В.В., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Верховкина М.Е., Грибова О.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Коломийченко Л.В., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Мякишева Н.М., Некрасова А.А., Обухов А.С., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Суздальцева Л.В., Тимофеева Л.Л., Трифонова Е.В., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д., Швецова М.Н. и др.
Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
Основные особенности программы «МИР ОТКРЫТИЙ»
— «Мир открытий» – это отечественная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.
— «Мир открытий» – современная программа, базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.
— «Мир открытий» – развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;
— «Мир открытий» – здоровьесозидающая программа, направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.
— «Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
— «Мир открытий» – программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.
Многие разделы программы «МИР ОТКРЫТИЙ» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:
Младенческий и ранний возраст
Г.Г. Григорьева, Г.Г. Груба, Е.В. Зворыгина и др.
Программно-методический комплект «Кроха».
Ушакова О.С., Лыкова И.А., Буренина А.И., Сундукова А.К. и др.
Программно-методический комплект «Теремок»
(эстетико-ориентированное и здоровьесозидающее воспитание).
Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В.
Программа «Дорогою добра»
(социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание).
Лыкова И.А. и др.
Программа «Детская безопасность»
(интеграция принципов культуросообразности и природосообразности).
Тимофеева Л.Л.
Программа «Формирование культуры безопасности».
Познавательное развитие
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.
Программа «Ребенок и окружающий мир» (познавательное развитие).
Программа «Умные пальчики» (конструирование).
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
Программа «Игралочка» (математическое развитие).
Программа «Наш дом — природа» (экологическое образование).
Речевое развитие
Ушакова О.С.
Программа «Развитие речи».
Бережнова О.В.
Программа «Мир звуков и букв» (подготовка к обучению грамоте)
Художественно-эстетическое развитие
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э.
Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).
Программа «Умелые ручки» (художественный труд).
Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).
Физическое развитие
Бойко В. В., Бережнова О.В.
Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др.
«К здоровой семье через детский сад»
(сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).
Обучение второму языку
Протасова Е.Ю., Родина Н.М.
Программа «Обучение дошкольников иностранному языку. Little by Little».
Протасова Е.Ю. и др.
Программа «Двуязычный детский сад».
Мультикультурный подход
Лыкова И.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М.
Программа «Венок культур» (ознакомление детей с народами России)
Модульная программа «Цветной мир»/ Под ред. Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой
Источник: www.sch2000.ru