Принципы разработки индивидуальных коррекционноразвивающих программ (Л.А. Головчиц, Е.Л. Андреева)
Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями осуществляется в условиях разнообразия форм психолого-педагогической помощи: в образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях, разнообразных реабилитационных и коррекционных центрах, лекотеках, в семье. Контингент воспитанников с комплексными нарушениями, посещающих эти образовательные учреждения, — это дети раннего и дошкольного возраста с сочетанием в различной степени выраженных сенсорных, интеллектуальных, двигательных, эмоциональных расстройств. Различный исходный уровень психического развития детей предполагает вариативные формы планирования коррекционно-педагогической работы, отбора содержания воспитания и обучения, взаимодействия специалистов. В этих условиях составление индивидуальных программ наиболее полно отвечает задачам воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его актуального уровня и зоны ближайшего развития.
#3. Как это работает? / 3. Информация и числа в компьютере / Программирование с нуля
Индивидуальные программы целесообразно создавать для тех детей, обучение которых по типовой программе, ориентированной на ведущее,
5.3. Принципы разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ т. е. выраженное в большей степени, нарушение, недостаточно эффективно в силу иного уровня и темпов психического развития ребенка.
Под индивидуальной программой коррекционно-развивающей работы понимается перспективный план воспитания и обучения ребенка, рассчитанный на определенный период и выстроенный в соответствии с актуальным уровнем его психофизического развития, учетом обучаемости как важнейшего показателя потенциального развития, формой и условиями обучения, эффективностью участия семьи в коррекционной работе и т. д.
Необходимость разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с комплексными нарушениями, имеющих, помимо ведущего, другие первичные нарушения, возникает, если ребенок посещает специальную группу для детей со сложными нарушениями или же находится в обычной группе ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, например, для детей с нарушениями зрения (слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ целесообразно в случаях посещения ребенком с комплексными нарушениями группы кратковременного пребывания, группы «Особый ребенок», лекотек, разнообразных реабилитационных и коррекционных центров.
Содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с комплексными нарушениями развития вне зависимости от вида образовательного учреждения направлено на решение следующих задач:
- — социальную адаптацию ребенка, расширение сферы жизнедеятельности, обогащение содержания и средств коммуникации, обучение межличностному взаимодействию со взрослыми и детьми;
- — формирование различных видов детской деятельности (труд, предметно-игровая, изобразительная и конструктивная деятельность);
- — коррекцию нарушений социального, физического, познавательного, речевого развития;
- — формирование предпосылок учебной деятельности, подготовка к школе на доступном ребенку уровне;
- — включение родителей в качестве активных участников образовательного процесса.
Решение о целесообразности разработки ИКРП для ребенка принимается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ (центра) на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования и утверждается на педсовете. Члены ПМПк и администрация ДОУ самостоятельны в выборе периода, на который составляется ИКРП.
Многопоточность в Java: средства стандартной библиотеки
Для детей с комплексными нарушениями развития целесообразно составление программы на период три-четыре месяца, таким образом, разрабатываются две-три программы в течение года. В некоторых случаях индивидуальная программа воспитания и обучения может разрабатываться на более длительный срок, например, для детей с тяжелыми и множественными нарушениями по решению педагогического совета учреждения она может включать требования к содержанию коррекционно-педагогической работы на полугодие или на год.
Форма программы также определяется специалистами ПМПк. Она должна быть достаточно компактной, удобной для структурирования материала по различным направлениям работы. Наряду с формой представления содержания в программе должна быть определена форма фиксации результативности выполнения ребенком программных требований. Форма программы в определенной степени зависит от условий обучения: посещает ли ребенок детский сад пять дней в неделю или же бывает на занятиях два-три раза. В зависимости от этого определяется объем работы специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.), предлагается материал для работы в семье.
Члены ПМПк должны определить, кто из специалистов несет ответственность за своевременность разработки ИКРП, сроков их оформления. В условиях ДОУ это может быть методист или педагог-психолог, в группе — учитель-дефектолог. Специалистам, участвующим в проектировании ИКРП, целесообразно ознакомиться с представленным в методической литературе опытом разработки программ для различных категорий детей с отклонениями в развитии, воспитывающихся в условиях групп кратковременного пребывания, специальных групп для детей со сложными нарушениями развития.
кает необходимость включения в ИКРП содержания, направленного на коррекцию других недостатков развития, например, интеллектуальных или двигательных нарушений у ребенка с нарушенным слухом. В этих случаях целесообразен отбор содержания по некоторым разделам из программ, ориентированных на другие первичные нарушения (для дошкольников с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата). При заимствовании материала необходимо учитывать принципы построения программы, способы преподнесения материала детям, доступность речевого материала, возраст ребенка. При отборе содержания по различным направлениям работы важно понимать, что уровень психического развития ребенка с сочетанным нарушением, например, слабовидящего с умственной отсталостью и дошкольника того же возраста, имеющего только умственную отсталость, будет разным. Опасность механического соединения разделов из разных программ, ориентированных на коррекцию различных нарушений, может в конечном счете привести к полной недоступности такой индивидуальной программы для конкретного ребенка.
При моделировании индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей со сложными нарушениями развития важно учитывать следующие положения:
- — всесторонний характер образовательной работы: программа должна содержать все направления педагогической работы с ребенком, обеспечивающие социальное, физическое, познавательное, речевое формирование всех видов детской деятельности;
- — комплексный характер участия в подготовке программы и ее реализации всех специалистов, работающих с ребенком (учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования);
- — участие родителей в разработке программы как полноценных участников педагогического процесса;
- — общность набора направлений коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей;
- — приоритетность задач воспитания, направленность на социальное развитие ребенка;
- — определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера и выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии;
- — учет сохранных способностей и обучаемости ребенка, опираясь на которые возможно решать задачи коррекционного воздействия;
- — концентрический характер отбора материала на каждом последующем этапе: постепенное обогащение содержания различных тем, реализация принципа от простого к сложному;
— отражение сквозных тематических связей между различными разделами (в деятельности учителей-дефектологов и воспитателей, других специалистов, родителей).
В процессе разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка с комплексными нарушениями развития целесообразно выделить следующие этапы.
I этап. Анализ медицинских данных, заключения ПМПК. Сбор анамнестических данных. Особое значение имеет наличие данных нейрофизиологических исследований слуха, зрения. При необходимости по рекомендациям врачей могут быть проведены дополнительные исследования, направленные на уточнение диагнозов, заключения ПМПК.
Обсуждение с родителями и педагогами проблем в развитии ребенка, запроса родителей.
II этап. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий детского развития: физическое, социальное, познавательное развитие, состояние игры, изобразительной деятельности и конструирования, состояние речи.
В проведении психолого-педагогического обследования участвуют все участники педагогического процесса: каждый проводит определенную часть комплексного исследования, это зависит от того, какие специалисты включены в процесс обучения ребенка. В качестве методов используются наблюдения за поведением и деятельностью ребенка, взаимодействием со взрослыми и детьми, игры с ребенком, организация деятельности (рисование).
Особое внимание нужно уделить нарушенным функциям, так, для дошкольника с нарушенным слухом и умственной отсталостью, несмотря на наличие аудиограмм и заключения врача-сур-долога, нужно предусмотреть педагогическое обследование слуха. В процессе психолого-педагогического обследования выявляются как проблемы в развитии ребенка по различным линиям, так и позитивные моменты в его развитии, которые будут различными у всех детей. По существу, речь идет об актуальном уровне и «зоне ближайшего развития», в контексте которой в процессе обследования важно определить обучаемость ребенка с комплексными нарушениями. Результаты обследования обсуждаются участниками педагогического процесса, в корректной форме сообщаются родителям ребенка. По материалам анализа результатов целесообразно подготовить краткое заключение или составить психолого-педагогическую характеристику, материалы которых могут характеризовать исходный уровень психического развития ребенка на начало обучения.
III этап. Определение задач, содержания и методов коррекционноразвивающей работы на определенный период работы, совместное обсуждение их всеми участниками педагогического процесса (учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель), отбор материала по различным
________5.3. Принципы разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ направлениям каждым специалистом, установление взаимосвязи между работой по различным разделам, при необходимости внесение уточнений и коррекция содержания отдельных направлений. На этом этапе важно определить методы и приемы работы, требования к необходимым техническим средствам (слуховые аппараты, очки и др. средства коррекции) и дидактическому материалу (игрушки, предметы, пиктограммы, таблички, тексты книг и т. д.). Обсуждение содержания программы с родителями, учет их рекомендаций и пожеланий, конкретизация содержания и методов воспитания и обучения ребенка в семье.
IV этап. Коррекционно-развивающее обучение в соответствии с индивидуальной программой. Текущее планирование на основе индивидуальной программы и отбор материала для ежедневных индивидуальных занятий. Взаимодействие специалистов между собой в процессе реализации программы, внесение уточнений по мере необходимости. Обсуждение хода выполнения программы с родителями, оказание методической помощи в виде консультаций, открытых занятий и др.
Анализ эффективности коррекционно-развивающего обучения в конце периода, заявленного в программе, посредством проверок усвоения материала по различным разделам, оценки темпов развития ребенка психологом, воспитателями, сурдопедагогом, опроса родителей. Использование видеосъемки для подкрепления материалов наблюдений и проверок. Выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации запланированных задач и программных требований, анализ их причин.
V этап. Составление ИКРП на следующий период обучения. Модификация задач с учетом конкретных темпов усвоения материала по различным направлениям, уровня психофизического развития, личностных особенностей, а также внешних факторов: посещаемости, болезней, санаторного лечения и др. Анализ выполнения индивидуальных программ в конце учебного года, при необходимости проведение комплексного психолого-педагогического обследования с учетом выполнения программных требований, сформулированных в индивидуальных коррекционноразвивающих программах.
В приложении представлены примерные индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями.
Вопросы и задания
Источник: ozlib.com
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.
Первый шаг к этой деятельности, безусловно — планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.
Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.
То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.
Кроме того, для воспитателей — ежедневное ведение табеля посещаемости детей.
Для старшего воспитателя — план работы с воспитателями на месяц или неделю.
При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).
Данный вид планирования должен отражать:
• наименование темы и период ее реализации;
• решаемые педагогические задачи;
• деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
• варианты итоговых мероприятий.
Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.
Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):
• сроки реализации;
• образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
• цели и задачи (на месяц);
• виды детской деятельности,
• используемую литературу и методические пособия,
• работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
• на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).
Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:
• требования к максимальной нагрузке на детей;
• требования тематического планирования.
При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.
Календарно-тематический план включает:
• планирование утреннего отрезка времени;
• планирование НОД;
• планирование утренней и вечерней прогулок;
• планирование второй половины дня,
• планирование работы с семьёй,
• создание развивающей предметно-пространственной среды.
Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
— непосредственно образовательная деятельность;
— нерегламентированные виды деятельности;
— свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.
Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании — единая тема объединяет все виды деятельности.
Компонентами календарно-тематическго планирования являются:
• Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
• Содержательный — определяется программой.
• Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
• Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
• Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.
При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.
В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.
В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2…. 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.
Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Пример схемы модульного планирования.
Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю
План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)
• годовые задачи ДОУ;
• режим дня группы;
• расписание непосредственно образовательной деятельности;
• циклограмма;
• ежедневные традиции группы;
• еженедельные традиции группы;
• список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
• список детей по подгруппам;
• условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
• сведения о родителях воспитанников группы;
• перспективный план работы с родителями на год;
• протоколы родительских собраний;
• комплексно-тематическое планирование на учебный год;
• перспективное планирование на месяц;
• календарно-тематический планирование на каждый день;
• рекомендации методиста.
Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:
• комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
• работа по созданию развивающей среды.
• оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:
• текстовая,
• сетевая,
• графическая,
• компилятивная.
• Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.
• Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.
• Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.
• Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.
• Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Источник: 7gy.ru
Компиляция программы
А сейчас поговорим об одном из самых важнейших этапов, от которого зависит правильность получаемого результата — это компиляция программы.
Под исходной программой мы понимаем программу, представленную в виде определенных конструкций языка программирования. Программа включает в себя инструкции, понятные каждому пользователю, но в то же время не понятные процессору ПК.
Для выполнения процессором работы по инструкциям исходной программы, эту программу следует перевести на язык команд, понятный процессору — машинный язык.
Чтобы преобразовать исходную программу на машинный язык, используется специально предназначенная для этого программа под названием «компилятор». В этом и заключается компиляция программы.
Схема действия компилятора:
Схема, по которой работает компилятор, приведена на рисунке ниже:
Основные задачи компилятора:
На рисунке отмечено, что компилятор последовательно осуществляет две основные задачи:
Заметка. Процесс генерации исполняемой программы осуществляется только тогда, когда текст исходной программы не содержит синтаксические ошибки.
Таким образом, генерация машинного кода при помощи компилятора говорит о том, что синтаксические ошибки в тексте программы отсутствуют. Как удостовериться в правильности работы программы? Все достаточно просто. Необходимо провести ее тестирование — провести несколько пробных запусков исходной программы и затем проанализировать полученные результаты.
Допустим перед нами программа, которая определяет корни квадратного уравнения. Если в этой программе допущена ошибка в каком-либо месте формулы, например при вычислении дискриминанта, то, при отсутствии синтаксических ошибок, программа в конечном счете выдаст сообщение о неверных значениях корней.
- 10 крупнейших мифов об удаленной работе
- Как стать программистом?
- Основы маркетинга для iPhone разработчиков.
- Алгоритм программы
- Законы о пиратстве
Источник: kvodo.ru
Группа компенсирующей направленности в детском саду — что это?
Ещё не все точно знают, что такое компенсирующая группа в детском саду, но распространены они уже достаточно широко, и не только в таких крупных городах, как Москва или Санкт-Петербург.
Характеристика
Особенности групп
Отличие от обычных
Условия приёма
Варианты открытия
В чем польза для ребенка
Характеристика
Группа компенсирующей направленности в детском саду создаётся для детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии, т.е. для деток, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
В данных детских коллективах имеются условия для коррекции различного рода нарушений, чтобы полноценно подготовить воспитанников к школьному обучению.
Дети, имеющие одинаковые проблемы, связанные с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой речевого или психического развития и др., объединяются в одну группу. Это дает возможность сформировать для них максимально удобные условия, позволяет наиболее эффективно заниматься с такими дошкольниками.
Объединяют детей по возрастному принципу. Но, согласно СанПиНу, допускается создание разновозрастных групп в ДОУ компенсирующего направления, если возможно организовать режим дня, который будет соответствовать особенностям каждого возраста.
Особенности групп
Адаптированная ОП дошкольного образования для детей с ОВЗ
5-12 детей в зависимости от вида нарушений
Основная форма работы
Работа со специалистами: психолог, логопед, дефектолог и др.
Приказ Министерства просвещения РФ №373 от 31.07.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – ОПДО»
Положение о группе компенсирующей направленности, утвержденное МДОУ
Вид коррекционной программы
Индивидуальная программа для каждого ребенка
Отличие от обычных
Компенсационное обучение – это обучающий процесс, направленный на устранение различных нарушений развития.
Если ребёнок получает направление в такую группу, часто родители начинают переживать. Они уверены, что там воспитываются только дети с интеллектуальными нарушениями. Но это – ошибочное суждение.
Детей воспитывают и обучают по специальным программам и в соответствии с их индивидуальными возможностями. При этом воспитанникам создают особые условия, главные из которых: небольшая наполняемость группы, регулярные занятия с разными специалистами по индивидуальным программам, большая работа по укреплению и восстановлению здоровья детей, диетическое питание.
Могут проводиться курсы массажа в специально оборудованном массажном кабинете и занятия в бассейне. Родителям доступны регулярные консультации коррекционных специалистов.
Детям с особыми образовательными потребностями доступны следующие направления:
- С нарушением или задержкой речи. Часто их называют «логопедическими», так как с детьми постоянно работает логопед.
- С нарушением зрения.
- С нарушением слуха.
- С нарушением опорно-двигательного аппарата.
- С психическими нарушениями.
- Для детей, которые часто болеют.
Образовательная среда в группе компенсирующей направленности
Специалисты, работающие в компенсирующих группах
Как и в обычных группах, с детьми работают воспитатели, но вместе с ними еще и многие другие специалисты:
- логопед – коррекционный педагог, выявляет и устраняет речевые нарушения;
- дефектолог – коррекционный педагог, работает не только с воспитанниками, но и с их родителями, и с воспитателями, оказывает методическую помощь;
- педагог-психолог – специалист, который в своей работе сочетает знания психологии и педагогики, проводит психологическое обследование воспитанников, выявляет причину психологических отклонений и помогает их устранить, консультирует родителей по проблемам воспитания;
- медсестра – следит за состоянием здоровья детей, проводит физические упражнения и закаливающие процедуры, оказывает первую помощь, следит за организацией питания воспитуемых, консультирует родителей;
- воспитатель по физической культуре — организует работу по физическому развитию детей;
- инструктор ЛФК – подбирает комплексы лечебно-восстановительных упражнений для малышей, в соответствии с диагнозом;
- музыкальный руководитель – организует занятия музыкой, оказывает помощь в проведении досуга и развлечений.
В зависимости от целей формирования группы, с детьми могут заниматься и другие специалисты.
Условия приёма
Для зачисления необходимо получить заключение следующих специалистов:
- окулиста,
- отоларинголога,
- психиатра,
- педиатра,
- других (в зависимости от нарушений здоровья, которые имеет ребенок).
После получения медицинского заключения ребенку будет предложено пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, в которую обязательно должны входить психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог).
Специалисты выдают заключение о том, какая группа подойдет ребенку. Если будет принято решение о необходимости посещать компенсирующую, то можно сразу направиться к заведующей ДОУ с заявлением. Длительность нахождения в специфическом коллективе также определяет ПМПК.
Варианты открытия
Существуют два основных варианта формирования таких групп.
- Компенсирующий детский сад (специализированный). Он состоит только из таких групп. Они создаются как одного направления, так и разных. В компенсационных детских садах созданы необходимые условия как для детей, так и для воспитателей. Главные направления работы таких садиков – подготовить особенных деток к обучению в школе и создать условия для адаптации в социуме, но при особом оздоровительном уходе и индивидуальных занятиях. Детский садик компенсирующего вида — это самое эффективное дошкольное образовательное учреждение для развития детей с ОВЗ.
- Обычный детсад. Здесь может создаваться как одна, так и несколько групп компенсирующего направления.
Отметим, что существует и 3-й вариант – группы комбинированного вида или смешанного. Что это значит? Чем они отличаются от общего (общеразвивающего) типа и как там организован процесс учебно-воспитательной работы?
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и с ОВЗ по программе ДОУ, адаптированной для воспитанников с особыми потребностями (с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ).
В чем польза для ребенка
Здесь учитывают индивидуальные особенности и потребности каждого малыша (уровень физического и психического здоровья). Педагоги, опираясь на зоны ближайшего развития, прилагают максимум усилий для сокращения задержки развития воспитанников.
Каждый ребенок имеет свой образовательный маршрут (личную учебно-воспитательную программу), позволяющую максимально успешно подготовиться к поступлению в школу.
Компенсирующая группа ДС – это образец хорошо организованного индивидуального подхода к ребенку в дошкольном образовательном учреждении.
Занятие с подгруппой детей группы компенсирующей направленности (ЗПР), воспитатель Лобачева Е.В.
Источник: www.rastut-goda.ru