Процедуры пользователя в Pascal (описание, вызов, структура)
В языке Паскаль имеется два вида подпрограмм — процедуры и функции.
Процедуры помещаются в раздел описаний программы. Для обмена информацией между процедурами и функциями и другими блоками программы существует механизм входных и выходных параметров.
Входными параметрами называют величины, передающиеся из вызывающего блока в подпрограмму (исходные данные для подпрограммы), а выходными — передающиеся из подпрограммы в вызывающий блок (результаты работы подпрограммы).
Одна и та же подпрограмма может вызываться неоднократно, выполняя одни и те же действия с разными наборами входных данных. Параметры, использующиеся при записи текста подпрограммы в разделе описаний, называют формальными, а те, что используются при ее вызове — фактическими.
Описание и вызов процедур
Структура описания процедур до некоторой степени похожа на структуру Паскаль-программы: у них также имеются заголовок, раздел описаний и исполняемая часть. Раздел описаний содержит те же подразделы, что и раздел описаний программы: описания констант, типов, меток, процедур, функций, переменных. Исполняемая часть содержит собственно операторы процедур.
Writeln и Readln в Паскале. Как считывать и записывать данные на PascalABC.NET?
Формат описания процедуры имеет вид:
Procedure имя процедуры (формальные параметры); раздел описаний процедуры Begin исполняемая часть процедуры End;
Формальные параметры в заголовке процедур записываются в виде:
Var имя праметра: имя типа
и отделяются друг от друга точкой с запятой. Ключевое слово var может отсутствовать. Если параметры однотипны, то их имена можно перечислять через запятую, указывая общее для них имя типа.
При описании параметров можно использовать только стандартные имена типов, либо имена типов, определенные с помощью команды type.Список формальных параметров может отсутствовать.
Вызов процедуры производится оператором, имеющим следующий формат:
имя процедуры(список фактических параметров);
Список фактических параметров — это их перечисление через запятую. При вызове фактические параметры как бы подставляются вместо формальных, стоящих на тех же местах в заголовке.
Таким образом происходит передача входных параметров, затем выполняются операторы исполняемой части процедуры, после чего происходит возврат в вызывающий блок. Передача выходных параметров происходит непосредственно во время работы исполняемой части.
- количество фактических параметров должно совпадать с количеством формальных;
- соответствующие фактические и формальные параметры должны совпадать по порядку следования и по типу.
Кроме того, все формальные параметры являются временными переменными — они создаются в момент вызова подпрограммы и уничтожаются в момент выхода из нее.
- Локальные – описываются в подпрограммах, используются только в той подпрограмме, где были описаны. В основной программе они не известны.
- Глобальные – описываются в основной программе до раздела процедур и функций. Область их действий распространяется на основную программу и на все подпрограммы.
Var x,y,m,n: integer; Procedure MaxNumber(a,b: integer; Var max: integer); Begin If a>b Then max := a Else max := b; End; Begin write(‘Введите x,y ‘); readln(x,y); MaxNumber(x,y,m); MaxNumber(2,x+y,n); writeln(‘m=’,m,’n=’,n); End.
Источник: bigspawn.blogspot.com
Урок 7. Операторы вывода write/writeln. Простая программа. Программирование на Pascal / Паскаль
Команды в программе паскаль отделяются друг от друга точкой с запятой
—> Если у Вас возникли вопросы по сайту — напишите нам и мы Вам сейчас поможем. Кнопка для связи в правом нижнем углу. Или тут
А ещё для всех учеников на нашем сайте есть бесплатный курс английского языка по школьной порограмме. Пример курса тут
Служебное слово VAR в программе на языке Pascal фиксирует начало раздела программы, содержащего:
операторы;
список меток;
описание сложных типов данных;
перечень констант;
описание переменных.
В алфавит языка Pascal не входит служебное слово:
THEN
BEGIN
END
STEP
IF
Числа в языке Pascal различаются:
как натуральные и целые
как целые и вещественные
как натуральные и вещественные
как целые и иррациональные
как целые и рациональные
Оператор организации ввода данных с клавиатуры в системе программирования Turbo Pascal записывается с использованием служебного слова:м
WRITE
INPUT
READ
DEFFN
RESET
Комментарий к тексту программы на языке Pascal заключается:
в фигурные скобки
в круглые скобки
в квадратные скобки
в апострофы
между служебными словами Begin, End
При записи оператора вывода на языке Pascal используется служебное слово:
WRITE
RESET
READ
BEGIN
WHILE
В качестве имени в языке Pascal нельзя использовать
BR
OR
WR
AR
DR
Операторы в программе на языке Pascal отделяются друг от друга:
апострофом
двоеточием
пробелом
запятой
точкой с запятой
Чему будет равно значение переменной Х после выполнения команды Х:=Х+2, если до ее выполнения оно было равно 3?
1
2
3
5
Вопрос № 10
В алфавит языка Pascal входит следующее слово:
operator
begin
begun
Вопрос № 11
Выберите правильно записанный идентификатор
Nomer.Doma
Nomer Doma
Nomer_Doma_25
25_Nomer_Doma
Номер_дома
Вопрос № 12
Выберите правильно записанный идентификатор
Metkal2
2Metka
_метка
Metka-2
_2Metka 2
Источник: vs-9.com
Основные понятия языка программирования Турбо Паскаль
1. Некоторые сведения о системе программирования Турбо Паскаль.
2. Структура программы на Паскале.
3. Элементы языка Турбо Паскаль.
4. Арифметические операции и выражения.
5. Стандартные функции.
6. Оператор присваивания.
1. Некоторые сведения о системе программирования Турбо Паскаль
Язык Паскаль был разработан в 1971 году Никласом Виртом первоначально для целей обучения программированию. В настоящее время он получил широкое распространение по ряду объективных причин.
Во-первых, по своей идеологии Паскаль наиболее близок к современной методике и технологии программирования. В частности, он достаточно полно отражает идеи структурного программирования, что довольно хорошо видно даже из основных управляющих структур языка.
Во-вторых, Паскаль хорошо приспособлен для применения технологии разработки программ сверху-вниз (пошаговой детализации).
В-третьих, Паскаль содержит большое разнообразие различных структур данных, что обеспечивает простоту алгоритмов, а следовательно снижение трудоемкости при разработке программ.
Система программирования Turbo Pascal предназначена для выполнения этапов решения задачи на алгоритмическом языке Паскаль и включает в себя три главные компоненты: 1) редактор текстов; 2) компилятор; 3) исполнительную систему.
С помощью встроенного в систему текстового редактора можно формировать в памяти любые тексты, не только программы на Паскале. В частности, это могут быть исходные данные решаемой задачи в текстовой форме. Текст программы, созданный редактором, можно сохранить на диске в виде файла с именем следующего формата .раs, где pas — это стандартное расширение имени файла, созданного системным редактором. Имя файла задается пользователем.
Компиляция — это процесс перевода программы на язык машинных команд. Компилятор переводит программу с языка Паскаль на язык машинных команд. При этом проверяется соответствие программы правилам языка программирования (синтаксический и семантический контроль). При обнаружении ошибки компьютер выдает сообщение о ней пользователю и прекращает работу.
В результате компиляции Turbo Pascal создает исполняемый файл с тем же именем, что и файл, содержащий программу, но с расширением ехе. Впоследствии этот файл может быть выполнен, как любой другой исполняемый файл.
Выполнение программы остается под контролем исполнительной системы. Она, в частности, помогает обнаружить ошибку в программе, если при исполнении произошел сбой. Пользователю сообщается причина сбоя и указывается место, где он случился в Паскаль-программе, происходит автоматический возврат в режим редактирования.
Turbo Pascal позволяет редактировать, компилировать, компоновать и выполнять Паскаль-программы. При этом пользователю предоставляется высокая скорость компиляции, удобство работы с компьютером и мощная библиотека процедур и функций.
2. Структура программы на Паскале
Программа на Паскале в общем случае состоит из нескольких файлов. Один из них содержит главную программу, а остальные — модули. Главная программа состоит из заголовка, блока и заканчивается точкой — признаком конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов. В общем случае «скелет» программы можно представить следующим образом:
program (заголовок программы);
uses (раздел объявления модулей);
label (раздел объявления меток);
const (раздел объявления констант);
type (раздел объявления типов);
var (раздел объявления переменных);
procedure (function) (раздел объявления подпрограмм: процедур или функций);
begin
(раздел операторов, обязательная часть);
Все указанные разделы отделяются друг от друга точкой с запятой.
Раздел операторов должен обязательно присутствовать в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не обязательно содержаться в программе.
В Turbo Pascal имеются особенности в структуре программы. Так, заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Порядок размещения разделов произвольный, можно создавать несколько одинаковых разделов.
Единственное правило, которое необходимо выдерживать, — в любом месте программы можно использовать лишь элементы (метки, типы, константы, переменные, подпрограммы и т. д.), которые были определены ранее по тексту программы или являются предопределенными элементами языка. Исключением из этого правила может быть лишь определение типа-указателя через неопределенный до этого тип. Однако этот тип в дальнейшем должен быть обязательно определен.
Операторы в разделе операторов отделяются друг от друга точкой с запятой. Перед end точка с запятой не ставится, однако ее наличие не является ошибкой, а лишь означает присутствие между последним исполняемым оператором и служебным словом end еще одного оператора — пустого оператора. Заканчивается программа словом end, после которого обязательно ставится точка.
В начале программы необходимо располагать ее спецификацию — комментарий в фигурных скобках, содержащий назначение программы, данные о программисте, дату создания программы.
Язык программирования Паскаль является языком структурного программирования. В нем есть все необходимые управляющие конструкции для структурного построения программы. Наглядность такому построению придает структуризация внешнего вида текста программы. Основной используемый для этого прием — сдвиги строк, которые должны подчиняться следующим правилам:
§ конструкции одного уровня вложенности записываются на одном вертикальном уровне (начинаются с одной позиции в строке);
§ вложенная конструкция записывается смещенной по строке на несколько позиций вправо относительно внешней для нее конструкции.
3. Элементы языка Турбо Паскаль
Алфавит языка состоит из множества символов, включающих:
– Латинские буквы: от A до Z (прописные) и от а до z. (строчные);
– Знак подчеркивания _;
– Цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
– Пробел — символ пробела (ASCI1-32) и все управляющие символы кода ASCII (от 0 до 31).
Идентификаторы. Идентификатором называется символическое имя определенного программного объекта. Такими объектами являются имена констант, переменных, типов данных, процедур и функций, программ. Идентификатор — это любая последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В Турбо Паскале к буквам приравнивается также знак подчеркивания.
Строчные и прописные буквы в идентификаторах и служебных словах не различаются. Например: max, MAX, MaX и mAx — одно и то же имя. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 63 символа.
Комментарии. Конструкции, заключенные в фигурные скобки <> или в скобки вида (* *) являются комментариями, могут занимать несколько строк и игнорируются компилятором.
4. Арифметические операции и выражения
Знаки операций предназначены для обозначения тех или иных арифметических, логических или других действий. Они бывают двух типов: состоящие из небуквенных символов (например, +, -, * и т.д.) и буквенные операции (например, not, mod, div и т. д.), представляющие собой зарезервированные слова. Операции над данными делятся на унарные (применимые к одному операнду) и бинарные (применимые к двум операндам). Приведем примеры бинарных арифметических операций (в таблице буква I обозначает целые типы, R — вещественные типы):
Источник: www.0zd.ru