Программирование – интересная, живая, быстро развивающаяся наука. Первые шаги при обучении программированию для многих оказываются очень нелегкими. Главное качество программиста – хорошее логическое мышление – развивается только в упорной и кропотливой работе.
Алгоритмический язык Паскаль был разработан в 1973 г. швейцарским математиком Никлаусом Виртом для обучения студентов структурному программированию.
Выбор Паскаля для обучения программированию объясняется рядом его достоинств. В частности, этот язык полно отражает идеи структурного программирования. Во-вторых, Паскаль предоставляет гибкие возможности в отношении используемых структур данных. Большое внимание в языке уделено вопросу повышения надежности программ: средства языка позволяют осуществлять достаточно полный контроль правильности использования данных различных типов и программных объектов, как на этапе трансляции программ, так и на этапе их выполнения. Благодаря перечисленным возможностям, Паскаль широко применяется не только в области обучения, но и в практической работе.
Практическая работа в Pascal №2 команды read и write
Программирование на языке Pascal
Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом в начале 70-х годов специально для целей обучения.
Основные элементы программирования:
· команды обработки (операции);
· повторные выполнения (циклы);
Алфавит языка
Программа на Паскале записывается в виде последовательности символов, образующих алфавит языка. Алфавит включает:
· заглавные и прописные латинские буквы;
Арифметические выражения и правила их записи
Арифметические выражения строятся из простых операндов связанных знаками арифметических операций:
Где простые операнды: переменные, константы.
Знаки операций
div — деление нацело;
mod — остаток от деления;
* — умножение;
/ — деление;
— — вычитание;
+ — сложение.
Операции div и mod
Целочисленное деление div отличается от обычной операции деления тем, что возвращает целую часть частного, а дробная часть отбрасывается.
17 div 3 = 5 8 div 2 = 4
Взятие остатка от деления mod вычисляет остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.
17 mod 3 = 2 8 mod 2 = 0
При выполнении арифметических операций соблюдаются следующие правила:
1. два знака не могут следовать один за другим;
2. при выполнении арифметических операций соблюдается следующая иерархия (приоритет выполнения):
3. изменить иерархию можно с помощью скобок.
Типы данных
Переменные на языке Паскаль задаются своими именами (63 символа).
Имена переменных могут содержать малые и большие буквы латинского алфавита, арабские цифры и знак подчеркивания. Переменные, используемые в программе, обязательно должны быть описаны. При описании переменных задаются имена и типы переменных. Тип – определяет объем оперативной памяти, выделяемой под хранение переменной.
Для описания стандартных типов переменных используют зарезервированные английские слова. Помимо стандартных типов, можно строить и пользовательские типы данных, которые базируются только на стандартных типах.
Команда OnVector в PascalABC
Паскаль производит предварительную, инициализацию переменных. Все переменные, описанные в программе, обнуляются.
Целые типы
Название целого типа | Диапазон значений | Память (байт) |
Shortint (короткие целые) | -128 127 | |
Longint (удвоенные целые0 | -2 31 2 31 -1 | |
Integer (обычные целые) | -32768 32767 | |
word (целые положительные) | 0 65535 | |
Byte (целые короткие положител.) | 0 255 |
Верхнее граничное значение целочисленных переменных задано в Паскале как константа и имеет соответствующее имя:
Maxint = 32767 (2 15 -1)
Maxlongint = 2 31 -1
Логический тип
boolean — логические переменные занимают 1 байт памяти, могут принимать 2 значения:
· True (истина)
· False (ложь)
Над логическими переменными возможны следующие логические операции:
and (и)
Or (или)
not (не)
Символьный тип
Char – символьные переменные, служат для хранения одного символа (буква, цифра, знаки препинания, специальные символы, непосредственно код) и занимают 1 байт памяти.
Строковый тип
String — строковые переменные, служат для хранения любой цепочки символов и занимают 255 байт памяти.
Вещественный тип
real — вещественные переменные, занимают 6 байт памяти (11 знаков после запятой).
Вещественные числа могут быть заданы в форме:
· с фиксированной точкой
· с плавающей точкой
Форма с плавающей точкой используется для изображения очень больших или очень маленьких чисел.
Var
i,n: integer;
x,y,z: real;
begin;
Список переменных от типа отделяется “: ”, одно описание от другого — “; ”, список переменных перечисляется через “, ”.
Если в программе используются метки, то они описываются с помощью служебного слова label. Метки могут быть числовые и символьные.
В программах на Паскале можно использовать константы, которые описываются с помощью служебного слова const.
Const
n=100;
Переменная — константа (n), более в программе не описывается, ее тип определяется присвоенным ей числовым значением.
Для определенияпользовательского типа данных используют служебное слово — type.
Type
in=integer;
Var
a,b: in;
С помощью служебного слова uses можно подключать к программе стандартные библиотечные модули. Стандартные модули объединяют функции определенного назначения и, в случае необходимости, подключаются к программе.
Например, для использования функции очистки экрана (clrscr), к программе подключают стандартный модуль crt.
Uses
crt;
Begin
end;
Операторы языка Паскаль
Оператор присваивания
где “: =” – знак присваивания.
Следующие выражения читаются одинаково
x:=2; x:= 2;
y:=d+beta; y:=d+Beta;
Заглавные и прописные буквы в программе интерпретируются одинаково.
Операторы ввода-вывода
Оператор ввода:
Где readln — имя оператора ввода;
— список имен переменных, разделенных запятыми.
readln (a,b,c);
По данному оператору с клавиатуры необходимо ввести значения переменных a, b и c.
readln;
По этому оператору компьютер ожидает нажатия любой клавиши. Используется как последний в программе, чтобы успеть записать результаты вычислений.
Оператор вывода:
Где writeln — имя оператора вывода;
— список переменных вывода, разделенных запятыми.
writeln;
Оператор writeln без списка вывода можно использовать для пропуска пустых строк при оформлении вывода результатов.
В операторе writeln можно использовать формат вывода значений переменных.
writeln (’ a = ’, a:8:3, ’ b = ’, b:4);
Первая цифра (8) после имени переменной вещественного типа определяет количество позиций, выделенных под число, включая знак и десятичную точку, а вторая цифра (3) определяет количество позиций выделенных под дробную часть числа. Цифра, стоящая после имени переменной целого типа, определяет количество позиций, отводимых под число, включая знак.
При a =341.154, b = 2 результат на экране будет выглядеть:
При a = 1.3, b = 144 результат на экране будет выглядеть:
Лекция 1
Основные конструкции языка Паскаль.
Программирование – интересная, живая, быстро развивающаяся наука. Первые шаги при обучении программированию для многих оказываются очень нелегкими. Главное качество программиста – хорошее логическое мышление – развивается только в упорной и кропотливой работе.
Алгоритмический язык Паскаль был разработан в 1973 г. швейцарским математиком Никлаусом Виртом для обучения студентов структурному программированию.
Выбор Паскаля для обучения программированию объясняется рядом его достоинств. В частности, этот язык полно отражает идеи структурного программирования. Во-вторых, Паскаль предоставляет гибкие возможности в отношении используемых структур данных. Большое внимание в языке уделено вопросу повышения надежности программ: средства языка позволяют осуществлять достаточно полный контроль правильности использования данных различных типов и программных объектов, как на этапе трансляции программ, так и на этапе их выполнения. Благодаря перечисленным возможностям, Паскаль широко применяется не только в области обучения, но и в практической работе.
Источник: cyberpedia.su
Команды языка программирования Паскаль.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Учебный элемент «Команды языка Паскаль и три типа алгоритмов» используется на уроках обобщения или повторения изученного материала. С помощью этого учебного элемента учащиеся могут подготовиться к диктанту по командам языка Паскаль (операторы, математические функции, служебные слова) и к самостоятельной работе базового уровня по решению задач на линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
Скачать:
![]() |
197.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Команды языка Паскаль
READ, READLN — команда ввода информации с клавиатуры в память компьютера
WRITE , WRITELN – команда вывода
IF … THEN … ELSE — оператор проверки условия
FOR … TO … DO — Цикл с параметром с шагом 1
FOR … DOWNTO … DO — Цикл с параметром c шагом -1
WHILE … DO — Цикл с предусловием
REPEAT … UNTIL — Цикл с постусловием
BEGIN … END – операторные скобки
VAR – раздел описания переменных
REAL – действительное число
Div – операция, определяющая целое частное при делении целых чисел
Mod – остаток от деления целых чисел
АBS(x) — абсолютное значение х
; — отделяет операторы друг от друга
INT(x) — целая часть числа х
SQRT(x) — корень квадратный из числа х
SQR(x) — квадрат числа х
INTEGER – целое число
REAL – действительное число
ARRAY — описание массива
PROCEDURE – описание процедуры
Дано: х. Найти: у=ax+3. Программа на TP7.0
Дано х. Найти y. y= x – 2 Тест:
Ввод:1) Х = -2 2) Х = 6
Var Вывод: 1)Вывод ‘Функция 2) У = 2
x, y : real; не определена’
Источник: nsportal.ru
PASCAL ; «.
Операторы
Пример
переменная:= выражение
program имя программы;
Задает имя программы.
Имя программы начинается с английской буквы, может состоять из английских букв, чисел.
program primer1 ;
uses имя встроенного модуля;
Объявление встроенного модуля, процедуры которого будут использоваться в программе.
uses Crt ;
Модуль CRT предназначен для работы с текстовым окном.
ClrScr — очистка текстового окна (заливка цветом фона)
var имя переменной : тип переменной;
var x , y : integer;
После выполнения в ОП (оперативной памяти) выделяются ячейки, которые помечаются как переменные x , y , z .
Операторные скобки
end ;
write , writeln (элемент(ы) вывода на экран);
Вывод на экран указанных элементов.
writeln после вывода своих элементов осуществляет переход на следующую строку.
writeln ( ‘введите с клавиатуры целое число’);
после выполнения на экране будет
введите с клавиатуры целое число
Данные расположенные между апострофами ‘ … ’ выводятся на экран в том же виде .
read , readln ();
Ввод данных с клавиатуры.
readln после ввода данных осуществляет переход на следующую строку.
readln ( x );
После выполнения на экран выводиться мигающий курсор и ожидается ввод данных с клавиатуры, после ввода в ОП переменной с именем x присваивается введенной значение.
Условный оператор if
if then оператор 1 else оператор 2;
Операторы сравнения:
> больше
меньше
= равно
>= больше или равно
меньше или равно
<> не равно
and – и
or – или
not – не
xor – без
Оператор цикла for
for := to do оператор;
Используется для выполнения однотипных действий с известным числом их повторений. Количество повторений может быть указанно в условии задачи или должно вводиться как параметр с клавиатуры.
for i := 1 to 5 do writeln (‘привет’) ;
На экране 5 раз будет напечатано слово «привет»
Оператор цикла while
while do оператор;
Выполняет действие или действия пока истинно условие. После каждого прохождения тела цикла, условие проверяется и если условие ложно, осуществляется выход из цикла.
Если условие истинно всегда, то происходит зацикливание. Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2.
Условие — логическое выражение, записанное с помощью логических операторов сравнения.
x:=5;
while x<>0 do
begin
writeln (‘привет’) ;
x:=x-1;
end;
На экране будет печататься слово «привет» пока x не равен 0, это произойдет на 6 шаге цикла, т.е. слово «привет» будет напечатано 5 раз.
Источник: pascal304.blogspot.com