Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи реализации Программы
• охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ: Ожидание и реальность
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую – системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды.
Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им
Первоучители добра, вероучители народа
«культурных» знаков (речи, языка и пр.).
В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).
Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.).
Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно- образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной
жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.
Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.
Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.
Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период.
Данная методологическая позиция опирается на личностно- ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.
При разработке Программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Д. Дьюи, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а в России – от Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий: Л.С.
Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддъякова о развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г.
Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества и др.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
• Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
• Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида
темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).
• Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
• Построение партнерских взаимоотношений с семьей.
• Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура Программы соответствует требованиям ФГОС ДО и позволяет разработать обязательную часть основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО), а также определить векторы разработки части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.
Общая структура Программы имеет следующий вид:
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности
в соответствии с направлениями развития и образования детей
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация жизнедеятельности детей Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса
Организация культурно-досуговой деятельности детей
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Материально-технические условия реализации Программы, методические материалы и средства обучения и воспитания
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основные подходы к сохранению и формированию здоровья детей и их родителей (Приложение 1)
Концепция социально-коммуникативного развития детей (Приложение 2) Основные подходы к реализации инклюзивного образования (Приложение 3)
Индивидуализация образовательного процесса (Приложение 4)
Выявление и поддержка детской одаренности (Приложение 5)
Психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей
(Приложение 6)
Рекомендации по проектированию ООП ДО (Приложение 7)
Список основных | нормативных | правовых | документов, |
регламентирующих | функционирование | системы | дошкольного |
образования в РФ (Приложение 8)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Пояснительная записка раскрывает теоретические и концептуальные основы, цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к ее формированию, а также возрастные характеристики детей от младенчества до школы. Среди возрастных особенностей развития детей выделены, главным образом, те характеристики, которые наиболее значимы для разработки и реализации Программы.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, базирующихся на ФГОС ДО, а также целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «Мир открытий». Целевые ориентиры в Программе даются к началу дошкольного возраста (к 3 годам) и к завершению дошкольного образования (к 7 годам).
ценностей созидателя и деятеля; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование собственного достоинства, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о себе, своей половой принадлежности, о членах семьи, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о развитии человеческой цивилизации (транспорт, жилище, бытовые условия), об исторической сущности норм и правил поведения, о значимости каждого человека в жизни других людей; формирование культуры безопасности и культуры трудовой деятельности.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и культуры; обогащением активного словаря; развитием связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитием звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формированием звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Многие разделы программы «Мир открытий» разработаны на основе парциальных и авторских программ, которые прошли многолетнюю апробацию и широко внедряются в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:
Младенческий и ранний возраст
Г.Г. Григорьева, Г.Г. Груба, Е.В. Зворыгина и др. Программно-методический комплект «Кроха».
Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В. Программа «Дорогой света и добра» (социально- коммуникативное развитие и социальное воспитание).
Тимофеева Л.Л. Программа «Формирование культуры безопасности».
Познавательное развитие
Лыкова И.А. Программа «Умные пальчики» (конструирование).
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Программа «Игралочка» (математическое развитие).
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» (экологическое образование).
Речевое развитие
Ушакова О.С. Программа «Развитие речи».
Художественно-эстетическое развитие
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).
Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).
Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).
Физическое развитие
Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др. «К здоровой семье через детский сад» (сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).
Обучение второму языку
Протасова Е.Ю., Родина М.Н. Программа «Little by Little» (обучение иностранному языку).
При этом авторы старались включить в состав программы
Это расширяет возможности образовательных организаций в использовании Программы при написании ООП ДО: позволяет более гибко
подходить к отбору программного содержания, учитывая своеобразие образовательных организаций, приоритетные направления их деятельности, в том числе при разработке части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Так, образовательная организация может выбрать определенные направления образовательной деятельности в качестве приоритетных и вынести ряд парциальных программ (либо некоторые их разделы, не вошедшие в Программу) в часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Основное требование при этом, чтобы образовательная программа соответствовала ФГОС ДО и не противоречила концепции программы «Мир открытий».
Кроме того, следует помнить, что при организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей, поэтому деление программного содержания по образовательным областям также носит достаточно условный характер и не должно восприниматься педагогами как жесткий конструкт.
Более подробные рекомендации по проектированию основной образовательной программы дошкольного образования представлены в Приложении 7.
Программа адресована педагогам детских садов, призванным сегодня решать задачу поистине исторического масштаба – обеспечить новое качество дошкольного образования, от которого во многом зависит будущее нашей страны.
Программа позволяет каждому педагогу осознать свою миссию, раскрыть свой творческий потенциал и найти пути его успешной реализации, что является чрезвычайно важным в повышении их профессионального и личностного статуса.
Символ Программы – взлетающая божья коровка – означает открытость миру, готовность к освоению окружающего мира и поиску своего места в нем, устойчиво ассоциируется со счастливым и радостным детством, полным ярких красок и впечатлений.
Источник: infopedia.su
Программно-методический комплекс «Мир открытий»
В разделе представлен перечень пособий, рекомендованных для осуществления образовательного процесса на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий».
Дорога добра
рабочая программа (старшая группа)
Цель: своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
В программе представлены задачи социального воспитания по трем сферам социально-коммуникативного развития: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально-чувственной (интересы, потребности), поведенческой (способы взаимоотношений).
Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения дошкольников к различным аспектам социальной культуры.
Технологическое сопровождение реализации программы осуществлено в соответствии с принципами:
Последовательности и концентричности, обеспечивающими постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний, познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
Системности, предполагающим формирование у детей обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в которой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
Интегративности, предусматривающим возможность реализации содержания социальной культуры и разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
Культуроообразности и регионализма, обеспечивающими становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко – географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
«диалога культур», ориентирующим на понимание временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.
Источник: nsportal.ru