Презентация представляет собой рекомендации по написанию АООП на основе примрной адаптированной программы для детей с тяжнлыми нарушениями речи.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Харгаева Валерия Андреевна
Содержимое разработки
АООП для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Составила: Харгаева В.А. зам. директора по УВР
ФГОС НОО Обучающихся с ОВЗ
- Приказ «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014г. № 1598
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО обучающихся с ОВЗ
Структура АООП
- Целевой раздел
- Содержательны раздел
- Организационный раздел
Содержание разделов
- Целевой раздел
- 1.Пояснительная записка
- 2.Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
- 3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
- Содержательный раздел
- 1. Программа формирования универсальных учебных действий
- 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности
- 3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания
- 4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
- 5. Программа коррекционной работы
- 6. Программа внеурочной деятельности
- Организационный раздел
- 1.Учебный план
- 2.Система специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями Стандарта
ФГОС для обучающихся с ОВЗ: особые образовательные потребности и адаптированные программы
Приложение 5
ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (далее — ТНР)
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса
- Обязательная часть – 80%
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20%
( от общего объёма АООП НОО )
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область
Вариант 5.1. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО
Вариант 5.2. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Выделяются дополнительные задачи реализации содержания, физкультура – основные задачи реализации содержания (см. приложение 5)
Коррекционно-развивающая область
Вариант 5.1. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание для каждого обучающегося определяется с учётом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР
Коррекционно-развивающая область
Вариант 5.2. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание представлено обязательными коррекционными курсами «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».
Программа формирования УУД
Программа духовно-нравственного развития
Программа должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ТНР, формы организации работы
Программа коррекционной работы
Пункт19.8. раздела III ФГОС НОО
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать…
+ пункт 2.9.8. Приложения 5
Примерная АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Целевой раздел
2.Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Содержательный раздел
Организационный раздел
2.Система специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями Стандарта
Примерная АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Целевой раздел
2.Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Содержательный раздел
1. Программа формирования универсальных учебных действий
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности
3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания
4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5. Программа коррекционной работы
6. Программа внеурочной деятельности
Организационный раздел
2.Система специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями Стандарта
Учебный план
- Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
- Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
Учебный план
Примерный годовой, недельный учебный план НОО обучающихся с ТНР (I отделение)
Примерный годовой, недельный учебный план НОО обучающихся с ТНР (II отделение)
Учебный план
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной неделе)
Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающую область)
(при 5-дневной учебной неделе)
Источник: videouroki.net
Организация образовательной деятельности
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО (Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115)
Копировать ссылку Распечатать
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 года № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Ключевые выдержки:
Утверждён вместо соответствующих Порядков, утвержденных приказом Минпросвещения России от 28 августа 2020 г. № 442 (утратил силу 1 сентября 2021 г.) и приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (утратил силу 1 января 2021 г.), соответственно.
Срок действия: до 1 сентября 2027 года.
7. Обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — Организации).
8. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен Организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
11. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются Организациями (часть 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
12. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
14. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (часть 2 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ).
16. Общеобразовательные программы реализуются Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (часть 1 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ).
Организация может использовать сетевую форму реализации общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
20. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (подпункт 2.10.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, далее — Санитарно-эпидемиологические требования и правила).
23. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (подпункт 3.4.14 Санитарно-эпидемиологических требований и правил).
24. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
25. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Организацией самостоятельно (пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
26. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего (ООО) и среднего общего образования (СОО) завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной (часть 3 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучающиеся, освоившие образовательные программы ООО и получившие на ГИА (государственной итоговой аттестации) неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей), с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить ООО в форме семейного образования с последующим прохождением ГИА в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ).
27. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего (НОО) и (или) основного общего образования (ООО), не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (часть 5 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ).
29. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) устанавливается в зависимости от нозологической группы:
- для глухих обучающихся — 6 человек
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 10 человек
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 6 человек
- для слепых обучающихся — 8 человек
- для слабовидящих обучающихся — 12 человек
- для обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) — 12 человек
- для обучающихся с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) — 10 человек
- для обучающихся, имеющих ЗПР (задержку психического развития) — 12 человек
- для обучающихся с РАС ( расстройствами аутистического спектра) — 8 человек
- для обучающихся с УО (умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями) — 12 человек
- для обучающихся с ТМНР (со сложными дефектами / с тяжелыми множественными нарушениями развития) — 5 человек
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных Организациях. Количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися (подпункт 3.4.14 Санитарно-эпидемиологических требований и правил).
30. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ:
- для обучающихся с ОВЗ по зрению: адаптация официальных сайтов Организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
- для обучающихся с ОВЗ по слуху:дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной — установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
- для обучающихся, имеющих НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата): обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
32. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
- 1 отделение — для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
- 2 отделение — для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
33. В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.
34. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих ТНР (тяжелые нарушения речи), создаются два отделения:
- 1 отделение — для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
- 2 отделение — для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.
35. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ ООО (основного общего образования) до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
Примечание: п. 35 отменен с 1 сентября 2022 г. приказом Минпросвещения России от 11.02.2022 № 69
36. В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается:
- совместное обучение обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития) и обучающихся с РАС (расстройством аутистического спектра), интеллектуальное развитие которых сопоставимо с ЗПР;
- совместное обучение по образовательным программам для обучающихся сУО (умственной отсталостью) и обучающихся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с УО (не более одного ребенка в один класс).
Обучающимся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с ЗПР, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации обучающихся с РАС на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 — 8 обучающихся с РАС на одну ставку должности педагога-психолога.
37. В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются обучающиеся, окончившие 9 (10) класс.
Примечание: данный абзац п. 37 заменен с 1 сентября 2022 г. приказом Минпросвещения России от 11.02.2022 № 69 на следующий:
Для выпускников 9(10) классов с ОВЗ (в том числе с различными формами УО), не имеющих ООО (основного общего) и СОО (среднего общего образования), а также совершеннолетних лиц с УО (умственной отсталостью), не получавших общее образование, реализуются программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в специально создаваемых классах (группах).
38. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с УО (умственной отсталостью), создаются классы (группы) для обучающихся с умеренной и тяжелой УО.
В классы (группы), ГПД (группы продленного дня) для обучающихся с умеренной и тяжелой УО принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в Организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
Примечание: норма принятия в классы (группы) ГПД обучающихся с умеренной и тяжелой УО только детей, владеющих элементарными навыками самообслуживания , отменена с 1 сентября 2022 г. приказом Минпросвещения России от 11.02.2022 № 69
39. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 обучающихся с ОВЗ;
- учителя-логопеда на каждые 6 — 12 обучающихся с ОВЗ;
- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ;
- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 обучающихся с ОВЗ.
Источник: xn--b1akt.xn--p1ai
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект)
материал
Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект)
Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает:
— планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
— программы отдельных учебных предметов;
— программу коррекционной работы;
— программу духовно-нравственного развития;
— программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);
— программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
— программу внеурочной деятельности;
— систему условий реализации АООП.
Данные разделы могут быть представлены в АООП ОО последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:
— целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП);
— содержательный (отдельные программы);
— организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП).
Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации), и др. Пример АООП — Приложение 7.
Условия и порядок разработки АООП устанавливаются отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:
— порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);
— состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность;
— порядок обсуждения проекта АООП;
— порядок утверждения АООП и ввода в действие.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%). Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др. Пример Положения о внеурочной деятельности — Приложение 8, Плана внеурочной деятельности.
Особенно стоит обратить внимание на описание методического оснащения АООП , в том числе ТСО, учебниками и другими средствами обучения, предоставляемыми школьникам бесплатно.
Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в примерных АООП к ФГОС и может составляться образовательной организацией с опорой на данные документы. Еще раз необходимо обратить внимание на разнообразие возможностей организации обучения учащихся с ОВЗ по ФГОС ( табл. 1 ):
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Источник: nsportal.ru