— Александр Григорьевич! Благодаря Вашему содействию, в 1993 году, после 12 лет запрета на систему, был открыт Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. Это мы будем помнить всегда!
Вы поддержали нас, выступив с блестящей речью на столетии Леонида Владимировича. Поддерживаете и сейчас. Спасибо Вам от ветеранов занковской системы, которые пережили всю ее трудную историю, и от нас, молодых последователей, которые сейчас ее развивают. Как становление этой системы повлияло на развитие российского образования?
Как Вы оцениваете вклад ученого в развитие педагогической науки?
— Фигура Занкова — одна из интереснейших в истории российского образования. Интерес к его личности и работе, с моей точки зрения, необходимо рассматривать в контексте конкретной социальной ситуации развития. Когда мы думаем, говорим о жизни любого лидера, а Л.В. Занков, безусловно, являлся одним из них, надо прежде всего вспомнить, как родился ребенок и как он появился как личность, сумевшая оказать влияние на российскую школу.
60 лет системе Занкова. Жизнь замечательных детей
Ребенок родился как вундеркинд в системе научной школы Льва Семеновича Выготского. Эту школу называют культурно-деятельностной, культурно-исторической школой психологии. Она привнесла в XX век совершенно иные образцы и парадигмы мышления. Это было гуманистическое мышление, ориентированное прежде всего на развитие личности и на попытку, как говорил Л.С.
Выготский, от системы перейти к судьбам. На этом делался особый акцент, поскольку момент перехода от систем к судьбам невероятно важен для понимания творчества Занкова.
Школа Выготского всегда имела либеральный характер, то есть отстаивала ценности либерального мировоззрения, идеи свободы, а не дрессуры в развитии личности. Эти идеи проходили через все творчество Выготского и его самых близких и любимых учеников. Среди них мы хорошо знаем Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина и уже их учеников, например, ученика Д.Б. Эльконина — Василия Васильевича Давыдова.
Обратите внимание, в прямой линии школы Выготского не всегда звучит имя Л.В. Занкова. Почему? Хотя при разработке проблем памяти и других исследований с Л.С. Выготским ассоциируются два человека — это Леонид Владимирович Занков как прямой ученик Л.С.
Выготского и Алексей Николаевич Леонтьев. Дело в том, что Л.В. Занков, унаследовав педологию, ушел в теорию обучения, тем самым вынеся весь потенциал творчества культурно-деятельностной психологии в контекст идеологии обучения. Но, сделав это, он сразу как бы оказался в другой команде, команде педагогов, и пошел своим путем.
В связи с тем, что между педагогикой и психологией не всегда складывались простые взаимоотношения, мы столкнулись с очень интересным явлением. По большому счету, Л.В. Занков стал Штирлицем в педагогике. Он внутри педагогики продолжал шлифовку и развитие культурно-исторической психологии.
В результате, когда мы смотрим на это через историю, то видим, что идеи Эльконина и Давыдова, которые называют концепцией развивающего обучения, и идеи педагогики развития Занкова, по большому счету, сходятся по методологии, а не по конкретной технике исследования. И тут и там мы имеем реализацию развития высших психических функций через обучение.
03 Урок математики в 4 классе по системе Л.В. Занкова
И тут и там мы переходим от обучения к развитию индивидуальности человека, и тут и там мы от «холодных» дидактических систем переходим к судьбам. Когда мы рассматриваем эти линии вне методологии, они могут показаться различными и даже в ряде моментов конкурирующими.
Но я всегда говорю о том, что есть школа внутри школы, и на самом деле символ школы Выготского — это «единство разнообразия». Например, в случае, когда мы говорим «линия Выготского через Занкова» и «линия Выготского через Эльконина-Давыдова», то имеем ситуацию с Единством и Гармонией Разнообразия, разнообразия Миров, находящихся в диалоге друг с другом.
Среди этих Миров — многомерный мир Л.В. Занкова. В сегодняшней реальности — в период болезни инновациями — я бы посоветовал четко различать сущность инноваций. Есть инновации, которые придумал педагог-новатор в ходе своей активной работы в классе. Это В.Ф.
Шаталов, С.Н. Лысенкова и другие. Их инновации я называю инструментальными. А есть инновации, за которыми
стоит мощная научная методология. Такие инновации я называю культурно-историческими. Я всегда развожу эти типы инноваций. Одно дело инновации, которые соответствуют духу мышления. Они так или иначе обречены, в хорошем смысле, на серьезную долгую жизнь.
Культурно-исторические и инструментальные инновации резко отличаются. Система Л.В. Занкова — это культурно-историческая инновация, которая существует уже 50 лет и продолжает развиваться. Это еще раз подтверждает ее востребованность, в отличие от того, что происходит с инновациями многих других педагогов-новаторов, изобретателей одной
идеи, гиперболизирующих свой метод и видящих его как единственный.
Поэтому для меня сегодня невероятно важно, чтобы в контексте вариативного развивающего мотивационно-смыслового образования мы четко понимали глубинное, идейное единство реальных культурно-исторических инновационных линий, связанных со школой Л.С. Выготского и прежде всего символизируемых именем Л.В. Занкова и именами Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
— Приходится слышать критику в адрес ведущего дидактического принципа системы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Оппоненты считают, что следование этому принципу приводит к недоступности обучения для большинства детей. Результаты системы в практике школы их не убеждают. Что Вы можете сказать по этому поводу и конкретно о причинах перегрузки детей?
— В то время, когда работали и развивали свои идеи Л.В. Занков и А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский не только по многим вопросам контактировал с Куртом Левиным, но и находился под его очарованием как одного из великих психологов XX века.
Курт Левин разработал классические методы диагностики уровня притязаний, соотношение идеального и реального «Я», соотношение уровня ожиданий и уровня достижений. Если мы взглянем через работы Выготского и Левина на Занкова, то совершенно по-другому поймем идеологию трудностей. Когда я вас спрошу: «Как вас зовут?», вы назовете свое имя, но будете ли вы воспринимать вашу
способность ответить на этот вопрос как успех? Нет, вы не будете воспринимать это как успех.
Когда Занков говорит, что обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности, а его за это кто-то критикует, то этот кто-то слишком узко трактует Занкова. Имеется в виду обучение на том уровне трудности, который приносит успех или неудачу, т.е. идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития. Вот что говорил Занков. Поэтому его задача — не придавить ребенка к полу, а помочь ему взлететь. Поэтому ребенок в школе Занкова мог бы, как известная героиня, повторять: «Отчего я не птица? Почему я не летаю?» Да, я не
летаю, потому что мне дали задачу заниженной трудности или дали задачу суперзавышенной трудности, которая пройдет как каток по моей жизни и станет зоной задерживающего развития. Шкала притязаний, и отсюда шкала задач, и отсюда шкала сложности, отсюда методики уровня достижения успеха, то, что сегодня последователи Левина называют «мотивацией достижения».
Вот в каком контексте надо оценивать шкалы сложности задач Занкова и вот в каком контексте надо двигаться вслед за Занковым, применяя это к современному обучению.
Логика моих ответов выводится из первого вопроса. В результате своих усилий Занков создает инновационное направление — «педагогику развития», а тем самым говорит: я против дрессуры, я против того, чтобы ребенок превращался в живого робота, я против того, чтобы ребенок был хомяком, держащим за щекой всю сумму знаний. Мой человек — это решающий задачи человек, это стремящийся к успеху при решении задачи человек, а не человек как сумма знаний, умений и навыков.
И эта линия Занкова сегодня идеологически, вместе с линией Выготского, Эльконина и др., является передовой линией, какие бы трудности в техниках Занкова мы ни испытывали в современном образовании. И эта линия Занкова наиболее им реализована в начальном школьном возрасте. И эта линия Занкова может быть реализована, если мы додумаемся и пойдем этим путем в предшкольном образовании, которое в нашем государстве становится одной из фактически новых ступеней образования, и здесь оно может чувствовать себя более уверенно. Речь идет не столько о трудных для ребенка задачах, а именно об интересных задачах. Педагогика Занкова — это педагогика интересных задач.
Не я (ребенок) решаю задачи, а я меряю себя в этой задаче. Я измеряю возможность своего личностного роста в этой задаче. Занимаясь познанием, занимаясь обучением, Занков всегда имел в виду, говоря о трудности задачи, тот план сознания, который Выготский называет «потаенный план». И это еще одна из черт педагогики Занкова как новой парадигмы образования.
Это, по большому счету, педагогика личностного развития, впервые построенная на психодидактике. Занков — безусловный лидер направления психодидактики.
И в нашем разговоре опять все сходится. Психолог, выросший в научной школе Л.С. Выготского, выстраивает педагогику развития. Такой психолог, естественно, должен был уйти от сухой дидактики к судьбам, что и выразилось в принципиально ином содержании открытых им дидактических принципов. Это различие хорошо, на мой взгляд, выражает понятие «психодидактика».
Ведь Занков все время подчеркивал, что построение его образовательной системы выходит за пределы дидактики и методики в их обычном понимании. Именно то, что выходит за эти пределы, и стало важнейшим условием высокой результативности этой системы: развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование духовных потребностей, в том числе внутреннего побуждения к учению. Помоему, я не исказил мысль Леонида Владимировича.
— В чем Вы видите актуальность, выражаясь Вашим языком, «психодидактики Л.В. Занкова» для современной школы?
— По-моему, я только об этом и говорил. Но есть несколько проблем, связанных с модернизацией образования, которые я хотел бы оценить с позиции Леонида Владимировича Занкова.
Так, мы вновь делаем школу козлом отпущения за грехи государства, устраивая «плач Ярославны» по утрате воспитания в сфере образования. Но я только что говорил о психодидактике Занкова, которая вся пронизана идеей единства обучения, воспитания и развития.
По сей день борьба вокруг принципов вариативного и развивающего образования служит «лакмусовой бумажкой» государственной политики в системе управления образованием, индикатором движения исторического барометра между полюсами либерализма и тоталитаризма в нашем отечестве, показателем того, имеем ли мы дело с модернизацией системы образования или же с беспомощной и шумной имитацией попыток преодоления глобального кризиса образования. Педагогическая система развития Л.В.
Занкова до парадоксальности современна и своевременна. Ее востребованность или невостребованность государством может служить той самой «лакмусовой бумажкой». Я рад за наше отечество, что в данный момент и система Л.В. Занкова, и система Д.Б. Эльконина — В.В.
Давыдова являются государственными образовательными системами.
— Как бы Вы охарактеризовали учителя (руководителя школы), соответствующего вызову XXI века?
— Во все времена живет мечта об учителе как о гуру, как о ребе, как о мудреце, поскольку именно учителю надлежит вести ребенка не только и не столько в мир знаний, сколько в мир культуры. И в этом смысле для учителя невероятно важны такие его проявления и качества, как социальная компетентность, возможность быть мастером общения с другими людьми, в том числе и прежде всего с детьми, ну конечно, с родителями и коллегами. Поэтому, когда я говорю об учителе нашего времени, я прежде всего говорю о социально компетентном человеке, человеке, который имеет горизонты развития, перспективы развития, о человеке,
который не только учит детей, хоть это дело невероятно важное. Я когда-то написал: «Цени учителя не за потоки слов, не за уменье говорить, а слушать. Учитель — выше нет в стране постов. Учителя, спасите наши души!»
И эти строки для меня остаются, в общем-то, выражением моей позиции сегодня. Когда мы вслед за Выготским говорим, что обучение ведет за собой развитие, то я бы акцент сделал несколько парадоксально: обучение ведет за собой развитие не только ребенка, обучение ведет за собой развитие учителя. Поэтому учитель — это перманентно поисковообучающееся существо.
В идеале, я говорю об идеалах, конечно. Тем самым он должен обладать критическим мышлением и не просто работать по формуле ориентации на авторитеты, в том числе на авторитет власти. Он должен, по сути дела, перейти от авторитета власти к власти авторитетов, которые он отстаивает и завоевывает в полной трудностей и противоречий школьной жизни. Вот как я бы ответил на этот вопрос.
— Как Вы думаете, обучение детей по системам развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова смягчает или усложняет проблему преемственности между начальным и основным звеном школы?
— Вопрос очень сложен. Дело все в том, что для представителей традиционного обучения оно, безусловно, усложняет эту проблему. Они видят в системах, связанных с линией Выготского, барьер, который приводит только к росту риска кризиса развития ребенка. Но ведь системы Занкова и Эльконина дают ребенку главное, о чем мы говорили не раз: они нацелены на то, чтобы научить учиться.
Эти системы пытаются создать компетенции по обновлению компетенций. А если мы научили ребенка учиться благодаря идеологии Занкова и Эльконина-Давыдова (а это в самом широком смысле идеология Выготского), то мы и подготовили к другому видению основного звена школы.
Конечно, ребенок столкнется после системы Занкова с целым рядом трудностей. Он не привык превращаться в человека, который пассивно усваивает знания, тем самым это увеличит возможность, точнее вероятность, своего рода поединка между ребенком и школой. Но в этом поединке, если ребенок так или иначе усвоил идеологию и технологию развития и обрел первые эмбрионы способности обучаться самому, в этой идеологии выбор все равно останется за ним. Надеюсь, может остаться за ним.
— Цель системы Л.В. Занкова — общее развитие каждого ребенка. Основы системы обучения, которая работает на эту цель, заложены, как мы уже говорили, более 50 лет назад. Это много или мало?
— Цель системы Занкова, как об этом и говорил Выготский, это работа методом диагностики зон ближайшего развития для каждого школьника. И здесь это четкая линия Выготского. 50 лет для системы Занкова, как и для любой педагогической системы, это серьезный срок ее проверки. Многие педагогические системы столько не живут.
Но, мы уже с вами говорили об этом, я исповедую формулу Станислава Ежи Леца: канонизация убивает в моих глазах человека, которого я мог бы считать святым. Если мы канонизируем Занкова, значит, мы умертвим его систему. Поэтому 50 лет — это сверхдостаточно для того, чтобы похоронить любую систему.
И 50 лет — это серьезное испытание для того, чтобы эту систему развивать, а не канонизировать. Система Занкова, с моей точки зрения, актуальна для современной школы, прежде всего своим мировоззренческим идеологическим потенциалом, потенциалом, который она несет вслед за культурно-исторической психологией и педагогикой развития. Поэтому она во многом определяет будущее.
Но в чистом виде система Занкова, с моей точки зрения, вряд ли сможет существовать как лабораторная чистая культура. Безусловно, необходима линия, когда мы, прожив достаточное время и уйдя от конкретных персональных линий, могли бы сочетать технологии обучения Занкова и технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Это первое, что здесь необходимо сказать. Вот за такими направлениями во многом будущее развития общего образования, да, по большому счету, и образования в целом.
В этом смысле для меня показательно то, что Джером Брунер пытался подойти к идеям Пиаже и Выготского, основываясь на принципе Нильса Бора — дополнительности. По сути дела, здесь открывается путь коммуникации между этими системами, и рассматривать их следует не как альтернативные, а как вариативные системы образования. Здесь вариативность является ключом к тому, чтобы, вырастая из идей Выготского, Пиаже, Джерома Брунера, мы нашли подход к развитию личности ребенка.
— Возможно ли это будущее при сохранении подготовки учителей в вузах только по одной классической традиционной системе образования?
— Опять же нет однозначного ответа. Учителей, которые учатся по традиционной системе образования, мы как бы подталкиваем на риск. Среди них есть те, кто пытается выйти за пределы этого барьера и, вопреки традиции, начать инновацию.
Это тем самым показывает, что как бы вы ни заталкивали в прокрустово ложе традиционной педагогики настоящего учителя, если он настоящий, — он ищет инновационные пути развития. Вместе с тем сегодня как никогда необходима психодидактика в педагогическом образовании. Педагогическое образование сегодня в очень тяжелом кризисе.
Оно долгие годы находилось как в башне из слоновой кости. И в этом смысле я надеюсь, что конкурс инновационных программ в рамках национального проекта хоть в какой-то мере подтолкнет наши ведущие педагогические вузы к тому, чтобы они достигли уровня ведущих педагогических и психологических систем XX века. Между системами, которые могут работать в школе, и тем, что дают педвузы, сегодня очень большой разрыв. Учебники для педвузов часто выполнены в добротном стиле Яна Амоса Коменского. А он все-таки существовал очень давно.
— В одном из своих выступлений Вы назвали дидактику Л.В. Занкова «жизненной дидактикой». Почему?
— Педагогика Занкова — это педагогика интересных задач, а интересные задачи — это жизненные задачи, поэтому занковская линия — это линия жизненной дидактики. Что я имею в виду?
Есть, как об этом не раз говорил профессор Иосиф Моисеевич Фейгенберг, очень серьезное отличие школьных задач, в которых все дано, от жизненных задач, в которых не хватает условий, в которых разные сложности, в которых разные трудности. И это различие является фундаментальным, а не частным случаем. Можно сколько угодно решать формальные задачи, но Занков предлагает жизненные задачи как модели, проблемные модели жизненных ситуаций. Тем самым он так или иначе уходит от избитой оппозиции школы и жизни, потому что школа — это и есть жизнь. Школе как жизни нужна жизненная дидактика.
Источник: idfedorov.ru
За что убрали Занкова
Выбор учебников огромный – глаза разбегаются. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Научно-методический совет по учебникам Министерства образования и науки РФ рассмотрел 1505 тыс. пособий, поступивших от 26 различных издательств. По результатам обсуждения было отклонено 136 изданий. Окончательно утвержденный список появится к 20 марта. Но в адрес министерства уже начали поступать возмущенные письма родителей.
На самом деле писать на тему учебников чрезвычайно трудно. Потому что здесь очень тесно переплетаются частный и государственный интересы. А значит, корыстный и общезначимый одновременно. Остается напомнить, что еще в конце 1990-х убивали гендиректоров и коммерческих директоров издательств, занимающихся изданием школьных учебников. Поэтому говорить о настоящем положении дел на диктофон или камеру здесь редко кто решится.
Что же касается истории нынешней, то сегодня «лишних» на этом издательском рынке не убивают, а настойчиво теснят и просят на выход. Наступает время настоящего клондайка для тех, кто здесь смел.
Судите сами. Количество требуемых учебников, по идее, должно расти, потому что появились новые ФГОСы (федеральные государственные стандарты). Новые линейки учебников разрабатываются, но и старые учебники (по старой программе) еще никто не отменял. И вдобавок обучение школьников обещают сделать дифференцированным (для сильных и для всех остальных).
Такой поворот тоже будет способствовать увеличению количества учебников. В общем, клондайк, да и только.
Но не для всех. Наряду с этими процессами идут другие. Сокращается круг издательств, допущенных к созданию учебников. Вот и в этом году читаешь список сокращенных, за что их убрали – и одно недоумение: издательство «Мнемозина» нарушило сроки представления книг. От издательства «БАЛЛАС» книги поступили также значительно позже установленного срока приема.
Издательство «ЮВЕНТА» по учебнику «Математика» для начальной школы нарушило процедуру проведения экспертизы: книга была подвергнута общественной экспертизе при отрицательном педагогическом заключении. Издательство «Корпорация «Федоров» представило копии экспертных заключений вместо оригиналов. Издательство «Титул» представило экспертные заключения, в которых название учебников не соответствовало тому, которое значилось на титульных листах представленных книг, и т.д.
Небольшие издательства прекращают свою жизнь одно за другим, как потухшие звезды. Видимый для всех процесс: крупные издательства (с государственным участием) вытесняют мелкие (частные). Но это вытеснение красиво обставлено: дескать, не могут частные издательства иметь в своем штате много специалистов (методистов, сотрудничающих со школами), позволяющих наладить процесс издания качественных школьных учебников. Правда, года два тому назад об этом так еще не думали.
Для сравнения. В 2007 году, например, на экспертизу было представлено 700 учебников, в прошлом году – около 3000, в этом году, как я уже говорила, 1505. Следующий момент заключается в том, что Минобразнауки РФ заявляет об улучшении качества экспертизы учебников. Министр Дмитрий Ливанов утверждает, что над экспертизой учебников работает чуть ли не целый институт экспертов из Российской академии наук и Российской академии образования, и «все экспертные заключения с визами их авторов будут размещены в сети Интернет, ровно как и протокол заседания совета».
Идеальных учебников не бывает. Нового здесь уже, чаще всего, не скажешь. А переписывание учебников – дело обычное. Теперь вот родители включились в игру и написали о покушении на учебники Занкова. Решение Научно-методического совета по учебникам не включать в список рекомендованных все учебники системы Л.В.
Занкова родители называют «неожиданным и трагическим». «По учебникам системы Занкова занимается около 13% учащихся начальных классов», – пишут они. Мнение родителей о системе разное. Ее выбирают чаще других, говоря при этом, что система сложная и много приходится заниматься вместе с детьми дома, но зато дети приучаются самостоятельно мыслить.
Впрочем, у кого-то оценка другая, и дело здесь даже не в оценке системы. Вопрос в другом: почему в момент, когда провозглашается курс на индивидуализацию обучения, идет сокращение авторских программ, пусть даже если учебники поставлены на экспертизу на день-два позже срока? Или мы опять говорим одно – а в голове держим совсем другое? Например, говорим о свободном, конкурентном рынке, а держим курс на монополию?
Комментарии для элемента не найдены.
Источник: www.ng.ru
Система Л.В. Занкова
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, то есть обладающие способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901 – 1977).
Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
В настоящее время цель педагогической системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова, полностью соответствует государственной политике в области образования, которая предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей» и ставит задачу построения личностно-ориентированного развивающего обучения.
Целостность дидактической системы Л.В. Занкова обеспечивается благодаря взаимодействию всех ее частей, нацеленных на достижение оптимального общего развития каждого ребенка:
- задача обучения — представление целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания, что утверждает равенство всех учебных предметов в развитии школьника и возможность реализации своего предназначения;
- дидактические принципы системы — обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;
- типические свойства методической системы — многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность — призваны стать тем общим, что объединяет предметные методики в методическую систему. Их реализация в УМК создает реальные условия для достижения общих для всех предметов результатов в личностном развитии и в формировании универсальных учебных действий. Методическая система, охватывая все учебные предметы, является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, развитие коммуникативных способностей, навыков самообразования, формирование общеучебных умений и пр.
- формы организации обучения;
- система изучения успешности обучения и развития школьников, сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня.
Каждый из учебно-методических комплектов по учебным предметам сочетает в единстве признаки дидактической системы и частной методики. Являясь частью образовательной системы, каждый учебный курс несет в себе ее характерные черты. Сохраняя свою специфику, он своими средствами способствует общему развитию каждого ребенка.
Отбор и структурирование содержания учебников, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями, что позволяет выпускникам начальной школы достигать высоких результатов обучения на следующих ступенях образования.
Разработана методика организации самостоятельной поисковой деятельности учеников (описаны типы заданий, которые носят универсальный характер), а также методика развития важнейших умений информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме — высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать.
Основные отдаленные результаты действия системы – высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные – высокие показатели результатов внутришкольного и внешнего мониторинга контроля качества образования, показатели по участникам и победителям в олимпиадах.
Интенсив-семинар «Современный первоклассник. Что это значит и как помочь ему учиться»
25 августа 2021 г. издательство «Просвещение-Союз» провело для педагогов и родителей учащихся 1 классов всероссийский интенсив-семинар в режиме онлайн. На семинаре были рассмотрены вопросы:
• Как сотрудничать с первоклассником. Мой ребёнок- первоклассник. Что это значит и как помочь ему учиться?
• Возрастные особенности первоклассников. Психофизиологические особенности, которые необходимо учитывать при работе с первоклассниками. Как понять первоклассника?
• Особенности предметного содержания курсов в 1 классах в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Запись семинара вы можете посмотреть по ссылке
Конкурс
С 15 мая по 15 ноября 2021 г. приглашаем учителей и учеников к участию во всероссийском конкурсе
«Мы – занковцы!».
Цели конкурса:
• поддержка творчества педагогов и детей;
• обмен педагогическим опытом учителей, работающих по системе Л.В. Занкова;
• реализация идей системы Л.В. Занкова в практике школы.
Конкурс проводится дистанционно в социальной сети ВКонтакте в группе «Конкурс «Мы — занковцы!» (https://vk.com/club204628395). Положение и правила участия опубликованы на сайте ООО «Просвещение-Союз» (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») http://lbz.ru/metodist/konkursy/ и в группе https://vk.com/club204628395
Конкурс проводится в двух категориях в следующих номинациях:
Категория «Ученик(ца)» — номинации «Лучшее сочинение», «Приз зрительских симпатий».
Категория «Учитель и ученики» — номинации «Лучшее сочинение», «Убедительная презентация», «Творческий оператор», «Приз зрительских симпатий».
Положение о проведении Всероссийского конкурса «Мы — занковцы!»
23 апреля 2021 г. — 120 лет Леониду Владимировичу Занкову (1901 — 1977). Публикуем материалы к юбилею основателя системы развивающего обучения.
V слет педагогов развивающего обучения
23 апреля 2021 г. в Красноярске состоялся V слет учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Слет организован кафедрой начального образования (зав. кафедрой — Раицкая Галина Викторовна) Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – ИПК) при поддержке министерства образования Красноярского края. Приветствия слету прислали факультет дошкольного и начального общего образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (декан факультета дошкольного и начального общего образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» — Храмцова Наталья Викторовна, к.п.н., заслуженный работник Образования Забайкальского края); кафедра начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКИПРО г. Новосибирска(доцент кафедры начального образования Смолеусова Татьяна Викторовна); и конечно, Нечаева Наталия Васильевна, автор учебников по Азбуке и русскому языку для начальной школы, в своем приветствии слету «Леонид Владимирович, созданная Вами система живет!». Эти слова подтвердила в своем выступлении «Возможности профессионального развития педагогов средствами технологии развивающего обучения Л.В. Занкова: реалии и перспективы» Галина Викторовна Раицкая, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой начального образования КК ИПК. Обширная программа слета включила в себя как торжественные мероприятия, так и занятия в творческих мастерских, квесты, презентационные площадки образовательных организаций.
Михаил Богуславский: «Реформатор начального образования» («Учительская газета»)
«Юбилей – это повод оглянуться назад, осмыслить и обобщить пройденный путь, тем более когда речь идет о знаменитом человеке, которому в 2021 году исполняется 120 лет. Леонид Владимирович Занков – выдающийся психолог, дефектолог, замечательный педагог, гуманист. Он вошел в историю отечественного и мирового образования как автор продуктивной системы обучения, успешно применяющейся в практике начального образования и в настоящее время. Внешне представляется, что результаты научно-педагогической деятельности Леонида Владимировича еще при его жизни были в достаточной мере признаны. Доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, несколькими медалями, имел почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Но на самом деле его научная судьба изобиловала драматичными обстоятельствами.»
Размышления Александра Григорьевича Асмолова о том, как становление системы Л.В. Занкова повлияло на развитие российского образования, о вкладе ученого в развитие педагогической науки и о том, почему Л.В. Занков «…стал Штирлицем в педагогике».
Приглашаем принять участие в V слёте учителей, работающих по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Кафедра начального образования Красноярского краевого ИПК при поддержке министерства образования Красноярского края 23 апреля 2021 года проводит V слёт учителей, работающих по системе развивающего обучения Л. В.Занкова: «Образовательное пространство системы Л. В. Занкова в Красноярском крае: достижения и перспективы развития». Слёт приурочен к 120-летию со дня рождения Леонида Владимировича Занкова, основателя этого направления в развивающем образовании – Учёного и Учителя.
В рамках Слета состоится выступление профессора Наталии Васильевны Нечаевой, которая в пятидесятые годы прошлого века являлась членом команды Лаборатории Л.В. Занкова, проводившей исследование и построение новой дидактической системы в нашей стране. Н.В.Нечаева является автором «Азбуки» и линии учебников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Во время Слета планируется демонстрация лучшего опыта практики реализации системы Л.В. Занкова в форме:
— ТВОРЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ точных, гуманитарных, естественно-научных, технических и художественно-эстетических наук;
— ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
К участию в Слете приглашаются учителя начальных классов и учителя-предметники, которые:
— работают в настоящее время по системе Л.В. Занкова в образовательных организациях Красноярского края;
— ранее работали по системе Л.В. Занкова в любой период своей профессиональной деятельности;
— в настоящее время интересуются системой Л.В. Занкова;
— студенты педагогических колледжей и вузов.
Регистрация на слет по ссылке https://goo-gl.ru/lFjdN или
Начало слета: 23 апреля в 10:00.
Место проведения (ОЧНО): ККИПК, ул. А.Матросова, 19, актовый зал.
Участие бесплатное. По окончании слета выступающие и участники получат сертификат.
Для участия в слете необходимо оформить заявку на проведение любой формы предъявления опыта в лабораториях (Приложение 1), презентацию опыта команды педагогов, реализующих систему Л.В. Занкова (Приложение 2), описание лучшей практики в достижении образовательных результатов из собственного опыта (Приложение 3).
С программой проведения слета можно ознакомиться на странице кафедры начального образования (www.kipk.ru, Кафедры → КНО → «Анонсы») и в профессиональном сетевом методическом объединении учителей начальных классов (www.kipk.ru → Быстрые ссылки → Дистанционное обучение Красноярья → Сетевые объединения → Профессиональное СМО учителей начальных классов → Развивающее обучение Л.В. Занкова https://dl.kipk.ru/course/view.php?id=594)
Документы
Статьи
Кандидат педагогических наук, доцент, автор курсов и УМК по обучению грамоте и русскому языку. 27 лет работала в лаборатории обучения и развития Института теории и истории педагогики АПН ССР младшим и старшим научным сотрудником. Последние 27 лет является научным руководителем Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.
Более 200 печатных работ.
Соавтор УМК по русскому языку для 3-4 классов. Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии и развития образования РАО, разработчик ФГОС НОО (система оценивания, достижение планируемых результатов), разработчик материалов для мониторинга PISA по креативности. Под научной редакцией выпущено большое количество учебных пособий по системе Л.В. Занкова. Более 150 печатных работ.
Филолог. Кандидат педагогических наук. Педагогический стаж – 33 года. Творческая и научная деятельность посвящены разработке и продвижению идей развивающего обучения в практику образования. На основе педагогической и научно-исследовательской работы созданы УМК «Литературное чтение» (1 – 4) и авторский курс «Литература» (5- 7), ряд учебно-методических пособий.
Один из авторов курса математики начальной школы в системе Л.В.Занкова. Автор пособий «Геометрия вокруг нас» (2-3 классы) и «Волшебные точки» (1-4 классы) для младших школьников. В течение 18 лет преподавала математику в школе. Работала на кафедре методики математики и геометрии Самарского педагогического университета. Являлась старшим научным сотрудником лаборатории новых образовательных технологий СИПКРО.
Автор курса и УМК по окружающему миру.
25 лет работала научным сотрудником в лаборатории обучения и развития Института теории истории педагогики АПН ССР.
Кандидат педагогических наук, автор программы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова по предмету «Технология» для начальной школы. Автор и руководитель коллектива, разработавшего учебники и тетради для практических работ по данному предмету для 1-4 классов. Имеет многолетний опыт работы в начальной школе, более 20 лет являлась научным сотрудником институтов РАО, более 15 лет – преподавателем в сфере подготовки и переподготовки учителей начальных классов.
Педагог, психолог. Соавтор учебника по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Технология» для 4 кл., тетрадей для практических работ для 1-4 кл. Имеет многолетний опыт проведения развивающих занятий с детьми разного возраста.
Соавтор курса «Технология» (1 и 2 классы) и автор многих рабочих тетрадей и пособий издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», руководитель сайта «Страна мастеров», методист Центра Педагогического Мастерства г. Москвы.
Кандидат педагогических наук, доцент. Более 20 лет работала преподавателем в сфере повышения квалификации и переподготовки работников образования. Автор учебных и методических пособий по технологии для начальной и основной школы. Один из авторов учебника по технологии для 4 класса, реализующего программу Н.А. Цирулик «Технология» в системе развивающего обучения Л.В.
Занкова.
Соавтор и иллюстратор учебников и тетрадей по технологии в системе Л.В. Занкова. Художник-декоратор, флорист, преподаватель. Многолетний опыт работы в детских творческих центрах г. Москвы и г. Риги.
Источник: lbz.ru