Когда закрыли программу шаттл

Заканчивается целая эпоха в истории мировой космонавтики. Счёт идёт на месяцы. Американские космические корабли многоразового использования, известные под названием «Space Shuttle», или космические челноки, скоро отправятся в музеи. Что придёт на смену, мы пока не знаем. Но оставшиеся шаттлы успеют совершить ещё по одному рейсу.

И эти полёты, очевидно, войдут в историю — как финальная фаза многолетней и очень плодотворной работы в ближнем космосе.

Космический корабль «Атлантис» приближается к станции «Мир» (иллюстрация NASA).
Старт (STS-66) космического корабля «Атлантис» (фото NASA).
Компоновочная схема космического корабля многоразового использования Space Shuttle.
Американский корабль Space Shuttle в сравнении с российским кораблём «Союз» (иллюстрация NASA).

Экипаж миссии STS-132: впереди — Кеннет Хэм, сзади слева направо — Майкл Гуд, Гаррет Рейсман, Энтони Антонелли, Стивен Бовен, Пирс Селлерс (фото NASA).

Эскиз—победитель в конкурсе на эмблему в честь 30-летия полётов шаттлов.
Канадский робот-манипулятор «Dextre» (фото NASA).
Российский научный модуль МИМ-1 (фото РКК «Энергия»).

Спейс Шаттл: Полная история великого американского корабля

До Второй мировой войны многие пионеры ракетостроения полагали, что магистральным направлением развития космонавтики будут ракетопланы — герметичные самолёты с жидкостными ракетными двигателями, которые, постепенно совершенствуясь, выйдут на космический уровень высот и скоростей. Это казалось логичным: в 1930-е годы задел по авиационным технологиям был уже велик, и единственной проблемой виделось создание работоспособного двигателя. Однако массированное использование в ходе войны немецких тяжёлых баллистических ракет Фау-2 (А-4) кардинально изменило довоенные представления. В Советском Союзе изучение немецкого опыта привело к тому, что была построена линейка ракет (Р-1, Р-2, Р-5) и сконструирована «великолепная семёрка» (Р-7) — ракета-носитель, которая позволила вывести на орбиту первый искусственный спутник Земли и корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту, закрепив приоритет Советского Союза в освоении околоземного пространства.

Чтобы догнать и перегнать СССР, американцы были вынуждены также взять на вооружение немецкий опыт. В результате появились ракеты «Юпитер» и «Сатурн», созданные под руководством Вернера фон Брауна. Однако не прекращались и работы в рамках альтернативной программы по созданию ракетопланов, которые запускались бы в космос с помощью ракет, а возвращались на Землю по-самолётному. Целью программы было проектирование боевого космоплана «Х-20 Dyna-Soar», но дело ограничилось двумя сотнями пилотируемых полётов ракетопланов Х-15, которые, хотя и сумели преодолеть условную отметку в 100 км (эта высота юридически отделяет атмосферу от космического пространства), на орбиту так и не вышли.

К авиакосмической концепции конструкторы NASA вернулись в начале 1972 года, когда подходила к финалу лунная программа. Амбициозные планы по завоеванию других планет пришлось отложить — американцам просто не хватало средств для продолжения активной космической экспансии. Ситуация требовала развития околоземной инфраструктуры, в том числе и для решения оборонных задач, поэтому было принято решение сменить приоритеты в пользу многоразовых систем самолётного типа.

Последний Фатальный Полет Шаттла «Колумбия»

С самого начала шаттлы задумывались как крылатые пилотируемые космические аппараты. Создавался корабль, на котором в космос мог отправиться любой здоровый человек, а не только специально подготовленный астронавт. При этом ожидалось, что эксплуатация нового корабля позволит значительно снизить удельную стоимость полезной нагрузки, выводимой на орбиту. Экономические расчёты подтверждали, что при выполнении определённых условий (тридцать полётов в год, полный отказ от одноразовых носителей, выведение коммерческих спутников и научно-исследовательских аппаратов) можно будет полностью окупить расходы.

Свои требования выдвинули и американские военные. На орбиту должны были выводить полезную массу 29,5 т при массе возвращаемого на Землю груза 14,5 т; предусматривалась возможность бокового манёвра при спуске в атмосфере (до 2000—2500 км). Интересно, что позднее умение шаттлов совершать боковой манёвр было воспринято советскими экспертами как угроза: дескать, американский корабль способен за счёт этого совершить «нырок» над Москвой и сбросить ядерную бомбу на столицу нашей Родины. В качестве ответа на «агрессивные» планы был создан советский многоразовый корабль «Буран».

К марту 1972 года утвердили тот облик шаттла, который известен сегодня: стартовые твердотопливные ускорители, бак с топливом и орбитальный корабль с тремя маршевыми двигателями. Разработка такой системы, в которой многократно используется всё, кроме внешнего бака, оценивалась в 5,15 млрд долларов.

26 июля 1972 года Отделение космических транспортных систем «North American Rockwell» заключило с правительством США контракт на сумму 2,6 млрд долларов на проектирование космического корабля, изготовление двух стендовых и двух лётных моделей. Контракт на создание маршевых двигателей получила фирма «Rocketdyne», внешнего топливного бака — «Martin Marietta», стартовых ускорителей — «United Space Boosters Inc.», твердотопливных двигателей к ускорителям — «Morton Thiokol». К сожалению, с самого начала работ над шаттлами пошли накладки. Стало ясно, что правительство не готово обеспечить требуемый бюджет. Конструкторам постоянно приходилось экономить, однако им всё равно не удалось уложиться в заданные рамки — перерасход средств составил 29%.

Первоначально кораблям присвоили обозначения OV-101, OV-102 и так далее. Постройка первого корабля OV-101 была закончена 17 сентября 1976 года, и его назвали «Энтерпрайз» (Enterprise) в честь легендарного звездолёта из фантастического телесериала «Star Trek». После лётных испытаний в атмосфере его должны были переоборудовать в космический вариант, но первым на орбиту всё равно должен был подняться OV-102.

В ходе испытаний «Энтерпрайза», которые проходили в 1977 и 1978 годах, выяснилось, что крылья и фюзеляж необходимо значительно усилить, а это требовало полной разборки корабля. Тогда первый шаттл оставили на Земле, а вместо него довели до лётной кондиции машину для статических испытаний STA-099 (OV-099).

25 января 1979 года NASA объявило имена четырёх орбитальных кораблей: OV-102 стал «Колумбией» (Columbia), OV-099 — «Челлен-джером» (Challenger), OV-103 —«Дискавери» (Discovery) и OV-104 — «Атлантисом» (Atlantis). Ранее эти названия принадлежали морским исследовательским судам США.

Триумфы и трагедии

Подготовка к полёту STS-1 (все миссии шаттлов обозначались аббревиатурой STS, то есть Space Transport System — космическая транспортная система, а число указывало на порядковый номер полёта) шаттла «Колумбия» началась в ноябре 1980 года. Путь нового корабля к звёздам был омрачён трагедией. 19 марта 1981 года при заполнении азотом хвостового отсека корабля шестеро оказавшихся в нём рабочих получили сильное отравление и двое из них умерли.

Первый старт «Колумбии» пришёлся на 12 апреля 1981 года — ровно через 20 лет после полёта Юрия Гагарина! Впоследствии утверждалось, что это было сделано специально, однако на самом деле старт планировался на 10 апреля и был перенесён из-за серьёзного сбоя компьютерных систем.

Пилотировали корабль астронавты Джон Янги Роберт Криппен. Проблемы начались сразу после вывода корабля на орбиту — она оказалась слишком низкой для продолжения полёта: 148 км в апогее и только 24 км в перигее. Астронавтам пришлось выполнить довыведение, дважды включив двигатели. Если бы двигатели не сработали, полёт мог закончиться катастрофой уже на первом витке.

Кроме того, после возвращения на Землю инженеры обнаружили заметные повреждения тепловой защиты корабля. И всё же испытательный полёт был признан успешным.

На тридцать лет шаттлы стали основным транспортным средством американского космического агентства (NASA). Перечислим некоторые этапы новой эры в исследовании космоса.

В июне 1983 года в состав экипажа корабля «Челленджер» (миссия STS-7) вошла первая американка — Салли Райд, ставшая третьей женщиной, побывавшей на орбите, после Валентины Терешковой и Светланы Савицкой. С тех пор американки регулярно летают на шаттлах, а в июле 1999 года Айлин Коллинз даже выступила в роли командира экипажа «Колумбии» (STS-93).

Читайте также:
Программы переводчики и программы словари это

В ноябре 1983 года корабль «Колумбия» (STS-9) впервые вышел на орбиту с исследовательской лабораторией «Спейслэб» (Spacelab), разработанной европейцами по заказу NASA. Этот модуль включал герметичный отсек для проведения опытов в невесомости и открытую платформу для изучения околоземного пространства. Лаборатория использовалась неоднократно, позволив провести сотни экспериментов в интересах фундаментальных наук.

В апреле 1990 года кораблём «Дискавери» (STS-31) был доставлен на орбиту телескоп «Хаббл» (Hubble Space Telescope), с помощью которого сделано много удивительных открытий в области строения и истории Вселенной. Кроме того, телескоп стал полигоном для отработки процедуры многократного ремонта на орбите. На шаттлах были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа, что позволило заметно продлить его ресурс. Последняя, на корабле «Атлантис», состоялась в мае 2009 года.

В1990-е годы шаттлы принимали участие в российско-американской программе «Мир-NASA». Программа была принята, когда стало ясно, что Международная космическая станция (МКС), задуманная ещё в 1970-е годы, не может быть построена без участия России. В феврале 1993 года корабль «Дискавери» (STS-63) подошёл к российской станции «Мир» на расстояние 11 м, а уже 29 июня 1995 года корабль «Атлантис» впервые пристыковался к ней (STS-71). Всего было осуществлено девять стыковок шаттлов с орбитальной станцией «Мир».

Но не все экспедиции шаттлов были успешными. Хотя в ходе эксплуатации корабли неоднократно модифицировались, однако в самой конструктивной схеме этой космической системы были заложены «мины замедленного действия». Первая из них «рванула» 28 января 1986 года. В тот день в свой десятый полёт (STS-51 L) отправился корабль «Челленджер».

Он должен был доставить в космос спутник-ретранслятор и аппарат для наблюдений за кометой Галлея. Ещё одной особенностью миссии было то, что впервые на орбиту в составе экипажа отправлялся непрофессиональный астронавт — 37-летняя учительница Криста МакОлифф, победившая в президентском конкурсе. Предполагалось, что «Челленджер» пробудет на орбите шесть суток. Однако уже на 59-й секунде полёта прогорел твердотопливный ускоритель, пламя ударило в топливный бак, и на высоте 14 км корабль взорвался. Кабина шаттла упала в океан, семеро астронавтов погибли при ударе о воду.

Экипаж можно было бы спасти, если бы кабина шаттла была снабжена системой аварийного спасения, и такая система разрабатывалась на этапе эскизного проектирования. Однако она сильно утяжеляла корабль, и конструкторы в конце концов отказались от неё, понадеявшись на высокую надёжность космических челноков.

Катастрофа и гибель астронавтов потрясли Америку. В те дни была поставлена под сомнение правильность стратегического выбора NASA: получалось, что многоразовые авиакосмические средства менее надёжны, чем чисто баллистические одноразовые. Тогда руководство США ещё не было готово пересмотреть национальную космическую программу. Вместо «Челленджера» был построен новый шаттл OV-105 — «Индевор» (Endeavour).

Но безжалостный космос нанёс новый удар. 1 февраля 2003 года при возвращении на Землю корабль «Колумбия» разрушился из-за того, что была повреждена тепловая защита на левом крыле. Все члены экипажа погибли, включая первого космонавта Израиля — Илана Рамона.

Плитки теплозащиты отваливались от обшивки шаттлов и раньше, на это даже перестали обращать внимание, что в конечном итоге и привело к страшной катастрофе.

После этого участь шаттлов была предрешена. 14 января 2004 года в штаб-квартире NASA в Вашингтоне выступил президент США Джордж Буш. В своей речи он провозгласил программу «Новые горизонты» (New Horizons), включающую полный пересмотр стратегии в пользу космических кораблей капсульного типа. Авиакосмические системы дискредитированы, и все масштабные проекты по их дальнейшему развитию, включая российский корабль «Клипер», законсервированы на неопределённый срок.

К марту 2010 года шаттлы совершили 130 полётов, из них: «Дискавери» — 37, «Атлан-тис» — 31, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 24, «Челленджер» — 10.

Последний полёт «Атлантиса»

14 мая 2010 года в свой последний полёт (STS-132) отправится шаттл «Атлантис». Это будет 34-й запуск к Международной космической станции.

Кораблём будет управлять экипаж из шести астронавтов. Командиром «Атлантиса» назначен Кеннет Хэм, пилотом — Энтони Антонелли,специалисты полёта— Стивен Бовен, Карен Ниберг, Гаррет Рейсман и Пирс Селлерс. Кеннет Хэм и Карен Ниберг совершили космический полёт в мае 2008 года на «Дискавери» (STS-124), на нём же в марте 2009 года летал Энтони Антонелли (STS-119).

Стивен Бовен побывал в космосе в ноябре 2008 года на шаттле «Индевор» (STS-126). Гаррет Рейсман был участником 16-й экспедиции МКС. А Пирс Селлерс летит уже в третий раз — до этого он был участником миссий «Атлантиса» (STS-112) и «Дискавери» (STS-121).

Экспедиции предстоит завершить строительство МКС. Туда будут доставлены запасные части для канадского робота-манипулятора «Декстр» (Dextre), запасной радиатор, шлюзовая камера и европейский манипулятор «ЭРА» (European Robotic Arm) для российской многоцелевой лаборатории.

Однако главным грузом шаттла будет на этот раз российский научный модуль МИМ-1 («Рассвет»), который планируется пристыковать к нижнему порту российского же модуля «Заря».

МИМ-1 создан специалистами Ракетно-космической корпорации «Энергия». Стартовая масса модуля 7,9 т, объём для грузов и научной аппаратуры 5 м 3 .

МИМ-1 и доставленный ранее МИМ-2 — это первые специализированные исследовательские модули в российском сегменте (PC) станции. До сих пор наши космонавты проводили эксперименты либо в служебном отсеке, либо в функционально-грузовом блоке, что в прямом смысле затрудняло им жизнь.

В гермоотсеке МИМ-1 организовано пять универсальных рабочих мест. Все они будут востребованы в ходе реализации долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на PC МКС. Пока что необходимое оборудование в МИМ-1 не установлено, поэтому программа стартует только после доставки соответствующих приборов на грузовых кораблях «Прогресс».

О характере будущих исследований немного рассказал Виталий Лопота, президент и генеральный конструктор РКК «Энергия»: «По биотехнологии — это всякие ростовые технологии, включая и стволовые клетки, а по материаловедению — исследования в околокритических состояниях тепло- и массопереноса в жидкостях, в полимерах. По сути, это исследования и создание новых материалов в условиях космического пространства и микрогравитации».

После стыковки с МКС модуль извлекут из грузового отсека шаттла и с помощью манипулятора станции пристыкуют к «Заре».

Вся операция займёт от четырёх до шести часов. Ещё около двух месяцев уйдёт на проверку всех систем и «оживление» модуля. Для этого потребуется несколько выходов в открытый космос. Снаружи модуля установят радиатор и ещё одну шлюзовую камеру — для пристыковки уже следующего исследовательского модуля, запуск которого намечен на 2012 год.

14 декабря 2009 года упакованный МИМ-1 отвезли по железнодорожной ветке в подмосковный аэропорт Раменское. Там контейнер погрузили на самый большой в мире транспортный самолёт Ан-124 «Руслан», который 17 декабря и доставил его на мыс Канаверал.

Космонавтика на распутье

Астронавты «Атлантиса» возьмут с собой лазерный диск, на котором записаны десятки эскизов эмблемы, созданных сотрудниками NASA в рамках конкурса, учреждённого к 30-летней годовщине эры шаттлов, — она, как легко догадаться, совпадёт с празднованием 50-летия полёта Юрия Гагарина. Этот символический жест исполнен глубокой печали, ведь пока никто не может сказать, что ждёт американскую космонавтику.

До последнего времени шли активные работы в рамках программы «Созвездие» (Constellation), предусматривавшей создание новых ракет-носителей «Арес I» (Ares) и «Арес V», сконструированных на основе технологий, используемых в шаттлах, и новых кораблей «Орион» (Orion), которые могли бы добраться не только до околоземных орбит, но и до Луны. Однако в настоящий момент программа свёрнута решением президента Барака Обамы. Причина — недостаток финансирования, вызванный мировым финансовым кризисом и рекордным дефицитом бюджета США.

Читайте также:
Как защитить написанную программу

Закрыв «Созвездие», Барак Обама призвал активнее привлекать к космическим делам частный бизнес. И действительно, уже есть две компании, которые не скрывают своих амбициозных планов по освоению космоса. «SpaceX» и «Orbital» по контракту с NASA разрабатывают ракеты и грузовые космические корабли, предназначенные для снабжения МКС. Так, «SpaceX» создаёт ракету-носитель «Falkon 9» и космический корабль «Dragon», a «Orbital» — ракету-носитель «Taurus II» и космический корабль «Cygnus». Ориентировочно корабли отправятся на орбиту уже в 2011 году. Но эксперты вполне резонно указывают, что полагаться в столь важном вопросе на «частников» недальновидно, ведь у последних заниженные критерии безопасности полётов.

Будущее космонавтики туманно. Определённо можно сказать только одно: после того как шаттлы встанут на вечный прикол, основная нагрузка по продолжению работы человечества на околоземной орбите ляжет на плечи российских учёных и космонавтов.

Источник: www.nkj.ru

Закрытый космос США завершили программу шаттлов

В четверг, 21 июля 2011 года шаттл «Атлантис» в последний раз приземлился на космодроме на мысе Канаверал. Этот полет завершил 30-летнюю программу запуска многоразовых космических челноков — одну из самых грандиозных космических программ в истории человечества.

Идея создания многоразовых космических кораблей родилась в середине 1960-х годов — еще до того, как был осуществлен первый запуск аппаратов серии «Аполлон». Разработка транспорта, который бы мог регулярно путешествовать в космос и возвращаться на Землю, была куда более дорогостоящим мероприятием, чем создание одноразовых кораблей. Однако сторонники этой идеи приводили расчеты, доказывавшие, что при достаточно большом количестве пусков затраты на строительство и обслуживание космических шаттлов можно будет окупить.

Тем не менее, несмотря на аргументированные доводы энтузиастов многоразового космического транспорта, члены Конгресса США долго сомневались, стоит ли вкладывать деньги в столь сомнительную авантюру. Решающим в итоге оказался довод о возможности запуска с борта шаттлов разнообразных спутников, в том числе и весьма крупных. Программа создания космических челноков была окончательно утверждена в 1972 году.

Советский Союз также занимался созданием собственных многоразовых кораблей. Аналогами шаттлов должны были стать «Бураны», и первый отечественный челнок был построен в 1984 году. Свой единственный полет корабль совершил 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур. Корабль без экипажа совершил два витка вокруг Земли. Программа «Буран» была официально закрыта в 1993 году, а летавший в космос челнок был уничтожен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году.

Первый шаттл был построен в 1976 году, и он получил имя «Энтерпрайз» в честь корабля, на котором путешествовали герои популярного научно-фантастического сериала «Звездный путь». Этот челнок никогда не бывал на орбите — специалисты Американского космического агентства использовали его для тестовых полетов и отработки технологий посадки новых кораблей.

Первым «настоящим» шаттлом стала «Коламбия», созданная в 1979 году. Следующими в 1982 году были построены «Челленджер» и «Дискавери». В 1985 году у NASA появился шаттл «Атлантис», а в 1991 году челнок «Индевор» заменил разбившийся в 1986 году «Челленджер».

Все шаттлы были рассчитаны на кратковременные миссии — у кораблей не было собственных солнечных батарей, которые позволяли бы челнокам проводить в космосе значительное время. Самый длинный полет в истории шаттлов продлился 17 суток 15 часов 53 минуты. Топливо для вывода челноков на орбиту заливалось во внешний топливный бак — шаттлы взлетали вертикально, и на стартовой площадке выглядели похожими на «прикрученные» к ракетам-носителям «Союзы». Посадка многоразовых кораблей проходила точь-в-точь как посадка обычных самолетов, разве что посадочная полоса для шаттлов была чуть длиннее типичной ВПП в аэропорту — ее длина составляла 4,6 километра.

С момента первого полета «Коламбии» 12 апреля 1981 года шаттлы побывали на орбите в общей сложности 135 раз. Одной из важнейших отличительных черт челноков была их высокая грузоподъемность — масса полезной нагрузки, которую корабли могли доставлять на околоземную орбиту, составляла 24,4 тысячи килограммов (огромный грузовой отсек, в котором могло бы уместиться множество полезных приборов или, например, еды, был основным условием, без которого шаттлы бы не состоялись).

При разработке программы шаттлов планировалось, что их пуски станут рентабельными, если частота стартов составит около 30 раз в год. После начала программы в качестве приемлемой цифры специалисты стали называть 24 пуска в год. Однако реальное количество стартов оказалось на порядок меньше – в самом “урожайном” на пуски 1985 году шаттлы отправились на орбиту всего девять раз.

Среди самых известных «пассажиров» космических челноков можно вспомнить орбитальный телескоп «Хаббл» (при помощи шаттлов «Хаббл» не только прибыл на место назначения — именно на челноках к самой знаменитой орбитальной обсерватории пять раз прилетали ремонтные бригады), инфракрасный телескоп Spitzer, рентгеновская обсерватория Chandra, межпланетная станция «Магеллан», составившая карту Венеры, аппарат «Галилео», ставший единственным созданным человеком прибором, который вышел на орбиту Юпитера. Кроме того, шаттл «Атлантис» доставил на орбиту стыковочный модуль станции «Мир», российский исследовательский модуль МИМ-1 для МКС, а также другие компоненты орбитальных космических станций. Наконец, экипажи шаттлов запустили множество самых различных спутников.

Но парадоксальным образом основное достоинство шаттлов — их грузоподъемность — оказалось и их основным недостатком. После того как строительство сначала станции «Мир», а потом и МКС было завершено, огромный объем грузового отсека челноков оказался невостребованным. Соответственно, относительная стоимость каждого запуска шаттла заметно возросла — тем более что на расчетную частоту запусков NASA так и не вышло.

Более того, две катастрофы — в 1986 году при старте взорвался шаттл «Челленджер», а в 2003 году при входе в земную атмосферу сгорел челнок «Коламбия» — показали, что многоразовые космические корабли небезопасны. В итоге программу шаттлов решено было свернуть.

За 30 лет полетов шаттлов их фотографировали в самых разных ракурсах. Некоторые из снимков можно увидеть тут

Скорейшему завершению полетов шаттлов всячески способствовал предпоследний руководитель NASA — Майкл Гриффин, возглавлявший агентство с 2005 по 2009 годы. Гриффин предпочитал не скупиться на эмоции и оценки, и он неоднократно называл программу космических челноков одной из главных ошибок NASA (второй глобальной ошибкой ведомства Гриффин считал участие в проекте МКС). Вместо шаттлов Гриффин предполагал использовать новые одноразовые космические корабли «Орион», сильно напоминающие «Аполлоны» или российские «Союзы».

Разработка «Орионов» по финансовым соображениям была прекращена в начале 2010 года (хотя уже в мае 2011 года Американское космическое агентство объявило, что вновь вплотную займется созданием этих кораблей), но, несмотря на это, решение отказаться от шаттлов осталось в силе. Взамен «проштрафившихся» «Орионов» на место преемников шаттлов были приглашены частные космические корабли, над созданием которых в настоящее время работают сразу несколько компаний.

Вне зависимости от того, какие именно космические корабли придут на смену «Атлантису», «Индевору» и «Дискавери», между последней посадкой шаттла и первым стартом нового космического транспорта пройдет довольно значительное время. И во время этого вынужденного простоя единственным средством доставки американских астронавтов на орбиту будут российские «Союзы».

Неоднократные переносы времени запуска шаттлов были обычным делом в течение всех 30 лет. Во Флориде, где расположен космодром, откуда стартуют челноки, часто бывают густые низкие облака и грозы. Помимо погодных условий типичной причиной сдвига даты запуска очередного шаттла становились дефекты обшивки, обнаруженные при осмотре челноков на стартовой площадке.

Руководство NASA неоднократно подчеркивало, что в агентстве не очень рады перспективе длительное время зависеть от России, поэтому дата завершающего полета шаттла все время отодвигалась. В конце концов было решено, что челнок в последний раз отправится на орбиту в 2010 году, но из-за того, что специалисты не успевали вовремя подготовить к полету несколько приборов, 135-я миссия космического челнока стартовала лишь 8 июля 2011 года.

Читайте также:
Программы похожие на процесс хакер

У программы шаттлов было множество недостатков. Запускать одни и те же корабли в космос много раз оказалось дорого и рискованно — за 30 лет существования программы, стоившей жизни 14 астронавтам, на нее было потрачено более 150 миллиардов долларов. И, тем не менее, создание и запуск космических челноков в течение трех десятилетий — это великий проект, который был под силу только великой державе. В 1960-е годы, когда Штаты изо всех сил старались обогнать СССР в космической гонке, бюджет NASA составлял до 0,5 процента бюджета США — сейчас сложно представить, чтобы какое-то государство одобрило подобные траты. Кроме того, в то время освоение космоса считалось перспективным и многообещающим мероприятием.

В наши дни никаких предпосылок активно развивать орбитальные станции и другие варианты «обитаемого космоса» нет — околоземная орбита интересна развитым государствам прежде всего как место размещения навигационных спутников, спутников связи и других полезных агрегатов. Остается надеяться, что прибыль, которую принесут все эти разработки, однажды позволит какой-нибудь стране отважиться и запустить программу, сравнимую по масштабам с программой шаттлов.

Источник: lenta.ru

Почему США прекратили программу Спейс Шаттл?

8 июля 2011г. космический челнок «Атлантис» совершил последний полет по программе «Спейс Шаттл». Программа была закрыта как исчерпавшая свои возможности. Что под этим подразумевается – нам на 100% не скажут. Прекратилось финансирование в NASA, морально и физически устарели космические челноки, слишком дорого стали обходиться запуски? Возможно. Но чтобы хоть частично для себя ответить на эти вопросы – предлагаю немного подробнее изучить эту программу:

Подготовка к третьему запуску челнока

Всего было построено пять челноков. Программа по созданию пилотируемых полетов на них началась в далеком 1972г. с подписания контракта на разработку первого челнока. Это был аппарат «Колумбия». Начали его строить в 1975г., а в 1981г. он совершил первый полет. И он летал до 2003г. (до аварии), совершив 28 полетов на орбиту.

До этого была авария с челноком «Челленджер» в 1986г. (челнок совершил 39 полетов). Аварии трагичные, т.к. на борту находилось по 8 астронавтов.
Челнок «Атлантис» совершил 33 полета, а «Индевор» — 25 полетов. В сумме: 135 запусков.

Это не штучные полеты, а как видно — вполне многоразовые. Но за этой многоразовостью стоят работы по практически полной переборке двигателей шаттлов после каждого полета. А все из-за того, что они использовались и при старте и при входе (торможению) в атмосферу.

Перед тем как запускать челноки в связке с ракетоносителем, NASA испытывали «Энтерпрайз», аппарат без ракетных двигателей — прототип шаттлов. Это в 1977г. По тем временам фантастика! Прототип и назвали как звездолет из фильма «Звездный путь». Аппарат стартовал вместе с Боинг-747 (8 взлетов для изучения аэродинамики) и пять раз челнок отцепляли от самолета для свободного планирования и приземления.

Старт Дискавери
Шатл взлетал при помощи двух твердотопливных ракет (80% тяги). Они работали несколько минут, отцеплялись и на парашютах приводнялись в Атлантике. Их подбирали, проверяли, заправляли и опять использовали при другом старте. Тоже принцип многоразовости. Одноразовым в ракеты был центральный бак (по центру и без собственного двигателя) с жидким кислородом и жидким водородом.

На этом топливе работали двигатели шаттлов.

«Спейс Шаттл» показала возможность существования принципа многоразовости космических аппаратов. Идея и воплощение, считаю – великолепные. Жаль нашему Бурану не повезло. Развал СССР перечеркнул все планы.

Источник: https://habr.com/ru/post/211891/
Список достигнутых и не достигнутых целей во время программы. Считают, что программа, особенно военная (задачи Пентагона), не достигли своих целей. И если спроектировали бы инженеры шаттлы на полезную грузоподъемность 4-5 тонн, а не 24 (а хотели 30 т) – то с надежностью, стоимостью строительства и эксплуатации у шаттлов было все куда лучше.

Основным критерием закрытия программы считают стоимость запусков:

После прочтения подобной информации о программе «Спейс Шаттл», у меня все-равно остались вопросы. Скорее всего, ответы на них обычны и не относятся к теории заговора, но я их все же задам. А выводы в конце статьи – у меня вообще не веселые.

Почему 30 лет запускать шаттлы – финансирование находилось. Взамен утраченного одного аппарата даже построили новый, а к 2010г. стоимость запусков превратилась в космические цифры в буквальном смысле? В США есть тоже коррупционная составляющая в NASA? Или это пережитки капитализма? Где на каждом этапе производства чего-то закладывают прибыль!

Каждая компания, присосавшаяся к финансированию и участвующая в проекте имеет прибыль и это как плесень приводит к нежизнеспособности любого проекта. Наш Роскосмос тоже к этому пришел.

США же печатает доллары. Им жалко миллиардов до такой степени, что после прекращения программы они утратили возможность отправлять своих астронавтов на собственных аппаратах? Программу «Созвездие» тоже свернули, зарыв миллиарды. США начали приобретать наши ракетные двигатели серии РД. А где, спрашивается, их Rocket System 25 (RS-25), которые устанавливались на шаттлах?

Их очень дорого производить, что дешевле купить в России РД-180? С таким курсом валюты – скорее всего дешевле купить наши. А до 2014г. – тоже было невыгодно? Странно, но программа «Спейс Шаттл» повторяет судьбу ракеты Сатурн-5 и в целом лунную программу Аполлон. Что тогда, что сейчас – наследия в наработках, в технологиях не остается.

Все растворяется с уходом мелких компаний из проектов NASA? Думаю – да. И в этом никто не признается.

При госмонополии в космической отрасли в России еще хоть как-то теплится пилотируемая космонавтика. Но разделите Роскосмос как Чубайс единую энергетическую систему страны — и про космос можно забыть.

Сейчас в США пилотируемой космонавтикой занимаются какие-то частные компании. В США эти частные компании ведут деятельность по создания аппаратов и разработке программ. Не без поддержки NASA. Вот только часть из них: Boeing, SpaceX, Sierra Nevada, X Prize, Virgin Galactic, Blue Origin.

Все это напоминает смысл басни «Лебедь, рак и щука». Каждая компания тащит на себя финансирование, нет общего вектора в работе. Освоение бюджетов и полное отсутствие принципа целесообразности и самой цели. Капиталистические ценности разрушили в США космическое направление, превратив ее в клуб «Моделист-конструктор» для начинающих. Это через несколько лет ждет и Россию.

Можно забыть про какие-то революционные шаги в развитие пилотируемой космонавтики. Пока будем еще летать на старых Союзах. А потом, когда и они станут дорогими в производстве по причине того, что на каждый винтик там будет сделана наценка — что будем делать?!

А далее нам все больше будут показывать цирк, фейки и спектакль вместо достижений. А конспирологи будут на этом фоне все больше сомневаться, что в никакой космос мы не летаем. Да, в условиях прогнившего капитализма экономически выгодно распилить бюджет и снять ролик с киношной графикой. Возможно, отчасти это уже давно делают…
***

Можете поддержать автора, пройдя по ссылке: дубликат статьи — там 147 комментариев.

Группы в соцсетях и другие площадки, где выкладываются ссылки на материалы журнала:
ВК-sibved
ФБ-sibved
Яндекс.Дзен
Плей-лист с озвученными статьями в youtube

Источник: sibved.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru