Автором сценария первого выпуска указан Ефим Смолин при участии Виктора Шендеровича и Бориса Шувалова. Режиссер-постановщик — Василий Пичул, режиссер — Александр Левин.
«Идея представить персонажей политического, делового и артистического бомонда посредством кукол давно реализована на английском и французском телевидении (в Англии такая программа называется Spitting Image, во Франции — Guignol Info), — пишет в те дни телеобозреватель ‘Коммерсанта’ Наталия Осипова. — Программа НТВ ‘Куклы’ — родственница французской: персонажи для этих программ сделаны в ателье Alain известного французского мастера Алена Дюверна (Alain Duverne). В России такое обращение с политическими фигурами прошлого, а тем более настоящего, было, разумеется, невозможно.
Хотя российские политики вполне заслуживают пародирования, а право зрителей смеяться над ними давно не ставится под сомнение. Благодаря занятной случайности выход ‘Кукол’ носил двусмысленный характер — после объявления об изменениях в телепрограмме на экране появились, как и следовало ожидать, политические деятели. Правда, зрители не смогли узнать всех героев — некоторые политические деятели оказались неузнанными, идентифицировать их пришлось совместными усилиями. Что, возможно, свидетельствует о недогадливости зрителей, но вероятнее всего — о недостаточной популярности политиков и политики».[note]Осипова, Наталия. «Новая программа на канале НТВ. Русский гиньоль прошел в отсутствие главной куклы». «Коммерсант», 22 ноября 1994.[/note]
Шендерович о причинах закрытия программы «Куклы»
«Не узнать в отдыхающем в Сочи — Черномырдина, а в ‘козле отпущения’ — Геращенко было трудно, — отмечают ‘Известия’. — Подобные шоу, где в роли политиков выступают куклы, весьма популярны во Франции и в Англии. Для нас этот ‘продукт’ — новинка. Но, судя по тому , что к производству шоу подключился режиссер-постановщик Василий Пичул, известный своим экспериментаторством со времен его знаменитой ‘Маленькой Веры’, у ‘Кукол’ в России может быть большое будущее».[note]Климов, Сергей. «Вместо Парфенова — Черномырдин». «Известия-ТВ», 25 ноября 1994.[/note]

Фрагмент полосы «Известия-ТВ» от 25 ноября 1994 года.
В интервью «Комсомольской правде» Ефим Смолин рассказывает, почему решил взяться за «кукольный» жанр. «Во-первых, это просто интересно, — говорит он, — а, во-вторых, еще Фрейд отмечал, что человечество смеется над тремя вещами: сексом, отправлениями прямой кишки и правительством. Значит, мы идем в правильном направлении. А вообще вся наша работа создает ощущение партизанского движения в тылу врага, понимаете?» [note]Амелькина, Анна. «Кто же похитил Черномырдина?». «Комсомольская правда», 11 февраля 1995.[/note] Он замечает, что у иностранных коллег — «оригинальный взгляд». «Например, спрашивают: ‘А вы можете показать Ельцина пьяным?’ А зачем? — недоумевает он. — Им трудно объяснить, что у русских особое отношение к пьяному человеку. Им нравится копаться в интимных вещах, а наш народ это абсолютно не интересует». Режиссер Василий Пичул при этом на прямой вопрос журналиста Анны Амелькиной, существует ли цензура, отвечает: «Существует, конечно. Руководство НТВ, которое утверждает сценарии, принимает или не принимает программу».[note]Там же.[/note]
Одним из главных героев становится Бориска, и острота программы вызывает внимание к ней с самого начала. Ее авторов то пытаются привлечь к уголовной ответственности, то сам телеканал снимает ее с эфира. «Без ведома Ельцина Александр Коржаков зимой 1994/95 года несколько раз пытался запугать НТВ, — пишет биограф президента Тимоти Колтон. — Он и его союзник в правительстве Олег Сосковец потребовали, чтобы Гусинский закрыл ‘Куклы’, но тот этого не сделал. В июне 1995 года генеральный прокурор Алексей Ильюшенко обвинил создателей программы в клевете. Поводом послужил бурлеск ‘На дне’, созданный на основе драмы Максима Горького. Ельцин и премьер-министр Черномырдин изображались в программе пьяными бомжами, просящими милостыню в России времен окончания шокотерапии; Бориска держал на руках плачущего младенца — Коржакова. Уголовное дело было прекращено в октябре 1995 года, и ‘Куклы’ продолжали процветать. Два скетча — ‘Пир во время чумы’ по драме Пушкина и ‘Винни-Пух’, где Ельцин изображался в виде плюшевого медведя с набитой соломой головой, — были сняты руководством НТВ как чересчур острые. 150 других выпусков вышли в эфир без изменений. «Бориска» присутствовал в двух третях программ. Для главного сценариста Виктора Шендеровича Ельцин был любимой мечтой карикатуриста. Он отлично подходил и для исполнения ролей трагических героев Уильяма Шекспира, и для персонажей русского драматурга Александра Островского — купцов или приказчиков из патриархальных семейств, ведущих пустую жизнь и страдающих от противоречий. Больше всего Шендеровичу нравился самый первый его скетч, написанный в январе 1995 года. В нем Ельцин представал в роли Гамлета, раздираемого противоречиями. ‘Бориска’ звучным голосом актера Сергея Безрукова размышлял, ‘то ли он царь, то ли он демократический президент’, гадал, следует ли задушить оппозицию или нужно и дальше вести либеральные реформы. Он был ‘многогранный… своенравный, капризный, совестливый при этом, одинокий… сам не знающий, как он завтра поступит’. В одном из самых жестких выпусков ‘Кукол’, вышедшем на экран в начале 1996 года, Ельцин предстает перед зрителями в роли главврача хирургической клиники. Шендерович искусно пользовался термином ‘операция’, под которым подразумевалась то хирургическая процедура, то военные действия, то экономическая шокотерапия. ‘Бориска’ разъясняет журналистам, что был избран главврачом пять лет назад ‘демократическим собранием тяжелобольных’. И он сам, и его персонал довольно невежественны, но это их не беспокоит. ‘Нетвердое владение предметами и руками, — говорит он, — успешно, понимаешь, компенсируется волей и приверженностью реформам!’ — ‘А что главное?’ — спрашивает рассказчик. ‘Главное — убедить всех, что ты главврач. Если убедил — режь что хочешь, ничего не бойся!’ В целом ‘Куклы’ были более дружелюбны по отношению к Ельцину, чем в этом выпуске, поскольку Шендерович, Малашенко и Гусинский считали себя сторонниками президента. Чаще всего выпуски содержали и похвалы, и осторожное неодобрение, и удивление. Помимо злополучных Гамлета, Фауста и Отелло (роль Дездемоны досталась мэру Москвы Юрию Лужкову, с которым Ельцин периодически конфликтовал), резиновый президент исполнял роль Бога (он самодовольно взирал на Россию из своих эмпиреев), Робинзона Крузо, удрученного горем Дон Кихота, Людовика XIII, троянского царя Приама, Великого инквизитора, султана, окруженного слугами и послами, примадонны скверного игрового шоу, дворника при советском доме с коммунальными квартирами, пожарного, автомобилиста, раздающего взятки, мафиози, престарелого пациента больницы, разгуливающего в пижаме, Калигулы, вынуждающего сенаторов провозгласить его коня консулом Рима, и это далеко не полный список».[note]Колтон, Тимоти. «Ельцин». «КоЛибри», 2013.[/note]
Программа будет закрыта при президентстве Владимира Путина.
О самых резонансных выпусках «Кукол» — в дальнейших выпусках YetsinMedia.
Источник: www.yeltsinmedia.com
Почему правильно закрыли программу «Куклы»

Передача, могу сказать, первое время была была просто чудо. У меня было только купленных, если верно помню, штуки 4 трехчасовых видео кассет. А потом еще штуки три я записал лично, карауля передачу по ночам. И когда она исчезла из эфира — я очень страдал и ругал проклятый чекисткий режим.
Потом еще много лет я ностальгировал по «Куклам». Грустил когда разогнали НТВ, клеймил предателя Парфенова. И отвечал себе на вопрос, почему «Куклы» на завершающей своей стадии перестали быть смешными, а были откровенно враждебными и злыми, в первую очередь к Путину, тем — что Шендеровича обижали, а они обижал в ответ, выдавая желчные сценарии.
Впрочем, это было не мое личное мнение, я был мелким. Это было мнение взрослого наставника: типа журналиста и 146% русофоба. Сейчас он, со мною, предателем не общается. Зато от слова «Путин» его трясет, как вампира от чеснока.
И, зато я теперь имею собственное мнение. И я рад, что разогнали в свое время к чертовой матери уникальный коллектив, а также первым, что сделал Путин, придя к власти, дал понять, что власть надо уважать. И нельзя построить авторитетную власть, когда у тебя по телевизору что попало показывают, да еще, если это можно сделать возможностью давления на себя.
Напоминаю, в те «золотые времена» НТВ владел олигарх Гусинский, а Первым — Березовский. За окном стояла демократия, свобода слова и тов. Доренко — который по «просьбе» Бориса Абрамыча Б. мочил по вечерам в эфире «Первого» (или тогда ОРТ еще, не помню) — Юрия Михайловича Лужкова.
Ничего не напоминает вам тот великолепный расклад в нашей сегодняшней медийной реальности? Конечно, текущее состояние «мочилова» товарища Трампа в эфирах самых прогрессивных телеканалов самой демократической страны мира!

Секретная служба уже начала расследование на тему угрозы жизни президенту, выходку CNN уже осудили и демократы и республиканцы, а сама ведущая была вынуждена публично извиняться в стиле «мол это была шутка такая, но я перешла черту».
Насколько я понял, тетеньку уже даже уволили — но опять же — была бы черной, все было бы ОК. Это у них называется «демократия». Были, к слову, уже не раз аналогичные картинки. Правда, строго про Трампа — ведь свобода креатива! И, кстати, когда выбирали между Макроном и Ле Пен, все мейнстреймовские СМИ, даже в день «тишины» — продолжали топить за Макрона. И ничего — нормально.
Как пожаловался новый французский президент — плохие это RT и Sputnik — они над ним, бяки, издевались. Что бы по этому поводу сказал Витя Шендерович, правда?

Да, а после победы Макрона знаменитный пошлый журнальчег выпустил такую обложку. Написано: «Он будет творить чудеса». Конечно, с намеком, что молодая была не молода. И это тоже, как вы понимаете, свобода слова. Ничуть не обидно, правда, господин Макрон?
Пускай вы выглядите как клоун, пускай намек на возраст вашей супруги более чем толстый. Своим-то можно, они же не полезут в ваши дела серьезно. Так поржали — и всем хорошо.
Так вот. Прийдя к власти в 2000-м Путин имел не только разваливающуюся страну, на ладан дышащую экономику, семибанкирщину и обарзевших олигархов. Он также имел шлейф юморка про Ельцина — от уникальных коллективов, что на федеральном уровне, что на региональном. И восстанавливать Россию, когда тебя поливают со всех сторон — было, теперь-то ясно, нереально.
Смотрите, как много и что может сделать Трамп, когда его мочат в прямом эфире 90% так сказать — демократических телеканалов. Кстати, они там правы — частично из-за этого мы и хихикаем над ними, проходили всю эту прелесть.
Это сегодня вожжи ослабили и есть шутки про Путина снова и у КВН — хотя я помню, на какое-то время пропали и они. Но, к слову, заметьте — шутки-то сейчас у нас добрые про Путина. Если не считать, конечно, одно известное творческое радио, про который Путин в свое время сказал просто идеально:
«А вы на меня обиделись», – прервал его Путин.
«Я обиделся, обиделся. » – начал говорить Венедиктов.
«А зря, я вот не обижаюсь на вас, когда вы меня поливаете поносом там с утра до вечера», – снова прервал его Путин.
«Я пошутил, я не обиделся», — сказал Венедиктов.
«А я не шучу», — ответил Путин.
Когда пошли деньги и деньги большие — стало ясно, что надо выбирать — скандалы или лояльность к власти. Победило бабло и СМИ стало приторно властелюбивое. Что, к слову, всегда палит «рукопожатных». Они могут либо мочить, либо лебезить — объективность не их конек. Так вот, СМИ теряет рейтинги, а решения нет — работать разучились, а «мочить» как раньше — боязно и денег хочется.
Поэтому — да, тяжело дышать «в этой стране».
И, поэтому, я рад, что закрыли «Куклы», вернее — они тихо померли сами. Все разговоры, что власть надо критиковать, а то она начинает «гнить» имеют один чудный нюанс: если человека по 300 раз на дню называть дебилом, он таким станет. Все должно быть в меру и по делу. Например, на том же НТВ теперь снова работает уважаемый Андрей Норкин. И он теперь — сюрприз-сюрприз — совсем другой. А про ту «демократию» он говорит следующее:
«Оказалось, я защищал чужой кошелек. Гусинский позже честно признался мне, сказал: «Ты что, дурак? Какая свобода слова? Я все равно бы вас продал, когда мне это было выгодно».
И я его понимаю. Плавали — знаем. И поэтому у меня нет ностальгии по передаче «Куклы». Разве что, только по времени, когда я был моложе, деревья выше, а небо — голубее. Но, положа руку на сердце, второй раз пройти то веселье — я бы не захотел.
Уж лучше пускай у нас будет эта неистерпимо скучная путинская стабильность.
Источник: uspehrussia.ru