Когда закрыли лунную программу

защита природы, продовольствие, космос и альтернативные новости

Почему СССР прекратил Лунную программу?

Полет «Союз-Аполлон» — последнее звено лунной эпопеи? — 1.1

Илл.1. Реконструкция художника — 17 и 19 июля 1975 года: «Аполлон» и «Союз-19» стыкуются на орбите во время совместного полёта ЭПАС.Слева направо: астронавты Д. Слейтон, Т Стаффорд и В. Бранд, космонавты А. Леонов и В. Кубасов

1. Введение
Что такое ЭПАС

Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС), англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP) — программа совместного полёта советского корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон».

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (здесь и далее — сокращения и выделения в цитатах сделаны автором):

— испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
— испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;

США возвращается на Луну: детали программы Артемида


— проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
— накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

1975: Есть вера в честность партнёров – нет места сомнениям

В июле 1975 года пресса широко писала о совместном полёте пилотируемых кораблей двух, тогда единственных космических держав (илл.1). 15 июля 1975 года с космодрома «Байконур» стартовал «Союз-19» (А. Леонов — командир и борт – инженер В. Кубасов). Через 4 часа с космодрома им. Кеннеди (Флорида) стартовал «Аполлон» (Т. Стаффорд — командир, В. Брандт и Д. Слейтон).

Корабли стыковались дважды: 17 июля и 19 июля. Астронавты и космонавты посетили друг друга. Было проведено несколько совместных экспериментов в космосе. 19 июля корабли расстыковались и вскоре возвратились на Землю в свои заданные районы («Союз-19» — 21 июля, «Аполлон» — 24 июля). Такова официальная версия полёта.

Илл.2. Страницы советских газет, посвящённых полёту ЭПАС от 15 и 18 июля 1975 года

Казалось, что этот полёт знаменовал начало новых дружественных отношений великих держав. Взгляните на «шапки» из советских газет (илл.2): «Добрые пожелания…», «Орбита сотрудничества», «Историческое рукопожатие». И автор, тогда ещё молодой специалист, искренне верил во всё, что писали газеты об этом полёте. Да, и как не поверить? Если потоком шли торжественные поздравления таких ведущих политиков, как президент США Д. Форд, советский генсек Л. Брежнев, генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм и другие.

Примечание 1: Согласно НАСА, «Аполлон», участвовавший в эксперименте ЭПАС, не имел своего порядкового номера. Поэтому в тех случаях, когда есть риск перепутать интересующий нас «Аполлон» с предшествующими «Аполлонами», мы будем называть его «Аполлон — ЭПАС».

Проект ЭПАС вынашивался обеими сторонами с самого начала лунной гонки

Ещё первый «Аполлон» не стартовал «к Луне» (А-8, декабрь 1968 г.), а уже в 1967 году шли переговоры о том, что потом назовут ЭПАС.

Как увидеть APOLLO? (Были ли американцы на луне?) — ТОПЛЕС

«Между президентом АН СССР академиком М. В. Келдышем и директором НАСА доктором Пейном была достигнута договоренность о встрече специалистов для обсуждения сотрудничества в области пилотируемых полетов. Встреча состоялась в октябре 1970 года в АН в Москве. Американскую делегацию возглавлял директор Центра пилотируемых полетов имени Джонсона доктор Р. Гилрут, советскую – председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства «Интеркосмос» при АН академик Петров Б. Н. (Дальнейшие) встречи специалистов проходили в Москве и Хьюстоне поочередно. И возглавлялись с советской стороны Б. Н. Петровым, а с американской – Р. Гилрутом».

Именно Р. Гилрут руководил американскими «полётами на Луну», а не Вернер фон Браун — неудачливый создатель «мифической» ракеты «Сатурн-5», (совершенно без оснований поднятый на этот щит с подачи безответственных СМИ). В 1972 году техническим директором проекта от СССР назначается член – корреспондент АН СССР К.Д. Бушуев (ЦКБЭМ), а с американской стороны — Г. Ланни (НАСА, Центр им. Джонсона).

К этому времени слава об американских полётах на Луну уже гремела на весь мир. Последним «полётом на Луну» стал «Аполлона -17» в декабре 1972 года. А уже в мае 1972 г. в Москве президент США Р. Никсон и Генеральный секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнев подписали окончательное соглашение о проведении совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

В те годы автор среди своих товарищей и коллег по работе не встречал никого, кто бы сомневался в «высадках на Луну». Тем более что со стороны советского руководства не поступало ни одного повода для сомнения. И мы воспринимали всё это так, что отныне СССР — космическая держава №2. Наши самые мощные «Протоны» – бледные тени гигантского и победоносного американского «Сатурна-5». Наш корабль «Союз» меньше, а, значит, и хуже американского «Аполлона» (илл.1).

Рассуждение дилетантов, но что было – то было. В общем, мы проиграли Америке по всем статьям. Слава богу, что американцы ещё согласились на некий международный полёт. Оставалось радоваться хотя бы этому и верить в надежды о грядущем вечном мире.

Примечание 2. Политбюро ЦК КПСС (Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза) было высшим органом политической власти в СССР. Генеральным секретарём ЦК КПСС и главой Политбюро в рассматриваемые годы был Л.И. Брежнев (1964-1982 г.г.).

2011: ушла вера в честность партнёров – пришли сомнения

Что же заставило переосмысливать почти забытое и вроде бы такое ясное событие, как ЭПАС? Прежде всего — совершенно новые знания об истории лунной гонки. Усилиями сотен исследователей выявлены факты обмана в «полётах на Луну». Сначала это были отдельные догадки, потом счёт сомнительных фактов пошёл на десятки и сотни.

И теперь «полёты на Луну» иначе как в кавычках эти исследователи не ставят. А в наше время обнаружение всё новых и новых огрехов в лунных доказательствах НАСА уже не обходится без смеха.

Илл.3. «Большой форум» хоронит лунную эпопею НАСА

Но, оказалось, что есть основания сомневаться и в честности советской стороны. Нет, не советских специалистов. Каждый из них делал всё возможное для лунной победы и целиком доверял политическому руководству. Но, исследования неумолимо выявили, что американская мистификация полётов на Луну состоялась при согласии и помощи со стороны высшего советского руководства.

Разумеется, помощи небескорыстной. И поэтому совершенно теряет убедительность утверждение защитников НАСА: «Наши, если бы что было не так, сразу бы разоблачили!». Нет, такое разоблачение было невыгодно тем, кто содействовал своему поражению в лунной гонке. В итоге в корне изменилось наше понимание истинного содержания лунной гонки.

Что же сделало брежневское Политбюро для успеха лунной эпопеи? И на что оно променяло блестящие результаты самоотверженного труда десятков и сотен тысяч советских космических специалистов?

1968-1970: первая продажа Победы.
Облёт Луны советскими космонавтами подготовлен. ЦК: «НЕТ! ОТМЕНИТЬ!»

Знаменитый ныне корабль «Союз» создавался именно под задачу пилотируемого облёта Луны. Он до сих пор остаётся непревзойдённым и поэтому единственным средством доставки космонавтов на МКС. Для вывода «Союза» на окололунную орбиту была создана ракета УР-500 («Протон»). Она и сегодня — одна из самых мощных ракет в мире и вывела на орбиту основные модули МКС.

А вот её американский аналог («Сатурн-1В») бесследно исчез в год ЭПАСа, видимо, «постеснявшись» неминуемого проигрыша в конкурентной борьбе. В беспилотном облётном варианте “Союз” назывался 7ЛК1 («Зонд»). У США ничего подобного советским «Зондам» не было. С 1967г. по 1970г. для отработки успешного возвращение на Землю были запущены 14 (четырнадцать!) запусков «Зондов». (Пусть Вас не сбивает последующая нумерация «Зондов», так некоторые, в том числе, явно неуспешные, своих номеров не получали). На этом пути у советских специалистов были и успехи, и неудачи, но, в, конце концов, полный успех пришёл.

Илл.4. а) Спускаемый аппарат автоматического «Зонда-7», вернувшийся на Землю (1969 г.) после облёта Луны. б) Земля над лунным горизонтом, снятая «Зондом-7» при облёте Луны

4 апреля 1968 года у американцев провалились испытания лунной ракеты «Сатурн-5». А через 19 дней они объявили, что 21 декабря того же года пилотируемый корабль «Аполлон-8» облетит Луну. Генерал Н.П. Каманин, начальник Центра подготовки космонавтов (далее — ЦПК) записал в своём дневнике:

«продолжать выполнение своей программы полетов, не приспосабливая ее под американские трюки. Я предупредил всех, что будем готовить пилотируемый полет вокруг Луны на январь 1969 года, а если американцы успешно слетают на «Аполлоне-8», то отложим такой полет до апреля».

В ноябре 1968 года «Зонд-6» облетает Луну, успешно входит в атмосферу Земли, приближается к району посадки, но в последний момент не срабатывают парашюты. НАСА же в декабре уже сообщает, что «Аполлон-8» облетел Луну. В эти дни наши космонавты прямо – таки рвутся наступить на пятки американцам. Вот слова А.А.Леонова (он был назначен в экипаж для облёта Луны):

«Надо было идти на пилотируемый облёт Луны даже после того, как Фрэнк Борман облетел Луну. Программа высадки на Луну не отменена, посадку мы всё равно будем должны начать с облёта. Корабль есть. Разрешите лететь! ЦК: «Нет!».

Что кроется за этим «нет»? Эмоции, досада? В настоящей политике правят не эмоции, а интересы собственной страны. Вот два соответствующих примера.4 октября 1957 года СССР запустил первый спутник. Американцы не заявили: «мы так расстроились, что не будем запускать свой спутник».

Их первый спутник полетел через 4 месяца (31 января 1958 г.), а первая неудачная попытка была сделана уже 6 декабря 1957г.

12 апреля 1961 г. на орбиту полетел Ю. Гагарин. Почти через год (20 февраля 1962 г.) НАСА смогла сообщить, что американский корабль осуществил свой первый орбитальный полёт. Что это был за полёт, и был ли он орбитальным – тема для отдельной статьи. Главное, что американцы не стеснялись догонять или даже изображать, что они догоняют.

Читайте также:
Когда появились программы для компьютера

А, может быть, Политбюро разуверилось в надобности «Зондов» или в способностях советских специалистов? Тоже непохоже, потому что советским специалистам даётся ещё полтора года, чтобы полностью отработать «Зонды». И заслуженный успех приходит: в 1969 — 1970 г.г. наши специалисты осуществляют два полностью успешных запуска и возвращения «Зондов» №7 и №8. Путь к облёту Луны космонавтам открыт!

И тут совершенно неожиданно Политбюро снимает задачу пилотируемого облёта Луны. Два корабля, полностью оборудованные для пилотируемого облёта Луны, так и остаются на Земле. Получается, что автоматам Луну облетать можно, а космонавтам нельзя! Абсурд?

А это как посмотреть. Но одно стало очевидно — не забота о космонавтах лежала в основе первого запрета Политбюро на пилотируемый облёт Луны, произнесённого в декабре 1968 года.

Несостоятельны и утверждения о том, что Советский Союз решил выйти из лунной гонки по чисто экономическим причинам. Ежегодно СССР тратил в сотни раз большие средства на гонку вооружений. А эти средства в то время никто не собирался сокращать.

К тому же разработка космических ракет была лишь относительно ничтожным по затратам ответвлением от гораздо более масштабной и затратной государственной задачи – ракетно — ядерного вооружения СССР. Так, для запуска первого спутника (ПС) понадобилась одна ракета Р7. А вскоре на боевое дежурство встали сотни ракет Р7.

Сам же ПС был дешёвым металлическим шаром, снабженным радиопередатчиком и набитым аккумуляторами. Так что космическая гонка никак не могла разорить Советский Союз. А вот международный резонанс после запуска ПС был огромным.

Вернёмся к пилотируемому облёту Луны. Роль его для роста международного престижа СССР была бы огромна. Для этого проекта разрабатывались, как уже сказано, пара – корабль «Союз» и ракета «Протон». И здесь расходы по сравнению с расходами на гонку вооружений были мизерными. К этому стоит добавить, что оба эти изделия уже стократно окупили себя одними лишь коммерческими запусками.

Да, и когда с деньгами на космические полёты туговато, ими не раскидываются и не выбрасывают на свалку «два корабля, полностью оборудованные для пилотируемого облёта Луны». Так что тезис «космическая гонка» разоряла СССР, надуман недобросовестными авторами, и не выдерживает самой простой критики.

За всем сказанным проглядывает другая причина:

ПОЛИТБЮРО НЕ СТРЕМИЛОСЬ К ПОБЕДЕ В ЛУННОЙ ГОНКЕ, ХОТЯ ИМЕЛО ДЛЯ ЭТОГО ВСЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

Именно поэтому оно закрыло глаза на «облёт Луны» «Аполлоном-8» и на «высадку» «Аполлона-11». За какую цену? Об этом чуть ниже. Но пока «Зонды» не научились надёжно возвращаться на Землю, у Политбюро не было в загашнике действенного средства давления на американцев. «Аполлон – 8» «за хвост» вообще не ухватишь. Ведь он по сообщению НАСА только кружился вокруг Луны.

А на орбитах следов не остаётся. Иное дело – первая «высадка» «Аполлона – 11». Высадиться и не наследить – невозможно. Одна посадочная ступень от лунного модуля, якобы остающаяся на Луне – это такой след, который, пролетая над местом высадки не заметить и невозможно. И вот тут двойной успех «Зондов» №7 и №8» дал Политбюро первое прекрасное средство для шантажа.

Специалисты это успех восприняли, как открытие дороги для космонавтов, а для Политбюро «Зонды №7 и №8» были козырями для торга, которые они давно мечтали заполучить. Теперь, господа американцы, свои возможности облёта и контроля Луны мы продемонстрировали. И Ваши «высадки» — в наших руках.

Будете скупиться – мы пошлём вокруг Луне не автоматические «Зонды», а полноценные корабли с экипажами. И они быстро установят, есть ли хоть что-нибудь на месте так называемых «высадок». Ну, а если договоримся, то экипажи не полетят, а Вы сможете продолжать свои «высадки на Луну». Шантаж? Конечно!

Но на нём и стоит большая политика.

И так будет, как мы увидим, ещё не раз. Советским специалистам давали вплотную подойти к решению той или иной рубежной задачи лунной гонки. Но как только в конце туннеля бесконечных технических трудностей разгорался свет успеха, так тут же из ЦК следовала отмашка «СТОП!». Не потому ли, что шантаж и торг возможны только тогда, когда угроза вполне реальна, но не выполнена?

Источник: sputnikmir.wordpress.com

Когда закрыли лунную программу

  • Газета
  • Weekend
  • Радио «Ъ FM»
  • Редакция
  • Русфонд
  • Банкротства
  • Партнерские проекты
  • Картотека
  • Конференции
  • Университетъ
  • Подписка
  • Реклама
  • Фотоагентство
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • Hi-Tech
  • Авто
  • Стиль
  • Регионы
  • Приложения
  • Автопилот
  • Наука
  • Деньги
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • $ 84,70
  • € 92,34
  • ¥ 11,71
  • IMOEX 2795,06

20.02.1999, 00:00

Аполлон-8″ с тремя космонавтами совершил облет Луны. Решив во что бы то ни стало догнать и перегнать США в освоении спутника Земли, Советский Союз потерпел сокрушительное поражение. Но спустя десятилетия выяснилось, что победа Вашингтона в лунной гонке оказалась пирровой. Рассказывает корреспондент «Коммерсанта» ИВАН Ъ-САФРОНОВ.

Аварийный старт
Принято считать, что «лунная гонка» СССР и США началась в 1961 году, после полета в космос Юрия Гагарина. Тогда, получив пощечину от Москвы, Америка решила дать на это свой ответ: президент Джон Кеннеди клятвенно пообещал своим согражданам, что США первыми достигнут Луны и высадят на нее своего человека.
Это не совсем так. И СССР, и США начали предпринимать попытки освоить Луну сразу после запуска первого спутника Земли в октябре 1957 года. Причем соперничество было настолько острым, что советские и американские ракеты стартовали почти синхронно. В августе 1958 года к спутнику Земли отправилась первая американская лунная ракета-носитель «Юнона» со станцией «Пионер».

А уже в сентябре к Луне на ракете «Восток» была отправлена разработанная Сергеем Королевым первая советская лунная станция Е-1. Однако обе ракеты взорвались.
Вторую попытку американцы предпринимают 11 октября — запущена «Юнона». На следующий же день к Луне взлетает еще один «Восток». И снова взрывы.
Следующая «Юнона» стартует 8 ноября — опять авария. Москва этот «тур» решила пропустить: уверенности в успехе у конструкторов не было, и они решили не омрачать руководству страны празднования годовщины Октября. В декабре с интервалом в три дня, 6-го и 9-го, запускаются очередные «Юнона» и «Восток». Но и эта попытка неудачна.
И только с четвертого раза, 2 января 1959 года, «Восток» смог благополучно взлететь в сторону Луны. Именно в сторону, потому что доставить станцию «Луна-1» на поверхность Луны не удалось — ракета промахнулась на 6 тыс. км. Американская «Юнона» только спустя три месяца, 3 марта, смогла преодолеть земное притяжение. Однако станцию «Пионер-4» постигла та же участь, что и «Луну-1», но она пролетела в 60 тыс. км от Луны.
Наконец в декабре 1959-го Вашингтон решил прекратить эту гонку. Королев же продолжал запускать одну за другой лунные станции, но раз за разом его преследовали неудачи. В отчаянии он предлагал самые радикальные способы решения проблемы: например, в 1960 году в его ОКБ прорабатывалась возможность создания ракеты ЯХР-2 с ядерным двигателем, а затем и химической ракеты ХР-3. Всего же до конца 1965 года в сторону Луны была отправлена 21 советская станция, ни одна из которых не выполнила возложенных задач: одни взрывались, другие пролетали мимо, третьи просто падали на Луну и разбивались, так и не передав никакой информации.
Но, как выяснилось позже, это была лишь прелюдия к настоящей схватке. После полета Гагарина стало ясно, что доставленная на Луну автоматическая станция сама по себе, без людей, уже не представляет особой ценности. Настоящую победу над противником мог принести только полет на Луну человека.

Первые потери американцев
Провозгласив высадку на Луну одной из своих приоритетных задач, США подчинили этой затее колоссальные ресурсы. Гиганты авиакосмической промышленности Boeing, Lockheed и Rockwell получили практически неограниченное финансирование и совместными усилиями должны были не позднее 1970 года доставить американца на Луну. В 1961 году Boeing, Lockheed и Rockwell приступили к разработке новой лунной программы США. Причем разрабатывалась она практически с нуля — неудачный опыт программы «Пионер» был отвергнут.
Довольно быстро (по «космическим» меркам) были получены первые результаты. С августа 1966 года начала осуществляться программа визуального изучения поверхности Луны. В течение года к Луне слетало пять станций «Лунар орбитер», которые дали полное представление о том, что ждет человека на поверхности спутника.

С февраля 1966 года начались испытания на околоземной орбите в беспилотном режиме кораблей «Аполлон» — именно они должны были доставить на Луну астронавтов. Не обошлось и без трагедии: в январе 1967 года во время наземных испытаний «Аполлона» на корабле возник пожар, в котором заживо сгорел весь экипаж в составе Вирджила Гриссома, Эдуарда Уайта и Роджера Чаффи. Это заставило американцев отодвинуть срок реализации лунной программы на год. В октябре 1968 года на «Аполлонах» начали летать астронавты. Стало ясно, что вот-вот американские астронавты высадятся на Луне.
А что же Советский Союз?
Советские конструкторы хорошо понимали, что лунный проект сулит не только хорошую материальную подпитку КБ, но и возможность удовлетворения их возраставших личных амбиций. К тому же неудачи патриарха отечественного ракетостроения Сергея Королева в освоении Луны дали шанс заявить о себе в полный голос другим ракетостроителям. И между конструкторами началась настоящая борьба «за Луну».

Как Челомей едва не обошел Королева
Как раз в начале 60-х начала восходить звезда Владимира Челомея. Руководитель ОКБ-52, снискавший славу в создании крылатых ракет для военно-морского флота, в 1963 году завершил разработку боевой ядерной ракеты УР-500.

Эта ракета могла вывести на орбиту ядерный боезаряд мощностью 150 мегатонн и представляла собой супероружие — но осталась не у дел после подписания международного договора о запрете на размещение в космосе ядерного оружия. Конструктор предложил на базе УР-500 создать космическую ракету для полета на Луну. При этом одной ракетой он не ограничился, пообещав создать и собственный «Лунный корабль-1». И хотя расчеты показали, что комплекс из УР-500 и ЛК-1 из-за весовых ограничений непригоден для организации экспедиции на Луну и сможет лишь облететь ее, Челомея это не смутило. Он выступил с инициативой создания специальной «лунной» сверхтяжелой ракеты УР-700, способной доставить на Луну такой корабль, который смог бы самостоятельно вернуться на Землю.
Надо сказать, шансы Челомея на успех были весьма велики, тем более что в его ОКБ с 1961 года работал инженером-конструктором сын Никиты Хрущева Сергей.
Однако если Челомею Хрущев симпатизировал (говорят, под влиянием рассказов сына), то Королева глава государства буквально боготворил. А сам Королев, несмотря на провал программы исследования Луны автоматическими станциями (в конце 1965 года он передает эту тематику в НПО им. Лавочкина), уступать не собирался. Напротив, он стремился взять реванш и создать комплекс, который смог бы доставить на Луну человека. В том же 1963 году Королев разработал эскизный проект своего лунного комплекса, состоящего из супертяжелой ракеты Н1 и корабля ЛЗ.
Не мог остаться в стороне и давно уже конфликтовавший с Королевым Михаил Янгель. К 1963 году он уже не только был известен как разработчик ядерных баллистических ракет, но и вышел «в космос»: с полигона Капустин Яр на орбиту его ракетами серии «Космос» выводились легкие спутники. Его днепропетровское ОКБ-586 предложило свой проект лунной ракеты Р-56.
Однако фаворитами все же были Королев и Челомей. И в этой ситуации Хрущев так и не решился отдать предпочтение кому-то одному.
В августе 1964 года постановлением ЦК и Совмина была официально утверждена советская лунная программа. Право первым отправить советского человека к Луне получил Владимир Челомей. Правда, корабль должен был лишь один раз облететь Луну и вернуться на Землю. Это должно было стать космическим подарком к 50-летию революции. А вот проект УР-700 поддержан не был.

Читайте также:
Программа это совокупность команд

Это означало, что челомеевский корабль на самой Луне так и не побывает.
Право прилуниться досталось Королеву. С помощью ракеты Н1 ему предстояло отправить на лунном комплексе Л3 экипаж из двух человек, один из которых должен был совершить прогулку по Луне уже в 1968 году. Единственным проигравшим по всем статьям оказался Янгель: его ОКБ обязали оказать помощь Королеву в создании лунного комплекса.
Впрочем, в возможность реализации этих планов в столь сжатые сроки уже тогда мало кто верил.
Однако смещение Никиты Хрущева в октябре 1964 года и назначение секретарем ЦК по военным вопросам Дмитрия Устинова изменило расстановку сил. С Устиновым у Челомея были натянутые отношения, и это дало возможность Королеву укрепить свои позиции. В августе 1965 года Военно-промышленная комиссия Совмина рассмотрела ход выполнения лунной программы и признала его неудовлетворительным.

У Челомея уже был носитель (в июле 1965 года состоялся первый успешный пуск УР-500), но работа по созданию корабля не заладилась. Зато Королев смог представить практически готовый корабль. И это позволило Королеву потеснить конкурента. В октябре 1965 года правительство принимает решение о совмещении наработок двух КБ: на челомеевской УР-500К облетать Луну должен был королевский пилотируемый корабль с двумя космонавтами.
А времени оставалось все меньше: пока советские конструкторы делили заказы, американцы уже приступили к испытаниям как новой лунной ракеты-носителя «Сатурн», так и лунного корабля «Аполлон».

Сперва к Луне слетали казахские черепахи
В марте и апреле 1967 года с Байконура на околоземную орбиту в испытательный полет отправились два беспилотных лунных корабля, которым дали обозначение «Космос-146» и «Космос-154». За ними должны были последовать запуски кораблей (тоже без космонавтов) к Луне.
Но тут начались сбои. В сентябре и ноябре 1967 года произошло две подряд аварии ракет УР-500К (они получили официальное наименование «Протон-К») с лунными кораблями.

И лишь в марте 1968 года успешно улетел корабль, который нарекли «автоматической станцией ‘Зонд-4′», но при возвращении на Землю у него отказала система ориентации, и он был взорван системой аварийного подрыва, чтобы, не дай Бог, не попал в руки супостата. Во время следующих двух пусков также было не все ладно. В апреле 1968 года вновь произошла авария «Протона». А 14 июля на Байконуре во время подготовки к пуску «Протона-К» с кораблем 7К-Л1 погиб один и получили тяжелые травмы два человека.
И только в сентябре 1968 года к Луне благополучно отправился корабль «Зонд-5», в который загрузили двух отловленных в казахской степи черепах. Эти черепахи первыми из живых существ облетели Луну и вернулись на Землю — за что и были занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако вместо приземления в Казахстане корабль приводнился в Индийском океане, и его еле-еле успели выловить под носом у американцев. Не смог как следует вернуться на Землю в ноябре 1968-го и «Зонд-6». Сначала произошла разгерметизация спускаемого аппарата, а затем на высоте 5300 м самопроизвольно отстрелился парашют, и аппарат камнем упал на Землю. Только чудом удалось спасти фотопленку с лунными пейзажами. Таким образом были впервые получены цветные изображения Луны.
Тем временем СССР все больше отставал от США. Наверстать или хотя бы сократить отставание Москве могли помочь только неудачи американцев. Но США методично и планомерно продвигали свою лунную программу, и она шла строго по графику. В декабре 1968 года «Аполлон-8» с космонавтами на борту облетел Луну и благополучно вернулся на Землю.

В феврале 1969-го Советский Союз попытался предпринять последний рывок — наконец была запущена долгожданная советская суперракета Н1. Но надежда жила меньше минуты — на 54-й секунде «царь-ракета» (как прозвали Н1 испытатели) взорвалась. А в марте экипаж «Аполлона-9» успешно испытал на околоземной орбите лунный корабль, на котором астронавтам предстояло прилуниться. В мае 1969-го экипаж «Аполлона-10» успешно провел такие же испытания, но уже на лунной орбите. Стало ясно, что до появления первого человека на Луне остались считанные дни.

ЦК КПСС предпочел космонавтам манекены
Так оно и вышло: 16 июля 1969 года стартовал «Аполлон-11» — первый из пилотируемых кораблей землян, успешно осуществивший 20 июля высадку людей на поверхность Луны. Астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин пробыли на Луне почти сутки, а Майкл Коллинз находился все это время в орбитальном корабле на окололунной орбите. 24 июля экипаж «Аполлона-11» приводнился в Тихом океане. На борту встречавшего триумфаторов авианосца «Хорнет» астронавтов приветствовал лично президент Ричард Никсон.
Тем временем 3 июля взорвалась при старте еще одна Н1. Однако в Москве еще надеялись, что советским космонавтам удастся если не посетить, то хотя бы облететь Луну. В августе 1969 года с Байконура стартовал «Зонд-7». В подготовке этого корабля на космодроме приняли участие Алексей Леонов и Олег Макаров, проходившие подготовку к пилотируемому облету Луны. Но в корабле отправились облетать Луну манекены — при низкой надежности советской лунной системы никто не решился послать к Луне космонавтов. «Зонд-7» стал первым советским лунным кораблем, успешно выполнившим всю программу и совершившим посадку в казахской степи.
Однако даже после удачного полета «Зонда-7» отправлять на следующем корабле людей так и не решились. Мечтавшие о полете к Луне Леонов и Макаров пошли на крайнюю меру: они написали в ЦК письмо с просьбой изменить решение и разрешить им облететь Луну. Космонавты знали, что «Зонд-8» — это их последний шанс. Дело в том, что этот корабль был последним в серии.

Леонов с Макаровым понимали, что интерес к лунной программе неуклонно угасал, и делать новых аппаратов больше не будут. Однако навстречу им не пошли, и «Зонд-8» в октябре 1970 года облетел Луну в беспилотном режиме.
В СССР, тем не менее, не отказались от испытаний Н1. Летом 1971 года состоялся ее третий пуск. Он также оказался неудачным: ракета поднялась примерно на 500 метров, развернулась на 90 градусов и понеслась, изгибаясь, как гибкая лоза, в сторону Гагаринского старта (откуда осуществлялись и осуществляются все запуски пилотируемых кораблей). К счастью, ракета упала в безлюдной степи.

Последний, четвертый пуск состоялся в ноябре 1972 года. Он тоже был неудачен: ракета взорвалась на 107-й секунде полета.
На этом терпение руководства страны лопнуло: хотя после этого были проведены доработки ракеты и еще пять готовых ракет Н1 ждали своего часа, ни одна из них так и не отправилась в полет. Три Н1, хранившиеся на куйбышевском заводе «Прогресс», были утилизированы, а корпуса двух оставшихся на Байконуре местные умельцы разобрали и использовали для устройства складов, гаражей и песочниц.
Примерно в то же время закрыли свою лунную программу и США. Последняя американская экспедиция побывала на Луне в декабре 1972 года. Удовлетворив свои космические амбиции и вчистую переиграв СССР, Вашингтон потерял всякий интерес к естественному спутнику Земли.

Как поражение обернулось прибылью
Каковы же итоги этой беспрецедентной космической гонки? На первый взгляд, безоговорочную победу в ней одержали США. Астронавты NASA совершили шесть успешных экспедиций на Луну, а советские космонавты не смогли даже облететь ее.
Но это на первый взгляд.
США истратили на свою лунную программу около $20 млрд, СССР на свою — 3,6 млрд руб., из них на разработку и создание «царь-ракеты» Н1 — 2,4 млрд руб. в ценах 1973 года. Кроме того, было списано еще около 6 млрд, потраченных на создание стартового, технического и измерительного комплексов на Байконуре и производственных мощностей в Подлипках и Куйбышеве.
Однако практически все американские деньги были потрачены впустую. Из топливного бака третьей ступени одной из запасных ракет-гигантов «Сатурн-V» была сделана орбитальная станция Skylab, на которой с мая 1973 года до февраля 1974 года поработали три американские экспедиции. На Skylab астронавты доставлялись кораблями «Аполлон». А еще один «Аполлон» нашел свое применение в 1975 году в ходе осуществления первого международного космического проекта «Союз—Аполлон». И это все, что осталось от лунной программы США.
Зато проигравший СССР в полной мере воспользовался лунными наработками. Ракеты «Протон-К» до сих пор остаются одними из самых дешевых и надежных тяжелых носителей в мире. Их коммерческое использование до сих пор приносит России прибыль (около $600 млн только в 1997-1998 годах).

Читайте также:
Как заставить двигаться мышку самой без установки программы

Отечественные и иностранные коммерческие спутники «Протоны» выводят на орбиты с помощью разгонного блока, который создавался для лунного комплекса Л3. Созданные в куйбышевском КБ «Труд» двигатели ракет Н1 (25 лет назад около ста таких движков было законсервировано) сейчас намеревается приобрести американская фирма Aerojet и использовать их на разрабатываемых легких ракетах-носителях Kistler. До сих пор летают и пилотируемые корабли «Союз», которые начали разрабатываться еще в 1963 году и послужили основой для советского лунного корабля «Зонд». Наконец, усовершенствованная версия созданного для прогулок по Луне скафандра «Кречет» и сегодня используются на станции «Мир» российскими и иностранными космонавтами для выхода в открытый космос.
Таким образом, спустя десятилетия после закрытия лунных программ, выяснилось, что настоящим победителем в лунной гонке стал СССР.

  • Газета «Коммерсантъ» №25 от 20.02.1999, стр. 9
  • Иван Сафронов подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Почему космонавты СССР не побывали на Луне

3 июля 1969 года, космодром Байконур. На переднем плане советская лунная ракета Н-1 (изделие №5Л). На заднем плане примерочная ракета для отработки наземных систем пуска (обратите внимание на то, что на примерочной ракете отсутствует система аварийного спасения).

Закрытие советской пилотируемой программы полетов на Луну произошло в июне 1974 г, тогда же расформировали весь отряд космонавтов. В следующем месяце были разрезаны на части готовые к старту ракеты. Уничтожение технологического задела привело к 15-летнему отставанию в развитии космонавтики. Что же тому виной? Почему прекратились попытки попасть на Луну?

Часто говорится о том, что промышленность СССР не могла создать космический аппарат для полета на Луну, что не имелось соответствующей технологической базы. Говорят и о том, что соревноваться с США было попросту невозможно. Но основной причиной провала проекта, обошедшегося по ценам 1974 года в 4 млр. руб., стала неспособность различных ведомств договориться между собой и личные чаяния некоторых руководителей.

США начали лунную программу с единственной целью: превзойти СССР после того как русские вывели первый в мире спутник, получили снимки обратной стороны Луны и первыми запустили человека в космос. Высадка человека на Луну была последним шансом. Для достижения поставленной цели собрали лучших представителей науки, заказы отдавались наиболее подходящим корпорациям в отсутствии конкурентной борьбы. Этому пути обычно следовал и СССР.

Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. Сама по себе Луна не была интересна руководителям ОКБ-1 Королева. Но США бросили вызов и в СССР его приняли. Ракетный проект Н-1 стал продолжением существующего проекта, который разрабатывался как средство доставки водородной бомбы и вывода на орбиту крупногабаритных комплексов, в разы больших, чем более поздние «Союзы», «Салюты» и «Мир».

Реализация лунной программы была экономически нецелесообразна. Но ЦК КПСС от нее не отказался. Согласно Постановлению Правительства, вышедшего в 1960 году, предполагалось создание новой ракетной системы для вывода на орбиту тяжелого космического корабля массой до 60-80 т, создание новых ракетных двигателей, систем управления и космической радиосвязи. В 1964 году была поставлена новая цель – пилотируемый полет к Луне и высадка на ее поверхности раньше американцев.

Лунный проект Л-1 стал причиной ожесточенной борьбы между конструкторскими бюро Королева и Челомея. Существующий ракетоноситель «Протон» теоретически мог совершить пилотируемый полет вокруг Луны, однако воспоминания участников событий говорят о том, что Королев отказывался сажать космонавтов на ядовитую ракету. Дело в том, что топливом для «Протона» служил гептил, окислителем – азотная кислота. В Казахстане было зафиксировано множество отравлений среди местных жителей, использовавших в своем хозяйстве первые ступени «Протонов». Официальная же информация утверждала, что от использования «Протона» отказались по причине слишком высоких перегрузок, которые не могли выдержать космонавты.

Трудным испытанием для проекта стал конфликт между Королевым и Глушко, в результате которого последний отказался от разработки двигателя для ракеты. Работу передали в конструкторское бюро Кузнецова.

Планировалось, что в лунном проекте будут участвовать два космонавта, причем на поверхность Луны спустится только один, второй же должен был оставаться на орбите. Первым человеком, побывавшим на Луне, должен был стать А.А. Леонов, в качестве дублера должен был выступать Ю.А. Гагарин. Ракета-носитель Н-1 была рассчитана для доставки корабля «Союз» с пилотируемым лунным модулем на орбиту Луны.

Так почему же не случилось? Одной из причин стала жесткая экономия. Четыре запуска Н-1 были неудачными из-за первой ступени, для которой не был построен испытательный стенд. Так как все двигатели первой ступени испытывались по отдельности, установить причину отказа ступени оказалось невозможно.

Когда стало известно, что американцы вот-вот отправятся на Луну, Леонов рвался в полет, но его не пустили, что спасло ему жизнь. Н-1 стартовала 21 февраля 1969 года без экипажа, за полгода до старта Апполон-11. Ракета взорвалась вскоре после начала полета. Вторая попытка была осуществлена 3 июля 1969. Ракета взорвалась прямо на стартовом столе, почти полностью разрушив стартовый комплекс.

Уже тогда стало понятно, что первыми на Луну нам не попасть.

Уходят из жизни Королев и Гагарин. Эти две смерти были равносильны смерти отечественной космонавтики. И дело не в том, что не было других талантливых конструкторов и подготовленных космонавтов. Королев и Гагарин были вхожи в Кремль, к их мнению прислушивались.

Королев не только спорил с кем угодно, не смотря на чины, он умел так преподнести свой проект, что за необходимость его осуществления выступали военные. Первый спутник был маяком для баллистических ракет. Он же убедил военных, что постройка базы на Луне позволит держать под прицелом весь мир. О практически неподъемной для страны стоимости проекта он умолчал.

Военные схватились за идею. К тому же ракета Н-1 могла выводить на орбиту станции весом свыше 100 тонн, такие как станция «Звезда», задумывавшаяся для военных целей.

Королев умел использовать нужды и желания военных в собственных целях, выбивая средства для осуществления своих проектов. Для самого Королева полет на Луну был лишь первым шагом к полету на Марс.

Смена руководства в конструкторском бюро не принесла ничего хорошего. Существенно снизилось финансирование, испытательный стенд не был построен. Был восстановлен стартовый комплекс, но и следующие попытки запуска ракеты не были успешными по той же причине отказа первой ступени. А американцы уже принимали поздравления с успешной высадкой на Луну. Советская лунная программа была свернута, про Марс тоже забыли.

Однако была осуществлена еще одна попытка. Надежды отечественной космонавтики связывали с ракетой «Энергия». Испытания прошли успешно. Но ракета была погребена под рухнувшей крышей монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Это поставило последнюю точку в планах России.

США стали лидерами в освоении космоса. Пытаться соревноваться с ними, затрачивая на полеты сотни миллиардов, смысла уже нет.

Лидерство России в космосе осталось в прошлом из-за сворачивания лунной программы и смены руководства в космонавтике. Сегодняшний бесспорный лидер – США. А ведь, если бы руководство страны не забывало слова Циолковского о том, что завоевавший космос будет владеть миром, ситуация могла бы сложиться по-другому.

Кто же может стать лидером завтра? Скорее всего, Китай. Его космическая программа довольно фантастична, проект высадки на Луну должен завершиться постройкой лунной базы уже к 2021 году. Многие не верят в осуществимость этого проекта, но Китай уже доказал, что способен на очень неожиданные поступки, об этом говорит хотя бы сверхбыстрый рост его экономики.

Фото секретной лунной программы СССР

Данные фотоматериалы являются одними из оставшихся на сегодняшний день доказательств того, что СССР также пытался высадить человека на Луну – очевидно, после того, как это не смогли, или, точнее, не успели сделать, о программе забыли.

Впрочем, к счастью, мало что исчезает безвозвратно и бесследно. На снимках, которые мы можем видеть, запечатлена одна из лабораторий Московского авиационного института, а также аэрокосмическое оборудование, в том числе, космический аппарат и посадочный лунный модуль.

История «Лунной гонки» хорошо известна многим современникам: до того, как американский президент Джон Кеннеди инициировал запуск программы «Аполлон», Советский союз заметно опережал США в вопросах исследования Луны. В частности, в 1959 на поверхность Луны была доставлена автоматическая межпланетная станция «Луна-2» а в 1966 на ее орбиту вышел советский спутник.

Как и американцы, советские ученые разработали многошаговый подход к выполнению поставленной задачи. У них также было два отдельных модуля для пребывания на орбите и для посадки.

В то время как экипаж «Аполлона-11» включал в себя трех членов, вся тяжесть выполнения советской лунной программы должна была возлечь на плечи одного космонавта – таким образом, вес оборудования удалось существенно сократить. К тому же, были и другие отличия, делающие советский аппарат более легким. В первую очередь к таковым можно отнести сравнительную простоту конструкции, использование одного и того же двигателя для посадки и взлета, а также отсутствие прямого соединения между орбитальным и лунным модулем. Это значило, что астронавту было бы необходимо выходить в открытый космос, чтобы перебраться в посадочный модуль перед высадкой и, позже, чтобы забраться обратно в орбитальный модуль после возвращения с Луны. После этого лунный модуль отсоединялся, и космический аппарат отправлялся на Землю без него.

Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. Несмотря на то, что два первых тестовых запуска были успешными, в ходе третьего ракета разбилась. В четвертом тесте, проводимом в 1971 году, пробный космический аппарат вернулся на Землю по неверной траектории, попав в воздушное пространство Австралии, вследствие чего мог возникнуть международный скандал: советским дипломатам якобы пришлось убеждать австралийцев в том, что падающих на них объект – это испытательный космический модуль «Космос-434», а не ядерная боеголовка.

После нескольких неудач программа стала слишком дорогой, а после того, как американцы представили миру документальное доказательство успеха миссии «Аполлон-11», в ней вообще пропал смысл. В результате, космическое оборудование стало чем-то вроде музейных экспонатов.

Источник: picturehistory.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru