Распоряжение от 3 июня 2017 года №1155-р. Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы её реализации. Концепция будет основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».
Документ
Распоряжение от 3 июня 2017 года №1155-р
Подготовлено Минкомсвязью России.
Подписанным распоряжением утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (далее соответственно – Концепция, программа).
Комментарий
Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы её реализации.
Основная цель программы – повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества.
Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики
Концепция будет основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)».
Работа Правительства:
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
Источник: government.ru
Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы
В 2010 году заканчивается первый этап реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России, в ходе которого были предприняты усилия и инициативы в этой важной для страны сфере.
Безусловно, заметны определённые позитивные сдвиги в целом ряде регионов. Проблема чтения начинает восприниматься более профессионально, структурно, нарабатывается опыт, в регионах проводятся мероприятия, связанные с поддержкой книг и чтения, некоторые из них носят инновационный характер. Организуются праздники книги, на библиотечных сайтах появляются разделы,посвящённые чтению, проходят многочисленные конференции, круглые столы, форумы, растёт число публикаций в профессиональной печати, появляется социальная реклама в поддержку книги. Однако, как показывает практика – пока этих мер недостаточно.
В целом в активную работу вовлечены только те библиотеки, с которыми в той или иной степени сотрудничают органы управления культуры. Степень вовлечения остальных институтов поддержки чтения часто оказывается недостаточной. Что касается причин, которые препятствуют организации масштабной работы по продвижению чтения, то кроме дефицита финансирования существуют и другие – недостаток профессиональных кадров, неумение начать организационную работу, слабый интерес со стороны населения, перегруженность другой работой. Серьёзной проблемой является и то, что реальная социальная значимость и острота проблемы низкого уровня читательской и общекультурной компетентности в стране не осознаются не только региональным руководством и населением, но и библиотечными работниками. В России отсутствуют и даже не разрабатываются технологии формирования мотивации к чтению.
Как блокируют навык развития чтения у детей. Людмила Ясюкова.
Именно этой проблеме были посвящены две всероссийские конференции, которые прошли 18 и 19 ноября 2010 года в Москве. II Всероссийская научно-практическая конференция «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» состоялась в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. IV Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» прошла 19 ноября в «Президент-Отеле» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Непосредственным организатором конференций выступил Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Обе конференции были связаны общей проблематикой и взаимно дополняли друг друга, был сохранён прошлогодний формат тематических дискуссий, который позволил в неформальном диалоге пообщаться представителям смежных отраслей книжного дела: библиотекам, СМИ, издательствам, книгораспространителям, общественным деятелям и ассоциациям.
На конференции в Доме русского зарубежья состоялись две тематические дискуссии – «Библиотеки: влияние на круг чтения» и «Книжный бизнес и СМИ: влияние на круг чтения». В ходе работы освещался и обобщался опыт библиотек, издательств, СМИ в сфере развития чтения, обсуждались вопросы развития профессиональных коммуникаций между этими институтами.
Конференция в «Президент-Отеле» открылась докладом Президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмина на тему «Успехи и неудачи деятельности по продвижению чтения в России (2006–2010)». Выступающий ознакомил аудиторию с результатами мониторинга региональной политики и деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения, который проводился МЦБС в 2010 году, подвёл итоги первого этапа Национальной программы поддержки и развития чтения. К сожалению, выводы оказались неутешительными.
Негативные тенденции и ухудшение состояния с чтением сохраняются и усугубляются:
- слабым осознанием остроты и глубины проблем чтения на уровне политической и интеллектуальной элиты в профессиональной среде;
- истощением слоя квалифицированных читателей;
- увеличением доли россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;
- утратой ценностных ориентиров в литературной культуре. Падает вкус, растёт невзыскательность;
- неуклонным снижением общественного интереса к библиотекам среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности;
- падением интереса к научной литературе, литературно-художественным и общественно-политическим журналам;
- смещением издательской политики в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности;
- утратой традиций семейного чтения;
- убеждённостью в том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом;
- отсутствием взаимодействия с системой образования;
- ухудшением владения родным языком и снижением уровня грамотности населения.
По результатам исследования выявляются следующие тенденции:
- постепенное осознание того, что активизация деятельности по продвижению чтения поможет населению и органам власти в решении жизненно важных, социально значимых проблем;
- проведение мероприятий по продвижению чтения во всех регионах России (к сожалению, в большинстве случаев без дифференцированного адресного характера мероприятий);
- недостаточный уровень осведомлённости регионов о Национальной программе поддержки и развития чтения, а зачастую – неверное понимание представителями регионов сути специальной подготовки в сфере продвижения чтения необходимость оценки качества разрабатываемых региональных программ поддержки и развития чтения и их соответствия идеологии Национальной программы;
- склонность считать основным препятствием в ходе деятельности библиотеки в сфере поддержки и развития чтения отсутствие финансирования.
В 2000-х гг. в России возник новый социокультурный феномен – «региональный центр чтения», который, как предполагалось, будет способствовать развитию, продвижению и популяризации чтения. Однако подавляющее большинство ныне существующих центров являются структурными подразделениями библиотек (со всеми вытекающими отсюда материальными и кадровыми проблемами). До сих пор сохраняется проблема методологической и методической непроработанности вопроса функций центров уделяются недостаточно внимания исследовательской деятельности в области чтения. Последнее время активизировалась деятельность этих центров по созданию собственных сайтов в сети Интернет. Тем не менее и здесь возникают свои сложности, уже на этапе создания: недостаточно чёткое обозначение рубрик, невыразительное оформление, проблемы навигации, незаполненные рубрики и неработающие ссылки, недостаточная оперативность обновления информации.
Усилия, направленные на преодоление кризиса чтения, на сегодняшний день недостаточны или малоэффективны, отметил Е.И. Кузьмин. Необходима более широкая политическая и информационная поддержка деятельности по продвижению чтения, адекватное финансирование, современное методологическое и научно-методическое сопровождение. Следует привлекать к работе не только библиотеки, но и все институты поддержки и развития чтения, особое внимание необходимо уделить возможностям Интернета, социальных сетей и блогов, вызывающих немалый интерес у подрастающего поколения. Необходимо не просто увеличивать количество массовых мероприятий в поддержку книги, нужна целенаправленная, планомерная и адресная работа с различными социальными и читательскими группами, повышение квалификации работников всех институтов поддержки и развития чтения.
Немалый интерес у аудитории вызвали данные исследования «Книга в меняющемся мире: старые и новые технологии чтения в России», озвученного В.В. Фёдоровым, Генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос проводился в период с мая 2009 г. по сентябрь 2010 г. среди 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше из 138 населённых пунктов, 46 областей, краёв и республик Российской Федерации. Некоторые данные сравнивались с результатами исследований прошлых лет.
Как показал анализ, количество нечитающих за 13 лет значительно возросло.
Читаете ли Вы книги?
Однако книг в домашних библиотеках становится больше.
Сколько книг в Вашей библиотеке?
7% россиян читают или скачивают книги в Интернете.
Где Вы чаще всего берёте книги, которые хотите прочитать?
Всё больше россиян и дня не могут обойтись без Интернета. Среди опрошенных 39% являются пользователями Сети.
Пользуетесь ли Вы Интернетом и, если да, то как часто?
Слушать музыку, смотреть фильмы и читать книги в сети стали в два раза чаще.
Для чего Вам необходим доступ к сети Интернет?
Об электронных книгах слышал уже каждый второй респондент. При этом молодёжь осведомлена об электронных книгах намного лучше. 14% уже купили такую книгу или рассматривают возможность купить. И это, в первую очередь, активные пользователи Интернет.
Планируете ли Вы покупать э-книги?
По результатам исследования очевидно, что:
- традиционное чтение теряет свою популярность;
- компьютеризация и интернетизация населения России взрывообразно растёт;
- новая коммуникационная среда, основанная на мобильных телефонах и Интернете, меняет стандарты поиска и потребления информации;
- электронная книга – новый носитель знания, отвечающий идеологии новой коммуникационной среды.
Безусловно, все эти тенденции необходимо учитывать в реализации второго (2011–2015 гг.) и третьего (2016–2020 гг.) этапов Национальной программы чтения. Деятельность по поддержке чтения в стране развивается, но, к сожалению, несмотря на все усилия, проблемы остаются. Однако это должно стать не поводом для разочарования, а стимулом продолжать и активизировать работу.
Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению сегмента нового читателя – это молодое активное поколение XXI века. А с новым читателем необходимо работать по-новому, уметь его заинтересовать, говорить с ним на одном языке. Ну, и конечно, привлечь его и к чтению, и к книге, неважно в каком формате.
Благодарим за предоставление публикации журнал «Университетская книга»; впервые материал опубликован в номере 12-2010.
Источник: pro-books.ru
Когда принята национальная программа поддержки и развития чтения
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В РФ
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам для ознакомления разработку, включающую основные аспекты Национальной программы поддержки и развития чтения в Российской Федерации, а также опыты разработок проектов по внедрению Национальной программы (информационный список).
Данный выпуск подготовлен в помощь организации работы по реализации Национальной программы в библиотеках района.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
24 сентября 2006 г. на Санкт-Петербургском книжном салоне Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский и Президент Российского книжного союза С. В. Степашин подписали текст Национальной программы поддержки и развития чтения (далее – Программа).
Разработка Программы велась на протяжении всего 2006 г., и в этот процесс были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли.
Принятие и реализация Программы диктуется острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры.
Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные способы противодействия ей, т. к. чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
В настоящее время в России издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом не оправдывается и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности населения и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения и т.д.
Поэтому в России должны быть созданы такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать, и обеспечивали им доступ любых современных изданий. И во многом для решения данной проблемы должны приложить усилия библиотеки.
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов ее воплощения в жизнь на территории страны.
Цель разработки и реализации Национальной программы заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня:
— читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной ) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
— читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
— Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения – библиотек и других культурно-просветительских учреждений, системы образования, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента (информационного наполнения) на различных носителях (газеты , журналы, документы и т. п.). Упорядочение систем: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения и последующего методического сопровождения.
— Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры, а также между институтами и системой управления, обеспечивающей упорядочение социокультурного пространства чтения.
— Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику поддержки и развития чтения.
Для реализации целей и задач Программы используется следующая совокупность универсальных и специальных методов и средств:
Универсальные:
— диагностика состояния инфраструктуры чтения, под которой понимается: совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сервисов; наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение ); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос ). Диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними;
— пилотные проекты (социальный эксперимент), предполагающие целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отобранных так, чтобы наиболее полно представлять каждое из ранее выделенных дифференциальных направлений;
— мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации Программы;
— оценка социальной и экономической эффективности реализации Программы;
— укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их соответствия современной социальной необходимости в российском обществе.
Специальные:
1. В отношении читателей:
— изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетентности различных социокультурных групп и слоев;
— типичные виды работы с адресными группами читателей на базе образовательных учреждений, библиотек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.
2. В отношении институтов инфраструктуры чтения:
— разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей;
— изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской активности (школ , колледжей, библиотек, литературных музеев и т. д.);
— выявление успешных образцов работы с читателями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения;
— организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной литературы;
— создание, поддержка и продвижение массовых периодических изданий (типа «круг чтения», «литературные новинки» и т. п.);
— создание на радио, телевидении и в печатных СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных проблемам чтения;
— использование возможностей Интернета для популяризации чтения.
3. В отношении разработки и корректировки Национальной Программы:
— конкурсы на самые эффективные образцы реализации Национальной программы;
— мониторинг, выявление и распространение эталонных образцов решения программных задач по каждому из выделенных направлений;
— поощрение лучших исполнителей программ.
4. В отношении тех, кто должен нести ответственность за активизацию чтения:
— переподготовка и совершенствование системы повышения квалификации воспитателей детских учреждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек;
— подготовка и повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин не только в гуманитарных и социальных, но и в технических и естественнонаучных вузах и на соответствующих факультетах;
— организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей;
— работа с региональными и муниципальными администрациями, в первую очередь с органами образования и культуры, направленная на расширение и повышение качества образовательных и культурно-просветительских программ, связанных с чтением.
5. В отношении направлений и форм популяризации чтения:
— повышение престижа чтения с использованием СМИ (TV , радио, печатная пресса, Интернет, реклама);
— наружная (растяжки , билборды, плакаты) и наглядная (внутри учреждений) агитация (плакаты , листовки, закладки, посвященные чтению и книгам);
— широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий;
— создание механизмов оперативного реагирования на изменение ситуации в области чтения;
— проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения, литературные праздники и т. д.).
Ожидаемые результаты реализации
Национальной программы
поддержки и развития чтения:
— повышение культурной компетентности населения России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами;
— повышение читательской компетентности населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами;
— рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения);
— увеличение доли населения, вовлеченного в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенного результатами обучения;
— увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения;
— увеличение доли населения, а также институциональных потребителей контента (информационного наполнения), удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента;
— увеличение доли населения, а также институциональных потребностей контента, удовлетворенных его доступностью.
Для реализации Национальной программы сотрудники библиотек должны для себя уяснить, что чтение является важнейшим способом освоения базовой социально значимой зафиксированной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, — составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.
Наиболее интересные и значимые проекты по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения можно высылать на сайт Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и получить материальную помощь для реализации своих проектов.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПИСОК
ПО ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1. V съезд Российской книжного союза. Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации: [дискуссия о проекте] [Текст] / публикацию подгот. И. В. Самыкина. // Библиотековедение. – 2006. – № 6. – С. 8-17.
2. Асканова, В. Я. Проект «Читающий Урал — настоящая Россия» [Текст] / В. Я. Асканова. // Школьная библиотека. – 2006. – № 8. – С. 14-17.
3. Борисова, Н.В. Система непрерывного образования библиотекаря как составляющая реализации «Национальной программы поддержки и развития чтения» [Текст] / Н.В. Борисова. // Школьная библиотека. – 2007. – № 3. – С. 27-32.
4. Бородина, В. Национальная программа чтения и библиотечное обслуживание [Текст] / В. Бородина. // Библиотечное дело. – 2006. – № 12. – С. 37.
5. Власова, Н. И. Воспитание культуры чтенмя учащихся. Литературный клуб «Парус »: [об опыте работы г. Владимира по реализации Программы по культуре чтения] [Текст] / Н. И. Власова // Школьная библиотека. – 2006. — № 9-10. – С. 131-134.
6. Галактионова, Т. Г. «Открытое чтение»: [педагогический замысел надпредметной программы] [Текст] / Т. Г. Галактионова. // Библиотечное дело. – 2007. – № 2. – С. 37-40.
7. Галактионова, Т. Г. «Школа культуры чтения»: [опыт организации] [Текст] / Т. Г. Галактионова. // Библиотековедение. – 2006. – № 6. – С. 62-66.
8. Гокова, Е. И. Новаторские подходы в практике работы Липецкой областной юношеской библиотеки: новые идеи и методики в организации работы по развитию читательской и информационной культуры [Текст] / Е. И. Гокова // Школьная библиотека. – 2006. – № 8. – С. 17-21.
9. Михайлова, Н. И. «Молодая Россия читает» — одна из флагманских программ Российского книжного союза: [презентация проекта] [Текст] / Н. И. Михайлова // Школьная библиотека. – 2006. – № 6. – С. 41-44.
10. Национальную программу – развивать и поддерживать: [всероссийская конференция о Национальной программе поддержки и развития чтения] [Текст] / Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 32-33.
11. Стахеева, В. А. Приближение к душе: [программа чтения для детей] [Текст] / В. А. Стахеева. // Школьная библиотека. – 2006. – № 5. – С. 4-5.
12. Тихомирова, И. И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышения грамотности? [Текст] / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. – 2006. – № 10. – С. 11-20.
13. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] // Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 10-28; Школьная библиотека. – 2007. – № 1. – С. 6-25.
14. Худокормова, О. «Друзья нашего дома»: [проект в поддержку чтения детей] [Текст] / О. Худокормова. // Библиополе. – 2006. – № 10. – С. 8.10.
15. Черкасова, Е. Чему Ваня не научился: [о программе «Школа маленького читателя»] [Текст] / Е. Черкасова // Библиополе. – 2007. – № 5. – С. 24-25.
В копилку специалиста: вып. 1. Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ: (основные аспекты Программы и информационно-библиографический список) [текст] / МУК МЦБ; ЦБ; МБО; сост. Кешешян, А. О.; отв. за вып. Кешешян А. О. – Чалтырь, 2007.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО «Дон АйТи»
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Источник: www.chaltlib.ru