Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Методический материал к занятию.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Методический материал к занятию
3 История создания программы 1919 г. – «Инструкция по ведению очага и детского сада» — первый документ, в котором заложены основы организации жизни и работы дошкольных учреждений г. – «Портфель дошкольного работника» (справочник для практических работников) – в схематическом виде дан минимум теоретических сведений и максимум указаний практического характера г. – на IV съезде по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения выделен специальным разделом.
4 История создания программы 1932 г. – «Программа для дошкольных учреждений», состояла из двух частей: 1-я часть. Разделы воспитательной работы: — общественно-политическое воспитание — трудовое воспитание НЕТ — музыкальное воспитание ИГРЫ — физическое воспитание — изобразительная деятельность деление — математика на 3 — грамота. группы 2-я часть. Организационные моменты. !! Программа не учитывала возможности детей (знакомство с классовой борьбой, с социалистическим соревнованием)
Рабочие документы педагога детского сада: разработка и реализация перспективных и календарных планов
7 История создания программы 1984 г. – «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», на основе которой разрабатывались программы в союзных республиках г. В РФ – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой г. – появление новой «Концепции дошкольного воспитания» г. – «Типовое положение о ДОУ», в котором закреплялось право ДОУ самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, вносить свои изменения, а также разрабатывать собственные в соответствии с требованиями ГОС.
8 Появление вариативных программ 1989 г. – Радуга 1991 г. – Детство 1994 г. – Развитие 1995 г. – Истоки 2004 г. – Программа воспитания и обучения в д/саду 2010 г. – От рождения до школы 2010 г. – Радуга 2011 г. – Детство 2011 г. – Истоки 2011 г. – Успех
9 Классификация современных воспитательно-образовательных программ Вариантивность (базируется на личностно- ориентированной государственной Концепции дошкольного воспитания) «Детство», СПб: 1991 «Радуга», М.: 1993 «Развитие», М.: 1994 «Истоки», М.: 1997 Альтернативность (базируется на личностно- ориентированных концепциях, идеях свободного воспитания, религиозной философии) Вальдорфская педагогика Монтессори педагогика «Школа завтрашнего дня» Д.Ховарда По образовательной концепции
10 Классификация современных воспитательно-образовательных программ Комплексные (основные, базовые), включают в себя все основные направления развития ребенка «Детство» «Радуга» «Развитие» «Истоки» «Детский сад – дом радости» Парциальные (дополнительные, специализированные, локальные), включают в себя одно или два близких направления развития ребенка «Юный эколог» «Театр – творчество – дети» «Я, ты, мы» «Семицветик» По содержанию
Внедрение ФОП ДО и ФАОП ДО в практику детского сада.
11 Классификация современных воспитательно-образовательных программ Федеральные Могут использоваться на всей территории РФ: «Наш дом — природа» «Радуга» «Юный эколог» «Программа воспитания и обучения в д/саду» Региональные Используются только в определенном регионе: «Чудесный город» «Знакомство с Санкт- Петербургом» «Взрослеем вместе с городом» По месту распространения
12 Факторы, определяющие выбор программы Особенности ДОО Тип и вид ДОО Возможности ДОО Заказ учредителей Запросы родителей Характеристика самой программы Её концептуальная основа Правовая основа (одобрена Министерством образования РФ)
13 Требования к программе Должна соответствовать Закону РФ «Об образовании» Должна быть ориентирована на общечеловеческую культуру Должна ориентироваться на «Концепцию дошкольного воспитания» P.S. Выбор программы осуществляется всем коллективом ДОО.
14 Анализ программ Название программы, автор, год и место издания Вид программы Основная цель и задачи программы, ее направленность Структура программы Наличие методического обеспечения Наличие критериев оценки достижений воспитанников . Анализируем 3 комплексные программы (по своему выбору) по одной возрастной группе
15 Контактная информация Сорока Наталья Павловна, преподаватель общественных дисциплин СПб ГБПОУ «Педагогический колледж 8» Спасибо за внимание!
Источник: www.myshared.ru
«Мы приходим в детский сад. » История дошкольного образования в России
27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004гор году. Почему именно 27 сентября?
В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи.
Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.
В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.
Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы.
В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств.
В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.
Дети Хитрового рынка в приюте-яслях попечительства 2 и 3 участков Мясницкой части. Фотография из книги И.Ф.Горностаева «Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве», 1900-й год
В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых.
В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования.
В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями.
Советский Союз: да здравствует социализм
20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Так стартовала государственная программа дошкольного образования в нашей стране. Документ определил главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех детей дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось неслыханными темпами.
Если в 1918 году функционировало 400 дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4723 – почти в двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 000 детей.
В 1918 году профессор Константин Николаевич Корнилов вместе с коллегами создал во 2-м Московском государственном университете педагогический факультет с дошкольным отделением (спустя несколько лет факультет был преобразован в Московский государственный педагогический институт).
Годом позже в Москве прошел первый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию.
В 1928 году начал издаваться ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание» для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. Правда, термин «детский сад» не использовался: в 1920 – 1930-е годы такие заведения назывались «детский очаг» либо просто «очаг».
Прогулка в советском детском саду
В 1934 году вышла первая «Программа работы детского сада». Четыре года спустя были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». Устав определял задачи, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений. Руководство содержало методические указания по работе с детьми.
В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о создании ведомственных детских садов. Двумя годами позже были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности.
Уже к 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000.
В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений.
В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
Российская Федерация: дети – наше будущее
Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы разрухи и неустроенности затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Это повлияло и на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров.
Пострадали в том числе и ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше обычных, поскольку были закреплены за определенными предприятиями или организациями. В период кризиса многие из этих учреждений закрывались либо переходили на режим строжайшей экономии. Тогда даже сотрудникам нечем было платить зарплату, что уж говорить о содержании детских садов. Внезапно освободившиеся помещения – чтобы не простаивали – перепродавали, сдавали в аренду или вовсе бросали на произвол судьбы. В последнем случае не было денег даже на элементарную охрану садовской территории – имущество разворовывалось, кое-где селились бомжи.
Да, часть дошкольных учреждений продолжала работать, но и им было далеко до уровня советских учреждений. Нехватка денежных средств ощущалась буквально во всем: общая обстановка, качество питания, оснащение в группах, дефицит спортивного и музыкального оборудования.
Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать.
Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали очереди, чтобы попасть в садик.
Беби-бум продолжается и сейчас. Это, конечно, радует. Но чтобы ребенок попал в садик к трем годам – то есть к концу маминого декретного отпуска – родители должны вставать на учет в гороно сразу после появления малыша на свет. Правда, для льготных категорий (мать-одиночка или многодетная мать) очередь немного короче.
Современный детский сад в Шадринске
Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов, число которых постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема дефицита мест в детских садах полностью решена.
Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания и центры дошкольного образования. Посещает их 6 000 000 детей.
Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» формируется современная качественная предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях, создается эффективная система психолого-педагогической экспертизы, учебно-методической и электронной продукции. Один из ключевых принципов – максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
Пять лет назад впервые в российской истории был принят совершенно особый ФГОС – федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Любые вложения в сферу дошкольного образования – наиболее эффективны для повышения качества последующего обучения и выравнивания стартовых возможностей наших детей.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте .
Источник: dzen.ru
История создания программ для дошкольных учреждений. Принципы построения программы, ее структура
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.
5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)
— народная педагогика (фолклор);
— прогрессивные идеи прошлого;
— современные Психолого-педагогические исследования;
— данные смежных наук;
Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Периодизация дошкольного детства, характеристика детей дошкольного возраста. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.
1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.
2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.
3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.
4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.
На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.
Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе.
По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды.
С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).
С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.
В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:
I — новорожденный: 1-10 дней;
II — грудной возраст: 10 дней — 1 год;
III — раннее детство: 1-3 года;
IV — первое детство: 4-7 лет;
V — второе детство: 8-12 лет;
VI — подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
VII — юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует
также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения:
I — преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;
II — дошкольный возраст: 3-6(7) лет;
III — младший школьный возраст: 6(7)-10 лет;
IV — средний школьный возраст: 11-14 лет;
V — старший школьный возраст: 15-18 лет.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Появляются новые виды деятельности:
Игра – первый и основной вид деятельности;
Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность;
Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.
К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению. Таким образом важно повседневно занимать дошкольников игрой как самостоятельно, так и со взрослым. Так же приучать ребёнка к посильному труду. Каждый из видов деятельности имеет положительную динамику в развитии ребёнка, его знаний, умений, навыков.
История создания программ для дошкольных учреждений. Принципы построения программы, ее структура.
После революции дс были включены в систему народного образования.
Возникает необходимость в осуществлении преемственности в работе дс и школы, что вызывает необходимость разрабатывать программы дс.
1919 – первые док-ты «Инстукция по ведению очага»
1926 — «методическое письмо» Суровцевой, взамен инструкции по ведению очага.
1932 – «проект программы в 2 частях» (1 – примерная (16 организ моментов;) 2 – видовая деятельность(обязательная):5 разделов – общественно-политическая деятельность; трудовое восп-е; муз. Вос; ФВ; Изодеятельность№ грамота );
1934 – «Программа и внутренний распорядок дс» (сужен круг знаний ребенка, есть возрастная периодизация; 1 – ФВ; 2- Худ Восп; 3 – рисование и лепка; 4 — игра)
1938 – «Устав дс» (вед роль игры; усилено внимание к возрасту ребенка); «Руководство двоспитателя» (для 3 групп: младш, ср, ст)
1946 –второе изданиеРуководство двоспитателя»
1953, 1955 – вопрос об обучении дошк-ов (А.П. Усова);
1959 – принято постановление о создании нового учреждения «ясли-сад»
1960 – НИИ дошкольного воспитания
1962 – «Программа воспитания в дс»(4 этапа дошк.детства 1- ранний, 2- мл.дошк; 3 – ср. дошк возр; 4- ст.дошк); виды деятельности (1-игра; 2- труд; )
1985 – типовая программа для дошк.учрежд РФ (ФК – 3часа; рр; схд; театр деятельность);
1991 – «Временное положение о ду»
1995 – «типовое положение о ДОУ»
2008 – нынешнее положение.
бный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
« Чтение художественной литературы»
В Программе раскрываются основные концептуальные положения, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.
Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.
Система поиска информации
Источник: megaobuchalka.ru