Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон (род. 25 июня 1950) — советский и российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования [2] . Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [3] .
- 1 Научно-методическая деятельность
- 1.1 Учебная программа по математике
Научно-методическая деятельность
Л. Г. Петерсон, начиная с 1975 года, совместно с математиками Наумом Виленкиным и Георгием Дорофеевым [4] участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения. Одной из первых успешных попыток практической реализации системы развивающего обучения стал разработанный Л. Г. Петерсон в 1991—1997 гг. непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы, который нашёл широкое применение в школах Российской Федерации. Ею также подготовлены программы по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», составлены сценарии уроков к учебникам по математике для школьных педагогов. Она являлась научным руководителем учебно-методического комплекса «Перспектива» [2] . С 1990-х методику Л. Г. Петерсон стали широко использовать в дошкольном и школьном образовании [4] .
СВОЕОБРАЗИЕ МАТЕМАТИКИ Л.Г.ПЕТЕРСОН//ВВЕДЕНИЕ
В январе 2004 года в составе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования был в качестве структурного подразделения открыт Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». Его директором и научным руководителем стала Л. Г. Петерсон. Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…», авторский коллектив которой Указом президента РФ № 1178 от 5 октября 2003 года был удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год [3] .
В 2014 году первый зампред Комитета Государственной думы по образованию О. Н. Смолин, отмечал, что по учебникам Петерсон занимались большинство членов сборных команд российских школьников, выступавших на международных математических олимпиадах [5] .
Учебная программа по математике
Л. Г. Петерсон разработала комплексную программу обучения математике, начиная с детей трёх лет до девятого класса общеобразовательной школы. В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Ученикам сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы. Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию [4] .
С учебниками авторства Людмилы Петерсон работают как специализированные, так и самые обыкновенные государственные школы и детские сады. Её система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на зазубривание. Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, в результате ученики осваивают навык создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно, причём не только в математике, но при решении любых задач. Те, кого считали отстающими, начав заниматься по системе Петерсон, зачастую выравниваются и становятся успевающими учениками [4] .
Методику критикуют из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя, поскольку от него требуется вести дискуссию, а не просто объяснять тему, требуется организовывать работу в группах и грамотно строить диалог. Бывает, что учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. Одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях, поэтому, если ребёнок отсутствовал на уроке, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится. Иногда дети при знании сложных вещей (например, алгоритмов или теории множеств) могут иметь проблемы с устным счётом [4] .
Инцидент с Минобрнауки
Решение Минобрнауки вызвало возмущение научного сообщества, учителей и родителей, после чего более 20 тыс. человек подписали петицию за пересмотр федерального перечня школьных учебников [7] [8] . С резкой критикой решения министерства выступил и Общественный совет Минобрнауки [9] . К апрелю 2014 года родители и педагоги собрали более 50 тыс. подписей в поддержку учебников, доказавших свою эффективность, Общественная палата и депутаты Государственной думы требовали от Минобрнауки пересмотреть решение [5] . В СМИ опубликованы подозрения о переделе рынка школьных учебников как причине решения министерства [5] [8] .
Из библиографии
- Алгебра. 8 класс. Учебник. В 3-х частях. / Людмила Петерсон, Назар Агаханов, Олег Подлипский, Александр Петрович, Марина Рогатова, Борис Трушин. М.: Ювента, 2017. 128 с. Выпуск: 10000. ISBN: 9785854296380.
- Петерсон Л. Г., Петрович А. Ю., Подлипский О. К., Агаханов Н. Х. Алгебра. 9 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС ООО. / ред. Абраров Дмитрий Леонардович. М.: Просвещение/Бином, 2021 г.
- см. также Её трудыАрхивная копия от 26 ноября 2019 на Wayback Machine в каталоге РГБ.
Примечания
- ↑ 1,01,1Козенко, Андрей. Патриотическое вычитание(неопр.) . // Интернет-газета «Znak.com» (8.04.2014). Дата обращения: 13 апреля 2014.Архивировано 13 апреля 2014 года.
- ↑ 2,02,1Система учебников «Перспектива». Людмила Георгиевна Петерсон(неопр.). Издательство «Просвещение».Дата обращения: 23 октября 2015.Архивировано 24 сентября 2015 года.
- ↑ 3,03,1Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»(неопр.) . Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Дата обращения: 23 октября 2015.Архивировано 3 августа 2015 года.
- ↑ 4,04,14,24,34,4Терехова.
- ↑ 5,05,15,25,3Борта, Юлия.Закрытые книжки. Какие учебники попали в «чёрный список» Минобрнауки // Аргументы и факты. — 2014. — № 15 (1744) (9 апреля). — С. 27. (Дата обращения: 23 октября 2015)
- ↑Конюхова, Ксения.В учебнике математики обнаружены три непатриотичных поросёнка. Всего же эксперты посчитали неправильной каждую пятую книгу для учеников(неопр.).Комсомольская правда (19 марта 2014).Дата обращения: 13 апреля 2014.Архивировано 25 марта 2014 года.
- ↑Казакова, Анна.Задача экспертизы — разобраться в корректности замечаний. Научное сообщество вступилось за запрещенные учебники(неопр.).Коммерсантъ.Коммерсантъ FM (20 марта 2014).Дата обращения: 13 апреля 2014.Архивировано 14 апреля 2014 года.
- ↑ 8,08,1Якорева, Анастасия.Скандалы, интриги, учебники : Кому выгодны новые правила оценки школьной литературы // Коммерсантъ Деньги : журн.. — 2014. — № 13 (7 апреля). — С. 27.
- ↑Елена Мухаметшина.Непатриотичная математика. Общественный совет Минобрнауки жестко раскритиковал ведомство за новый федеральный перечень учебников(неопр.).Газета.Ru (20 марта 2014).Дата обращения: 13 апреля 2014.Архивировано 24 апреля 2014 года.
Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai
Биография и личная жизнь Людмилы Петерсон, ее карьера и успех педагога
Автор учебников по математике и образовательных программ для школьников и дошкольников Людмила Петерсон начала работу в 1975 году. Вместе с коллегами, математиками Георгием Дорофеевым и Наумом Виленкиным педагог разрабатывала основы непрерывного обучения математической науке, которые позже стали базой для ее авторских курсов.
Людмила Георгиевна работала методистом в Институте психологии, получила ученую степень доктора педагогических наук. За заслуги в научной деятельности Петерсон стала профессором кафедры начального и дошкольного образования Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 90-е годы она возглавила учебно-методический комплекс «Перспектива».
Методики Людмилы Георгиевны ввели в общеобразовательных школах. Программы Петерсон по математике получили одобрение родителей и чиновников министерства образования.
По мнению депутата Госдумы и зампреда комитета по образованию О. Смолина, участники международных математических олимпиад из России достигли высокого уровня знаний благодаря учебникам Людмилы Георгиевны.
Авторские труды
Методика Петерсон отличается от обычной школьной программы способом подачи материала. На обычном уроке учитель объясняет тему, показывает примеры, задает домашнее задание. Ученики получают готовые знания, теоремы и формулы, которые должны просто запомнить.
Уроки Людмилы Георгиевны строятся на логике и дискуссии. Дети с подачи учителя сами открывают математические законы заново. В результате им не нужно ничего зубрить.
Методика Петерсон обладает следующими преимуществами:
- подходит для детей от трех лет;
- развивает абстрактное мышление;
- учит справляться с трудными задачами и находить собственные решения в математике и в жизни.
В основе программ Людмилы Петерсон лежат научные труды психологов Д. Эльконина, П. Гальперина, Л. Занкова. Обучение превращается в интересную игру, живое общение. Школьники учатся высказывать свое мнение. Дети, которые не дружили с математикой, после обучения по программе Петерсон догоняют более способных одноклассников. Но в методике Людмилы Георгиевны есть и недостатки.
Задачи в учебных пособиях трудно понять и решить без наводки учителя. Педагог является маяком, который в грамотно построенном обсуждении указывает ученикам правильное направление. Не каждый учитель способен перестроиться на новую систему.
Ученику трудно восполнить пробел при пропуске урока, так как одна и та же тема преподается с разных ракурсов. Самостоятельное прочтение учебника в этом случае не поможет.
Курс «Учусь учиться»
Людмила Петерсон разработала свою первую программу в начале 90-х. Непрерывный курс «Учусь учиться» охватывает возрастную группу от трех до пятнадцати лет, включает описание хода и план уроков, примеры домашних заданий разного уровня сложности.
Учебник для каждого класса разбит на три отдельные части. Для каждого тома предназначена рабочая тетрадь — дидактический материал с творческими и тренировочными заданиями, который помогает учителю организовать учебный процесс и направить размышления детей в нужное русло.
Курс «Учусь учиться» подходит для общеобразовательных школ при условии, что учителя обладают необходимыми навыками для конструктивного общения с детьми. Методика Людмилы Петерсон для дошкольников, учащихся начальных и средних классов лучше всего усваивается параллельно с надпредметным курсом «Мир деятельности». Эта дополнительная программа развивает способность к обучению у детей XXI века.
Программа «Ступеньки»
Первая методика сделал Людмилу Петерсон авторитетным специалистом в сфере педагогики и обучения. В научных журналах выходили материалы о ее работе. Людмила Георгиевна продолжила совершенствовать систему преподавания математики. Вторая методика «Ступеньки» предназначена для детей дошкольного возраста и предусматривает подготовительный курс для будущих первоклассников.
Программа состоит из трех частей:
- «Игралочка. Математика для детей» — включает четыре трехтомника для дошкольников в возрасте от трех до семи лет. Курс состоит из учебника, раздаточного и демонстрационного материала, игровых карточек;
- «Игралочка. Ступенька к школе» — пособия для дошкольников, развивающие интерес к математике и творческие способности. Курс предшествует методике «Учусь учиться»;
- «Раз – ступенька, два – ступенька…» — комплект учебных пособий и дополнительных материалов для развития математических способностей у дошкольников пяти-шести лет и подготовки к школе. Подходит для продолжения обучения после подготовки с помощью учебников «Игралочка» для детей трех-четырех лет.
Программа «Ступеньки» предназначена для дошкольных учреждений и индивидуальных занятий, а также сочетается с программой «Мир деятельности».
Открытие центра «Школа 2000»
Для внедрения авторских методик в школах и детских садах Людмила Петерсон открыла в 2004 году центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000». Учителя могли пройти в учреждении переподготовку и повысить квалификацию. Постепенно центр расширил работу и превратился в Институт системно-деятельностной педагогики. Людмила Георгиевна возглавляет учреждение в должности научного руководителя.
Направления деятельности института:
- разработка учебников для дошкольного и среднего образования;
- внедрение новых методик, технологий и практик по развитию у детей интереса к математике и учебе;
- помощь педагогам в профессиональном развитии;
- развитие цифровых сервисов для обучения, онлайн-платформы «Детская академия Петерсон»;
- партнерская работа с детскими садами и школами.
Людмила Георгиевна уверена, что при правильном подходе любого ребенка можно заинтересовать математикой. По статистике более 80 процентов российских детей пользуются гаджетами и не понимают, зачем запоминать формулы, если можно решить задачу с помощью камеры смартфона и специального приложения.
Программы Петерсон показывают школьникам, как здорово мыслить самостоятельно и учиться ради удовольствия.
Спорное решение Министерства образования
Коллеги, учителя и родители благосклонно приняли курсы Людмилы Петерсон. К неприятному удивлению педагогического и научного сообщества в 2014 году ее учебники не включили в реестр пособий, рекомендованных к использованию в школах и детских садах.
Безупречные по научному содержанию книги показались эксперту Российской академии образования Любови Ульяхиной не патриотичными из-за иллюстраций с героями зарубежных сказок, а значит не подходящими для воспитания детей в духе уважения к своей стране и народу.
Людмила Петерсон фото
Чем закончился конфликт
Научное и педагогическое сообщество, депутаты Госдумы не приняли вердикт Министерства образования. Аргументы Ульяхиной посчитали поводом не допустить в продажу пособий Петерсон и вывести на рынок других авторов.
Решение экспертов жестко раскритиковали в СМИ. Под петицией о его отмене подписались пятьдесят тысяч родителей и преподавателей. Члены Общественной палаты Госдумы обратились в Министерство образования с требованием вернуть в учебную программу пособия с доказанной эффективностью. В итоге учебники Людмилы Петерсон были реабилитированы.
Источник: 100biografiy.ru