Без компьютеров и похожей техники трудно представить современность. Нынешние устройства способны выполнять 1 млн операций в секунду и даже больше. Они активно используются компаниями и обычными пользователями.
Современность – это период стремительного развития IT. При помощи виртуальных машин и устройств люди:
- работают;
- отдыхают;
- развлекаются;
- знакомятся;
- совершают покупки;
- обращаются в государственные и муниципальные органы.
Но так было не всегда. Выпуск компьютеров первого поколения начался примерно в 20-веке. Тогда процесс приобрел массовость. До этого момента ЭВМ развивались по накатанной. И начало данного процесса лежит с момента становления человечества.
ЭВМ – это
Сначала требуется узнать, что подразумевается под понятием «вычислительная техника». Это – важнейший компонент процесса выполнения различных действий вычислительного характера. Комплекс технических средств, ключевые функциональные элементы которых выполнены на электронных составляющих. Он предназначается для автоматической обработки информации в процессе решения информационных задач и математических вычислений.
Как люди представляют себе программистов vs На самом деле 😁
Компьютер – это устройство/система, выполняющее конкретную, четко поставленную задачу, изменяемую последовательность операций. Последняя имеет название программы.
Сегодня нет строгого деления на ЭВМ и компьютеры. Эти слова – аналоги.
Классификация
ЭВМ можно разделить на несколько категорий. Сегодня основными видами соответствующих устройств считают:
- компьютерные системы;
- девайсы для управления сетями;
- автоматизированные средства проектирования, создания моделей и прогнозов;
- автоматизированные системы управления и обработки информации;
- устройства разработки программного обеспечения.
Представления о компьютерах сейчас сформировались весьма четкие. Даже дети работают с подобными устройствами. Но раньше ПК и ноутбуки были редкостью. Их история развития началась задолго до изобретения электричества.
Основные этапы развития в истории
В истории развития вычислительной техники трудно выделить какую-то единую систему. Связано это с тем, что в каждой стране соответствующий процесс протекал по-разному. Но сложилось так, что историки выделяют несколько этапов становления современных компьютеров. А именно:
- ручной;
- механический;
- электромеханический;
- электронный.
Точного исторического классифицирования нет, но приведенный пример принято брать за основу. Границы каждого этапа весьма условны.
Первые счетные устройства
Современный компьютер – результат деятельности и развития человека. Но люди нуждались в выполнении различных математических задач еще до изобретения информационных технологий. С самого начала развития человечества население училось считать, подсчитывать, умножать и делить. Это помогало в торговле, а также планировании запасов и других сферах жизни.
История компьютерной графики
Самый простой вариант расчетов – использование эквивалентных предметов. Таких, которые не требуют пересчета количества его компонентов. Для этого задействовали балансирные весы. Они помогали определять массу.
Принцип эквивалентности использовался в абаке – первых в мире счетах. Также люди использовали:
- четки;
- антикитерские механизмы (появились с развитием зубчатых колес).
У разных народов рассматриваемые элементарные первые устройства для выполнения математических действий назывались по-разному. У японцев – серобян, у китайцев – суанпан, на Руси – русский шет.
Палочки Непера
В процессе подсчетов требовалось не только сложение и вычитание, но и умножение. Выполнялись такие действия при помощи палочек Непера. Их изобрел шотландский математик – Джон Непер. Он же стал первым автором логарифмов. Информация о подобных «устройствах» возникла в 1617.
Неперский прибор непосредственно выполнял умножения. Деление тоже можно осуществить, но придется постараться. Данный вариант не получил широкого распространения.
Линейки, таблицы и монограммы
Сложные расчеты потребовались в xvii веке. Это время, когда необходимость сложных математических операций стала жизненно важна. Возникла потребность в работе с многозначными числами.
В период с 1614 по 1623 в свет вышли совершенно новые типы вычислителей:
- логарифмическая линейка;
- логарифмические таблицы;
- возникновение механических арифмометров;
- палочки Непера.
В 19 веке, взяв за основу логарифмы и логарифмические линейки появился их графический аналог – номограммы. Они использовались для проведения расчетом совершенно разных функций.
Логарифмические таблички
В 1614 мир узнал определение логарифмов и их значения. Непер решил заменить сложное умножение на простое сложение. Для этого он при помощи спецтаблиц сопоставил геометрические и арифметические прогрессии. Первая считалась исходной. Деление в этом случае автоматические заменяется на более простое и понятное человеку вычитание.
Логарифмические таблицы расширялись и уточнялись другими математиками. Задействованы в научных и инженерных решениях более трех веков. Не выходили из «моды» до изобретения компьютеров и современных калькуляторов.
Линейки
Стоит обратить внимание и на такой элемент, как логарифмическая линейка. Создается путем нанесения соответствующей шкалы. Это – один из механических вычислителей.
Приближенная к упомянутой конструкции теорию предложил астроном Эдмунд Гюнтер в начале 17 века. Он сказал, что можно на линейку нанести логарифмическую шкалу, а затем посредством двух циркулей складывать и вычитать их.
Но в 1622 Уильям Отред опубликовал усовершенствованную логарифмическую линейку в «Кругах пропорций». Она была:
- круговой – при первом выпуске;
- прямоугольной – после 1633.
Далее устройство делали более совершенным. Для этого создавали «движки», разметки по обе стороны, добавляли шкалы Уингейта, отмечали часто задействованные числа. В середине 19 века «девайс» оснастили бегунком.
Использовали такие линеечки несколько поколений инженеров и других мастеров. На их базе созданы следующие вычислители:
- артиллерийская линейка;
- линейка Дробышева;
- навигационная;
- кардиологическая;
- офицерская.
А еще появились навигационные расчетчики. Логарифмические линейки в будущем заменили карманные, привычные современному человеку калькуляторы.
Номограммы
С развитием рассматриваемых машин в мире появлялись разные приспособления для проведения тех или иных подсчетов. Пример – номограммы. Это – простейшие вычислители. Для них требуется:
- шкала;
- линейка (координатная сетка тоже годится);
- циркуль.
Дополнительные вспомогательные элементы обычно не задействованы. Результаты просматриваются визуально, после чего фиксируются на бумаге. Для умножения и деления наносится логарифмическая шкала рядом с обычной, после – используется циркуль. Так получают вычислитель.
Теория номографических построений разработана французский математиком Лаланном в 1843. Она опирается на теории Оканя, который впервые внедрил понятие «номограмма». В России с соответствующей темой впервые работал Герсеванов, после – Глаголев. Он создал первую советскую номографическую школу.
Арифмометры
Плоды человеческих трудов должны быть зафиксированы в истории. Так, развивая механику и прочие науки, люди научились создавать вычислительные устройства различной сложности. В 1623 Вильгельм Шиккард разработал первый арифмометр – «Считающие часы». Он умел выполнял всего 4 математических действия. Работало приспособление за счет звездочек и шестеренок.
Далее появились машины Паскаля и Лейбница. Последний раскрыл человечеству, что такое двоичная система счисления. На ней основаны современные компьютеры. Но до 1940-х многие разработки (включая те, что делал французский учены Чарльз Бэббидж) основывались на сложной в реализации десятичной системе.
В 1820 появилась новая вещь для вычислений. Она получила название арифмометра Томаса. Умела:
- вычитать;
- делить;
- умножать;
- складывать.
В 1945 Штаффель воссоздал счетную машину, которая дополнительно вычисляла квадратные корни. Арифмометры, которые начали считать десятичные числа, применялись на практике до 1970.
Перфокарты
Известные миру ученые старались изобретать различные приспособления для облегчения подсчетов в той или иной степени. Соответствующая задача оказалась не слишком простой в реализации. Она часто требовала огромного количества времени и ресурсов.
С развитием уровня технологий начали возникать совершенно новые счетные приспособления. В 1804 Мари Жаккар создал ткацкий станок, узор на котором определяли при помощи перфокарт. Их замена не требовала корректировок в механике станка. Это стало основой прогресса в формировании программирования.
В 1832 Семен Корсаков задействовал перфокарты в интеллектуальных машинах. Они применялись для информационного поиска. Эти машины стали прообразами нынешних баз данных и экспертных систем.
В 1838 Бэрридж начал разработку аналитической машины. В 1890 Бюро Переписи Америки стало использовать механизмы сортировки (табуляторы) и перфокарты Холлерита для обработки данных переписи, задействованной для мандатов. В итоге компания Холлерита стала основой известной IBM.
Компьютерные решения, известные по сей день, долгое время основывались на перфокартах. Эти приспособления применялись примерно до 1970 с завидной регулярностью.
Программируемые устройства
Проделанных в развитии технологий прогресс за все время колоссален. В 1835 появилась первая аналитическая машина (Бэббиджа). Она стала программируемой.
Разностную машину 2-ой реконструкции можно увидеть в Лондонском музее науки. Она работает по принципам Бэббиджа. По стопам этого ученого шел Перси Лудгет из Дублина. Он смог представить механический компьютер. Устройство представлено миру в 1909.
В 1900 многих привычных ЭВМ не стало – их усовершенствовали. В именно – заменили проекты на включающие в себя электрические двигатели. В них менялась на то или иное положение позиция шестеренки.
Настольные арифмометры «электрического» типа умели:
- умножать;
- вычитать;
- складывать;
- делить.
В 1948 выпускавшееся ранее вычислительная продукция снова была усовершенствована. Речь идет о Curta – небольшим арифмометром карманного типа. Умещался в одной реке. У этого «инструмента» несколько версий, выходивших в свет до 1960-х.
Калькуляторы
Электронный настольный калькулятор был изобретен в 1961 году в Британии. Использовал:
- 117 мини-тиратронов;
- дисплей на газоразрядных цифровых индикаторах.
В 1963 Friden выпустил EC-130, который выполнял 4 операции. У него были следующие параметры:
- 5-дюймовая электронно-лучевая трубка;
- разрешение – 13-цифровое;
- стоимость – 2 200 долларов.
В 132 модели добавили функции обратного типа и вычисления квадратного корня. В 1965 появился LOCI-2. Это – настольный калькулятор на транзисторах с 10 цифрами. Умел производить вычисления логарифмов.
В СССР до войны спросом пользовался арифмометр «Феликс». Применялся до изобретения ЭВМ.
Цифровые компьютеры
В 1936 Конрад Цузе внес свой вклад в развитие рассматриваемой темы. Он весьма значителен. Ученый из Германии создал линию цифровых компьютеров серии Z. Они имели собственную ограниченную память и возможности программирования.
В 1939 возникло второе поколение соответствующего девайса. Изображения машины в ходе Второй Мировой Войны были уничтожены. Работали Z2 на реле.
В 1941 появилось третье Z-поколение. Это – первый работающий компьютер, управляемый программным обеспечением. В такой форме «девайс» является прародителем современных ПК.
Во времена Второй Мировой Войны в Великобритании изобрели дешифратор «Энигмы». Получил название «Колосс». Предусматривал использование элементной базы из ламп и перфолент. На этом английский вклад закончился.
Также в свет вышел ENIAC, родом из Америки. Это – первый компьютер общего назначения. Производительность и скорость вычислений была относительно долгая, но быстрее, чем раньше. Разработка велась с 1943 по 1945.
Компьютерное поколение
После Второй Мировой Войны началась главная «ступень» развития IT. Наступило мирное время, когда люди смогли изучить интегральные схемы, а также производить различные механизмы без спешки. В этот период в свет вышли несколько компьютерных поколений.
Первая ступень
История развития вычислительной техники современного типа началась с ламповых компьютеров. Основаны они на архитектуре фон Неймана. Малая экспериментальная машина создана в Манчестерском университете в 1948.
В «мирном режиме» ученые произвели:
Это – «Евы» современной архитектуры ПК. В Европе к первому поколению относят Z4, в СССР – МЭСМ.
Серийный выпуск компьютеров в Советском Союзе начался с 1953 – с ЭВМ «Стрела». В 1954 IBM представила IBM 360, которая быстро набрала популярность. Этот «модельный ряд» выпускался в 2 000 экземплярах.
В 1955 появилось понятие микропрограммирования. В 1956 IBM продает устройство для хранения – магнитные ленты, основанные на дисках – RAMAC. Устройство могло хранить до 5 МБ данных.
Второе поколение
Началось с изобретения транзистора. IBM представили IBM 650 на лампах. Но размер устройства достигал письменного стола. Доступны такие устройства были только для работы крупных организаций из-за своей стоимости.
Далее популярностью пользовались следующие «девайсы»:
- IBM 7090;
- IBM 1401 – задействовала перфокарточный ввод;
- IBM 1620 – на перфолентах, позже – на перфокартах;
- PDP-1 от DEC в 1960;
- B5000 от Burroughs Corporation со стековой архитектурой и дескрипторами;
- Atlas – с виртуальной памятью на основе подкачке страниц и конвейерным выполнением инструкций.
В этот же период началось развитие языков программирования высокого уровня. Они помогали прямо задавать цели ПО и применяются по сей день.
Третье поколение
Начало – в 1960. Это – период бурного роста ПК. Началось все с изобретения интегральной схемы. В 1964 мир увидел мейнфрейм IBM/360. Аналогом в СССР послужили устройства типа ЕС ЭВМ.
Вместе с третьим поколением выпускалось второе. Это происходило до 1970.
Четвертое поколение
Информация уже передавалась через шину данных с достойной тактовой частотой. В 1970-е появилось 4 поколение компьютерных устройств. Началось все с создания центрального процессора на одном кристалле. Так появились микропроцессоры от Intel.
Стив Возняк, работающий в Apple, придумал первый домашний ПК. Он получил массовое производство.
Пятое поколение
Датируется 1992 годом. Можно назвать это «современным движением». Техника для вычисления была основана на сверхсложных микропроцессорах, включающих в себя параллельно-векторную структуру. Она подходит для выполнения огромного количества команд одновременно. Технику такого типа, предназначенную для широкого применения, задействуют для быстрой и точной обработки данных, создания эффективно функционирующих сетей.
Шестое поколение
Сейчас все еще актуально развитие вычислительных техник. Но теперь набора элементарных математических функций для удовлетворения потребностей населения мало.
Шестое поколение ЭВМ началось примерно с 2013. Представлены оптоэлектронными и электронными устройствами. Включают в себя тысячи микропроцессоров. Они обладают массовым параллелизмом, а также моделирующей архитектурой нейронных биологических систем.
Этапы становления истории ЭВМ, состоящей как из больших шагов, так и мелких открытий, позволили подойти к внедрению искусственного интеллекта. Сейчас можно сделать вывод о том, что IT-сфера стремительно развивается. Она начинает использовать биоданные и совершенные технологии программирования, чтобы облегчать жизнь компаниям и рядовым гражданам.
История развития вычислительной техники в наши времена привела к созданию практически совершенных цифровых машин. И пока неизвестно, что будет дальше. Но разработчики стараются производить «девайсы», которые требовали бы минимального вмешательства человека в процесс работы.
P. S. Интересуют компьютеры и сфера информационных технологий? Обратите внимание на профессиональные курсы Otus!
Источник: otus.ru
18 великих изобретений в мире компьютеров и программирования
2015-12-02 в 18:11, admin , рубрики: IT-Биографии, Блог компании ua-hosting.company, вычисления, Железо, изобретатели, история, История ИТ, код, компьютеры, Программирование, разработки, старое железо, техника
Недавно у нас с коллегами возникла дискуссия на тему первых компьютеров и программ. В разговоре вспомнились не только знаменитые ученые, такие как Чарльз Бэббидж, но и менее известных вроде Ады Лавлейс. В результате возникла идея провести исследование и составить хронологию развития истории компьютеров и программирования.
В процессе изучения различных источников обнаружилось немало любопытных фактов. Например, тот же Бэббидж технически не является изобретателем компьютера, что первым высокоуровневым языком программирования был вовсе не FORTRAN, а для CRT-мониторов использовались стилусы.
1. Первый компьютер: «Машина различий» (1821 г.)
Предшественник Аналитической машины. «Машина различий» была первой попыткой создания механического компьютера. Разработкой проекта занимался ученый Чарльз Бэббидж. Заручившись поддержкой британского правительства, он начал работать над устройством. Но из-за высокой себестоимости, финансирование было остановлено и компьютер так и не построили.
2. Первый компьютер общего назначения: «Аналитическая машина» (1834 г.)
Чарльз Бэббидж продолжил свою работу и, основываясь на полученном опыте, взялся за разработку механического компьютера. Эта машина предназначалась для автоматизации вычислений путем аппроксимации функций многочленами и вычисления конечных разностей. Благодаря возможности приближенного представления в многочленах логарифмов и тригонометрических функций, «аналитическая машина» могла быть универсальным прибором.
3. Первая Компьютерная программа: алгоритм для вычислений числа Бернулли (1841 — 1842 г.г.)
Математик Ада Лавлейс начала переводить отчеты своего итальянского коллеги — математика Луиджи Менабреа. Для этого она использовала все ту же аналитическую машину Бэббиджа в 1841. Во время перевода женщина заинтересовалась компьютером и оставила примечания. Одно из них – нота G, содержало алгоритм для вычисления числа Бернулли (последовательность рациональных чисел В1, В 2, В3) аналитической машиной, которая, как полагают эксперты, была самой первой компьютерной программой.
4. Первый работающий компьютер: Z3 Конрада Цузе (1941г.)
Немецкий изобретатель Конрад Цузе стал первым, кому удалось создать работающий компьютер Z3. На основе своих первых двух моделей Z1 и Z2 ученому собрал полноценный электромагнитный компьютер, программа и данные которого сохранялись на внешних избитых лентах. Предполагалось, что это будет секретный проект немецкого правительства. По большей части он разрабатывался для Института Исследований в области авиации. Правда самого Цузе мало интересовали интересы военных, ему просто хотелось создать работающую ЭВМ.
Оригинал машины Z3 был разрушен во время бомбежки Берлина в 1943 году.
5. Первая электронно-вычислительная машина: Компьютер Атанасова-Берри (Atanasoff-Berry Computer, ABC, 1942 г.)
Первое цифровое вычислительное устройство без движущихся частей. Компьютер был создан Джоном Винсентом Атанасовым и Клиффордом Берри. ABC использовался для поиска решений под одновременные линейные уравнения. Это был самый первый компьютер, который использовал набор из двух предметов, чтобы представлять данные и электронные выключатели вместо механических.
Компьютер, однако, не являлся программируемым. В ABC впервые появились более современные элементы, такие как двоичная арифметика и триггеры. Минусом устройства была его особая специализация и неспособность к изменяемости вычислений из-за отсутствия хранимой программы.
6. Первая программируемая электронно-вычислительная машина: «Колосс» (1943 г.)
Компьютер «Колосс» — секретная разработка времен второй мировой войны. Он был создан Томми Флауэрсом совместно с отделением Макса Ньюмана, с целью предоставления помощи британцам в расшифровке перехваченных нацистских сообщений. Они были зашифрованы шифром Лоренца. Действия были запрограммированы электронными выключателями и штепселями. «Колосс» давал время на расшифровку сообщений от нескольких часов до недель. С помощью компьютера было расшифровано немало фашистских шифровок.
7. Первая программируемая электронно-вычислительная машина общего назначения: ENIAC (1946 г.)
ENIAC (Электронный числовой интегратор и вычислитель) — первый электронный цифровой компьютер общего назначения с возможностью перепрограммирования для решения широкого спектра задач. Финансируемый американской армией, ENIAC был разработан Электротехнической школой Мура в университете Пенсильвании. Его создавала команда ученых во главе с Джоном Преспером Экертом и Джоном Уильямом Мокли. ENIAC достигал в ширину 150 футов и мог быть запрограммирован на выполнение сложных операций. Вычисления производились в десятичной системе, компьютер оперировал числами максимальной длиной в 20 разрядов.
Интересным фактом было то, что на программирование задачи на ENIAC могло уходить несколько дней, зато решение выдавалось в считаные минуты. При перекоммутировании ENIAC «превращался» в практически новый специализированный компьютер для решения специфических задач.
8. Первый трекбол (1946/1952 г.г.)
Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. По сути, аналог современной компьютерной мыши. По одной из версий он был разработан Ральфом Бенджамином, когда тот работал над системой мониторинга для низколетающего самолета. Изобретение, которое он описал, включало в себя шар для управления координатами X-Y курсора на экране. Дизайн был запатентован в 1947 году, но не выпускался, потому что проект находился под грифом «секретно».
Также трекбол использовался в системе канадского военно-морского флота DATAR в 1952 году. Этот «шаровой указатель» применил Том Крэнстон.
9. Первый компьютер совместного хранения данных и программ в памяти: SSEM (1948 г.)
Манчестерская малая экспериментальная машина (англ. Manchester Small-Scale Experimental Machine, SSEM) — первый электронный компьютер, построенный по принципу совместного хранения данных и программ в памяти. Создатели — Фредерик Уильямс, Том Килберн и Джефф Тутилл были членами Манчестерского университета. Машина задумывалась, как экспериментальный аппарат для изучения свойств компьютерной памяти на ЭЛТ («трубки Уильямса»). Программы были введены в двухчастную форму, используя 32 выключателя, на продукции CRT.
Кстати, успешные испытания SSEM стали началом создания полноценного компьютера на трубках Уильямса — «Манчестерского Марка I».
10. Первый высокоуровневый язык программирования: Планкалкюль (Plankalkül, 1948 г.)
Этот язык был использован Конрадом Цузе (разработчиком первого работающего компьютера Z3). Хотя Цузе и начал создавать Plankalkül еще с 1943 года, впервые он был применен в 1948 году, когда ученый опубликовал работу на тему программирования. Правда данный язык программирования не привлек особого внимания. Первый компилятор для Планкалкюль (для современных компьютеров) был создан лишь в 2000 году профессором Свободного университета Берлина — Йоахимом Хоманом.
11. Первый ассемблер: «Начальные команды» на EDSAC (1949 г.)
Ассемблер — транслятор исходного текста программы, который преобразовывает мнемонику (низкого уровня) в числовое представление (машинный код).
Первый в мире действующий и практически используемый компьютер с хранимой в памяти программой. Программы были в мнемокодах вместо машинных, делая исходный код самым первым ассемблером.
12. Первый персональный компьютер: «Simon» (1950 г.)
Simon стал первым доступным компьютером. Он разработан Эдмундом Беркли, а построен инженером-механиком Уильямом Портером и выпускниками Колумбийского университета Робертом Дженсоном и Робертом Валлом. Simon имел систему команд и мог выполнять девять операций, в том числе два действия арифметики — сложение и вычитание, а также сравнение и выбор аргументов. Числа и команды считывались с перфоленты, а результат высвечивался на индикаторной панели. На вход могли подаваться числа в диапазоне от 1 до 255 в бинарной нотации, набитые на перфоленту.
13. Первый компилятор: A-0 для UNIVAC 1 (1952 г.)
Компилятор — программа, которая преобразовывает язык высокого уровня в машинный код. A-0 Система была программой, созданной легендарной женщиной-программистом Грейс Купер. Основной задачей системы было преобразование программы, определенной как последовательность подпрограмм и аргументов в машинный код. A-0 был выпущен клиентам с его исходным кодом, делающим, возможно, самое первое общедоступное программное обеспечение.
В 1952 г. у Купер появился готовый к работе компилятор. Ее высказывание по этому поводу:
В это не могли поверить. У меня был работающий компилятор и никто им не пользовался. Ведь мне говорили, что компьютер может выполнять только арифметические операции.
14. Первый автокод: Автокод Гленни (1952 г.)
Автокод — название группы языков программирования высокого уровня, который использует компилятор. Первый автокод был создан для серии компьютеров в университетах Манчестера, Кембриджа и Лондона. Автокод был создан одним из манчестерских сотрудников Тьюринга — Аликом Глени (собственно в его честь и назван).
15. Первая компьютерная мышь (1964 г.)
Идея компьютерной мыши пришла в голову американскому физику Дугласу Энджелбарту во время конференции на тему компьютерной графики. Он придумал устройство с парой маленьких поворачивающихся колес, которые могут использоваться для свободного перемещения курсора по экрану. Прототип был создан его ведущим инженером, Биллом Инглишем, но Инглиш и Энджелбарт никогда не получали лицензионные платежи для дизайна.
16. Первый коммерческий компьютер: Programma 101 (1965 г.)
Персональный компьютер Programma 101, также известный как Perottina, был первым в мире коммерческим ПК. Он выполнял следующие действия: дополнение, вычитание, умножение, деление, высчитывал квадратный корень, абсолютную величину и часть. Компьютер был оценен в $3,200 и несмотря на дороговизну, неплохо продавался (около 44,000 единиц). Изобрел Programma 101 итальянский инженер Пьер Джорджио Перотто.
17. Первый сенсорный экран (1965 г.)
На фото ниже — первый сенсорный экран (хоть он и мало чем похож на современные модели). Это панель с сенсорным экраном без чувствительности давления (в равной степени на любые касания экрана) с единственной точкой для контакта. В дальнейшем концепт использовался воздушными диспетчерами в Великобритании вплоть до 90-х годов.
18. Первый объектно-ориентированный язык программирования: Simula (1967 г.)
Simula — это язык программирования общего назначения, разработанный сотрудниками Норвежского Вычислительного Центра (г. Осло) Кристеном Нюгордом и Оле-Йоханом Далем для моделирования сложных систем. Учения Чарльза Ричарда Хоара про конструкции класса, языков программирования с объектами, классами и подклассами привели к созданию SIMULA 67.
Simula 67 явилась также первым языком с встроенной поддержкой основных механизмов объектно-ориентированного программирования.
Небольшой пример кода
Begin Class Glyph; Virtual: Procedure print Is Procedure print; Begin End; Glyph Class Char (c); Character c; Begin Procedure print; OutChar(c); End; Glyph Class Line (elements); Ref (Glyph) Array elements; Begin Procedure print; Begin Integer i; For i:= 1 Step 1 Until UpperBound (elements, 1) Do elements (i).print; OutImage; End; End; Ref (Glyph) rg; Ref (Glyph) Array rgs (1 : 4); ! Main program; rgs (1):- New Char (‘A’); rgs (2):- New Char (‘b’); rgs (3):- New Char (‘b’); rgs (4):- New Char (‘a’); rg:- New Line (rgs); rg.print; End;
Можно много чему научиться у первопроходцев в истории вычисления и создания компьютеров. Работа, проделанная поколениями до нас сподвигла ко многим изменениям, формирующим современный ИТ-мир.
Источник: www.pvsm.ru
Кто и когда создал первый язык программирования, история возникновения
По мере развития компьютерных технологий появилось много новых знаков систем, которые позволяют записывать алгоритмы языков программирования. Суть их возникновения заключается в упрощении программного кода. При этом языки делятся на несколько поколений, каждое из которых отличается своими особенностями. Однако далеко не всем известно, кто конкретно создал программирование.
Что такое программирование?
Под этим термином понимают процесс создания компьютерных программ. По мнению одного из создателей, Никлауса Вирта, программы представляют собой сочетание алгоритмов и структур данных. В основе создания программ лежит использование специальных языков. Они применяются для записи исходных текстов.
Для чего нужны языки программирования?
Этим понятием называют формальный язык, который требуется для записи компьютерных программ. Он состоит из целого набора синтаксических, лексических, семантических правил. От них зависит внешний вид программы и действия, выполняемые исполнителем под ее управлением.
Языки программирования требуются для написания компьютерных программ. Благодаря четкому набору правил компьютер способен выполнять конкретный вычислительный процесс и управлять всевозможными объектами. Большая часть языков пользуется особыми конструкциями для определения и управления структурами информации и процессами вычислений.
Как появился первый язык программирования
Кто же создал первый язык программирования? Этот вопрос интересует сегодня многих. Первым человеком, который придумал эту систему, была дочь английского поэта Джорджа Байрона Ада Лавлейс. Она с детства увлекалась математикой. В 1833 году девушка познакомилась с Чарльзом Бэббиджем, который создал разностную машину.
Ада занималась переводом его конспектов на английский и добавляла к нему свои комментарии. По объему они превысили сам конспект. Девушке удалось увидеть в машине больше, чем самому Бэббиджу. Она дала устройству название аналитической машины и пересмотрела ее функции.
Ада Лавлейс была уверена, что в будущем такое устройство будет способно не только считать формулы, но и заниматься обработкой любой информации – написанием картин, музыки и многого другого.
Эта девушка придумала такие понятия, как «цикл» и «ячейка». Также она описала схему вычисления чисел Бернулли. Это и стало первой компьютерной программой. При этом машину закончили только после смерти женщины. Потому Ада не сумела испытать свой код на практике.
Какие бывают языки программирования
Сегодня известно много языков программирования. При этом все они делятся на несколько крупных категорий.
Языки высокого уровня
Такие варианты встречаются довольно часто и отличаются удобством в применении. К ним относятся Фортран, Бейсик, Паскаль и многие другие. Они не имеют четкой зависимости от машины, поскольку базируются на возможностях системы операндов.
Машинно-ориентированные языки
В эту категорию входят машинные языки или виды с кодированием в виде символов – к примеру, Автокод или Ассемблер. В качестве основы были использованы операторы машинных команд. При этом они были привязаны к мнемоническому коду.
История создания
С момента своего возникновения языки программирования претерпели много изменений. История их появления началась еще в сороковые годы прошлого века.
1940-е
В 1943-1945 годах появился «Планкалкюль». Его разработчиком стал Конрад Цузе. В тот же период была создана система команд ENIAC. В 1946 году был придуман краткий код ENIAC. Тогда же разработали графическую систему фон Неймана и Голдстайна.
1950-е
В этот период появились новые открытия. В частности, была придумана иерархия Хомского в сфере лингвистики. Это открытие значительно отразилось на теории языка программирования и прочих отраслях информатики.
1960-е
Этот период ознаменовался появлением симула. Его считают первым примером объектно-ориентированной разновидности. Тогда же было введено понятие короутинов.
В 1964 году Питером Ланем была проведена калькуляция lambda Черча, которая использовалась в качестве моделирования. В 1965 году был введен J-оператор. Через год появился ISWIM. Он оказал значительное влияние на дизайн и лег в основу Haskell.
1970-е
В этот период вышли первые публикации Даны Скотт по денотационной семантике. В 1972 году появилось логическое программирование и Prolog. Благодаря этому удалось получить логические компьютерные программы.
В тот же период ученые Xerox PARC во главе с Аланом Кеем придумали Smalltalk. Он представлял собой объектно-ориентированный варианты, который был широко известен инновационной средой. В 1975 году появился Scheme. Он включал лексическую область и унифицированное пространство. В 1977 году Гордон Плоткин создал Programming Computable Functions, который представлял собой типизированный функциональный язык.
1980-е
В 1981 году вышла статья Плоткина о структурированной оперативной семантике. Через 7 лет Жиль издал работу по естественной семантике. При этом появилось множество вычислений процессов.
1990-е
Важной разработкой этого периода стало издание книги «Искусство протокола метаобъекта», над которой трудился коллектив авторов. К тому же Эудженио Могги и Филип Вадлер предложили применение монад для устных программ, которые создаются на функциональных языках.
2000-е
В 2000 году появился C#. Его разработала компания Microsoft. Ее задачей было объединение функций С++ с простотой Visual Basic. Также C# обладает большим количеством сходств с Java. Он применяется практически во всех продуктах Microsoft.
Чаще всего его используют для создания настольных приложений.
В 2003 Мартин Одерски предложил Scala. Он служит для объединения математического функционального и организованного объектно-ориентированного программирования. Scala совместим с Java. Это позволяет его применять для разработок под Android.
2010-е
В 2014 году компания Apple предложила Swift. Он был разработан как альтернатива C ++ и Objective-C. Инновация была проще и оставляла меньше места для ошибок. К тому же Swift отличается универсальностью. Потому его разрешается применять для разных типов приложений – мобильных, настольных, облачных.
2020-е
В 2020 году была предложена новая версия C++20. При этом в 2021 году коллектив ученых представил новинку Microsoft Power.
Популярность
Сегодня существует много перспективных языков, каждый из которых имеет свои особенности.
C#
Си-шарп придумала компания Microsoft для создания приложений под Windows. Он представляет собой объектно-ориентированный язык. Его довольно сложно изучать, но просто использовать.
С++
Это кроссплатформенный язык из семейства C, который отличается расширенными функциями. Многие программисты пишут на нем код. Они делятся шаблонами и библиотеками, а также консультируют новичков.
Java
Это кроссплатформенный вариант, в который входит много библиотек. Им пользуется множество разработчиков. Кроссплатформенность означает возможность однократно написать программу и сразу использовать ее в разных ОС – Windows, Linux и MacOS. Наличие библиотек Java позволяет использовать язык для работы со звуком и графикой. На нем можно писать небольшие игры.
PHP
PHP применяют в веб-разработке. На нем пишут программы, которые работают на сервере и позволяют проводить обработку запросов клиентов. Постепенно РНР теряет свою популярность, поскольку появляются новые языки.
Python
Это логичный и сравнительно простой язык, который отличается минималистичным синтаксисом. Он обладает небольшим набором правил. Этот язык легко читается и отличается простотой в использовании. Главным минусом считается его невысокая скорость.
Использование самых старых языков программирования в наше время
Специалисты в сфере ИТ используют далеко не все старые языки. К наиболее востребованным вариантам относятся:
- FORTRAN – его первоначальная версия появилась еще в 1953 году. Это был первый компилятор-оптимизатор, активно используемый в научной работе. FORTRAN и сейчас применяется на самых быстрых суперкомпьютерах.
- COBOL – был выпущен в 1959 году и представлял собой один из первых языков высокого уровня. COBOL и по сей активно применяется.
Направления развития
Информационные технологии отличаются такими направлениями развития:
- Процедурное – появилось во время активного развития компьютеров. В таких направлениях присутствуют описания действий, которые требуется выполнить.
- Непроцедурное – главной задачей считается создание возможностей для получения высокоинтеллектуальных машин.
- Объектно-ориентированные языки – представляют собой разновидности высокого уровня программирования. Им не требуется описание четкой последовательности действия для получения результатов, однако некоторые элементы процедурного направления все же имеются.
Программирование имеет интересную историю создания. За время своего существования оно претерпело много изменений.
Источник: history-doc.ru