Когда нужно использовать ветвление в программе информатика

Операторы ветвления используются в разветвленных алгоритмах и служат для выбора маршрута выполнения программы в зависимости от истинности или ложности некоторых условий [1, 17, 32]. Операторы ветвления называют ещё конструкциями принятия решений [1]. К операторам ветвления относятся следующие операторы: условные операторы if, if … else и оператор-переключатель switch.

Синтаксис условных операторов имеет вид [1]:

if (выражение) оператор;

либо, если операторов, выполняемых при истинности выражения несколько, то

В случае, когда необходимо сравнить выражение с некоторым значением, нужно использовать операции отношений. Например,

if (выражение == значение) оператор;

if (выражение != значение) оператор;

Оператор if … else может иметь две ветви:

Здесь вторая ветвь является альтернативой.

Оператор if … else допускает применение вложенных конструкций вида:

if (выражение 1) оператор 1;

else if (выражение 2) оператор 2;

else if (выражение 3) оператор 3;

Информатика 8 класс: Ветвление в Паскале. Условный оператор

else if (выражение 4) < оператор 4;

else if (выражение N) оператор N;

оператор по умолчанию;

где последняя ветвь else оператор по умолчанию; является необязательной. Количество уровней вложенности операторов if может быть любым. Однако при количестве таких вложенных конструкций, больших четырёх-пяти, программу становится трудно отлаживать [1].

Когда в программе нужно выбрать один из многочисленных вариантов, бывает целесообразным применять оператор-переключатель switch. Этот оператор называется ещё оператором множественного выбора [1].

Синтаксис оператора-переключателя switch имеет вид:

Switch (выражение)

break; //Выход из оператора switch

case метка N: оператор N;

В данном операторе выражение и метки должны иметь значения целого либо символьного типа. Выбирается тот вариант, метка которого совпадает со значением выражения. В случае, когда нет ни одного совпадения меток со значением выражения, выбирается метка default: . Эта метка является необязательной.

1.3. Алгоритмы, необходимые для написания программ

Обратим внимание на то, что при написании программ необходимо иметь в виду следующие алгоритмы, которые встречаются и при вычислении значений функций.

  1. Ограничение на входные данные приводит к необходимости проверки при их введении. Для этого можно использовать следующие циклы.

а) цикл с предусловием while (условие) . . . . Условие должно принимать значение «истина» при неправильном вводе данных. Например, необходимо ввести натуральное число n. Это осуществляется следующим циклом с предусловием: cin >> n; while (n > n; > б) цикл с постусловием do . . . while (условие). Условие должно принимать значение «истина» при неправильном вводе данных. Например, необходимо ввести натуральное число n. Это осуществляется следующим циклом с постусловием: do < cout > n; >while (n

  • Следует помнить о необходимости проверки аргументов функций, если область определения функции отлична от всего пространства.
  • Еще один часто встречающийся алгоритм при вводе данных – необходимо ввести n элементов массива x[i], значения которого уникальны. Это можно осуществить с помощью следующего цикла с параметрами:
  • for(i=0; i> x[i]; for(j=0 ; jЕсли встретился такой же элемент,< //необходимо его ввести вновь, i—; //причем его индекс будет повторяться break; //до тех пор, пока значение не будет > //уникальным. >Листинг 1.1. Задана прямая линия ax+by+c=0, причем коэффициенты a и b не равны нулю (необходимо проверить при вводе). Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) выше или ниже прямой. Вычислить y=ln(5+3 x) при x=d+hk, k=0, 1, 2, …, 10, если точка лежит выше прямой, и y=0, если точка лежит на прямой линии или ниже ее. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя. //stdafx.h #pragma once #define WIN32_LEAN_AND_MEAN #include #include //Библиотекаматематическихфункций #include #include using namespace std; //Использовать пространство именstd//L1_1.cpp #include “stdafx.h” int main( ) < setlocale(LC_CTYPE, “russian”); // Функцииобработкисимволов double x,y,a,b,c; do //Контроль того, чтоaиbне равны нулю< cout > a >> b >> c; >while(a == 0 || b == 0); cout > d >> h; cout Вывод5значащихцифр for(i=0; iВыводить в 32 позициях cout else < y=log(5+3*x); if(a*x+b*y+c<0) < cout.width(4); //Выводить в 4 позициях cout Выводить в 8 позициях cout else < cout.width(4); //Выводить в 4 позициях cout Выводить в 8 позициях cout > > return 0; > Результат работы программы листинга 1.1 приведен на рис. 1.1: Рис. 1.1. Результат работы программы листинга 1.1 Упражнения

    1. Задана парабола y=ax 2 +bx+c. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) выше или ниже параболы. Вычислить y=logfx(3+x) 3 при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; f, d, h– некоторые числа, если точка лежит выше параболы, и y=0, если точка ниже параболы или на ней. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    2. Задана окружность x 2 +y 2 =R 2 . Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри или вне окружности. Вычислить y=при x= d+kh, k=0, 1, 2,…, 10; m, f, d, h– некоторые числа, если точка лежит вне окружности, и y=x, если точка лежит внутри окружности или на ней. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    3. Задана прямая линия ax+by+c=0, причем коэффициенты a и b не равны нулю. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) выше или ниже прямой. Вычислить y=|log3(1+fx)| при x=d+hk, k=0, 1, 2, …, 10; f, d, h – некоторые числа, если точка лежит выше прямой, и y=0, если точка лежит на прямой линии или ниже прямой. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    4. Задана парабола y=ax 2 +bx+c. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) выше или ниже параболы. Вычислить y=|(f+mx 2 ) S/ 2 | при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; f,S,m, d, h – некоторые числа, если точка лежит выше параболы, и y=x, если точка ниже параболы или на ней. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    5. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) в первом квадранте. Вычислить y=ln m /2 (1+x) 3 при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; m, d, h – некоторые числа, если точка лежит в первом квадранте, и y=x 2 , если точка находится вне первого квадранта. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    6. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) между параболами y=-x 2 +1 и y=x 2 -1. Вычислить y= при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 , если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    7. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) между окружностями радиуса R и r, R >r, с центром в начале координат. Вычислить y= при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +x, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    8. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри верхнего полукруга радиуса R с центром в начале координат, где R – константа. Вычислить приx= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 , если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    9. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри квадрата с координатами вершин (a; a), (a; -a), (-a; -a), (-a; a), a – некоторая константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +x, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    10. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри нижнего полукруга радиуса R с центром в начале координат, где R – константа. Вычислить приx= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=0, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    11. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри квадрата с координатами вершин (a; 0), (0; -a), (-a; 0), (0; a), где a – константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; с, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +2, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    12. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри квадрата с координатами вершин (a; a), (a; -a), (-a; -a), (-a; a), где a – константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; с, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=сx 2 +bx, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    13. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) в третьем квадранте. Вычислить y= при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a,b, d, h – некоторые числа, если точка лежит в третьем квадранте, и y=x 2 , если точка вне третьего квадранта. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    14. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) вне квадрата с координатами вершин (a; a), (a; -a), (-a; -a), (-a; a), где a – константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; с, b,d, h– некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=сx 2 +bx, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    15. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) вне квадрата с координатами вершин (a; 0), (0; -a), (-a; 0), (0; a), где a – константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; с, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +2, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    16. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) вне верхнего полукруга радиуса R с центром в начале координат, где R – константа. Вычислить приx=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +ax, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    17. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри полосы |y|с, где c – константа. Вычислить приx=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=xa , если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    18. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри полосы |x|с, где c – константа. Вычислить приx=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h– некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=xb +1, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    19. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) между окружностями радиусов R и r, где R >r, с центрами в начале координат. Вычислить y= при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +x, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    20. Задана парабола y=ax 2 +bx+c. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) выше или ниже параболы. Вычислить y=при x= d+kh, k=0, 1, 2,…,10; f,m, d, h – некоторые числа, если точка лежит выше параболы, и y=x, если точка находится ниже параболы или на ней. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    21. Задана парабола y=ax 2 +bx+c. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) выше или ниже параболы. Вычислить y= при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; f, m, d, h– некоторые числа, если точка лежит выше параболы, и y=0, если точка находится ниже параболы или на ней. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    22. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри квадрата с координатами вершин (a; 0), (0; -a), (-a; 0), (0; a), где a – константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; с, b,d, h– некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +2, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    23. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри верхнего полукруга радиуса R с центром в начале координат, где R – константа. Вычислить приx= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 , если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    24. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) во втором квадранте. Вычислить y= при x= d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; a,b, d, h – некоторые числа, если точка лежит в первом квадранте, и y=x 2 , если точка находится вне второго квадранта. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    25. Определить, лежит ли точка с координатами (x0,y0) внутри квадрата с координатами вершин (a; 0), (0; -a), (-a; 0), (0; a), где a – константа. Вычислить y= при x=d+kh, k=0, 1, 2, …, 10; с, b,d, h – некоторые числа, если точка лежит в этой области, и y=x 2 +2, если точка находится вне области. Вывести на экран дисплея информацию, если функцию вычислить нельзя.
    Читайте также:
    Шпагат за 30 дней программа для новичков отзывы

    Урок 10. Ветвление в Python

    Источник: studfile.net

    Алгоритмы с ветвлениями и циклами

    Учимся отличать вопросы условия алгоритма с ветвлением от вопросов условия алгоритма с циклами. Ещё раз повторяем составление алгоритмов с ветвлением и алгоритмов с циклами. Закрепляем полученные знания по теме «Алгоритм». Вместе сходим за грибами, измерим температуру и побудем «сыщиками-художниками».

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

    Получите невероятные возможности

    1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

    2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

    3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
    Получить доступ

    Конспект урока «Алгоритмы с ветвлениями и циклами»

    Сегодня на уроке мы вспомним алгоритмы, в которых есть ветвление и циклы и научимся их различать.

    У нас написано много вопросов. Давайте прочитаем их.

    * Есть ещё игрушки в коробке?

    * В тарелке есть ещё конфеты?

    * Горит зелёный сигнал светофора?

    * Остались яблоки на дереве?

    * Устраивает цена книги?

    * Есть невымытые помидоры?

    * Задачи по математике задавали?

    * Есть не заточенные карандаши?

    Ой! А что это с ними произошло?

    Они разделяются на 2 группы! Почему? А потому что одни вопросы относятся к вопросам условия алгоритма с ветвлением, а другие вопросы относятся к вопросам условия алгоритма с циклом.

    Давайте вспомним, что такое ветвление и цикл в алгоритме.

    Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условия.

    Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.

    Давайте посмотрим на вопросы ещё раз и определим, где вопросы условия цикла, а где вопросы условия ветвления, ведь на все эти вопросы мы отвечаем «да» или «нет».

    Читайте также:
    Определение количества знаков абзацев и строк в документе программы word

    Вопрос условия ветвления помогает нам определить, какую команду выполнять следующей. А вопрос условия цикла помогает определить, сколько раз выполнять команды алгоритма.

    Давайте посмотрим на вопросы второй группы:

    Чайник пустой? Если «да», то налить воды, если «нет», то сразу поставить на плиту. Устраивает цена книги? Если да, то купить её, а если нет, то искать дальше. Т.е. мы выбираем, какую команду выполнять следующей.

    Значит, эти вопросы относятся к вопросам ветвления в алгоритме.

    А теперь давайте посмотрим на вопросы первой группы:

    Есть ещё невымытые помидоры? Если да, тогда опять мыть помидору. Т.е. мы будем повторять одни и те же действия, пока не помоем все помидоры. И пока ответ на условие «Есть ещё невымытые помидоры?» не будет «нет», мы будем мыть очередной помидор. Значит, если мы выполняем одно и тоже действие несколько раз, то это вопросы условия цикла в алгоритме.

    Давайте для разминки попробуем понять по картинке, ветвление или цикл будем использовать при составлении алгоритма.

    Винни-Пух ест мёд. Здесь используется цикл в алгоритме. Винни-Пух будет совершать одни и те же действия, пока не съест весь бочонок мёда.

    Дальше. Яблоня и падающее яблоко. А когда яблоки падают? Когда яблоко созрело, тогда и упало, а иначе висит и дозревает. Значит, здесь можно использовать алгоритм с ветвлением.

    Человек идёт под зонтом. Конечно, ветвление в алгоритме. Если идёт дождь, берём зонт.

    Яблоко разрезали на 8 долек. Конечно, здесь используется цикл в алгоритме. Т.к., чтобы разрезать яблоко на 8 частей, мы выполняем несколько раз одни и те же движения.

    Мальчик спит, а рядом стоит будильник. Если будильник зазвонит, мальчику придётся встать с кровати и собираться в школу, даже если не хочется вылазить из-под одеяла. Конечно, здесь будет ветвление в алгоритме.

    Читайте также:
    Топ программ для музыки на ПК

    А бывает такое, что будильник уже звенит, а вставать ну-у совсем не хочется, но надо? А иногда бывает такое, что причина этому высокая температура. Но, чтобы узнать необходимо температуру измерить. А давайте составим алгоритм «Температура».

    If-else в С++, ветвление и логические операции: 3-я часть гайда по языку программирования

    Разбираемся, как сделать программу на C++ полезнее, чем обычный калькулятор.

    Евгений Кучерявый

    Евгений Кучерявый

    Пишет о программировании, в свободное время создаёт игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

    Это третья часть из серии «Глубокое погружение в C++». В прошлый раз мы научились работать с данными: переменными, константами и операциями с ними. Сегодня поговорим о более сложных аспектах языка.

    Полезные программы умеют выполнять различные инструкции в зависимости от обстоятельств. Например, браузер отображает сайт, если всё успешно загрузилось, или сообщает об ошибке, если что-то пошло не так. Это называется ветвлением.

    Ветвление в программе может быть таким:

    Нет ни одной IT-сферы, где не нужно проверять какие-то условия, чтобы выполнить определённые действия: от робототехники до игр. Давайте разбираться, что такое условные конструкции, какими они бывают и как ими пользоваться.

    Логические операции в C++

    Есть тип данных bool (булев тип), в котором хранится значение либо истина, либо ложь. Благодаря ему и возможно ветвление.

    Чтобы поместить в переменную булева типа какое-то значение, мы можем самостоятельно написать его (true или false) или ввести какое-либо логическое утверждение:

    • число a больше числа b;
    • имя пользователя — Игорь;
    • сегодня четверг и так далее.

    Дальше компьютер проверяет правдивость такого утверждения и возвращает результат.

    Для написания таких утверждений необходимы логические операторы:

    Вот несколько примеров:

    После того как программа проверит утверждение, она выполнит (или не выполнит) всё, что написано внутри фигурных скобок. Вот пример программы с ветвлением:

    Программа сначала проверит первое условие и, если оно ложно, будет проверять следующие за ним else if. Если ни одно из условий не было верным, выполняются инструкции внутри else, поэтому оно всегда должно стоять в конце.

    Вы можете размещать условные конструкции внутри других условных конструкций:

    Такие конструкции применяются, например, в работе с выпадающими списками.

    Заключение

    Ветвление — одна из ключевых особенностей любой программы. Постарайтесь как можно больше практиковаться с условными конструкциями, это поможет лучше закрепить знания.

    В следующей статье мы на практике разберёмся, как работать с пользовательским вводом, и будем активно использовать операторы if и switch.

    • Объектно-ориентированное программирование. Часть 1. Что такое классы и объекты
    • Нетоксичный чат для джунов: прокачать скиллы, найти ментора и первую работу
    • C++ в 2k21: где используется, какие перспективы, что надо знать для старта

    Источник: skillbox.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru