Ход выполнения программы может быть линейным, то есть таким, когда выражения выполняются друг за другом, начиная с первого и заканчивая последним. Ни одна строка кода программы не пропускается.
Однако чаще в программах бывает не так. При выполнении кода, в зависимости от тех или иных условий, некоторые его участки могут быть опущены, в то время как другие – выполнены. Иными словами, в программе может присутствовать ветвление, которое реализуется условным оператором – особой конструкцией языка программирования.
Проведем аналогию с реальностью. Человек живет по расписанию. Можно сказать, расписание – это алгоритм для человека, его программный код, подлежащий выполнению. В расписании на 18.00 стоит поход в бассейн. Однако экземпляр биоробота класса Homo sapiens через свои рецепторы-сенсоры получает информацию, что воду из бассейна слили.
Разумно было бы отменить занятие по плаванию, то есть изменить ход выполнения программы-расписания. Одним из условий посещения бассейна должно быть его функционирование, иначе должны выполняться другие действия.
If else. Конструкция логического выбора if. Лесенка if — else if. Примеры использования. Урок #12.
Подобная нелинейность действий может быть реализована в компьютерной программе. Например, часть кода будет выполняться лишь при определенном значении конкретной переменной. В языках программирования используется приблизительно такая конструкция условного оператора:
if логическое_выражение
Перевести на человеческий язык можно так: если логическое выражение возвращает истину, то выполняются выражения внутри фигурных скобок; если логическое выражение возвращает ложь, то код внутри фигурных скобок не выполняется. С английского «if» переводится как «если».
Конструкция if логическое_выражение называется заголовком условного оператора. Выражения внутри фигурных скобок – телом условного оператора. Тело может содержать как множество выражений, так и всего одно.
Пример использования условного оператора в языке программирования Python:
if n 100: a = a + b
В Питоне вместо фигурных скобок используется двоеточие. Обособление вложенного кода, то есть тела оператора, достигается за счет отступов. В программировании принято делать отступ равным четырем пробелам. Можно использовать клавишу табуляции ( Tab ) на клавиатуре.
Большинство сред программирования автоматически создают отступ, как только вы поставите двоеточие и перейдете на новую строку. Однако при работе в интерактивном режиме отступы надо добавлять вручную.
Нахождение в теле условного оператора здесь обозначается тремя точками. При создании файла со скриптом таких точек быть не должно, как и приглашения >>> .
Конструкция кажется сложной, но на самом деле все просто. Оператор «switch» содержит переменную-селектор «х». Ниже располагаются операторы «case» с блоками различных команд. Именно операторы «case» определяют ветви программы. Переменная-селектор проверяется на соответствие со значениями «case».
Информатика 8 класс: Ветвление в Паскале. Условный оператор
Если переменная-селектор соответствует значению «case», тогда выполняется этот блок команд «case», а оператор «break» помогает завершить эту конструкцию и дальнейшую сверку переменной и значений «case». Если не соответствует, тогда проверяется соответствие значений в других блоках «case». Если нет совпадений ни с одним из описанных «case», тогда выполняется оператор «default» и выход из конструкции.
Заключение
Ветвление присутствует практически в каждой разрабатываемой программе на любом языке программирования. Ветвление — это н е что иное , как варианты выполнения программы в условных конструкциях. А условные конструкции помогают проверять значение переменных на истинность, поэтому дают возможность направлять исполнение программы по нужному руслу.