Когда началась реализация программы перехода к рынку

24 сентября в 1990 году Верховный Совет СССР предоставил Президенту СССР чрезвычайные полномочия на период перехода к рынку (до 31 марта 1992 года).

К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Если на первом этапе перестройки предпринимались попытки усовершенствования социалистической системы, то с признанием экономического плюрализма, то есть множественности форм собственности, меняется сама общественно-экономическая система.

Начался демонтаж основ социализма. Президенту СССР было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого -экономиста Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР.

Программы отличались, в основном, по степени радикализации и решительности. «500 дней» нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию, то есть передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на длительное время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Некоторые наблюдатели сравнивали эти предложения как попытку преодолеть пропасть в два прыжка.

Леонид Слуцкий — ЕДЕМ НА РЫНОК

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 г. с обмена 50 и 100 рублёвых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в крайне сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди.

Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Было введено ограничение на снятие денег со счетов. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. рублей. Но и этот результат дал возможность назвать эту операцию «ограблением века».

2 апреля 1991 г. правительством были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Сумма компенсации, выплачиваемая населению, значительно уступала уровню повышения цен. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стали занимать 82-е место в мире.

Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее энергичным и предприимчивым людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал легализовываться слой предпринимателей.

Существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Как следствие капитализации страны появилась безработица. Стала расти преступность.

Читайте также:
Программы похожие на zenwriter

Чубайс о сокращении населения планеты Земля с 7 млрд до 1,5 млрд человек

Возник государственный (вымогательство чиновниками государственных учреждений денег у предпринимателей за открытие, регистрацию их заведений) и уголовный рэкет.

Полки государственных магазинов стремительно пустели. Цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на заработную плату. Это вызывало недовольство населения. В стране возникло и ширилось забастовочное движение, особенной активностью отличались шахтеры.

По городам прокатилась волна «чайных», «табачных», «мыльных» бунтов, связанных с нехваткой этих товаров. Они сопровождались нарушениями общественного порядка. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с М.С. Горбачевым.

Источник: egor-23.livejournal.com

Когда началась реализация программы перехода к рынку

а)значительное улучшение материального положения населения;
б)полное обесценение денежных накоплений населения;


в)начало формирования класса отечественных предпринимателей;

г)значительный приток иностранных инвестиций в отечественную промышленность и сельское хозяйство;
д)продажа земли в частную собственность;
е)прекращение падения объемов производства;
ж)макроэкономическая стабилизация.

6.Чековая приватизация в России началась в: Дальше. » М. Ф. Шатрова;


б)1993 г.;
в)1994 г.

7.Начавшаяся в 1993 г. корректировка курса реформ проходила по следующим направлениям:

а)протекционизм в отношении государственных предприятий;
б)приоритетное развитие топливно-энергетического и оборонного комплексов;


в)увеличение расходов на развитие социальной сферы;
г)снижение инфляции;

д)создание правовой базы реформ.

8.К числу причин трудностей и неудач экономических реформ можно отнести:

а)нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока;


б)демонтаж прежнего механизма управления экономикой;

в)отсутствие золотовалютных резервов;

г)диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии);

д)обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти;


е)слабое законодательное обеспечение реформ;

ж)непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса;

з)ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики;
и) отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ.

Источник: gdetest.ru

Билет №49. «Шоковая терапия»: программа перехода к рынку т.Гайдара, её реализация и последствия. Конституционный кризис 1993г.

«Шоковая терапия», начавшаяся в январе 1992г., была попыткой России совершить переход к рыночной экономике. Соответствующая программа, составленная Егором Гайдаром при поддержке западных экономистов, Всемирного банка и МВФ, начала реализовываться вскоре после распада Советского Союза. Многие из основных «шокотерапевтических» идей остаются в силе и сегодня, несмотря на то, что официально от них отказались.

На практике «шоковая терапия» потерпела шокирующий провал. Это касается и ее последствий для российской экономики, и обнаружившейся пустоты обещаний того, что ее результатом станет переход от социалистического к рыночному хозяйству.

Среди ее прочих последствий американские и другие западные бизнесмены отметили препятствия, возникшие на пути развития российского предпринимательства. К ним относятся: коррупция, запретительный уровень налогообложения, непродуктивный труд рабочих, проблемы со связью, отсутствие финансовых и других институтов рыночной инфраструктуры, стабильной «окружающей среды» для предпринимательской деятельности. В результате часть тех немногих западных фирм, которые решились начать свою деятельность в России, была вынуждена ее прекратить.

В данной статье комплексно анализируются основные элементы «шоковой терапии» и их гибельные последствия для российской экономики. Далее излагается альтернативный подход к переходному периоду и рассматривается возможная роль Запада в преодолении последствий «шоковой терапии» и создании предсказуемых и стабильных условий для предпринимательской деятельности.

Читайте также:
Лучшая программа для закупок

2. Основные элементы «шоковой терапии» и их результаты

«Шоковую терапию» Гайдара можно обозначить как «подход СЛП» к переходному периоду, поскольку тремя ее основными элементами являются стабилизация, либерализация и приватизация. Каждый из этих элементов дал результаты, сильно отличающиеся от тех, на которые рассчитывали ее инициаторы, и каждый внес значительный «вклад» в бедствия, выпавшие на долю российской экономики.

Макроэкономическая стабилизация, первая составляющая «подхода СЛП», предполагала установление предельных размеров дефицитов госбюджетов и других переменных макроэкономической политики. Это соответствовало практике макроэкономической политики на Западе, а также опыту МВФ и Всемирного банка по борьбе со структурной инфляцией в Латинской Америке, когда осуществление стабилизационной программы выдвигалось в качестве непременного условия предоставления кредитов. «Шоковая терапия», однако, не стабилизировала экономику, а привела к сочетанию спада и инфляции, по своим негативным параметрам выходящему далеко за рамки «стагфляции», как ее трактуют на Западе.

Нынешняя «российская Великая депрессия» является гораздо более тяжелой, чем в США в 30-х годах. С1992 г. по 1996 г. произошел колоссальный спад промышленного производства — на 55% по сравнению со спадом в 35% во время «Великой депрессии» 1929 — 1933 гг. в США. До «шоковой терапии» российская экономика была по величине второй в мире, опережая Японию и Германию и уступая только США.

Сейчас она, возможно, занимает 11-е или 12-е место, находясь примерно на одном уровне с Бразилией или Мексикой. Другим аспектом провала стабилизации явился устойчиво высокий уровень инфляции. Хотя она и не достигла параметров гиперинфляции (более 50% в месяц), рост цен длится уже так долго, что рубль фактически ничего не стоит, и происходит долларизация российской экономики. Один нынешний рубль стоит менее 1/2000 рубля 1991г., когда «шоковая терапия» еще не началась. Эта долгосрочная инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу, являющемуся основой любой нормальной политической и социальной системы.

Можно отметить множество последствий этого провала стабилизации и связанных с ним спада и инфляции. Одно из них — истощение инвестиций с вытекающей отсюда эрозией основного капитала и масштабным «бегством» накоплений, намного превышающим по своим объемам любую помощь, полученную Россией от международных институтов и западных правительств.

Налицо также растущая безработица и огромные масштабы неполной занятости наряду с невыплатой заработной платы. Другое последствие выражено снижением реальной зарплаты и уровня жизни, ведущим к обнищанию значительной части населения.

В то время как жизненный уровень падает, мало что осталось от системы социальной безопасности; услуги, обеспечение которых государство ранее либо полностью финансировало (в частности, в области здравоохранения и образования), либо в значительной степени субсидировало (включая обеспечение продовольствием и жильем), ныне обходятся населению гораздо дороже. В результате этих провалов нанесен огромный урон главным активам России — ее человеческому капиталу и природным ресурсам. Кроме того, многие другие системы, являющиеся частью современного государства, также находятся в состоянии коллапса. Это касается здравоохранения (продолжительность жизни мужчин упала с более чем 70 до 54 лет), экологии, науки и технологий. Урок, который можно извлечь из реформ по методу «шоковой терапии», состоит в том, что нельзя стабилизировать экономику, если не дать правительству соответствующих полномочий.

Читайте также:
Программа маркетинговых действий разрабатывается на основе выбрать наиболее верный ответ

Либерализация цен, вторая составляющая «подхода СЛП», связывалась с допущением того, чтобы цены устанавливались на рынках, а не административными методами. Согласно теории, если цены формируются рыночным способом, они отражают условия спроса и предложения. В российской реальности дело приняло, однако, совсем иной оборот. Цены устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, упрочившимися в результате приватизации, мафиозными группировками, контролирующими важнейшие сектора экономики, а также коррумпированными чиновниками. Урок, который можно из этого извлечь: при либерализации цен до проведения приватизации результатом становится не эффективное производство, а прежде всего создание условий для получения выгоды теми, кто находится у власти.

Приватизация предприятий, третья часть «подхода СЛП», означала превращение предприятий, находящихся в государственной собственности, в частные фирмы, что, согласно замыслу, должно было обеспечить возникновение позитивных стимулов у собственников, управляющих и рабочих. Российская приватизация началась в середине 1992г. и представляет собой одну из наиболее всеобъемлющих перестроек крупномасштабной экономики.

Приватизация государственных предприятий, где новыми собственниками обычно оказываются старые менеджеры («приватизация для своих»), обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением, включающим надувательство при установлении цен. Кроме того, у новых собственников вовсе не возобладали позитивные стимулы, способствующие росту инвестиций, производства, экспорта, повышению производительности и т.д.

Наоборот, появились стимулы негативные: поведение менеджеров характеризуется стремлением добиться личных краткосрочных выгод. Результатом явилась ликвидация активов фирм: новые собственники-менеджеры стали продавать не только готовую продукцию, но и сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.п., а полученная от этой деятельности выручка направлялась на их личные оффшорные банковские счета.

Следует иметь в виду и то, что новые приватизированные предприятия являются естественными объектами для вымогательства. Наконец, с этими предприятиями связано чрезмерное налогообложение всего, на что только власти могут устанавливать налоги (отсюда и массовые факты выплаты взяток коррумпированным правительственным чиновникам). Существующие же рычаги правового регулирования оказались слишком слабыми, чтобы противостоять этим явлениям. Соответствующий урок: проведение приватизации без должного правового регулирования и действенной юридической системы создает стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики.

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными президенту Б. Н. Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru