Когда была создана первая программа по физической культуре

Узнайте, кто первым ввел понятие физическое воспитание в России и как эта область развивалась на протяжении истории. В статье представлены факты, даты и имена главных деятелей этой сферы. Читайте на нашем сайте.

Физическое воспитание в России – важная часть системы образования и здравоохранения. Однако его введение было далеко не спонтанным. От физического развития к укреплению общественного порядка, введение систематического физического образования в России было длительным и кропотливым процессом.

Первые шаги по введению физического воспитания в России были предприняты в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, который открыл в Москве первую пешеходную школу. В XVIII веке Петр I ввел в России европейские общеобразовательные и военные инновации, которые и сыграли большую роль в развитии физической культуры.

В XIX веке разработка универсальной системы физического образования, создание специальных учебных заведений и научно-исследовательских институтов стали центральными задачами. Ключевыми фигурами этой эпохи были П.Ф.Лесгафт, В.Н.Филатов, Н.Н.Платонов, которые разработали методики физического образования, научные исследования и популяризировали занятия физкультурой. В XX веке физическое воспитание становится одной из приоритетных областей в сфере здравоохранения и образования.

История физической культуры

История введения физического воспитания в России

Физическое воспитание в России начало развиваться еще в XVIII веке. Однако, наиболее заметное расцвет данной области пришелся на период правления императора Петра I. В 1718 году была создана первая в России кадетская коллегия, а через два года — Академия Наук. В этих учреждениях физическое воспитание стало одним из главных направлений воспитания бойцов и опытных ученых.

С середины XIX века в России началось систематическое развитие физической культуры. Великое внимание физическому воспитанию уделяли братья Карл и Макс Гитевиг. Они основали в Санкт-Петербурге различные учреждения, где студентам и работникам давалось возможность заниматься спортом. Также Гитевиги разработали первые программы физического воспитания для школ и университетов.

В начале ХХ века в России началось оптимизирование физического воспитания. Российский физкультурный союз, созданный в 1911 году, занимался надлежащей организацией спортивных мероприятий, возведением спортивных сооружений, обучением тренеров и т.д.

  • В первые годы после Октябрьской революции развитие физической культуры не утратило своего значения. Весьма заметны были успехи в спортивном туризме, в гимнастических и танцевальных ансамблях, в общенародных спортивных праздниках.
  • В 1920 году была создана система профессионального спорта, которая включала в себя различные виды спорта. В этот период акцент ставился на массовости занятий физической культурой, на развитии физической культуры в сельских районах.

Со временем физическая культура в России стала превращаться в настоящий спорт. Сегодня Россия является одной из сильнейших спортивных держав в мире. Тысячи людей занимаются спортом, побеждают на международных турнирах и олимпиадах. Все это стало возможно благодаря развитию физического воспитания в России на протяжении многих столетий.

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ранние этапы

История физической культуры в России началась в XVIII веке, когда Петр I ввел с военной целью систему упражнений для своей армии. Он признал необходимость физической подготовки для солдат и народа в целом, чтобы обеспечить защиту и развитие государства.

В 1806 году А. Ф. Клинический, первый российский профессор физиологии, предложил первый проект лекций по физическому воспитанию для студентов медицинского факультета Московского университета. В этом же году Государственный Совет утверждает Положение о Кадетском корпусе, где учебным предметом установлены гимнастика и плавание.

В 1819 году Н.И. Рыбников написал «Состязателный физический учебник для русских учеников», в котором содержалась программа физических упражнений для молодежи.

Таким образом, ранние этапы развития физической культуры в России были в основном связаны с военной стратегией и образованием, направленными на создание здоровых и физически развитых граждан.

Ключевые фигуры и эпохи

Петр I

Одним из первых приверженцев физического воспитания в России был Петр I. В 1714 году он создал первый военный учебный заведение, в котором было обязательно заниматься физическими упражнениями.

Читайте также:
Есть ли программа для чтения чужих смс

Ф.И. Тютчев

В 1837 году Ф.И. Тютчев был назначен вице-президентом Комиссии по устройству физических упражнений и мероприятий в Московском учебном округе.

Д.Ф. Харпер

Д.Ф. Харпер был основоположником русской гимнастики. Он привез в Россию знания и опыт из Германии, где уже были разработаны методики физического воспитания. Харпер был назначен инструктором по физической культуре в Московском университете.

Д.Н. Мильков

Важным звеном в развитии физической культуры в России был Д.Н. Мильков. Он создал первую российскую школу физической культуры и основал журнал «Физическое воспитание».

С.П. Линих

В начале XX века С.П. Линих был назначен главным инспектором по делам физической культуры в Московской губернии. Он разработал «Линиховскую систему» физического воспитания, которая была успешно внедрена во многих учебных заведениях.

1945-1950 годы

После Второй мировой войны в Советском Союзе начался интенсивный подъем в развитии физической культуры и спорта. Была создана мощная инфраструктура для занятий физическими упражнениями, проводилась активная пропаганда здорового образа жизни.

Вопрос-ответ:

Как и когда началось введение физического воспитания в России?

Первые шаги в введении физического воспитания в России были предприняты в XVIII веке при царе Петре I. Он считал, что для укрепления государства необходимо иметь здоровых и физически развитых людей. В этот период были созданы первые военные школы, где обучались не только военные дисциплины, но и занятия физической культурой.

Кто является ключевыми фигурами в введении физического воспитания в России?

Среди ключевых фигур в введении физического воспитания в России можно выделить царя Петра I, который осуществил первые шаги в этом направлении, а также Николая Песталоцци, который внес значимый вклад в развитие физической культуры в России. Он разработал первые программы физического воспитания и организовал первую в России специализированную школу для физического воспитания учеников.

Какой была роль физической культуры в России в XIX веке?

В XIX веке физическая культура в России играла очень важную роль, так как считалось, что занятия спортом и физические упражнения способствуют физическому и духовному развитию человека. Кроме того, физическое воспитание имело стратегическое значение, так как здоровый и физически развитый народ является ключом к мощной армии и государственной эффективности.

Какие эпохи России оказали наибольшее влияние на развитие физической культуры?

Наибольшее влияние на развитие физической культуры в России оказали эпохи царизма и СССР. Во время царизма были созданы первые физкультурные общества, организованы первые соревнования и турниры, разработаны первые программы физического воспитания. В период СССР была объявлена бесплатность занятий физической культурой, создана массовая система физического воспитания и спорта, произошел резкий рост уровня физической культуры в стране.

Как физическое воспитание сегодня организовано в России?

Сегодня физическое воспитание организовано в России в рамках системы образования, включает исчерпывающий комплекс упражнений (гимнастические упражнения, легкая атлетика, борьба, игры и т. д.), направленный на развитие физических и функциональных возможностей учащихся. Как правило, занятия проводятся в специально оборудованных залах, на стадионах, спортивных площадках и других специальных объектах.

Источник: stduviewer-free.ru

Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе

В начале 20-х гг. был предложен целый ряд различных программ и методик по физической подготовке школьников. Наиболее лестные отзывы в то время получила “Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры” (А. А. Зикмунд, А. И. Зикмунд, 1923).

Она была составлена с учетом трехлетнего опыта работы по педагогической гимнастике в ГЦИФКе. Программный материал был распределен по возрастным группам: 7—9, 9 — 12, 12— 15и15—18 лет.

Рекомендовалось использовать следующие средства: ходьбу, бег, прыжки, порядковые упражнения, несложные гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и дыхательные упражнения, подвижные игры. Особое значение придавалось корригирующим упражнениям как профилактическому средству, направленному на уменьшение неблагоприятных воздействий условий труда. В программе говорилось: “. Цель корригирующих упражнений — развивать те группы мышц, которые во время профессионального труда не развиваются. Тут нужно обратить внимание на развитие левой стороны тела, способствовать развитию грудной клетки и правильному дыханию и кровообращению”. Все предложенные в программе упражнения были просты по двигательной структуре, легко дозировались, не вызывали значительных напряжений в деятельности функциональных систем организма, имели четко выраженную восстановительно-поддерживающую направленность.

Из трудовых навыков программа включала виды ручного труда ремесленного характера. Тесное соединение физического и трудового обучения было одной из главных задач пролетарской культуры в области физического воспитания. В программе об этом говорилось так: “. В дальнейшем перед наукой стоят вопросы объединить физическое воспитание и трудовые навыки в единое воспитательное средство”.

Читайте также:
Несколько программ могут быть вызваны

В 1927 г. Наркомпрос утверждает первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (I ступень — начальная школа с четырехлетним сроком обучения, II ступень — девятилетняя средняя школа). Эти программы явились своеобразной вехой для всех последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех школ.

Программа школы I ступени состояла из следующих разделов: цели, задачи и средства физической культуры; естественные факторы (солнце, воздух, вода), гигиенические навыки; подвижные игры; гимнастика; спортивные развлечения; врачебно-педагогический контроль за проведением физической культуры. Программа школы II ступени включала замечания к программе и собственно программный материал: гимнастику, игры (подвижные и спортивные), “спортупражнения и спорт”, ориентировочные учебные нормативы для учащихся.

В программе школы I ступени подчеркивалось: “. При выборе средств физической культуры необходимо учитывать как биологические особенности детей, так и социально-экономические, природные и бытовые условия. Поэтому физическая культура в нашей школе не должна являться копированием физической культуры в школах других стран. В нашей школе находят свое место следующие средства физической культуры: физические упражнения, обеспечивающие нормальное развитие сенсорно-моторного аппарата, санитарно-гигиенические навыки в связи с использованием солнца, воды и воздуха и санитарно-гигиеническое просвещение. В основу физических упражнений в школе I ступени должны входить естественные движения: бег, ходьба, прыжки, лазания, упражнения с небольшими отягощениями, метания, плавание, приемы естественной защиты и нападения, а также те естественные движения, которые связаны с трудовой деятельностью человека: рубка, пиление, резание, копание и т.д.”.

В программе указывалось, что учебная работа по физической культуре в форме обязательных уроков должна проводиться в школах I ступени не менее трех раз в неделю и в школах II ступени — два раза в неделю. Помимо “нормального урока физупражнений” рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии.

В разделе “Гимнастика” говорилось, что она позволяет строго дозировать нагрузку при выполнении физических упражнений:

“. Таким методом является гимнастический, в основе которого лежит точный учет формы характера движений и дозировка качественной и количественной стороны усилий”.

Содержание собственно уроков физкультуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программы, преимущественно заимствованных из зарубежных гимнастических систем. Акцент делался на выполнении упражнений прикладного характера без учета их воздействия на основные функциональные системы школьников. В программах просматривается явный крен в сторону гигиенизации процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения учащихся и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.

В условиях острой полемики 1920-х гг. о педагогической и оздоровительной ценности спорта как средства физического воспитания программы 1927 г. включали элементы отдельных видов спорта и даже выполнение упражнений в соревновательной форме. Такое признание “спортупражнений и спорта” являлось для того времени своего рода программным нововведением.

В начале 1930-х гг. к составлению учебных планов и программ были привлечены ведущие ученые, опытные методисты, школьные учителя и преподаватели вузов.

Значительным событием, способствующим развитию физкультурно-спортивной работы в школе, явилось то, что с 1930 г. начал издаваться ежемесячный методический журнал “Физкультура в школе” (с 1958 г. он стал называться “Физическая культура в школе”). В своем первом номере журнал сообщает: “Основные наши трудности заключаются в отсутствии достаточных и подготовленных кадров, в недостатке теоретической и методической работы, в слабости руководства физкультурным движением”. Так, даже в Московской области в 1929 г. в школах почти полностью отсутствовали учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Между тем, по данным обследования 1929 г., состояние здоровья школьников вызывало большую тревогу: процент здоровых детей был крайне незначительным.

Поэтому трудно переоценить роль и своевременность выхода в свет массовым тиражом своеобразного “самоучителя” по передовой методике физического воспитания детей. Журнал стал оказывать посильную помощь в физкультурной работе нашим учебным заведениям, просветительным организациям и внешкольным учреждениям, освещая на своих страницах вопросы методики и практики, передовой опыт, пропагандируя его среди широких масс работников физической культуры и учащихся.

Программой предписывалось строить типовые уроки физупражнений по определенной схеме; состоять они должны из четырех серий: первая — втягивающие упражнения — 5 мин, вторая — общеразвивающие (общеподготовительные) упражнения — 10 мин, третья — основные упражнения — 25 мин, четвертая — успокаивающие упражнения — 5 мин. Общее время урока должно было составлять 40—45 мин. Физические упражнения подразделялись на две основные группы: общеподготовительные и прикладные упражнения. При этом отмечалось: «. Ведущую роль в программном материале физических упражнений имеют прикладные упражнения; в тесной связи с ними подбирается комплекс общеподготовительных упражнений».

Читайте также:
Программа для автоматического обновления биоса

Прикладные упражнения, которые составляли подавляющую часть программы, были сгруппированы по следующим признакам: элементы строя, способы передвижения (ходьба, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание), способы преодоления препятствий (прыжки, лазанья), способы поднимания и переноски груза (переноска различных предметов, «живого веса»), способы защиты и нападения (метания, элементы борьбы). В свою очередь, каждая из этих групп упражнений имела нормативные показатели, ориентированные на требования комплекса ГТО. Подвижные и спортивные игры составляли самостоятельную группу упражнений.

В школьных программах 1932 г. очевидна связь физического воспитания с военной подготовкой учащихся. В программе средней школы указывалось: «. Увязка физической культуры с военным делом должна выражаться в усвоении основных элементов строевой подготовки тех военно-прикладных навыков, которые будут служить базой для подготовки бойца. Необходимо обратить внимание на воспитание психофизических качеств, как то: решительность, настойчивость, выдержка, ориентировка. Совместно с военным руководством следует дать навыки в обращении с противогазом. В естественных условиях (во время экскурсий и военно-физкультурных походов) следует проверять и закреплять прикладные навыки, полученные в условиях школьной обстановки”.

Раздел теоретических знаний включал перечень тем для проведения бесед и других форм сообщений учащимся минимума сведений о содержании, роли и предназначении физической культуры в СССР. Например, для школьников 4-го класса предлагалось две темы: “Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР”, “Значение основных правил дыхания”. В 7-м классе рекомендовались три темы: “Очередные задачи физкультуры в СССР”, “Как физкультура подготовляет бойца РККА” и “Как физкультура борется с профвредностями”.

В разделе физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков в порядке возрастающей сложности были сформулированы такие требования: умение выполнять физкультминуту, расставить игроков для подвижной игры, судить спортивную игру, уметь следить за осанкой, выполнять правила личной и общественной гигиены, знать основы закаливания и т.д.

Впервые программа устанавливала виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса ГТО I ступени. Таким образом, в начале 30-х гг. комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах. Более чем на 50 последующих лет трудовая и военная направленность была основой для разработки учебных программ по физической культуре.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Как появилась физическая культура в школьной программе

В XVII веке выдающийся чешский педагог того времени Ян Коменский первым предложил включить в школьную программу занятия физической культурой на плановой основе. В его учебном плане в Европе Нового времени физическое воспитание впервые стало органической частью обучения.

картинка из интернета

Тогда это были ещё не уроки, но обязательные (!) занятия физкультурой после уроков.

В то время он написал книгу «Великая дидактика», в которой описывал пользу физических упражнений для детей, уже начиная с дошкольного возраста. Утверждал и убедительно доказывал, что правильно выбранные и дозированные физические движения помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью, в том числе и со школьными занятиями. Причём ему удалось систематизировать занятия.

картинка из интернета
картинка из интернета

Коменский обращал внимание не только на физическую подготовку, но и на формирование волевых качеств, которые очень тесно взаимосвязаны с физическими и способствуют формированию человеческого характера.

Приведу небольшой отрывок из книги: «…побеждай в игре храбростью, а не обманом…с кем бы ты ни боролся, старайся, чтобы игра не превращалась в издевательство или в драку».

Так начинала зарождаться этика физической культуры, которая впоследствии в 19 веке оказала влияние на разработку правил соревнований, когда родился спорт.

Именно этот выдающийся педагог прошлого способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

«К физкультуре на Вы и с уважением» ‍‍‍‍

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru