23 июня 1988 года было зарегистрировано совместное советско-венгерское предприятие «Микроинформ». Сейчас эту фирму, сменившую профиль деятельности, но существующую и поныне, мало кто знает, однако в конце 80-х и первой половине 90-х годов её название ежедневно появлялось на миллионах дисплеев по всему распадавшемуся Советскому Союзу. Текстовый редактор «Лексикон» — первый отечественный программный продукт, для коммерческого развития и распространения которого была создана специальная компания. Точнее, я бы сказал, «в надежде на коммерческое развитие и распространение которого», потому что судьба «Лексикона» во многом иллюстрирует судьбу перестройки в нашей стране.
Первые четыре года — разработка программы сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР Евгением Веселовым по собственной инициативе (но в рабочее время, то есть по сути за счёт государства). Затем — ставка на единство власти и народа, на легитимность перестройки: перевод проекта на коммерческие рельсы. Семь-восемь лет отчаянного барахтания в волнах бизнеса — и о «Лексиконе» мало кто вспоминает.
Почему так произошло?
Во-первых, такая большая страна, как наша, в доинтернетную эпоху требовала огромных вложений в систему распространения программного обеспечения — в то время как в условиях формирования рыночной экономики приходилось считать каждую копейку.
Во-вторых, пиратство. Поначалу программы распространялись через знакомых с дискеты на дискету (в том числе со взломанной защитой от копирования, которая со временем появилась и в «Лексиконе»). Оптических носителей, тем более дисководов для них, тогда не было. Ёмкость одной пятидюймовой дискеты — 360 килобайт.
Более новые дискеты на 1,2 мегабайта читались не на всех компьютерах, а трёхдюймовые дискеты на 1,44 мегабайта и вовсе были последним писком моды. Позже появились BBS — компьютеры, подключённые к телефонной сети через модем. Дозвонившись (тоже через модем) до такого компьютера, можно было работать с ним как с файловым хранилищем: скачивать и загружать на него файлы.
Но самый простой модем даже в середине 1990-х годов стоил больше ста долларов, а это для подавляющего большинства были тогда совершенно немыслимые деньги (моя стипендия в начале 1992 года — три доллара). Конечно, можно списать пиратство на менталитет, но это будет только частью правды. У пользователей в то время банально не было денег — это раз. У компаний-производителей, как я говорил выше, не было удобных и разветвлённых систем распространения — это два.
Кстати, сама модель бессрочной лицензии для конечного пользователя в то время в нашей стране, пожалуй, оказалась изначально проигрышной. Кто из IT-компаний, созданных в СССР/России в то время, дожил до сегодняшнего дня? Правильно, «Диалог-Наука» и Лаборатория Касперского.
А всё потому, что антивирусы нужно постоянно обновлять, и их периодическая оплата на основе подписки вполне естественна. Компании, имевшие возможность предоставлять программу как услугу с периодической оплатой, худо-бедно дожили до появления Интернета, а там многое стало куда проще. Были и другие выжившие: ABBYY, PROMT, 1С, Информатик — но все они ориентировались на бизнес-пользователей, работа с которыми была более надёжной.
В-третьих, распад СССР. В первые годы коммерческой разработки «Лексикона» было сделано очень многое для комфортного использования программы в различных республиках страны. Задача использования расширенных символов кириллицы для, например, казахского или якутского алфавитов была целостно решена только в середине нулевых — с повсеместным переходом на Юникод с его огромной таблицей символов, заведомо превышающей потребности человечества на ближайшие десятилетия. Про грузинский и армянский алфавиты даже не заикаюсь. «Лексикон» разрабатывал решение для подобных случаев в ситуации, когда кодовая таблица ASCII ограничивалась всего-навсего 256 символами, при этом первые 128 из них были жёстко стандартизированы. Крушение СССР и разрушение единого экономического пространства моментально свело эту работу к нулю.
В-четвёртых, массовый переход на Windows. В графической операционной системе за поддержку всего разнообразия языков, шрифтов, принтеров отвечает сама операционная система, а разработчикам прикладных программ остаются лишь их собственные специфические задачи. Так что, даже не будь распада СССР, в 1994-1995 году вся работа по адаптации «Лексикона» к различным языкам потеряла бы смысл. Кроме того, версия под Windows требовала разработки практически «с нуля» совершенно в другой, непривычной идеологии объектно-ориентированного программирования, а на этой «поляне» уже успешно развивался Word.
Ну и в-пятых. Как говорят на Западе, последнее по порядку, но не по важности. Last but not least.
«Лексикон» разрабатывался так, чтобы он был удобен секретарям-машинисткам при замене пишущей машинки персональным компьютером. То есть так, чтобы старые привычки работы по возможности оставались применимыми и к работе с текстовым редактором. В этом отношении программа была чрезвычайно уважительна к пользователю. Но что получилось в итоге?
В итоге в «Лексикон» были заложены заведомо устаревшие подходы к работе с текстом, которых уже тогда не было даже в первых, ещё DOSовских, версиях Microsoft Word (впрочем, на Западе в то время гораздо большей популярностью пользовался забытый сейчас Word Perfect, но и в нём их тоже не было). Что такое абзац для «Лексикона»?
Последовательность строк, каждая из которых заканчивается нажатием клавиши Enter (без разницы, реальным на клавиатуре или вставленным автоматически), при этом первая строка начинается с абзацного отступа. Что такое абзац для Word и подобных ему редакторов хоть тридцать лет назад, хоть сегодня?
Одна очень длинная строка, которая гибко перевёрстывается в зависимости от параметров страницы и текущих установок принтера. Кому из тех, кто начинал работу с Ворда, придёт в голову выравнивать строку по центру пробелами? А многие это делают даже сейчас: как открываю такое, материться хочется. Помню, в конце 1995 года я переучивал в Доме ветеранов кино режиссёра Светлану Дружинину с Лексикона на Word — так она время от времени закрывала глаза и говорила: «Ненавижу!» Но это уже лирика. В любом случае ориентация на консервативные привычки может стать тупиком для дальнейшего развития.
Ну и, конечно, стоит вспомнить самую блистательную карьеру, старт которой дал «Лексикон». Легендарная Ольга Дергунова — директор по продажам и маркетингу «Микроинформа», ушедшая затем в российское представительство Microsoft и двенадцать лет его возглавлявшая, заместитель министра экономического развития России с 2012 по 2016 год.
Кстати, русские версии Microsoft Word 2000 и Microsoft Word XP имели в своём составе конвертер для перевода текстовых файлов Лексикона в формат Word. В дальнейшем LEXICON.CNV из поставки убрали, однако при ручном размещении этого файла в папке с остальными конвертерами он прекрасно работает даже в Word 2016 — правда, только если Word установлен в тридцатидвухбитном варианте. Те, у кого чудом сохранились старые файлы, созданные в Лексиконе, могут этим воспользоваться.
В общем, есть что вспомнить.
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА — эпоха перемен»
Источник: ed-glezin.livejournal.com
Каким был самый первый компьютер в мире
Сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни каждого человека. Это устройство имеется в каждом дома, а часто даже не одно. Любое рабочее место оснащено компьютером в том или ином формате. ПК давно стал обыденностью и очевидным предметом рабочего и домашнего обихода. И, конечно, уже давно никто не помнит каким был самый первый компьютер в мире, а ведь процесс эволюции до миниатюрных, но мощных устройств занял не так много времени.
Как появился компьютер История развития ЭВМ
Для вычисления умножения машина использовала многократное сложение, поэтому мощность в этом направлении вычислений уменьшается. Все вычисления выполнялись в десятичной системе, причём двоичная была знакома разработчикам, но они предпочли первую (на фото внизу не он – просто картинка для атмосферы)
Для решения каждой определённой задачи ЭНИАК подвергался перекомутированию вплоть до 1947 года, то есть программисты заново формировали программу для вычисления новой задачи посредством перестановки блоков и коммутаторов. Затем каждую задачу вычисления стали использовать как подпрограмму, что значительно упростило программирование машины.
Команда разработчиков
Так всё-таки, кто разработчик первого компьютера? Авторство основного проекта принадлежит Джону Пресперу Эккерту и Джону Уильяму Мокли. Непосредственно над созданием машины работала целая группа высококлассных специалистов.
- Роберт Ф. Шоу – функциональные таблицы;
- Томас К. Шарплес – ведущий программист;
- Джеффри Чуан Чу – извлечение квадратного корня и модуль деления;
- Артур Бёркс – модуль умножения;
- Джек Деви – аккумуляторы;
- Гарри Хаски – модуль считывания данных на вывод;
- Джон Фон Нейман – участвовал в проекте, как научный консультант.
Помимо этих специалистов, над ЭВМ работала команда программистов, состоящая из шести девушек:
- Мэрлин Мельцер;
- Кэтлин Рита Макналти;
- Франсис Элизабет Снайдер;
- Рут Лихтерман;
- Бетти Джин Дженнингс;
- Франсис Билас.
Таким образом, определить кто создатель компьютера ЭНИАК в единственном числе сложно. Как над проектированием, так и над созданием ЭВМ трудились многие специалисты.
Дальнейшие разработки и создание первых персональных компьютеров
В 1945 году был предоставлен первый отчёт от EDVAC, усовершенствованной Фон Нейманом версии первого компьютера. Он выполнял расчёты не только за счёт перфокарт, но и используя собственную память, это уменьшило число ламп и ускорило процесс вычисления.
Первые ПК на продажу появились после создания микропроцессоров. Компания IBM пыталась организовать первые продажи уже в 1974 году. Но спросом устройства совсем не пользовались. В этих устройствах в качестве памяти использовались кассеты, а стоимость машин составляла ни больше ни меньше — 10 тысяч долларов США. Отсюда и отсутствие спроса.
Ответ на вопрос, кто создал первый компьютер доступный для домашнего использования, очевиден из названия машины — IBM 5100. Эта машина имела память 64 Кб и могла выполнять некоторые программы. Несмотря на стоимость и не совсем понятные цели использования первые продажи всё-таки состоялись.
Отечественные разработки
Инженеры в Советском союзе также не сидели на месте и разрабатывали собственный продукт. Кто создал компьютер в СССР? Руководил проектом С. А. Лебедев. Работа началась в 1948 году. Построена машина была только к концу 1950 года.
А уже в 1952 году на советских МЭСМ-ах производились серьёзные расчёты научно-технических задач.
Стоит отметить, что создавая самый первый компьютер в СССР, Лебедев, независимо от Фон Неймана, пришёл к решению использования хранимой в памяти программы для выполнения вычислений.
Несмотря на то что Малая электронная счётная машина обладала низким быстродействием и малым объёмом памяти, она имела довольно развитые алгоритмы. А также имела запоминающее устройство для долговременного хранения команд и неизменных констант.
История игр для компьютеров
Интересно какой была самая первая игра в мире? Её создали в 1962 году в технологическом институте Массачусетса. Конечно, разработка этого продукта велась инженерами в нерабочее время.
Первая игра носила название Spacewar. В основе сюжета положена битва двух космических лайнеров, которые атакуют друг друга специальными ракетами. Игра была запущена на базе отдельного процессора, с быстродействием 100 тысяч операций в секунду и памятью 9 Кбайт.
На дисплей выводилась карта звёздного неба с лайнерами. Управление орудием и стрельба выполнялась посредством джойстиков и клавиатуры. Число ракет у каждого противника было ограничено, что добавляло азарта в простейшую стрелялку. Каждый игрок должен был не только попасть в противника, но и уйти от его атак. Можно было маневрировать между звёздами или совершать гиперпрыжки в пространстве.
Игра была выпущена на коммерческой основе, и планировалось получить с продукта неплохую прибыль. Но игрушка так и не получила большой популярности, хотя и прославила создателей в узких кругах. Тем не менее последующие разработки в этом направлении уже пользовались спросом.
Создание ЭНИАК-а — самого первого компьютера в мире, послужило стартом к началу разработок в направлении электроники и вычислительной техники. На сегодняшний день человечество добилось довольно больших успехов, но прогресс не стоит на месте и порой сложно даже представить, что нас ожидает впереди.
Источник: www.itshneg.com
Самый первый компьютер в мире
Сегодняшнюю жизнь представить без компьютера уже невозможно, настолько плотно он вошел в сферы деятельности. Компьютером пользуются и ученики в первом классе, и разработчики новых технологий, он помогает оптимизировать рабочий процесс и хранит в себе огромное количество информации, хотя внешне представляет собой компактное устройство. Компьютерные технологии помогли облегчить процесс обработки данных и защитить персональную информацию от открытого доступа.
Правда, при столь весомых плюсах компьютеров, есть и то, что крайне беспокоит людей, главным образом это касается родителей. Появление компьютерных игр, особенно с усовершенствованной графикой, вызывает зависимость у детей, чаще всего школьного возраста. В этом случае родители вынуждены в прямом смысле «вести войну» с компьютером или даже вовсе отказываться от него, возвращая ребенка в реальный мир.
Но скоростью обработки информации, качественной графикой и компактными габаритами компьютеры отличались не всегда. Так давайте вспомним, как выглядел первый компьютер, когда изобрели ПК, и что представляла собой первая компьютерная игра.
Первый компьютер в мире
Самый первый программируемый компьютер был представлен миру 14 февраля 1946 года в Соединенных Штатах Америки – ENIAC. Он весил 30 тонн и содержал в себе 18 000 электронных ламп. Правда скорость машины составляла всего 5 000 операций в секунду. Суммарно эта модель компьютера проработала 9 лет.
Конечно, до 1946 года велись работы по созданию компьютеров, и даже были представлены подходящие варианты, но они не были доведены до практического использования.
Например, в 1912 году российский ученый А. Крылов разработал машину для решения дифференциальных уравнений.
Затем, в 1927 году в США изобрели первый аналоговый компьютер, а в 1938 году немецкий инженер Конрад Цузе создал программируемую механическую цифровую модель компьютера Z1, но она была пробной и претерпела ряд модернизаций. Уже в 1941 году появляется 3 вариант машины – Z3, который больше других напоминал современный компьютер, но все же требовал доработок.
В 1942 году в США также продолжалось создание электронного цифрового компьютера ABC, но модель не была закончена, поскольку разработчика Джона Атанасова призвали в армию. Недостроенную модель изучил Джон Мокли и приступил к созданию собственного компьютера – ENIAC и в 1946 году ученый завершил многолетнюю работу. ENIAC Мокли представлял собой компьютер, выполняющий задания, поставленные перед ЭВМ и обладающий двоичной системой исчисления, на которой построены и современные компьютеры.
Первый компьютер разрабатывался для решения задач в условиях войны и использовался армией Соединенных Штатов. Главной целью было автоматизирование расчетов при бомбометании артиллерией и авиацией. И если раньше для вычислений создавались многочисленные отделы, использующие логарифмические линейки, то с созданием ЭВМ исчезла необходимость расчетов таким медленным и сложным способом.
История создания персонального компьютера (ПК)
Конечно, создание ЭВМ стало первым толчком и к созданию персональных компьютеров, но все же у каждого из них было индивидуальное направление в развитии.
Как уже было отмечено, ЭВМ создавались в первую очередь для нужд армии, к тому же цены на них были завышенными ($4000-5000), а размеры компьютеров слишком габаритными. Поэтому идея создания персонального компьютера появилась довольно скоро. Уже в 1968 году советский инженер А. А. Горохов задумался о создании «Программируемого прибора интеллектора», который содержал в себе материнскую плату, видеокарту, устройство ввода и память. Однако Горохов не получил финансирования, и проект остался только на чертежах.
Определить точную дату появления ПК на практике оказалось сложно, поскольку создать его стремились не только ученые, но и любители, после того как в 70-х годах XX века в открытом доступе появились микросхемы и микропроцессоры. Но достоверно известно, что в 1975 году миру был представлен первый серийный ПК – Альтаир 8800. Правда внешне он представлял собой конструктор из отдельных блоков и схем, но все же по характеристикам специалисты относят его к персональному компьютеру.
В 1976 году был выпущен ПК, направленный на массовую продажу и использование – Apple I. С новым персональным компьютером в комплекте не шел только монитор, в остальном все составляющие современной модели уже присутствовали в компьютере от Apple. Уже в 1977 году этот недостаток был устранен, и компания стала выпускать модели с собственными мониторами.
В 1981 году другая компания по созданию компьютеров IBM представила новую модель ПК – IBM 5150, также в этом году появился первый персональный компьютер в Советском Союзе – НЦ-8010. Но ни одна из этих моделей не включала в себя компьютерную мышь. Она появилась только в составе нового ПК, разработчиком которого выступила компания Apple в 1983 году – Apple Lisa.
Правда эта модель была настолько дорогая, что не получила распространения. Учитывая предыдущий провал, в 1984 году Apple выпускает усовершенствованную модель Macintosh, ставшую настолько удачной, что ее устройство взяли за основу современного персонального компьютера.
Первая в мире игра на компьютере
Первая компьютерная игра появилась в 1962 году, разработчиками выступили программисты из Массачусетского технологического института, а идея принадлежала Стиву Расселу и Мартину Грецу, которые при знакомстве сошлись на почве увлечения научной фантастикой. Игра создавалась в свободное от работы время, сначала программистами была написана сама программа, а после в течение месяца ее воплощали в жизнь.
В итоге была создана первая компьютерная игра, получившая название Spacewar. Она представляла собой битву 2 космических кораблей, которые стреляли друг в друга ракетами. Игру создали на базе процессора PDP-1, который выполнял 100 000 операций в секунду и обладал оперативной памятью в 9 Кбайт.
Игра проходила следующим образом: на дисплей выводилась карта, представляющая собой звездное небо, на котором размещались боевые корабли. Противники управляли ими с помощью клавиатуры и джойстиков. Количество ракет для выстрелов были четко ограничено, и маневрировать от противника можно было только 2 способами – крутиться вокруг звезд, уходя от выстрела или совершать гиперпрыжок – во время него корабль на секунду исчезал с поля боя и внезапно появлялся в другой точке карты.
Хотя Spaceawars стала в том числе и первой коммерческой игрой, дохода создателям она не принесла, правда подарила славу и почет в узких кругах программистов. А вот последующие аналогичные компьютерные игры уже стали пользоваться популярностью и приносить большую прибыль создателям. К слову, одна из версий Spacewar и сегодня размещена в коллекции Computer Museum History Center в Калифорнии.
Сегодня исследования показывают, что компьютерные игры, при правильном подборе и грамотном использовании, даже оказывают положительный эффект на развитие детей. Разработчики уделяют внимание играм, направленным на развитие логического мышления и координации, а победа в таких играх развивает уверенность в себе у ребенка в будущем.
Но как уже было отмечено, не все компьютерные игры ведут к развитию сильных качеств в ребенке, а чрезмерное увлечение определенно негативно сказывается и на здоровье и на психике. Полностью отказываться от игр, конечно, неправильно, но стоит запастись альтернативными способами привлечения внимания детей, чтобы заинтересовать их и внешним миром.
Первый компьютер, первый персональный компьютер и даже первая компьютерная игра были зафиксированы на фото и сохранились до наших дней, их легко найти в Интернете в открытом доступе. Также снято большое количество интересных и информативных фильмов на эту тему, например, фильм от «Discovery», который размещен на канале YouTube.
Источник: 24smi.org