Когда была принята программа строительства коммунизма

Коммунизм — высшая общественно-экономическая формация, приходящая на смену капитализму, основывающаяся на общественной собственности на средства производства и включающая две основные фазы своего развития — социализм как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с социализмом фаза, ступень зрелости коммунистической формации — полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии рабочего класса.

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

О построении коммунизма к 1980 году. Алексей Сафронов // План А

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой).

В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной — все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма.

Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Коммунизм невозможен?

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

Определения коммунизма

Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…>14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов.

Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…>Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.

— Ф. Энгельс, «Принципы коммунизма» (1847 г.) [1]

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

Читайте также:
Отзывы о компьютерных программах

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

— В. И. Ленин (декабрь 1919 г.) [4]

Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Коммунизм как идеология

Основная статья: Коммунистическая идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность.

Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • коммунистическое общественное самоуправление;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм

Примечания

  1. ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Избранные Сочинения. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1985. — Т. 3. — С. 122.
  2. ↑ К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 42, стр. 114
  3. ↑ К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 42, стр. 116
  4. ↑ В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, стр. 380
  5. ↑ В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 33, стр. 98

Источник: kommynist.ru

Как построить коммунизм. Методическое указание )

Попытка построить коммунизм провалилась по простой причине: коммунизм было принято считать неизбежным, исходя из логики исторического развития.

То есть, коммунизм виделся просто очередным этапом, наравне с феодализмом или капитализмом. То есть, на определенном этапе развития производственных отношений коммунизм должен был просто наступить.

Такой взгляд не исключал желания/возможности ускорить наступление коммунизма. Но способом ускорения виделось скорейшее устранение предыдущего строя. Примерно, как скорейшая победа буржуазии над феодалами, очевидно, способствовала бы смене формации.
Такой взгляд исключал необходимость в проектировании коммунизма. Что выглядело довольно логично — скажем, кто во времена расцвета феодализма мог бы спроектировать и построить буржуазное общество? Нет, оно получилось само.

Однако, данный подход, что сегодня совершенно уже очевидно, ошибочен.
Во-первых, «более прогрессивный» СССР ухитрился проиграть «менее прогрессивному» Западу. Это примерно, как если бы в начале 20 века в Германии победила феодальная реакция.

Во-вторых, становится все более очевидным, что мир не прогрессирует. Собственно, об этом можно было догадаться уже в середине 20 века, после двух войн. Но тогда еще была жива мечта о тотальном техническом прогрессе, который вовлечет за собой долгожданные политэкономические изменения. Однако мы видим, в начале 21 века, что серьезного прогресса в технике нет, в экономике вообще происходит регресс, а специфические технические достижения современности (электроника в основном) вызывают серьезнейшие опасения, а отнюдь не надежды.

В-третьих, никакого наступления коммунизма отнюдь не происходит. Черты новой формации — коммунизма — никак не проявляются, а то, что проявляется, попахивает смесью феодализма с рабовладением. А отнюдь не светлым будущим.

В-четвертых, все чаяния сторонников коммунизма сегодня направлены в прошлое, в СССР. Это отлично показывает, что реальной новизны нет. Не проявляется она никак.

В-пятых, уже достаточно очевидно (надеюсь), что вера в коммунизм приобрела все черты религиозной. С той существенной разницей, что верующий в Бога может надеятся на Его помощь. А верующий в коммунизм непонятно, на чью помощь надеется. При этом сходна даже психология — тех, кто мечтает о Православном Царе (и обращается взорами в прошлое, к Романовым) и тех, кто мечтает о коммунизме (и обращается взорами в прошлое, в СССР). И там и там — ностальгия, порожденная отсутствием видимых перспектив и надежды на прогресс.

При этом, пример СССР (при всех его недостатках и безславном финале) показывает очень важную вещь: текущая формация не есть нечто единственно возможное. Не будь СССР, и можно было бы считать капитализм в 20 веке исторической неизбежностью. А ведь не существуй СССР, и капитализм в 20 веке имел бы намного менее человеческое лицо, даже в развитых странах. И все это понимают.
Но СССР был, и факт сосуществования двух принципиально разных систем — налицо. Где же историческая неизбежность и последовательная смена формаций? Ее нет.

Коммунизм можно построить. Коммунизм требует простой вещи — конструктивизма. Для построения коммунизма необходимо перестать воображать его себе в виде некоего неясного Рая, до которого необходимо дожить. Необходимо начать мечтать и проектировать, что именно, что конкретно мы хотим построить. Как именно мы хотим жить.
Все, что мы сможем конкретно представить, спроектировать (в рамках существующих технологий), мы сможем построить. И лучший пример тут, опять же, СССР — с его индустриализацией, изменившей разоренную войной аграрную страну в считанные годы.

Кому-то может показаться, что существующего технологического уровня недостаточно для построения коммунизма. Ответ: достаточно. Сегодня есть автоматизация производства, и это главное (ибо коммунизм это неотчужденный труд, и именно автоматизация и есть критичная технология). Все остальное некритично. Более того, коммунизм был, полагаю, достижим и при технологиях времен СССР — то есть, до эпохи компьютеризации.

Кому-то может показаться, что для коммунизма недостает некоей критической технологии (свободной энергии, например). Это не так. С тем же успехом можно утверждать, что индустриализация в СССР была невозможна, потому что не хватало кадров, или энергетики, или денег, и тд. Да, не хватало. Да, это неизбежно сказывалось.

Но это не могло остановить и не остановило, потому что являлось лишь затруднением, но не запретом. Так и нехватка неограниченной энергии (к примеру) является затруднением, но не запретом.

Кроме того, нехватка некоего ресурса в некотором смысле даже полезна. Потому что заставляет проектировать менее затратную систему. Примерно как нехватка воды заставляет проектировать экономичные системы водопользования.

Читайте также:
Почему не открывается программа Стим

Кроме того, мне думается, что коммунизм можно построить вообще на любом этапе технологического развития. Просто в зависимости от уровня технологий он будет более или менее «сытым» обществом, труд в нем будет более или менее отчужденным.
Условно говоря:
— при современном уровне технологий коммунизм будет подразумевать (предположим, условно) 2 дня отчужденного труда в неделю.
— после открытия свободной энергии — 1 день в неделю.
— 20 лет назад, до автоматизаци, отчужденный труд занимал бы 3 дня в неделю.
— после открытия некоей прорывной технологии — отчужденный труд исчезнет совсем.
Ну и тп.

Важно понимать, что ожидать смены технологического уклада, дабы «наконец настал коммунизм» — безполезно. Дело в том, что всякое развитие технологий — палка о двух концах. Формация, способная сильнее освободить человека, с неменьшим успехом способна его сильнее поработить.

Представление о том, что по мере усиления эксплуатации люди восстанут и установят коммунизм — неверно. Вы можете наблюдать сегодня дичайшие условия эксплуатации в некоторых странах, и все понимают, что это может продолжаться безконечно. Вы можете наблюдать и худшие условия в некоторых африканских странах, когда люди не имеют даже и работы, и вообще умирают с голода. И там это продолжается давно, и ситуация прекрасно контролируется развитыми странами.

Более того, чем более развиты технологии, тем выше уровень контроля над человеком. В перспективе (сегодня уже не выглядящей фантастически), люди могут быть полностью порабощены элитой. Может начаться новый век рабовладения. Так, современные американские фабрики-тюрьмы являются весьма прогрессивным (без кавычек) средством производства.

Другой банальный пример — «электронные браслеты». Антиутопия сегодня не выглядит чем-то невероятным.

Итак, чтобы построить коммунизм, его необходимо спроектировать. Методология проектирования проста:

А. Необходимо спроектировать идеальную картину того, как бы мы хотели жить. Что понимается под идеальной картиной? Необходимо представить себе идеальную для жизни страну. При этом, с одной стороны, на данном этапе не следует думать об экономике, о причинно-следственных связях, как все это обезпечить и тд.

А с другой стороны, следует избегать очевидной фантастики, типа «всем по дворцу как у Абрамовича», и тп. Вообще, об уровне потребления на данном этапе можно не думать. Важнее — образ жизни людей. Где живут, как работают, как проходит их жизнь, как выглядит все вокруг них.

Если активная жизнь человека проходит в основном в офисе (или у станка, неважно), а живет он в вонючем бетонном мегаполисе, в гигантском доме-муравейнике с соседями сбоку, сверху и снизу через стенку — наверное, это сложно назвать жизнью.

А вот то, что вы спроектируете — это и будет коммунизм. Возможность жить, не безпокоясь о завтрашнем дне, посвящать бОльшую часть времени тому, чему нравится. Это и есть — коммунизм, никакого другого коммунизма нет и не может быть.
Если для вас коммунизм — это Иван Ефремов, это покорение галактик, то задумайтесь: что сегодня представляет собой наша цивилизация. При взгляде со стороны, это же кошмар. Представьте, что мы бы получили возможность космической экспансии. Что бы мы принесли на другие планеты? Пример прекрасно показан в фильме «Аватар».

Будет хищная экспансия, перенос своих проблем вовне, захват ресурсов. Мы неэкологичны как цивилизация, в самом общем смысле этого слова (и я сейчас не про Гринпис, да). Мы сегодня — плесень, грибок, вирус. Получи мы возможность освоения Галактики, мы же ее изуродуем.
Я бы на месте Бога (или развитых цивилизаций, если вы в Бога не верите) нас бы с планеты Земля не выпускал.

Нам нужна другая система. Мы должны сначала здесь, у себя дома, создать гармоничную цивилизацию. Систему, при которой НАМ БУДЕТ ХОРОШО ЖИТЬ. Причем всем нам. Систему, которая бы прекратила развиваться экстенсивно, которая была бы устойчива и экологична.

Система, жизнь в которой перестала бы быть для человека бегом в беличьем колесе, когда «выдохнуть» можно только оказавшись на пенсии (если она будет к тому времени, как вы до нее доживете).

Б. Полученную на первом этапе идеальную картину нужно экономически обезпечить. По тому же принципу, по какому в СССР обезпечивалось, например, необходимое производство танков или скороварок.

То есть, создается Подробное описание коммунизма, а исходя из него — План достижения коммунизма. План раскладывается на пятилетки, и вперед.

Возможно, какие-то параметры идеальной картины придется урезать. Но важно, чтобы это были лишь количественные параметры. Количество всегда можно позже нарастить. Главное — сохранить основные качественные показатели. Основных показателя три:
1. Количество рабочих часов в году, оно должно быть минимальным. Психологически важно, чтобы рабочими были не более половины дней в году, хотя это, понятно, условность.
Принципиально, что ключевым показателем в коммунизме является именно реальное количество рабочих дней и продолжительность рабочего дня. Это — главное и основное: сколько вынуждены работать люди. Если в системе ключевым показателем является что-то другое, то это что угодно, но не коммунизм.
Человек должен отдавать обществу некое (минимально возможное) количество труда, и взамен получать свободу — то есть, все остальное его время обезпечено и он может заниматься чем угодно.
Вот эта свобода заниматься чем угодно, при отсутствии экономической необходимости в труде — и есть коммунизм. Обезпечивается она социализмом, вот только этот социализм должен оставлять бОльшую часть активного времени человека свободной.

2. Место жительства и тип жилья.
Если люди живут так и там, как и где это удобно для организации производства — у вас не коммунизм, а барачный социализм. При коммунизме сначала создается идеальная картинка жизни, а под нее подгоняется производство. Исходя из этого, понятно, что автономизация, небольшие типовые производственные линии — наше всё.

3. Свобода деятельности в свободное время.
Если вы запрещаете людям что-то делать (например, варить джинсы, производить автомобили, открывать магазины), то у вас не коммунизм. Если вы что-то отбираете у людей (налоги, компании, наследство), то у вас не коммунизм, а грабительская форма государства, которая вскоре переродится в тоталитаризм, а затем неизбежно — в капитализм.

Однако, могут иметь место количественные ограничения. Вот только связаны они должны быть не с масштабами корпораций, а с затратами ресурсов экономикой. По-видимому, речь идет о системе неких квот, которые позволяли бы ограничивать рост потребления ресурсов или загрязнение среды. Однако, это отдельная тема.
Также, разумеется, могут и должны иметь место моральные ограничения, но это и так понятно.

ПС. О политической системе я здесь не хочу говорить, дабы не удлинять текст. Да и прямой связи между экономикой и политикой в данном случае нет. Замечу только, что любые значительные достижения требуют обязательно диктатуры, но диктатура эта должна существовать в первую очередь для элиты. Народ же должен иметь некие убедительные средства для окорачивания любой диктатуры.

Они же являются средствами ее поддержки — а мы знаем и помним, что народная поддержка диктатуры есть вещь вполне естественная. Причем куда более естественная, чем народная поддержка демократии.

Читайте также:
Что такое программа инвертор

Поэтому, хорошо вооруженный народ и система независимых местных судов, есть лучшая опора всякого народного диктатора 😉

Источник: greenorc.livejournal.com

Когда была принята программа строительства коммунизма

«Манифест Коммунистической партии» был первым программным документом научного коммунизма и первой программой международной коммунистической организации. В нем впервые получили систематическое и цельное изложение все составные части великого учения Маркса и Энгельса. «В этом произведении,— писал Ленин, — с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».(В. И. Ленин, Карл Маркс, Соч., т. 21, стр. 32.)

В сжатой форме «Манифест» формулировал основные положения материалистического понимания истории, объективные законы развития общества, закономерности перехода от одного способа производства к другому. «Манифест» характеризовал историю всех до сих пор существовавших классовых обществ как историю борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».( Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т 4, стр. 424)

В «Манифесте» содержится блестящий анализ особенностей капитализма, условий быстрого развития производительных сил и возникновения крупного машинного производства. С огромной силой и глубиной «Манифест» анализировал антагонистические противоречия, присущие капитализму, и обосновывал неизбежность его гибели.

‘Манифест Коммунистической партии’. Издание 1848 г.

Вышедшее из недр феодализма буржуазное общество, указывали в «Манифесте» Маркс и Энгельс, не уничтожило классовых противоречий, оно «только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы наместо старых».( Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 424) Одним из проявлений конфликта между производительными силами и капиталистическими производственными отношениями являются периодические экономические кризисы, потрясающие буржуазное общество.

Преодолевая эти кризисы путем уничтожения огромного количества материальных ценностей, путем ожесточенной конкурентной борьбы за завоевание новых рынков сбыта, буржуазия подготовляет еще более сильные, еще более разрушительные кризисы.

Разоблачая лицемерие и пороки капиталистического общества, «Манифест» остро критиковал устои буржуазного строя — буржуазную собственность, буржуазную семью, буржуазную мораль, буржуазное государство, в котором государственная власть все в большей мере становится комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии. «Манифест» осуждал захватническую политику буржуазии, грессивные войны, присущие капитализму, и доказывал, что свержение капиталистического строя приведет к коренному изменению международных отношений. Вместе с антагонизмом классов внутри нации падут и враждебные отношения наций между собой. Исчезнут поводы для международных конфликтов и войн.

«Манифест» показал угнетенное положение пролетариата в буржуазном обществе раскрыл всемирно-историческую миссию рабочего класса — могильщика капитализма и строителя коммунистического общества.

Капитализм, указывали авторы «Манифеста», зиждется на наемном рабстве, на жестокой эксплуатации рабочих, на их экономическом и политическом порабощении но одновременно он ведет и к концентрации рабочих на фабриках, к сплочению рабочего класса. Из всех классов, которые при капитализме противостоят буржуазии только пролетариат является последовательно революционным классом, и, борясь за свое освобождение, он борется вместе с тем за освобождение всех эксплуатируемых и угнетенных.

Огромное принципиальное значение имеет выдвинутая в «Манифесте» идея превращения пролетариата в господствующий класс, идея диктатуры пролетариата хотя самый термин «диктатура пролетариата» в нем еще отсутствовал. В «Манифесте» так определялись основные задачи, которые возникнут перед рабочим классом после завоевания им политической власти: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»(К.

Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 446.). В связи с этим В. И. Ленин писал: «Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи «диктатуры пролетариата»»(В. И. Ленин, Государство и революция, Соч., т. 25, стр. 374.

). ««Государство, т. е. организованный в господствующий класс пролетариат» — это и есть диктатура пролетариата»(«Ленинский сборник» XIV, стр. 283.).

В «Манифесте» Маркс и Энгельс впервые изложили исходные положения своего учения о коммунистической партии. Здесь подчеркивалось, что у коммунистов нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом, что коммунисты представляют собой авангард рабочего класса. «Коммунисты. на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран. »(К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 437.). Вооруженные передовой революционной теорией, коммунисты являются единственной партией, понимающей закономерности общественного развития, единственной партией, способной возглавить борьбу пролетариата за низвержение капитализма и построение бесклассового, коммунистического общества.

«Манифест» дал классовый анализ различных течений феодальной, буржуазной и мелкобуржуазной мысли, выступавших под флагом «социализма». Маркс и Энгельс показали коренное различие между научным коммунизмом и всеми системами утопического социализма и утопического коммунизма, хотя вместе с тем положительно оценили острую критику капитализма, содержавшуюся в произведениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

В четвертой, последней главе «Манифеста» сформулированы основные положения стратегии и тактики пролетариата. Коммунисты должны поддерживать всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против эксплуататорского общественного и политического строя, добиваться объединения усилий демократических партий всех стран. Однако эта поддержка не должна ограничивать самостоятельности коммунистов и их право критиковать непоследовательность и слабость своих союзников.

Борясь вместе с буржуазией, когда она выступает революционно, против абсолютизма, феодальной аристократии, реакционного мещанства, коммунисты должны вырабатывать у рабочих возможно более ясное понимание противоположности классовых интересов буржуазии и пролетариата, чтобы рабочие могли использовать условия, которые будут созданы после прихода буржуазии к власти, для борьбы против смой буржуазии.

Заканчивался «Манифест Коммунистической партии» гордыми словами, звучащими как пламенный призыв к борьбе рабочих всех стран за низвержение капитазма за победу коммунизма: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Выход в свет «Манифеста Коммунистической партии», в котором марксизм впервые выступил как единое стройное мировоззрение, явился событием огромного исторического значения. Это произведение подводило итог развития марксизма в 40-х годах XIX в. Возникновение марксизма — нового революционного мировоззрения — означало подлинную революцию в развитии науки, в истории общественной мысли.

Созданный Марксом и Энгельсом в преддверии революции 1848—1849 гг. «Манифест Коммунистической партии» явился важным программным документом научного коммунизма. Он дал в руки международного рабочего класса боевое идейное оружие против всяческого угнетения и эксплуатации, великую программу борьбы за революционное ниспровержение капитализма, за победу коммунизма.

Источник: historic.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru