Когда была принята национальная программа повышения правовой культуры в обществе

Джанибекова, Н. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7320/ (дата обращения: 01.07.2023).

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности.

В областном Правительстве утвердили программу повышения правовой культуры избирателей

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества и является необходимым фактором при создании норм права. Ведь прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности правотворческих органах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности.

Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности.

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания.

Наиболее мягкая форма искажения правосознания — правовой инфантилизм — заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма — правовой нигилизм, т. е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма — феномен и его перерождение, т. е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами — “беспредел”. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются меры по правовому воспитанию граждан.

Выступление проф. А.А. Мохова на тему: «Сфера культуры и национальная безопасность»

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями.

В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

Читайте также:
Программы действия в обществознании это

1. ближайшая цель — формирование системы правовых знаний;

2. промежуточная цель — формирование правовой убежденности;

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

В Узбекистане огромное внимание уделяется повышению правовой грамотности и правового сознания молодых людей. В стране создана крепкая законодательная база по защите прав молодежи. За годы независимости для урегулирования правоотношений в этой сфере, решения актуальных вопросов принят целый ряд нормативно-правовых документов.

В их числе законы Республики Узбекистан, указы, распоряжения, постановления Президента, постановления Кабинета Министров. Особого внимания заслуживает формирование в стране институциональной системы защиты прав несовершеннолетних. В этом направлении на местах активно работают комиссии по делам несовершеннолетних.

Налаживание деятельности Республиканского центра социальной адаптации детей служит расширению масштабов и повышению эффективности работы в этом направлении. Действующие в нашей стране общественные объединения также вносят достойный вклад в реализацию масштабных проектов по этим проблемам. Одна из таких структур — Общественное движение молодежи Узбекистана «Камолот». Особенно своевременным явилось создание на местах центров «Молодежных социальных услуг». Посещающие их юноши и девушки имеют возможность получать квалифицированные консультации специалистов для решения возникающих в жизни проблем, осваивать дополнительные знания.

Такие примеры говорят о том, что со стороны нашего государства к решению проблем молодежи и укреплению законодательных основ государственной политики в этой сфере уделяется достойное внимание, свидетельством которого являются успехи достигнутые в области социально-экономической политики нашей страны, именуемой и признанной узбекской моделью не только в нашем государстве, но и за рубежом, в которой уделяется большое внимание нравственно-культурным ценностям, историческому и национальному наследию, общечеловеческим и национальным ценностям, в центре которой всегда было и остается молодое поколение [1, с.5.].

Как известно, достигнув независимости, Узбекистан избрал своеобразный и уникальный путь развития. Сущность этого пути состоит в формировании свободного гражданского общества, основанного на рыночных отношениях, создании достойных условий жизни для народа. При этом важно, чтобы люди воспринимали реформы не как безучастные наблюдатели, а как непосредственные исполнители задач на пути достижения этих целей. Чтобы добиться этого, необходимо формировать не только политическую, но и правовую активность граждан, повышать правосознание народа, укреплять его правовую грамотность.

Работа по повышению правовой культуры нашего народа возвышена в ранг государственной политики. За годы независимости в Узбекистане приняты необходимые законодательные документы, при Олий Мажлисе действует институт Уполномоченного по правам человека Омбудсман, создан Национальный центр Узбекистана по правам человека, открыт Центр поддержки гражданского общества (ЦПГО) при Ташкентском центре общественного просвещения, работает Молодёжный центр. Цель этих организаций — гражданско-правовое воспитание населения, содействие развитию гражданского общества на основе интерактивного обучения в области прав человека по программам: «Практическое граждановедение», «Street Low» (Популярное право), «Программа молодёжного лидерства», «Межрегиональный информационный обмен» и т. д.

Читайте также:
Программа для настройки игр amd

Независимость включает в себя понятие обладания большим, великим правом на свободную жизнь, правом строить свою судьбу. Одной из первоочередных задач при этом является воспитание правового сознания граждан.

Строительство независимого государства в Узбекистане начато с формирования юридических основ — фундамента законности, определяющего взаимоотношения государства и личности. И главную роль здесь бесспорно играет правовое воспитание молодёжи. Ведь, как известно, молодёжь во все эпохи формирования человеческого общества играла важную решающую роль в его будущем.

Сегодня, когда субкультура молодёжи в государстве зависит от общественного состояния государства, от культуры общества, от социализации (получения образования, знаний, наличия работы), вопросы воспитания молодёжи приобретают ещё большее значение. Более 10 миллионов узбекистанцев составляют дети и учащаяся молодёжь. За ними будущее, им определять судьбу Узбекистана в XXI веке. Узбекистан не только молодое государство, но и государство молодых.

Реформы, осуществляемые на пути к гражданскому обществу, должны отвечать в первую очередь интересам молодёжи, поэтому требуется особое внимание уделять ее политико-правовому, духовному воспитанию. В сознании молодых людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным является тот, кто имеет правовые знания и применяет их на практике.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию правового сознания и повышению правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание молодёжи, органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки. Крайне важно сформировать у молодёжи соответствующую мотивацию, положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет на только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдёт возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в ответствующих ситуациях.

В 1997 году была принята «Национальная программа повышения правовой культуры в обществе», согласно которой предусмотрено формирование правовой культуры у всех граждан нашей страны. В этих целях необходимо было «постепенно ориентироваться на то, что воспитание в духе права, законности, не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит своё завершение в социально-правовой активности личности» [2].

В законах человечество выразило представления о добре и зле, справедливости, закрепило право на жизнь, труд, образование. Свои представления о недопустимости безнравственных явлений люди воплотили в запрете убийств, пыток, краж, насилия, унижения чести и достоинства человека. Поэтому вопрос отношения молодого поколения к закону, его соблюдению должен был быть в центре правового воспитания и формирования правосознания молодёжи.

1. Туленова Г. Молодёжная политика в Республике Узбекистан: состояние и перспективы развития. — Ташкент: ALOQACHI.-2008.

2. www.lex.uz //Национальная программа повышения правовой культуры в обществе -Закон Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 август 1997 г.

Читайте также:
Какая лучше программа для конструирования одежды

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, узбекистан, правовое воспитание, гражданское общество, знание, норма, правовая жизнь общества, формирование, государственная политика, молодое поколение.

Источник: moluch.ru

Как планируют повысить правовую культуру в обществе

Постановлением Кабинета Министров от 12.05.2022 г. № 259 утверждена Программа мер по повышению правовой культуры в обществе на 2022–2023 годы.

В соответствии с Указом Президента от 09.01.2019 г. № УП-5618 разработана и утверждена Концепция повышения правовой культуры в обществе, которой предусматривается системная организация широкомасштабных правовых просветительских мероприятий на основе концептуальной идеи «Высокая правовая культура – гарантия развития страны».

Повышение правовой грамотности всех слоев населения, формирование высокого уровня правосознания и умения ими применять правовые знания в повседневной жизни является одной из приоритетных задач государственных органов и организаций. Она реализуется системно и взаимосвязанно по принципу «личность – семья – махалля – образовательное учреждение – организация – общество».

Программа мер по повышению правовой культуры в обществе на 2022–2023 годы предусматривает:

  • мероприятия по формированию правового воспитания и повышению правовой культуры в семье и воспитательных учреждениях:

— информирование о негативных последствиях домашнего насилия и насилия в воспитании детей и их предотвращение;

— организация курсов по правам человека, правам женщин и правам детей в вузах и учебных центрах переподготовки и повышения квалификации;

— информационно-разъяснительная работа по вопросам предоставления льгот и материальной помощи уязвимым слоям населения и др.;

  • мероприятия по повышению правовой культуры работников государственных органов и организаций:

— проведение «Месяца правовой грамотности», «Месяца борьбы с коррупцией» и «Месяца конституционного права»;

— обучение минимальному уровню правовой грамотности и оценка их правовых знаний и др.;

  • меры по повышению правовой культуры всех слоев населения:

— проект «бесплатная юридическая консультация в каждый дом»;

— благотворительные акции для людей с ограниченными возможностями;

— адресная правовая защита по результатам исследования обращений граждан и др.;

  • внедрение инновационных методов правовой пропаганды в повышении правовой культуры в обществе, а также усиление роли СМИ:

— распространение видеороликов через СМИ и социальные сети;

— порталов, предоставление правовых решений вопросов населению и субъектам предпринимательства;

— расширение охвата Телеграм-канала «Правовая информация» и др.;

  • развитие юридического образования, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, исследование научных основ развития правовой культуры (включение в учебные программы юридических вузов темы «Работа с женщинами, пострадавшими от притеснений и насилия»; создание электронной платформы, позволяющей онлайн-сервисы для исследователей в правовой сфере).

Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 17.05.2022 г.

Лола Абдуазимова.

Источник: www.norma.uz

Когда была принята национальная программа повышения правовой культуры в обществе

от 29.08.1997 г. № 466-I

Кейинги таҳрирга ҳавола

Олдинги таҳрирга ҳавола

АПК бўйича индекслаш

ҚТУК бўйича индекслаш

ТТР бўйича индекслаш

ҚМҚ бўйича индекслаш

Ўзгартиришлар манбаси

Расмий нашр манбаси

Кўриниш

Излашни тозалаш

Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан, от 29.08.1997 г. № 466-I

Кучга кириш санаси

Кейинги таҳрирга ҳавола

Олдинги таҳрирга ҳавола

АПК бўйича индекслаш

ҚТУК бўйича индекслаш

ТТР бўйича индекслаш

ҚМҚ бўйича индекслаш

Ўзгартиришлар манбаси

Расмий нашр манбаси

Кўриниш

1. 02.00.00.00 Основы государственного управления / 02.08.00.00 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного строительства / 02.08.01.00 Государственные программы, концепции и т.д.]

1. Социально-культурные вопросы / Общие вопросы;

2. Социально-культурные вопросы / Образование]

Источник: lex.uz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru