Код образовательной программы мско 2011 что это

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Международная стандартная классификация образования (МСКО) — система классификации, которая служит инструментом, способствующим сравнению статистических данных по образованию как по отдельным странам, так и в международном масштабе.

Действующая в настоящее время классификация, известная как МСКО 1997 г., была утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 29-й сессии в ноябре 1997 г.

и охватывает в первую очередь две сквозные классификационные переменные: ступени (уровни) и области образования.

Схема МСКО 1997г. предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней (уровней) образования.

Ступени образования по МСКО 1997 г. Название ступени по МСКО 1997 г.

Эквивалент в российской системе образования МСКО 0 — ДОПЕРВИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Начальная стадия организованного обучения, предназначенная прежде всего, чтобы подготовить маленьких детей к обучению в условиях школы

Высшее образование КИ. Профильные коды по приказу минэко №413

МСКО 1 — ПЕРВИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обычно предназначено, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики.

МСКО 2 — НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ВТОРИЧНОГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ

В целом продолжает базовые программы первичного уровня, хотя обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, часто предполагает более специализированный преподавательский состав, который проводит занятия по своей специализации.

МСКО З — ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ ВТОРИЧНОГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Заключительная стадия среднего образования в большинстве стран ОЭСР. Обучение часто организовано в большей степени по предметам, чем на уровне МСКО 2 и преподаватели обычно имеют более высокий уровень или квалификацию по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2.

МСКО ЗА — Программы предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А.

МСКО 3B — Программы разработаны для обеспечения продолжения обучения по программам МСКО 5В.

МСКО 3С — Программы не предназначены для непосредственного перехода к программам МСКО 5В или 5А.

Эти программы обеспечивают прямой выход на рынок труда, продолжение обучения по программам МСКО 4 или другим программам уровня МСКО 3.

МСКО 4 — ПОСТВТОРИЧНОЕ (ПОСЛЕСРЕДНЕЕ) НЕТРЕТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С точки зрения международных сопоставлений эти программы находятся на границе между верхним уровнем вторичного (среднего) и послесредним образованием даже при условии, что в рамках национальных образовательных систем они могли бы быть четко отнесены к верхнему уровню вторичного (среднего) или к послесред- нему образованию.

Обычно эти программы не намного более продвинуты, чем программы МСКО 3 и служат, чтобы расширить знания учащихся, которые уже освоили программы уровня МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3.

МСКО 5 — ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По содержанию программы этого уровня являются более продвинутыми по сравнению с МСКО 3 и 4. Программы 5-го уровня подразделяются на 2 типа: 5В и 5А. Программы МСКО 5В являются в целом более практическими/техническими/профессионально ориентированными, чем программы МСКО 5A Программы МСКО 5A носят в значительной степени теоретический характер и готовят учащихся к последующему переходу на следующую ступень образования или занятие профессией, требующих высоких профессиональных навыков.

Три главных принципа хорошей программы. Смотрю свой старый код

МСКО 6 — ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (обучение по «продвинутым исследовательским программам)

Этот уровень выделен для программ третичного образования, которые ведут к получению ученой степени. Они посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям.

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня

Дневное среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения)

Дневное начальное профессиональное образование на базе основной школы, дающее и не дающее диплом о полном среднем образовании

Начальное профессиональное образование на базе полной средней школы

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов и магистров)

Послевузовское образование — аспирантура, докторантура Классификация МСКО по областям знаний является единой для всех ступеней профессионального образования (в российской терминологии — начального, среднего, высшего и послевузовского).

В МСКО-97 выделяются 8 укрупненных областей образования, которые подразделяются на 25 узких областей, а те, в свою очередь — примерно на 80 детализированных областей (каждой детализированной области соответствует список относящихся к ней программ).

Примерное соответствие областей образования по МСКО-97 и укрупненных групп специальностей

и направлений подготовки по ОКСО-9317 Код Области образования по МСКО-97 Код Специальности и направления подготовки по ОКСО-93 1 Образование 30 Образование 54 Образование 2 Искусство и гуманитарные дисциплины 05 Культура и искусство 02 Гуманитарно-социальные специальности (частич но) 52 Гуманитарные и социально-экономические науки (частично) 3 Социальные науки, бизнес и право 02 Гуманитарно-социальные специальности (частич но) 06 Экономика и управление 52 Гуманитарные и социально-экономические науки (частично) 4 Естествознание, математика и компьютерные 01 Естественно-научные специальности дисциплины 07 Междисциплинарные естественно-технические специальности 08 Геология и разведка полезных ископаемых 22 Информатика и вычислительная техника 30 Геодезия и картография 35 Междисциплинарные специальности 51 Естественные науки и математика 5 Инженерные, промышленные и строительные 09 Разработка полезных ископаемых дисциплины 10 Энергетика и энергомашиностроение 11 Металлургия 12 Машиностроение и материалообработка 13 Авиационная и ракетно-космическая техника 14 Морская техника 15 Наземные транспортные средства 17 Технологические машины и оборудование 18 Электротехника 19 Приборостроение 20 Электронная техника, радиотехника и связь 21 Автоматика и управление 27 Химическая технология 28 Технология товаров широкого потребления 29 Строительство и архитектура 34 Метрология, стандартизация и контроль качества 55 Технические науки 6 Сельское хозяйство и ветеринария 26 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 31 Сельское и рыбное хозяйство 56 Сельскохозяйственные науки 7 Здравоохранение и социальная работа 04 Здравоохранение 8 Услуги 23 Сервис 24 Эксплуатация транспорта 32 Экология и природопользование 33 Окружающая среда и обеспечение жизнедеятель ности В России в настоящее время действует Общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО), введенный в 1993 г. В ОКСО-93 используются две достаточно разные системы классификации — с одной стороны, подготовки в учреждениях СПО и подготовки специалистов в ВУЗах (классификация по специальностям), с другой — подготовки бакалавров и магистров в ВУЗах (подготовка по направлениям).

Классификатор специальностей включает около 250 позиций для учреждений СПО и более 500 позиций для ВУЗов, поэтому обычно приходится оперировать так называемыми укрупненными группами специальностей, которых сейчас насчитывается более 30. К сожалению, эти «укрупненные группы» построены на разных таксономических основаниях и обладают крайне неоднородной степенью детализации, унаследованной от советских времен и отражающей структуры планового милитаризованного хозяйства, а не рыночной экономической системы.

В последние годы Минобразования неоднократно предпринимало различные меры по актуализации и совершенствованию классификатора, включая установление соответствий между специальностями и направлениями подготовки. Однако эти меры имели частичный характер и не вели к радикальному решению проблемы. А некоторые нововведения, будучи оправданными по существу, привели к еще большему усложнению системы классификаций — например, введение дополнительной классификации «направлений подготовки специалистов», представляющую собой смесь классификации по специальностям и по направлениям.

К этому следует добавить классификацию степеней и квалификаций, присваиваемых дипломированным специалистам после успешного окончания учебных заведений. Наконец, наряду со всем этим, как известно, существует отдельная классификация для послевузовского образования — Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК-93), также унаследовавший принципы соответствующего советского классификатора.

В таблице дается соответствие укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по ОКСО-93 областям обучения по МСКО-97. Эта таблица соответствий является весьма приближенной, поскольку некоторые укрупненные группы специальностей и направления подготовки включают несколько областей образования по МСКО. В частности, такие укрупненные группы специальностей, как «культура и искусство» и «гуманитарно-социальные специальности», а также направление «гуманитарные и социально-экономические науки» частично относятся ко 2-й, а частично — к 3-й области образования по МСКО.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — это интегральный показатель качества жизни в странах мира.

ИРЧП рассчитывается на основе трех показателей: ?

долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни; ?

достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения (вес в 2/3), и совокупной доли учащихся, обучающихся в учебных заведениях I, II, III уровней (вес в 1/3); ?

уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности — ППС — в долл.

Продолжительность предстоящей жизни при рождении — число лет, которые может прожить новорожденный, если в течение его жизни уровень смертности будет соответствовать уровню, который имел место при его рождении.

Процент грамотного взрослого населения (индекс грамотности) — это доля населения в возрасте 15 лет и старше, которое может с пониманием как прочитать, так и написать краткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

Совокупная доля учащихся, обучающихся в учебных заведениях I, II, III уровней, рассчитывается на основе общего контингента учащихся — количество учащихся определенного уровня обучения, независимо от того, принадлежат ли они к возрастной группе, соответствующей этому уровню.

Паритет покупательной способности (ППС) — покупательная способность валюты страны: число единиц этой валюты, необходимое для покупки аналогичной представительной корзины товаров и услуг, которую можно закупить на доллар США в Соединенных Штатах Америки. ППС позволяет осуществлять типовое сравнение действительных уровней цен с учетом временной динамики; иначе обычный обменный курс может содействовать завышению или занижению покупательной силы.

Читайте также:
Globus что это за программа

Ожидаемая продолжительность регулярного (формального) образования — общее число лет образования, которое лицо определенного возраста может рассчитывать получить в будущем, исходя из вероятности поступления в образовательные учреждения в любом конкретном возрасте, при существующем в данном периоде (году) коэффициенте охвата обучением для этого возраста.

Этот показатель указывает на общий уровень развития системы образования в плане количества лет образования, которое может рассчитывать получить лицо определенного возраста (средний показатель).

Валовой коэффициент охвата обучением — общая численность учащихся (или студентов) на определенной ступени образования, независимо от возраста, в процентном отношении к численности населения официальной возрастной группы данной ступени образования.

Показатель используется в качестве общего показателя охвата обучением для данного уровня образования и указывает на способность системы образования к обучению учащихся (или студентов) определенной возрастной группы.

Чистый коэффициент охвата обучением — численность учащихся (или студентов) официальной возрастной группы данной ступени образования, в процентном отношении к численности населения соответствующей (официальной) возрастной группы.

Показатель указывает на степень участия в процессе обучения на данной ступени образования детей и молодежи, принадлежащих к официальной возрастной группе, соответствующей данному уровню образования.

Education at a Glance.

OECD Indicators, 2004.

Financing Education Investments and Returns. Analysis of the World Education Indicators, 2002 edition. Human Development Report, 2004. Global Education Digest 2004. World Development Report, 2004.

Сокращения и условные обозначения, используемые в таблицах:

a — данная категория неприменима в национальной системе образования; m — данные отсутствуют;

n — значение данного показателя настолько мало, что им можно пренебречь;

x — x — данные учтены в другом столбце (ссылка на столбец показана в скобках после «х», например х(2) означает, что данные включены в столбец 2).

Источник: libr.link

Система степеней МСКО «Болонский стандарт»

Международная стандартная классификация образования (МСКО) является частью Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. МСКО – это классификация, являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования. МСКО – это результат международного соглашения и документ, официально утверждённый странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки, молодежи и спорта

Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина

« Система степеней МСКО «Болонский стандарт»»

Харьков 2011
СОДЕРЖАНИЕ

ЧТО ТАКОЕ МСКО?

Международная стандартная классификация образования (МСКО) является частью Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. МСКО – это классификация, являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования. МСКО – это результат международного соглашения и документ, официально утверждённый странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО.

МСКО является основой для классификации образовательной деятельности, определенной в программах и итоговых квалификациях в соответствии с согласованными на международном уровне категориями. Поэтому основные положения и определения МСКО предназначены для международного применения и охвата всего спектра систем образования, вне зависимости от ситуации в отдельно взятой системе.

МСКО классифицирует образовательные программы по их содержанию с использованием двух основных сквозных классификационных переменных: уровней образования и областей образования. В настоящей версии МСКО (МСКО 2011) представлены переработанный вариант уровней образования МСКО 1997 и соответствующая классификация уровней полученного образования на основе признанных образовательных квалификаций. Области образования МСКО 1997 остались без изменений.

Информация, подготовленная на основе МСКО, может быть использована для сбора статистических данных, касающихся различных аспектов образования, которые представляют интерес для лиц, принимающих решения, и других лиц, использующих данные международной статистики образования. Эти аспекты включают данные по поступившим студентам, посещаемости, человеческим и финансовым ресурсам в образовании, уровню полученного населением образования.

Применение МСКО облегчает преобразование подробных национальных статистических данных об участниках, органах образования и спонсорах, собранных на основе национальных положений и определений, в совокупные категории, сопоставимые и интерпретируемые в международном масштабе.

Сбор данных статистики по образованию, осуществляемый в соответствии с МСКО, может быть основан на различных источниках, таких как административные документы, индивидуальные опросы, опрос домашних хозяйств, и на совокупности макроэкономических статистических данных. Рекомендации по применению МСКО 2011 в статистических источниках будут включены в руководство и другие материалы.

МСКО 2011 состоит из трех компонентов: (i) согласованных на международном уровне положений и определений; (ii) системы классификации; и (iii) классификации национальных образовательных программ в соответствии с МСКО и соответствующих квалификаций в странах мира.

Классификация национальных образовательных программ в соответствии с МСКО является основным инструментом для систематизации информации о национальных системах образования, их программах и соответствующих квалификациях, применяемых для сопоставления данных об уровнях МСКО и помощи в их интерпретации на международном уровне.

Классификация национальных образовательных программ в соответствии с МСКО обеспечивает прозрачность процесса кодирования национальных образовательных программ и соответствующих квалификаций в сопоставимые категории для их применения в международной статистике посредством связи критериев классификации с характеристиками образовательных программ и соответствующих квалификаций.

СКВОЗНЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Основные сквозные классификационные переменные МСКО – это уровни и области образования. В рамках уровней МСКО программы и квалификации классифицируются далее по дополнительным параметрам. К ним относятся: ориентация программы; завершение уровня МСКО; доступ к более высоким уровням МСКО; и положение в национальной системе степеней и квалификаций.

Не все дополнительные параметры применимы ко всем уровням. Кроме того, уровень МСКО 0 далее подразделяется в соответствии с видом программы и возрастом целевой группы. Категории и подкатегории этих дополнительных параметров позволяют провести более тщательный сбор и представление сопоставимых на межнациональном уровне данных. В следующих подразделах дополнительные параметры описаны подробнее.

Другие описательные характеристики и свойства программ и квалификаций, помимо описанных в МСКО, могут включать лицо или организацию, предоставляющие образовательные услуги, обстановку, в которой осуществляется обучение, местоположение, институциональный контекст, форму обучения, тип участников или форму участия. Хотя сами эти характеристики не включены в МСКО как дополнительные параметры, они играют важную роль при выявлении различий в сущности этих программ во многих странах и при определении охвата собираемых данных.

УРОВНИ

Понятие «уровни» образования представлено упорядоченным набором категорий, предназначенных для классификации образовательных программ в соответствии с градацией учебного опыта, знаний, навыков и компетенций, которые призвана обеспечить образовательная программа. Понятие «уровень МСКО» отражает степень сложности и специализации содержания образовательной программы от основного до сложного.

Таким образом, уровни образования представляют собой концепцию, основанную на предположении о том, что образовательные программы можно сгруппировать в упорядоченный ряд категорий. С учетом сложности образовательного контекста эти категории представляют собой масштабные этапы в движении по образовательному маршруту. Чем более продвинутой является программа, тем выше уровень образования.

Классификация программ, основанная на продвижении по уровням, направлена на отражение полного спектра возможных путей перехода с одной образовательной программы на другую, доступных в системах образования: большинство программ системы образования предоставляют несколько возможных путей перехода от уровня МСКО 0/1 к уровню МСКО 8. Поскольку системы образования предоставляют множество разветвленных маршрутов, альтернативные последовательности программ и программы «второго шанса», возможны различные пути перехода с одной образовательной программы на другую. Однако учащиеся редко проходят через все возможные уровни.

Классификация образовательных программ по уровням направлена на отражение их содержания. Однако учебные планы слишком разнообразны, многоаспектны и сложны для согласованной прямой оценки и сопоставления содержания программ систем образования. В связи с отсутствием прямых измерителей классификации содержания образования в МСКО применяются косвенные (опосредованные) критерии, которые помогают отнести отдельно взятую образовательную программу к соответствующему уровню МСКО. Иногда косвенные критерии могут быть специфичны для каждого уровня МСКО и их описание дается в соответствующих разделах. Общее описание критериев продолжительности и совокупной продолжительности каждого уровня дается в конце данного раздела.

Косвенные критерии подразделяются на основные и дополнительные. Основные критерии указывают на необходимые характеристики образовательных программ на соответствующем уровне МСКО. Дополнительные критерии указывают на характеристики, присутствующие во многих, но не во всех образовательных программах данного уровня МСКО

ОРИЕНТАЦИЯ

Ориентация программы различается на уровнях МСКО 2-5 с возможностью применения на уровнях МСКО 6-8. Существует две категории: общее и профессионально-техническое образование. На уровнях третичного образования термины «академическое образование» и «профессиональное образование» будут использоваться вместо терминов «общее» и «профессионально-техническое», соответственно. В МСКО 2011 еще не дано более четкое определение терминов «академическое» и «профессиональное» для более высоких уровней МСКО, но на основе примеров областей образования, открываются перспективы для разведения понятий академической и профессиональной ориентации в будущем. До момента чёткого определения терминов «академического» и «профессионального» образования, на уровне МСКО 5 будут использоваться определения «общее образование» и «профессионально-техническое образование».

Профессиональное/ профессионально-техническое образование определяется как образовательные программы, разрабатываемые для приобретения учащимися знаний, навыков и компетенций для занятий определенным видом или видами профессиональной деятельности. Эти программы могут включать такие компоненты, как обучение набазе предприятий (например, практика/стажировка). Успешное завершение таких программ ведет к получению пользующихся спросом на рынке труда профессиональных квалификаций, которые признаются соответствующими национальными властями и/или рынком труда как профессионально- ориентированные.

Читайте также:
Companion device manager что это за программа

Общее образование определяется как образовательные программы, разрабатываемые для расширения общих знаний, развития навыков и компетенций, навыков чтения, письма и счета, часто направленные на подготовку учащихся к обучению по более продвинутым программам того же или более высокого уровня МСКО и на формирование основы для обучения на протяжении всей жизни. Обучение по этим программам обычно проводится на базе школы или колледжа. Общее образование включает образовательные программы, разработанные для подготовки учащихся к поступлению на программы профессионального образования. Данные программы не направлены на подготовку к трудоустройству по определенному виду или видам профессий и на непосредственное получение востребованной на рынке труда квалификации.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОВНЯ И ДОСТУП К БОЛЕЕ ВЫСОКИМ УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к успешному завершению образовательной программы, т.е. достижению целей обучения, как правило, оговариваются в спецификации программы и обычно включают:

− требования к посещаемости (обучение и регулярная посещаемость на протяжении последнего года программы); и/или

− демонстрация приобретения ожидаемых знаний, навыков и компетенций.

Приобретение знаний, навыков и компетенций, обозначенных в целях обучения образовательной программы, обычно подтверждается:

− сдачей (т.е. успешным прохождением) выпускного экзамена или экзаменов по предметам учебного плана;

− накоплением определенного числа кредитов в процессе обучения; или

− успешной сдачей государственного экзамена, подтверждающего овладение знаниями, навыками и компетенциями.

В рамках формального образования успешное завершение обычно ведет к получению квалификации, признаваемой соответствующими национальными властями в области образования.

Образовательные программы уровней МСКО 1 и 2 (а иногда уровней МСКО 3 и 4) не всегда завершаются получением квалификации. В этих случаях для определения успешного завершения вместо «квалификации» следует использовать другие критерии; например, посещение полного последнего года программы или доступ к более высокому уровню образования.

Программы уровней МСКО 1-3 считаются успешно завершенными, когда полученная квалификация открывает прямой доступ к более высокому уровню МСКО. В случае с уровнем МСКО 3 «более высокий уровень» означает доступ к уровням МСКО 5, 6 или 7. Квалификации рассматриваются как предоставляющие доступ к более высокому уровню МСКО, даже если этот доступ ограничен только обучением по небольшому количеству программ на более высоком уровне МСКО. Успешное завершение программ, относящихся к уровням МСКО 4-8, рассматривается как завершение уровня. Однако признанная квалификация, полученная до завершения программы (например, успешное завершение этапа программы с получением промежуточной квалификации образования) относится к более низкому уровню МСКО.

Образовательные программы и соответствующие квалификации в рамках уровней МСКО 2 и 3 подразделяются на четыре подкатегории:

Источник: www.stud24.ru

Код образовательной программы мско 2011 что это

Коды области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:

— математические и естественные науки;
— инженерное дело, технологии и технические науки;
— здравоохранение и медицинские науки;
— сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
— науки об обществе;
— образование и педагогические науки;
— гуманитарные науки;
— искусство и культура;
— оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:

Математические и естественные науки
01 Математика и механика
02 Компьютерные и информационные науки
03 Физика и астрономия
04 Химия
05 Науки о Земле
06 Биологические науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
07 Архитектура
08 Техника и технологии строительства
09 Информатика и вычислительная техника
10 Информационная безопасность
11 Электроника, радиотехника и системы связи
12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13 Электро- и теплоэнергетика
14 Ядерная энергетика и технологии
15 Машиностроение
16 Физико-технические науки и технологии
17 Оружие и системы вооружения
18 Химические технологии
19 Промышленная экология и биотехнологии
20 Техносферная безопасность и природообустройство
21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22 Технологии материалов
23 Техника и технологии наземного транспорта
24 Авиационная и ракетно-космическая техника
25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27 Управление в технических системах
28 Нанотехнологии и наноматериалы
29 Технологии легкой промышленности
Здравоохранение и медицинские науки
30 Фундаментальная медицина
31 Клиническая медицина
32 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33 Фармация
34 Сестринское дело
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36 Ветеринария и зоотехния
Науки об обществе
37 Психологические науки
38 Экономика и управление
39 Социология и социальная работа
40 Юриспруденция
41 Политические науки и регионоведение
42 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43 Сервис и туризм
Образование и педагогические науки
44 Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
45 Языкознание и литературоведение
46 История и археология
47 Философия, этика и религиоведение
48 Теология
49 Физическая культура и спорт
Искусство и культура
50 Искусствознание
51 Культуроведение и социокультурные проекты
52 Сценические искусства и литературное творчество
53 Музыкальное искусство
54 Изобразительное и прикладные виды искусств
55 Экранные искусства
Оборона и безопасность государства. Военные науки
56 Военное управление
57 Обеспечение государственной безопасности

Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:

01 среднее профессиональное образование — подготовка квалифицированных рабочих, служащих
02 среднее профессиональное образование — подготовка специалистов среднего звена
03 высшее образование — бакалавриат
04 высшее образование — магистратура
05 высшее образование — специалитет
06 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
07 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
08 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
09 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 (Издано в 2013 г. Институт Статистики ЮНЕСКО. P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada) и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013 (Опубликовано в 2014 г. Институтом Статистики ЮНЕСКО P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada).

Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:

— код образовательной программы;
— код области образования.

Разработка и представление для принятия изменений к ОКСО обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».

Источник: www.dokipedia.ru

Образование

Образование как процесс осуществляется в следующих формах:

  • Формальное образование (англ. formal education)– образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями (школами, колледжами, университетами др.) в организованном и иерархически структурированном контексте; имеет уровневую структуру и регламентированные временные рамки обучения на каждом уровне, реализуется в соответствии с утвержденными образовательными стандартами и программами; достижение определенного уровня образования обязательно подтверждается выдачей соответствующего документа об образовании.
  • Неформальное образование (англ. non-formal education) – образовательный процесс, осуществляемый образовательными / общественными организациями по специализированным программам, определяющим цели, методы и результаты обучения. В отличие от формального образования, к реализуемым программам не предъявляется в качестве обязательного требование преемственности, и документы об образовании могут не выдаваться. В рамках неформального образования обучающийся на любом этапе своего образования или профессиональной деятельности осваивает различные курсы, тренинги, проходит короткие программы как в группах, так и индивидуально.
  • Информальное образование (англ. informal education) – образование, сопровождающее повседневную жизнь, которое не имеет четкой структуры и эксплицитной постановки целей. Информальное образование представляет спонтанный процесс приобретения индивидом знаний, компетенций, ценностей и отношений из повседневного опыта, а также включает разнообразные образовательные воздействия на личность со стороны окружения (семьи, круга личностного и профессионального общения и взаимодействия, средств масс-медиа).

8.5. Образование как результат

Б.С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования ( рис. 8.7).

Образование как результат


Рис. 8.7. Образование как результат

Грамотность – навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе.

Профессиональная грамотность – чтение, письмо , вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач.

Читайте также:
Программа перспектива это что

Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI века. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки, и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе.

По определению экспертов Юнеско, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины» [2, С. 18].

Образованность – новое комплексное качество личности, означающее не только сумму знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и со-бытия. Образованность – это способность на основе знаний сформировать целостную (интегративную) картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность .

По определению Б.С. Гершунского, «образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума» [1, С.72], индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях.

Компетентность – демонстрируемая способность человека выполнять деятельность , то есть владение знаниями, навыками и личностными характеристиками, необходимыми для удовлетворения особых требований или требований конкретной ситуации.

Компетентностный подход в обучении – ориентация на разработку спецификаций, обучение и демонстрацию компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые имеют важнейшее значение для решения конкретных задач.

Культура является «высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности» личности, «именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [1, С.74].

Менталитет – исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения, ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность , менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в ментальности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету – стабильность , постоянство, устойчивость .

Согласно концепции Б.С. Гершунского, важнейшие функции и задачи сферы образования – культурообразование и менталеобразование.

8.6. Образование как система. Образовательная система России

Образование как система – единая сеть учреждений разного типа и уровня для получения образования в формальной и неформальной формах.

Уровень образования – «завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований» [4, С.3].

Образовательный ценз – подтвержденный (удостоверенный) соответствующим документом уровень формального образования, который требуется для получения тех или иных прав:

  • заниматься профессиональной деятельностью;
  • продолжать образование на более высоком уровне.

В Международной стандартной классификации образования, МСКО (англ. International Standard Classification of Education , ISCED) выделены следующие уровни образования.

Дошкольное образование (МСКО уровень 0) (Pre-primary education , ISCED level 0) – программы начального этапа организованного обучения, предназначенные в первую очередь для погружения детей от 3 лет в школьное окружение, и являющиеся связующим звеном между домом и школой. Программы дошкольного образования являются компонентом системы формального образования, реализующим заботу о детях младшего возраста и их образовании. По завершении этих программ дети продолжают свое образование в МСКО на уровне 1 (начальное образование).

Начальное образование (МСКО уровень 1) (Primary education , ISCED level 1) – программы, направленные на получение навыков чтения, письма и счета, а также элементарное понимание истории, географии, естественных и социальные наук, искусства, музыки.

Среднее образование (МСКО уровни 2 и 3) ( Secondary education , ISCED levels 2 and 3)– включает программы двух уровней. Программы неполного среднего образования (Lower secondary education , ISCED level 2) являются продолжением основных программ начального образования, но обучение, как правило, более предметно-ориентированно и требует специализированной подготовки учителей для каждой предметной области . Окончание этой ступени часто совпадает с окончанием обязательного образования. Программы полного среднего образования (Upper secondary education , ISCED level 3) – финальный этап среднего образования в большинстве стран, на котором осуществляется профильное обучение, и требуются учителя более высокой квалификации, чем на уровне 2 МСКО.

Довузовское образование (МСКО уровень 4) (Post- secondary non-tertiary education , ISCED Level 4) – образовательные программы, включающие два подуровня:

  • 4А – программы подготовки, дающие доступ к получению образования на уровне 5 МСКО;
  • 4B – программы подготовки, не дающие доступа к получению образования на уровне 5 МСКО, предназначенные, в первую очередь, для прямого выхода на рынок труда.

Техническое и профессиональное образование и обучение ( Technical and vocational education and training , TVET) – программы, предназначенные главным образом для освоения обучающимися определенной профессии или отрасли (группе профессий или занятий).

Первый этап высшего образования уровня 5 МСКО (Tertiary education (first stage ), ISCED level 5) включает два подуровня:

  • 5А – состоит в значительной степени из теоретических программ, предназначенных для обеспечения достаточной квалификации для обучения по продвинутым программам научных исследований и профессиям с высокими требованиям к мастерству;
  • 5B – программы, как правило, более практические, технические и/или направлены на конкретную профессию.

Второй этап высшего образования, уровень 6 МСКО (Tertiary education ( second stage ), ISCED level 6), включает программы, посвященные продвинутым и оригинальным исследованиям, ведущие к получению исследовательской квалификации.

В Российской Федерации установлено семь уровней образования. На рис. 8.8 показана структура образовательной системы России; уровни образования в Российской Федерации и их соответствие Международной стандартной классификации образования представлены в Таблице 8.2.

Система образования


увеличить изображение
Рис. 8.8. Система образования

Таблица 8.2. Уровни образования в Российской Федерации и их соответствие МСКО МСКО Уровень образования
МСКО уровень 0 Дошкольное образование
МСКО уровень 1 Начальное общее образование
МСКО уровень 2 Основное общее образование
МСКО уровень 3 Среднее общее образование
МСКО уровни 4А, 4B Среднее профессиональное образование
МСКО уровень 5B Высшее образование – бакалавриат
МСКО уровень 5А Высшее образование – специалитет, магистратура
МСКО уровень 6 Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Непрерывное образование (англ. lifelong education ) охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества.

Непрерывное обучение (англ. lifelong learning ) – развитие человеческого потенциала через непрерывно поддерживаемый процесс стимулирования и обеспечения возможностей приобретения индивидом знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются на протяжении всей жизни, а также их применения в любых ролях, обстоятельствах и окружении с уверенностью, творчески и с удовольствием.

На рис. 8.9 представлена концепция непрерывного обучения, отвечающая на вопросы: кого обучать, как, когда, где, чему и почему.

Концепция непрерывного обучения


Рис. 8.9. Концепция непрерывного обучения

Понятие «непрерывное обучение» частично перекрывается и тесно связано с такими понятиями, как: перманентное образование (англ. permanent education ), рекуррентное, возобновляемое образование (англ. recurrent education ), продолжающееся образование (англ. continuing education ), самообучающаяся организация (англ. learning organization), самообучающееся общество (англ. learning society) и другие.

Трансформативное обучение (англ.transformative learning ) – обучение посредством критического отражения (рефлексии) обучающимся собственного опыта, предположений, убеждений, чувств и ментальных представлений для создания или пересмотра интерпретаций. Трансформативное обучение ведет к изменению самого обучающегося.

Самообразование (англ. self- learning , self-traning) – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе (совместное обучение).

Ключевые термины

Образовательная парадигма , образование в интересах устойчивого развития, человеческий капитал, социальный капитал, образовательные преимущества, функциональная грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет, международная стандартная классификация образования, непрерывное образование, непрерывное обучение, самообразование.

Краткие итоги

Образовательная парадигма – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Классическая образовательная парадигма просуществовала до конца XX столетия и в настоящее время меняется на неоклассическую образовательную парадигму.

Образование – ценность для отдельной личности, семьи, сообщества, социума. Образование как социокультурный феномен рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития. Пять столпов образования: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить, учиться изменять себя и общество.

Образование в интересах устойчивого развития направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Формы реализации процесса образования: формальное образование, неформальное образование, информальное образование. Уровни образования согласно Международной стандартной классификации образования: дошкольное, начальное, среднее, довузовское, высшее. Пять ступеней результативности образования: функциональная грамотность _ образованность _ компетентность _ культура _ менталитет.

Непрерывное образование охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества. Самообразование – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе.

Задания для самоконтроля

Источник: intuit.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru