Ключевые воспитательные задачи программы духовно нравственного развития должны отражать

Общеобразовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательную деятельность на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, организаций дополнительного образования, культуры и спорта и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Курс «Окружающий мир» как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов.

Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития младших школьников.

Второй раздел «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития обучающихся» содержит приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.

В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся» формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.

Шестой раздел «Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.

УК Духовно-нравственное развитие личности в реалиях современного общества

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования:

в области формирования личностной культуры:

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;

· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· формирование потребности заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

· формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

· принятие обучающимся базовых национальных ценностей, традиций;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

в области формирования социальной культуры:

· формирование основ российской гражданской идентичности;

· пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

· воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

· формирование патриотизма и гражданской солидарности;

· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· укрепление доверия к другим людям;

· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование толерантности, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

в области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как основе российского общества;

· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· формирование представления о семейных ценностях;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека — «Я – гражданин России»

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к прекрасному – « Я, моя семья, мои друзья»

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; красота, гармония, духовный мир, справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Читайте также:
Что можно делать с помощью текстовой программы Microsoft word 4 операции

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.- « Дерево сильно плодами, а человек – трудом»

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, своему здоровью.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание, здоровье, жизнь. – «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы обеспечить развитие у обучающихся способностей ориентироваться, быть социально — адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

3. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы

В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход .

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.

Системно-деятельностный подход.

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев — определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

— воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

— системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.

Развивающий подход.

Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

— система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

— многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);

Программа включает два основных блока:

I блок –направления работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

II блок – система программных мероприятий.

I . Направления работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

1. Я, моя семья, мои друзья.

2. Я – гражданин России.

3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Я, моя семья, мои друзья.

Задачи : помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности. Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия. Воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению. Привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики.

: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»). Вовлечение учащихся в деятельность школьных органов самоуправления.

Я – гражданин России.

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России, города и Нижегородской области; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы) традиций этнопедагогики. Воспитывать патриотические чувства.

: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» — г. Нижнему Новгороду, своему району», уважения к его истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к его окружающей среде; изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитие любви и бережного отношения к родному языку.

Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Задачи : воспитывать положительное отношение к труду; приобщать обучающихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в Нижегородской области; воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.

развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи: формировать экологическую культуру, воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с экологической культурой и особенностями своего организма.

данного направления помогает понять, как нужно заботиться об окружающем мире, о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого человека. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

II . Система мероприятий по реализации программы

Я, моя семья, мои друзья.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Источник: school45-nn.ru

Читайте также:
Разработка программы тура пример

Задачи духовно-нравственного воспитания

Определение 1

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.

Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  1. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
  2. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
  3. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
  5. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
  6. Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • принцип личного нравственного примера;
  • принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
  • принцип индивидуальности воспитания;
  • принцип интеграции программ воспитания;
  • принцип актуальности и востребованности воспитания.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Замечание 1

Основной целью духовно-нравственного воспитания является осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.

Для достижения поставленной цели духовно-нравственное воспитание решает ряд следующих задач:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
    • формирование элементарных представлений об устройстве государства;
    • воспитание уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям, истории, народных героях и т.п.;
    • формирование представлений о символах государства и их значении;
    • формирование элементарных представлений о правах граждан, различных институтах общества и их участии в жизни общества;
    • воспитание стремления принимать активное участие в жизни общества и государства;
    • формирование представлений о роли человека в обществе и государстве;
    • воспитание любви и уважения к Родине, стремление ее защищать;
    • воспитывать умение отвечать за свои поступки и действия.
    • Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
      • формирование первоначального представления о национальных ценностях, бережного отношения к природе;
      • формирование представлений о хороших и плохих поступках, развитие направленности на хорошие поступки и негативное отношение к отрицательным;
      • прививать уважительное отношение к старшим, родителям, сверстникам, младшим, формирование дружеского отношения внутри детского коллектива;
      • формирование элементарных религиозных представлений и религиозной картине мире, месте и значении религии в государстве;
      • прививать правила поведения в обществе, школе, детском саду, на природе и т.д.
      • Воспитание трудолюбия:
        • формирование первичных представлений о значимости образования и труда в жизни каждого человека;
        • развитие представлений о роли науки, научных открытиях в жизни общества и государства;
        • формирование уважительного отношения к труду и творчеству, ознакомление с основными профессиями;
        • развитие дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, соблюдения правил поведения на рабочем месте;
        • формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других, бережного отношения к предметам, личным вещам, школьному имуществу и т.д.;
        • формирование отрицательного отношения к таким проявлениям как лень, небрежность, неаккуратность и т.д.
        • Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ:
          • воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
          • развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
          • формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
          • развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
          • формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
          • формирование негативного представления о возможном отрицательном влиянии на физическое и психического здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т.п.
          • развитие отрицательного отношения к несоблюдению правил гигиены и режима дня.
          • Воспитание ценностного отношения к природе:
            • развитие интереса к природе, ее явлениям, формам жизни и ее проявлениям, роли человека в природе, желания ее беречь и сохранять;
            • формирование элементарных знаний и опыта природоохранной деятельности, бережное отношение к растениям и животным, любви к ним.
            • Воспитание эстетических компетенций:
              • формирование представлений и физической и душевной красоте человека, ее проявлениях;
              • формирование и развитие эстетического вкуса, идеалов, чувства прекрасного, умения находить красивое в повседневной жизни, потребности создавать произведения искусства собственными руками, стремление окружать себя прекрасным;
              • формирование интереса к произведениям искусствам (книгам, картинам, концертам, выставкам и т.д.), умения воспринимать прекрасное и переживать эстетические чувства;
              • развитие умения не просто созерцать прекрасное и внутренне его переживать, но и уметь давать ему оценку, выражать свои чувства;
              • формирование отрицательного отношения к безобразному, отрицательным поступкам, неряшливости и т.д.

              Замечание 2

              Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания достаточно обширные и распространяются на все стороны жизни человека.

              Источник: spravochnick.ru

              Задачи, цели духовно-нравственного развития и воспитания

              Духовно-нравственное развитие

              Духовно нравственное воспитание

              На чтение 9 мин

              От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

              Духовно-нравственное развитие

              Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

              Значение слов «дух», «духовный»

              Духовность - определение

              Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

              Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

              Значение слов «нравственность», «нравственный»

              Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

              Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

              Читайте также:
              Программа кто больше съест

              Понятие нравственности

              Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

              1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
              2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

              Основы духовно-нравственного воспитания

              Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

              Что такое духовно-нравственное воспитание

              Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

              Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так.

              Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания.

              В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

              Цель духовно-нравственного развития и воспитания

              Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

              Основные положения духовно-нравственного воспитания

              • духовно здорового;
              • творческого;
              • компетентного;
              • инициативного;
              • трудолюбивого;
              • ответственного;
              • самостоятельного;
              • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
              • патриота;
              • высоконравственного;
              • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

              Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

              Направления духовно-нравственного воспитания и развития

              В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

              • религиозное;
              • семейное;
              • творческое;
              • патриотическое;
              • социальное.

              Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

              Религиозное направление

              Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

              Воскресная школа

              Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

              Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

              • Библию;
              • историю Православия;
              • традиции христианской православной культуры;
              • духовное и историческое наследие своего народа;
              • высшие духовные образцы национальной культуры.

              Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

              Девочка держит рисунок

              Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

              Семейное направление

              Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

              Семья - основа воспитания

              • отношение к семье, как основе общества;
              • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
              • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
              • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

              Творческое направление

              Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

              Развитие художественных споспобностей

              Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

              Патриотическое направление

              Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

              Патриотическое воспитание

              • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
              • веру в Россию;
              • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
              • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

              Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

              Социальное направление

              Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

              Народные игры

              • открыто выражать свои взгляды;
              • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
              • нести ответственность за свои поступки;
              • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

              Итоги

              Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

              Задачи духовно-нравственного воспитания

              Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

              Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

              Источник: detki.guru

              Рейтинг
              ( Пока оценок нет )
              Загрузка ...
              EFT-Soft.ru