1. фундаментальный -общеуниверсальные соц. знания, всеохватывающие.
2.теоретические – логически взаимосвязан выводы, кот объясняют какую-то часть
3. эмпирические – применяют эмпирические методы.
4.прикладные – практическое исследование которое работает на изучение реальности или проблемы.
прикладная социология – отрасль социологических знаний, связанная с процессом принятия управленческих решений и направления на выявления изучения и решений соц. проблем различного уровня.Одной из важнейших функций социологии является разработка принципов, способов и методов принятия и реализации практических решений.
Проблемы прикладной социологии:
1) Приклад знания – это опытное получение знания. Эрификация – опытная проверка гипотез.
2) Наличие исходных теоретич конструкций. Любое исследование проводится в рамках какой-то теории – эта теория может влиять на результат. Но тогда встает проблема адекватности исходной теоретич позиции
3) Объективность – независимость знания от личностных особенностей познающего субъекта. Релятивизм — любое знание носит условный ситуативный характер (в том числе зависит от особенностей исследователя)
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
4) Предметность. Предмет всегда только часть реальности.
Искусственно выделенный предмет – понимаем его взаимосвязь с другими факторами.
Видеть общее и особенное.
5) Проблема практической направленности т.е критерий истины – это практика
6) Проблема обнаружения законов. Исследование всегда направлено на открытие устойчивых повторяющихся связей.
7) Язык исследования
Функции исследования (задачи)
2) Манипулирование общественным мнением
3) Разработка и принятие управленческих решений
4) Контроль за ситуацией
Типы заказчиков исследования. Особенности и проблемы взаимодействия Заказчика и Социолога.
Типы заказчиков исследования. Особенности и проблемы взаимодействия Заказчика и Социолога.
1) В зависимости от организации
— полит и общ организации
2) По степени компетентности
— сведущие (в соц исследованиях)
3) От характера постановки задач
4) В зависимости от позиций социологов во взаимодействии с заказчиками
— Заказчики, построенные на конструктивный диалог – потенциальные заказчики по мнению социологов
— Заказчики с жесткой собственной позицией, видят в социологе только исполнителя
Этические проблемы социологических исследований
1.ненаучное поведение со стороны социолога.
-иследоват мошеничество
— плагиат
-проблема оценочных суждений
2.привлечение людей к участию в иследовании
-добровольное. деятельность по проведению соц иследования не подлежит лицензированию
-сенситивные проблемы- вызывают сильную эмоцион реакцию
-неразглашение информ (анонимность и конфединциальнсоть)
-проблема участия в исследовании определнных категорий (детей, сотрудников предприятия, больные люди)
-проблема псих здоровья
-вознаграждение. политич исследоват — как взятка.
Заказчик может оказать давление на социолога
1-заказ на нужный результат
2-ограничение объекта исследования
3-предостаить готовый инструмент, методику, котор направлена на отпределнный результат.
4-ограничить тему иследования
5-заранее предупреждать что оплата будет зависить от содержания информации
Разглашение заказчика респондентом.
-открывать путь
— заказчик не хочет сознательно говорить кто открывает, запускает заказ
Проблема финансирования иследований.
проблема соотношении цены и качества
Этические проблемы
-проблемц возможно раскрыть информацию для других людей, не для заказчика
2.проблема членства в различных организациях
3.найчног и прикладного исследования
Подготовительный этап социологического исследования, его цели и задачи. Значение и функции программы в социологическом исследовании. Структура программы.
Подготовительный этап:
1) Разработка программы исследования (в том числе методическая и организационная стратегия)
2) Инструмент исследования (совокупность всех методов, приемов)
3) Пилотажное исследование
Программы соц. Исследования – это изложение теоретический и методологических оснований исследования.
Задачи: 1)Уточнить все параметры исследования
2)Позволяет окунуться в тему
Алгоритм (как я понял это и есть структура программы)
1) Формулировка проблемы заказчиком
2) Объект исследования (в прикладном исследовании всегда определяется соц. Группа)
3) Предмет исследования (характеристики объекта)
4) Цели исследования (конечный результат который мы должны получить) Для её достижения требуется решение нескольких задач.
5) Теоретическая интерпретация понятий (определение всем ключевым категориям, используемым в исследовании)
6) Эмпирическая интерпретация понятий (найти индикаторы, при помощи которых можно измерить предмет исследования)
7) Гипотеза исследования(научные предположения, которые выдвигаются для объяснения факто
8) Дерево возможных решений – набор типичных решений, кот когда-то использов и могут использов в нашей ситуации. Альтернативный набор для решения конкретн ситуации.
Подразделяется: 1-прогнозируемая модель – прогнозируется состояние исследования ситуации
2-нормативня модель – состояние исследуем ситуации, котор обеспечивает нормальн функциониров данной организации города, системы.3-желаемая модель – что хочет заказчик.
9)методическая стратегия исследования. Материальная база исследования. (деньги, ресурсы)
10) штат сотрудников (количество интервьюеров, квалификация сотрудников, наличие модераторов)
11) сроки исследования.
Источник: poisk-ru.ru
Ключевая роль программы в социологическом исследовании
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com
Общая характеристика программы социологического исследования
Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы.
В социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологического исследования, характеристика которых представлена в таблице 2. Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.
Характеристика основных этапов социологического исследования
Этап исследования | Содержание | Результат |
Программирующий | Разработка вопросов методологии, методики и техники социологического исследования | Программа социологического исследования |
Информационный | Применение методов и техники для получения массива достоверной и репрезентативной социологической информации | Эмпирическая социологическая информация |
Аналитический | Анализ социологической информации, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных и причинно-следственных связей | Описание и объяснение изучаемого социального объекта (явления или процесса) |
Практический | Разработка практических рекомендаций и социальных технологий | Модель практического преобразования изученного социального объекта(явления или процесса) |
1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.
2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.
5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.
6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.
7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.
Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов
Источник: kazedu.com