Здравствуйте. Вопрос такой. Ребенка в 2017 году приняли в обычную массовую школу в 1 класс с заключением ПМПК на АООП 4.2 для слабовидящих, рассчитанную на пять лет. В конце 1 класса просто предложили оставить ребенка на второй год при том, что ребенок освоил программу за первый год обучения наравне с другими детьми. Мы возразили, поскольку АООП предполагает пролонгированное обучение, а не оставление на второй год.
Школа пошла навстречу и на основании нашего заявления и собранного школьного психолого-педагогического консилиума перевела ребенка во 2 класс. Таким образом ребенок успешно доучился до конца 4 класса, при том что соблюдались все основные условия обучения по программе, кроме ее сроков (5 лет).
Сейчас ребенка собираются переводить в 5 класс. Получается, что нужно новое заключение ПМПК на следующую ступень обучения, но старое заключение формально еще действует (5 лет истекает в 2021 году). Записались на ПМПК. Пришли. Ребенок разволновался и на все их задания ответил неверно.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ
Из чего был сделан вывод, что ребенком не освоена начальная ступень обучения, и школой нарушены условия программы на начальную ступень. В школе ясно дали в свое время понять, что растягивать обучение никто из-за одного ребенка не будет, поэтому практикуется только оставление на второй год.
В результате нам отказались выдать заключение и отложили вопрос до окончания учебного года, затребовав с нас дополнительные документы: такие как копии ВПР или итоговой аттестационной работы и решения педсовета о переводе ребенка в 5 класс. Только после этого обещают выдать заключение. Однако каким оно будет говорить отказались, поскольку не знают пока, что писать. Лишь сообщили, что мы можем обратиться в конфликтную комиссию, если будем не согласны. Я знаю, что заключения носят рекомендательный характер и их можно просто проигнорировать, но ребенок объективно нуждается в специальных условиях, поэтому заключение нужно.
Есть ли в этой ситуации какие-либо нарушения с нашей стороны или со стороны школы, поскольку нас по сути ПМПК пытается обвинить чуть ли не в нарушении детских прав? И что в данной ситуации можно сделать, чтобы ребенок получил заключение на следующую ступень, а не продолжал обучение в начальной школе еще год? Ведь, несмотря на сложности, ребенок осваивает программу, что подтверждается табелем успеваемости, а на комиссии ребенка видят первый раз в жизни и за 5 минут приема делают такие глобальные выводы.
Показать полностью
12 марта 2020, 07:51 , Волков Александр Вячеславович, г. Москва
Ответы юристов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.7
Общаться в чате
Здравствуйте Александр Вячеславович.
Записались на ПМПК. Пришли. Ребенок разволновался и на все их задания ответил неверно. Из чего был сделан вывод, что ребенком не освоена начальная ступень обучения, и школой нарушены условия программы на начальную ступень. В школе ясно дали в свое время понять, что растягивать обучение никто из-за одного ребенка не будет, поэтому практикуется только оставление на второй год.
У-11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Согласно положениям указанным в Приказе Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» следует что:
23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.23. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания… образовательными организациями… в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.http://docs.cntd.ru/document/4.
Т.е. согласно приведенным выше положениям ведомственного приказа, как вариант это потребовать выдачи направления на дополнительное обследование в центральную ПМПК, если Вы обращались только в территориальную.
В результате нам отказались выдать заключение и отложили вопрос до окончания учебного года, затребовав с нас дополнительные документы: такие как копии ВПР или итоговой аттестационной работы и решения педсовета о переводе ребенка в 5 класс.
При этом согласно положениям указанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся следует что:
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
http://www.consultant.ru/docum.
Это же следует и из положений Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года N 1015 » Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» согласно которым следует что:
Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно
http://docs.cntd.ru/document/4.
12 марта 2020, 08:35
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.7
Общаться в чате
ребенок объективно нуждается в специальных условиях, поэтому заключение нужно
Да это так, при чем в условиях также закрепленных положениями уже приведенного выше ведомственного Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года N 1015 » Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» согласно которым следует что:
21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой
http://docs.cntd.ru/document/4.
Есть ли в этой ситуации какие-либо нарушения с нашей стороны или со стороны школы, поскольку нас по сути ПМПК пытается обвинить чуть ли не в нарушении детских прав?
Нет с Вашей стороны никаких нарушений, и нет нарушений со стороны школы, здесь ПМПК не может никак принять решение.
И что в данной ситуации можно сделать, чтобы ребенок получил заключение на следующую ступень, а не продолжал обучение в начальной школе еще год?
ПМПК занимается бюрократией, здесь проблема в проведенном ею обследовании, она обязана по его результатам принять какое либо решение, а если она сомневается в выдаче своего заключения, в данной ситуации видимо это действительно так, то если это территориальная ПМПК она обязана выдать направление в центральную ПМПК на дополнительное обследование в таком случае. Считаю что Вам этого от них и нужно требовать.
Более того, как следует из приведенных выше в первом ответе положений ведомственного приказа, при определенных условиях и основаниях ребенка могут и вправе перевести в следующий класс условно, что допускается по решению общеобразовательной организации.
12 марта 2020, 08:41
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.7
Общаться в чате
Александр Вячеславович. Если имеются уточнения по моим ответам пишите, отвечу.
12 марта 2020, 08:44
Показать еще 7
Евгений Дацук
Юрист, г. Красноярск
рейтинг 7.8
Общаться в чате
Здравствуйте Александр Вячеславович, решение ПМПК действительно носит рекомендательный характер, форму получения образования как родитель для ребенка выбираете именно Вы.
При несогласии с заключением ПМПК вы можете его обжаловать, к тому же,
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242)
Родители (законные представители) детей имеют право:
присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.
Помимо того, что существует ФГОС по адаптированным программам — Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», который предусатривает, что должны соблюдаться права ребенка на образование ввиду следующего:
— срок освоения образовательной программы от четырех до шести лет в зависимости от группы обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей;
— реализация образовательной программы осуществляется на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
— может быть разработан один или несколько вариантов программы с учетом особых образовательных потребностей;
И не мало важно, что в соответствии с пунктом 12 статьи 8Закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, что должно обеспечивать своевременное выявление указанной категории обучающихся на ПМПК и разработку рекомендаций по созданию условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Если нарушаются Ваши права и нет предприняты меры со стороны органов осуществляющих полномочия в сфере образования (управление, отдел) курирующих деятельность школы, то можете написать обращение в Прокуратуру.
С уважением Евгений.
Источник: pravoved.ru
Школы для детей с аутизмом: особенности выбора
О чем речь? Дети с расстройством аутического спектра являются по-настоящему особенными. Под них нельзя написать единую программу, настолько они непохожи друг на друга. Кроме этого, если до школы можно было находиться дома и не беспокоиться, то школьное образование – это не право, а обязанность ученика.
На что обратить внимание? Современные школы для детей с аутизмом ориентированы на инклюзивное образование. Это могут быть компенсаторные классы, индивидуальное обучение и обучение в общем классе. Важным критерием для выбора формы обучения в школе для детей с аутизмом является уровень социализации ребенка.
Оглавление:
- Основные принципы обучения детей с аутизмом
- Виды школ, в которых могут учиться дети с РАС
- Документы для поступления в школу ребенка с аутизмом
- Подготовка к школе детей с РАС
- Адаптация детей с аутизмом в школе
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Основные принципы обучения детей с аутизмом
Существует четыре разработанные программы Федерального государственного образовательного стандарта, по которым может обучаться ребенок с расстройством аутистического спектра:
- Вариант 8.1 предназначен для обучения детей с РАС, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме. Продолжительность обучения четыре года.
- Вариант 8.2 – для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР). Уровень итогового развития предполагает получение образования, сравнимого по конечным достижениям с образованием ровесников, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья. Продолжительность обучения составляет пять лет при посещении дошкольного образовательного учреждения и шесть при заочной форме.
- Вариант 8.3. предназначен для детей с РАС с осложненной легкой умственной отсталостью. Уровень итогового развития предполагает получение образования, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием ровесников, которые не имеют ограничений здоровья. Продолжительность обучения шесть лет.
- Вариант 8.4 предназначен для детей с РАС с осложненной умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). Предполагает получение образования, которое по содержанию и итоговым результатам не соотносится с достижениями ровесников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Продолжительность обучения шесть лет.
После окончания начальной школы по адаптированным программам дети с РАС в среднем звене обучаются по обычному ФГОС.
При обучении детей с РАС особое внимание нужно уделить следующим моментам:
- Способствовать социализации, взаимодействию с одноклассниками и взрослыми. Чаще всего такие дети испытывают трудности с развитием коммуникации, особенно если ребенок не воспринимает речь. Педагогу необходимо специально создавать обстановку, способствующую общению.
- Навыки самообслуживания. Это одно из важнейших умений, которому ребенок должен обучиться обязательно. Порой это единственный навык, который окажется под силу малышу. Педагогу придется сопровождать каждое отдельное действие ребенка: держать столовые приборы, надевать одежду, расставлять предметы по своим местам.
- Коррекция проявлений нежелательного поведения. Сюда можно отнести нанесение различных травм себе и другим людям, щипание, ребенок может кусаться, кричать. В первую очередь родителям необходимо обратиться к дефектологу, который поможет внести необходимую коррекцию в поступки маленького человека, выстроив логическую схему «проблема – объяснение – решение». Можно попытаться самостоятельно провести коррекционную работу, но поиск рационального способа займет продолжительное время.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родитель вправе выбирать форму получения образования и организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Психолого-медико-педагогическая комиссия может только рекомендовать учреждение.
Виды школ, в которых могут учиться дети с РАС
Выделяют следующие виды школ для детей с аутизмом:
Государственная общеобразовательная школа
- Достоинства: наличие утвержденной апробированной программы обучения, базисный учебный план, единство требований к школьникам; учащиеся овладевают основами знаний по всем основным учебным дисциплинам.
- Недостатки: высокая наполняемость классов снижает возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Частная общеобразовательная школа
- Достоинства: возможность индивидуального подхода к каждому ребенку; наличие в штате психолога, оказывающего помощь при наличии проблемных моментов в обучении; возможность участия в различных образовательных проектах с использованием интернет-технологий; хорошая материальная оснащенность учебных кабинетов, высокий уровень организации охраны, горячего питания, внеурочных мероприятий.
- Недостатки: обучение в частных школах довольно дорогое удовольствие.
Интеграционные школы
Представляют собой такую форму организации образовательного процесса, при которой обучение детей с особенностями развития и школьников, не имеющих таких нарушений, осуществляется в стенах одного учреждения.
Достоинства: ребенок ничем не обделен, не ущемлен, развивается в здоровой среде; дополнительная оплата учительского труда за работу с особенными детьми; возможность тьюторского сопровождения отдельным педагогом или индивидуального подхода закрепленного учителя.
Недостатки: интеграционное обучение законодательно в Российской Федерации не закреплено, пока существует на уровне апробации и проектов. Проблемой внедрения такой практики является неготовность общества к подобным образовательным экспериментам и отсутствие опыта работы в условиях интеграционного обучения учителей и дефектологов, их некомпетентность.
Выделяют следующие виды интеграционного обучения:
- В классе общеобразовательной школы с индивидуальным подходом учителя.
- В классе коррекции общеобразовательной школы.
- В специальном классе коррекционной школы.
Обязательным условием является соответствие формы обучения образовательным потребностям ребенка. Если ученик не получает должной психолого-педагогической помощи, условия обучения считаются для него неблагоприятными, а это, в свою очередь, создает дополнительные сложности. Мнимая интеграция, подразумевающая просто пребывание ребенка с РАС среди здоровых детей, не способствует полноценной коррекционной работе.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Специальные (коррекционные) школы
Выделяют 8 видов таких учреждений для детей с различными особенностями развития:
- I и II вид — для детей с нарушениями слуха;
- III и IV вид — для детей с нарушениями зрения;
- V вид — для детей с нарушениями речи;
- VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- VII вид — для детей с задержкой психического развития;
- VIII вид — для детей с умственной отсталостью.
Достоинства: наличие апробированной адаптированной программы; невысокая наполняемость классов; большое внимание уделяется внеурочной деятельности; трудовое обучение. Учителя, работающие в таких школах, прошли специальную подготовку, владеют специфическими для обучения формами и методами работы. Программа коррекционных школ нацелена на профессиональную подготовку и последующее трудоустройство.
Недостатки: коррекционные школы чаще всего являются интернатами, поэтому не всегда удается найти учреждение, расположенное поблизости от места жительства ребенка. Родители испытывают тревогу, отдавая сына или дочь в специальную школу, ведь они будут обучаться среди детей, также имеющих определенные нарушения.
Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения
Специфические школы, не относящиеся к коррекционным. Под школой для детей с ослабленным здоровьем подразумевается общеобразовательное учреждение, но со щадящим режимом занятий. Школа надомного обучения представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой учителя занимаются с ребенком на дому или же с применением средств дистанционного обучения.
Достоинства: занятия проводятся в домашней обстановке, индивидуально или в малых группах не чаще чем 2-3 раза в неделю.
Недостатки: много времени отводится на самостоятельное обучение; отсутствие общения с одноклассниками, изолированность ребенка.
Документы для поступления в школу ребенка с аутизмом
В марте-апреле каждого года начинается прием заявлений в школы. К этому времени важно собрать все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у ребенка особенностей развития. С этой целью в ноябре-декабре необходимо посетить психолого-медико-педагогическую комиссию.
Задача ПМПК – полное обследование ребенка на предмет подтверждения или опровержения наличия у него какого-либо диагноза, выявление уровня развития и составление рекомендаций по организации обучения и воспитания.
Персонал комиссии включает в себя специалистов разного профиля: педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, неврологи, психиатры и другие. Комплексно обследовав пациента, ПМПК дает заключение, содержащее рекомендованную форму и программу обучения для конкретного ребенка.
Правомерным является направление ребенка на ПМПК дошкольным учреждением, которое, в свою очередь, прикладывает на него характеристику. Процедуру могут инициировать и родители самостоятельно.
Обязательным требованием является прохождение ребенком с РАС врачебной комиссии при медицинской организации до его посещения ПМПК. Задачей врачебной комиссии является диагностирование аутистического расстройства с последующим определением типа образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка.
Источник: solncesvet.ru
Правовые основы инклюзии в школе: что нужно знать учителю
Инклюзивное образование в российских школах развивается, но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Какие у ребёнка и его родителей есть права, что может сделать учитель и школа в целом? Об этом рассказывает Валентина Фролова, адвокат и консультант Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».
В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ
Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.
Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.
Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.
В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу. Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками.
Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.
Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ
Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.
Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.
Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.
В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.
Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ
В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.
Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.
Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.
Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ
Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.
Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.
Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.
Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.
Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.
Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью
Специальные условия — не простая формальность. От наличия всех необходимых условий зависит — сможет ребенок учиться и успешно осваивать программу или нет. Бывают случаи, что при отсутствии специальных условий ребенок не может справиться с программой, которая рекомендована ему ПМПК, и её меняют на более простую.
Часто это происходит не потому, что ученик не справляется с программой из-за своих особенностей развития, а потому, что в школе вовремя не создаются специальные условия — например, ученику не дают тьютора или логопеда. Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и они дают возможность после школы продолжать учиться. Поэтому создать все необходимые условия для ребёнка, чтобы он осваивал доступный для него вариант программы, крайне важно.
Как действовать учителю
Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее. Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.
Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель».
В правовом блоке курса «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» разъясняются права ребенка, учителям даются советы о том, как себя вести, если в классе появился ребенок с инвалидностью, и подчеркивается, что у любых проблем всегда есть решение. Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».
Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Вступить
Источник: pedsovet.org