Основной документ в деятельности классного руководителя , превращающий обычный план воспитательной работы в системный, целенаправленный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
зам.директора МАОУ СОШ №19 директор МАОУ СОШ №19
______________ О.В.Зверева ______________А.М.Лобанов
«____»____________2015 г. «____»_______________2015 г.
Рабочая программа классного руководителя ____ класса ____
(классный руководитель Ф.И.О.)
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. А выбор целей, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация развития государства и общества.
В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Рабочая программа классного руководителя
Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации – пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.
В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.
Теоретическую основу деятельности классных руководителей составляют идеи системно-деятельностного подхода в теории воспитательных систем. Доказано, что класс нужно рассматривать как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе и внес свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество. Целенаправленная и постоянная работа педагога по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива позволяет достичь определенных результатов в воспитательной деятельности.
Работа классных руководителей планируется в рамках реализации программы личностно-ориентированного развития ребенка. Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Реальная цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества учителя.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, классному руководителю необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко — «мажорный») тон жизнедеятельности детского ученического коллектива.
Классный руководитель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
- коммуникативную (организация общения);
- координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
- коррекционную (преобразование, изменение личности);
- экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
- административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
2015-2016 учебный год.
обучающиеся школы, педагоги, родители.
Цель программы воспитания:
Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
- образовательные (приобретение конкретных знаний и умений);
- воспитательные ( развитие лидерских качеств, содействие нравственному становлению учащихся, формирование мотивации к социально значимой деятельности, развитие психологической и коммуникативной культуры, творческих способностей, активизация ученического самоуправления, создание благоприятного психологического климата, формирование классного и общешкольного коллективов и др.);
- развивающие (развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной культуры и др.).
построения воспитательной системы
- систематичность;
- оптимальность, эффективность;
- точное целеполагание, конкретность;
- информационность, открытость;
- принципы здравого смысла и обратной связи;
- демократизм, гуманизм;
- дисциплина и порядок;
- стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы
Возрастные особенности учащихся.
Младший школьный возраст.
В шесть (семь) лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.
Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Изменяется и развивается психика ребенка.
В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.
Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности.
Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.
Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности. Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.
У младших школьников высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя учебные действия. Очень большое значение для развития личности ребенка приобретает вера ребенка в свои успехи.
Средний школьный возраст .
Средний школьный возраст ( от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнеие, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная среда. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффектно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Старшие подростки. Старшеклассники.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частые самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, творческий выбор.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.
Учет возрастных особенностей учащихся в процессе воспитательной работы позволяет говорить о модели выпускника школы. Школа предполагает 3 ступени:
- Начальная школа
- Основная школа
- Средняя школа.
Модель выпускника начальной школы
Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:
— освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками);
— овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
— знать элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе.
— овладеть доступными видами общественно-полезного труда.
— выполнять основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года.
— проявлять чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен.
— обладать уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Модель выпускника основной школы
Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:
— Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
— Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации.
— Достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы,
достаточных для организации своей познавательно-проектировочной, оценочной деятельности.
— Знать свои гражданские права и уметь их реализовывать; уважать свое и чужое достоинство; уважать собственный труд и труд других людей.
— Формировать нравственно-этические потребности, жизненные ценности.
— Стремиться к здоровому образу жизни.
— Развивать активную творческую самореализацию.
Модель выпускника
средней общеобразовательной школы
Выпускник, получивший среднее (полное) образование, — это человек, который:
— Освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана.
— Овладел основами компьютерной грамотности, программирования.
— Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям.
— Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать.
-Умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.
— Владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации.
— Уважает свое и чужое достоинство.
— Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.
— Ведет здоровый образ жизни.
— Творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно эстетически.
— Занимает твердую гражданскую позицию.
— Способен делать выбор и принимать решения.
Характеристика классного коллектива.
Анализ работы за 2014-2015 учебный год.
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа классного руководителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа классного руководителя»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
(СОШ № 2 г.Белоярский)
Заместитель директора по ВР
«__» _______________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
классного руководителя
для ___ класса
на 20___-20___ учебный год
Составитель: Яркинова Оксана Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
г.Белоярский
Пояснительная записка
Могущество воспитания таково,
что только благодаря воспитанию
в отдаленном будущем
несовершенное человечество
может превратиться
в совершенное общество.
Р. Оуэн
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
- Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышли переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
- на духовно-нравственное воспитание;
- развитие физической, общественной активности ребенка;
- выявление и сопровождение талантливых учеников;
- формирование у школьников потребности в созидательном труде;
- удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей школьников.
- ученик — гражданин, патриот;
- ученик и безопасность;
- ученик и нравственность;
- ученик и здоровье;
- ученик и интеллектуальные возможности;
- ученик и досуг;
- органы ученического самоуправления
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ;
- СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий;
- ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА;
- МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР;
- СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ;
- ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ;
- ЗАБОТА о младших и старших;
- ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
Источник: kopilkaurokov.ru
Рабочая программа классного руководителя
Рабочая программа классного руководителя основной документ в деятельности классного руководителя, превращающий обычный план воспитательной работы в системный, целенаправленный процесс. Данная программа создана с учетом рекомендаций материалов вебинара «Учебно методического портала» «Рабочая программа классного руководителя».
18 июля 2015
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.
Лицензия.
Я познаю мир.
Всеобуч «Мы- пятиклассники»
Беседа «Дневник – мой школьный документ»
«Как мы учимся». Выставление оценок.
Я «ЗА» здоровый образ жизни
Беседа по ППД «Внимание-дорога»
Общешкольный День здоровья
Общешкольный кросс «Золотая осень»
Соревнования по стритболу среди 5-6 классов
Я в мире прекрасного
Общешкольный конкурс рисунков «Мой город»
Кружки по интересам – интересно и полезно.
Я-гражданин России
Классный час «Моя малая Родина»
Самоуправление в классе. Выбор актива класса.
Классный праздник «Посвящение в пятиклассники»
Оформление выставки «Мои родители тоже были школьниками»
Приложение 2
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
(форма устанавливается администрацией школы)
Список учащихся
Данные свидетельства о рождении (паспорта)
Дети группы риска
ФИО родителей, телефон
Где и кем работают
Причина постановки в группу риска
Семьи группы риска
ФИО родителей, телефон
Где и кем работают
Причина постановки в группу риска
Список учащихся, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних
Причина постановки на учет
Список учащихся, состоящих на учете в школе
Причина постановки на учет
Список учащихся, проживающих в многодетных семьях
ФИО родителей, телефон
Где и кем работают
Список учащихся, проживающих в неполных семьях
ФИО родителей, телефон
Где и кем работают
Список учащихся, проживающих в малообеспеченных семьях
ФИО родителей, телефон
Где и кем работают
Список опекаемых детей
ФИО опекунов, телефон
Где и кем работают
Портфолио класса
- Школьный праздник «Золотая осень» — 1 место
- Школьный конкурс плакатов «За здоровый образ жизни» — 3 место
- Школьный праздник «Черлидинг» — номинация «Добрые, веселые, весенние»
- Школьный кросс «Золотая осень» в зачет Спартакиады «Любимой школе наши рекорды» — 2 место.
- Первенство школы по акробатике в зачет Спартакиады «Любимой школе наши рекорды» — 2 место
- Районное первенство МКОУ ДОД ДЮСШ г. Аши по баскетболу среди девочек 2003-2004 г.р. – 1 место
- Первенство школы по стритболу среди 5-6 классов – 3 место
- Школьный праздник «День здоровья» в зачет Спартакиады «Любимой школе наши рекорды» — 1 место
- Шахматно-шашечный турнир в зачет Спартакиады «Любимой школе наши рекорды» — 2 место
- Первенство школы по плаванию среди 5-6 классов в зачет Спартакиады «Любимой школе наши рекорды» – 2 место
- V Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс «Эрудит России», номинация «немецкий язык» — 2 человека – Сертификат участия
- Международный проект «Грамотей» — 2 человека – 3 место в регионе
- XI Международная олимпиада по основам наук (второй этап) по русскому языку – 1 человек – Диплом 2 степени
- Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» (немецкий язык) – 1 человек — Диплом (9 место), 3 человека – Сертификат участия .
- Международный дистанционный блиц-турнир по немецкому языку проекта «Новый урок» — 1 человек – Диплом победителя
- Районный конкурс реферативных работ – 2 человека – Диплом 2 степени.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
учитель немецкого языка,
классный руководитель 5б класса
Шаталина Ирина Георгиевна
«Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника,
не поэта, не ремесленни ка, но человека,
который мог бы впоследствии быть тем или другим,
не переставая быть человеком».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы
Помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
- воспитывать общеучебные умения и навыки, общую культуру;
- способствовать формированию дружного отзывчивого коллектива;
- развивать коммуникативные навыки школьников;
- формировать устойчивую нравственную позицию, активную жизненную позицию, навыки и привычки здорового образа жизни.
О сновны е направлени я
Формы организации воспитательного процесса
- Классные часы по тематике основных направлений
- Встречи с интересными людьми
- Клуб общения
- Совместные трудовые акции
- Походы, экскурсии
- Интеллектуальные конкурсы
- Спортивные соревнования и праздники
- Выставки художественного творчества
Выпускник 5 класса должен:
- иметь мотивацию к учению, стремиться к улучшению своих результатов, углублению своих знаний;
- производить анализ, самооценку и систематизацию знаний и умений учебной и внеучебной деятельности;
- учиться жить в коллективе сверстников, стремиться к сотрудничеству с учителями и родителями;
- проявлять интерес к учебной и внеучебной деятельности, развивать творческие способности средствами школьной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативные документы, используемые при составлении рабочей программы:
- Федеральный закон » Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков)
- Образовательная программа МКОУ СОШ №9 (с профессиональным обучением) г. Аши»
- «Модель воспитательной системы МКОУ СОШ №9 (с профессиональным обучением) г. Аши»
- Цель и задачи программы
Стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
- создать условия для мотивированной учебной деятельности, стремлению расширять свой знаниевый багаж;
- способствовать совершенствованию системы самоанализа и самооценки ученической деятельности;
- формировать позитивные взаимоотношения между членами классного коллектива и ценностное отношение к социуму в целом;
- создать условия для творческого подхода и проявлению инициативы в учебной и внеклассной деятельности.
3.Актуальность программы
В каждой стране искусство формировать людей
так тесно связано с формой правления,
что какое-либо значительное изменение
в общественном воспитании вряд ли возможно
без изменений в самом государственном строе.
Идея о решающей роли воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен. Большое внимание нравственному воспитанию в своих трудах уделяли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, В. А. Сухомлинский и др.
Многие из них обращались к проблеме единства нравственного и духовного воспитания, считая одним из направлений формирования духовной личности именно нравственное воспитание. Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека , полезного члена общества.
Современный период в истории России её образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Именно поэтому идея единства духовного и нравственного воспитания приобрела сегодня особую актуальность, что обусловлено нравственным кризисом в современном обществе, связанным как с изменениями в экономике страны, так и с фактическим отсутствием общенациональных идеалов, святынь и ценностей.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной сплочении российского общества перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности. При этом главное – включить школьников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
4.Особенности программы
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах, увеличивается объем учебной нагрузки, добавляются новые учебные дисциплины. Все это необходимо учитывать при составлении программы и ее внедрению.
Возрастные особенности 5-классников.
Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.
Внутренние изменения .
1. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
2. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
3. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми.
Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
4. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
5. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Внешние изменения :
— новые учителя
— новый режим
— новый требования
— новые правила
Трудности 5-классников:
— возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
— возросший объем работы как на уроке, так и дома;
— новые требования к оформлению работ;
— необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Сроки адаптационного периода .
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобны е заболевания носят психосоматический характер.
5. Направления работы
Источник: www.uchmet.ru