Классицизм эстетическая программа главные задачи

Как говорилось, эстетическая программа классицизма – наиболее нормативная и регламентированная среди всех эстетических систем, которые когда-либо знало человечество. Каковы же ее основные положения?

Прежде всего, эстетической основой классицизма была ориентация на античные образцы. Еще гуманисты Возрождения поставили себе цель создать художественные произведения, которые ничем не уступали бы античным образцам. Полностью выполнить свою эстетическую программу они не смогли, а воплотить ее в жизнь именно классицисты.

Поэтому не случайно деятельность классицистов (трагика Расина, комедиографа Мольера, теоретика литературы Буало) воспринималось, тогда как своеобразная параллель к творчеству эллинов: трагика Эсхила, комедиографа Меандра, теоретика литературы Аристотеля.

Причем античные образцы провозглашались непревзойденными творениями. Это уже впоследствии, в эпоху романтизма, чрезмерное зам восхищение литературоведов и подражания писателями-классицистами античных образцов сравнили с тщетными попытками человека догнать ростом пальму, потребляя только сок этого дерева. А в XVII ст. античные образцы считались неизменным и вечным эталоном для всех следующих поколений. Именно поэтому, кстати, в высших жанрах действовали преимущественно античные (то есть высшие) персонажи — Федра, Эдип, Цезарь и др.

Основные литературные направления

Подчеркнутую нормативность классицизма было заметно уже и рассматривая иерархию литературных родов. Самой престижной считали драму. В свою очередь она поделилась на жанры: «высшую» трагедию и «низкую» комедию. Поэтому комедию писали как в прозаической, так и стихотворной форме, тогда как трагедию писали только стихами!

В лирике и эпосе регламентация была менее суровой, но тоже достаточно четкой. Так, — «высоким» жанром эпоса считалась эпопея, а в лирике — ода, которую классицисты и возродили, наследуя античные образцы.

Согласно требованиям предписания классицизма, смешивать жанры (например, комедию с трагедией делая трагикомедию) категорически запрещалось. К «низким» жанров почему-то попала литературная сказка, которая именно тогда зарождалась в Европе. Может, именно через это Шарль Перро и боялся провозглашать себя автором своих замечательных сказок, написав над текстами имя своего 18-летнего сына (юноше, в отличие от взрослого мужчины, не зазорно было и «поиграться» — «низким» жанром).

Источник: lang-lit.ru

Классицизм и его связь с общественной жизнью.

Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.

В социально-историческом и морально-правовом отношениях Классицизм оказался связан с процессом централизации власти и укрепления абсолютизма в ряде европейских государств. Он взял на себя роль идеологии, отстаивающей интересы королевских домов, стремящихся объединить нации вокруг себя.

Классицизм как литературное направление. Классическая комедия | Литература 8 класс #52 | Инфоурок

Во второй половине столетия Франция — самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.

Читайте также:
Что такое депозитарная программа

Иными словами, классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.) В искусстве классицизма XVIII века сильнее проявились черты реализма, стремление к ясности и простоте, а также просветительские идеалы «естественной человечности».

Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль барокко.

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей самоё себя системой в истории европейской культуры.

Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века. И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

Духовное наследие классицизма по истине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.

Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.

Основной эстетический постулат классицизма — верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Классицизм как художественный метод.

Философские основы классицизма.

Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины XVII — конца XVIII в. и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма — это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650). Основополагающий тезис его доктрины: «Я мыслю, следовательно, я существую» — реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных общим названием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт — Картезиус), В сущности своей это тезис идеалистический, поскольку он выводит материальное существование из идеи. Однако рационализм, как интерпретация разума в качестве первичной и высшей духовной способности человека, в той же мере характерен и для материалистических философских течений эпохи — таких, например, как метафизический материализм английской философской школы Бэкона-Локка, которая признавала источником знания опыт, но ставила его ниже обобщающей и аналитической деятельности разума, извлекающего из множества добытых опытом фактов высшую идею, средство моделирования космоса — высшей реальности — из хаоса отдельных материальных предметов.

Читайте также:
Составьте программу и план к теме исследования характеристика заболеваемости

XVII век в истории европейской цивилизации — это время, когда наряду с Барокко сосуществовал другой культурный стиль — Классицизм. В отличие от иррационального Барокко, Классицизм был рационален и апеллировал не к вере, а к разуму.

Центральное место в Классицизме заняла идея порядка, в утверждении которого ведущая роль принадлежит разуму и знаниям. Из идеи приоритета порядка и разума следовала характерная концепция человека, которую можно было бы свести к трем ведущим основоположном или принципам:

  • принцип приоритета разума над страстями, уверенность в том, что высшая добродетель состоит в том, чтобы противоречия между разумом и страстями разрешать в пользу первого, а высшая доблесть и справедливость заключается соответственно в действиях, предписываемых не аффектами, а разумом;
  • принцип изначальной моральности и законопослушности человеческого разума, уверенность в том, что именно разум способен наикратчайшим путем вести человека к истине, благу и справедливости;
  • принцип социального служения, утверждавший, что долг, предписываемый разумом, заключается в честном и самоотверженном служении человека своему государю и государству.

Источник: studfile.net

Классицизм: строгие идеалы высокого стиля — особенности, история, знаковые классицисты

Классицизм (Classicisme) — это широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика классицизма легла в основу одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что говорят о целой эпохе классицизма. Название пришло из французского языка (classicisme). Термин образован от латинского слова classicus, что означает «образцовый».

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.
Читайте также:
Что такое программа рокки

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Нетрудно заметить, что классицизм — прямая противоположность барокко. Классицисты отвергали барочную эстетику с её хаотичностью и экспрессией. Их искусство холодно и рассудочно. У художников-классицистов разум доминирует над чувствами, строгий идеал противопоставляется причудливости барочных форм.

В барокко высок накал драматизма, порой доходящий до болезненности, а в эстетике есть место страшному и чудовищному. В классицизме — ничего подобного. У людей на картинах — скульптурные формы, композиции уравновешенны, а драматизм напоминает театральную декламацию «высоким штилем».

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи классицизма

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

Новый художественный язык прекрасно подошёл для восхваления абсолютистской монархии, поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно отнёсся к модной живописной манере. На этом поприще особенно проявил себя придворный живописец Шарль Лебрён (Charles Le Brun).

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

  • Дмитрий Левицкий (1735 — 1822);
  • Карл Брюллов (1799 — 1852);
  • Фёдор Рокотов (1736 — 1808);
  • Владимир Боровиковский (1757 — 1825);
  • Орест Кипренский (1782 — 1836).

Прекрасное представление о творчестве в этом стиле даёт парадный портрет «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Дмитрия Левицкого.

Следует отметить, что многие русские классицисты вплетали в свои работы ноты романтизма. Выразительный пример — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

Источник: veryimportantlot.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru