Кинезиологическая программа что это

Содержание

Кинезиологическая программа что это

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека.

Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?

ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ?

Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.

Что такое кинезиологическая психокоррекция, Мельников

Использование упражнений кинезиологии позволяет:

  • укреплять здоровье;
  • повышать тонус;
  • снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
  • улучшать психоэмоциональное состояние;
  • понижать чрезмерную активность;
  • повышать концентрацию и умственную работоспособность;
  • улучшать память;
  • стимулировать развитие слуха и речи;
  • улучшать внимание, мышление;
  • развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами:

  • педагогами;
  • педиатрами;
  • психологами;
  • нейропсихологами;
  • дефектологами;
  • логопедами.

Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи. Кинезиология в логопедии, к примеру, включает в себя следующие приемы:

  • упражнения на общую двигательную активность;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры на восприятие и дифференциацию звуков и шумов;
  • игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;
  • дыхательные игры;
  • упражнения на закрепление пространственных понятий (право, лево, впереди, сзади; ближе, чем; правее и т. д.);
  • упражнения на развитие произвольности;
  • пальчиковые игры.

НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

Что такое КИНЕЗИОЛОГИЯ? Просто и понятно. Репортаж ТВ.

Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое.

Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает:

  • индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез);
  • обработку вербальной информации;
  • речевые и языковые способности;
  • способность чтения и письма;
  • запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов);
  • понимание буквального смысла получаемой информации;
  • планирование будущего;
  • математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами;
  • контроль правой стороны нашего тела.

Правое.

Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения.

Также правое полушарие обеспечивает:

  • развитие образного мышления;
  • ориентацию в пространстве;
  • способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи;
  • одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом;
  • дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ);
  • обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах;
  • запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого;
  • способность понимать чужую образную речь,
  • чувство юмора;
  • восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса;
  • ориентацию в настоящем;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных);
  • различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии;
  • спонтанные эмоции;
  • контроль левой половины тела.

Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.

На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.

В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.

Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.

  1. Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
  2. После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
  3. Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
  4. В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить малышей.

При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы:

  • ускорение темпа;
  • исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);
  • наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз;
  • подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
  • подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).

Используйте кинезиологические упражнения со своим малышом дома. Ниже будут приведены различные примеры занятий, способствующих достижению разных эффектов (концентрация, расслабление, моторика). Особенно актуально это, если ваш малыш не посещает детский сад.

Но и в противном случае такие занятия не помешают.

Даже без систематического выполнения: они могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему дошкольнику более четкую инструкцию по выполнению каждого задания (чувствуешь, как напрягается …, глаза должны следить за …, вдох должен быть глубоким и медленным и т. д.).

ПРИМЕРЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Итак, какие упражнения помогают достигать той самой гармонии во взаимодействии всех структур нашего мозга? Вот некоторые примеры.

  • Массаж ушей. Обеими руками синхронно производятся одинаковые массажные движения по мочкам, раковинам ушей, затем массируют уши полностью, в конце – растирают ладонями. Обязательно движения должны быть синхронными.

КНОПКИ МОЗГА

Следующие три упражнения заслуживают отдельного внимания. Выполняемые вместе, они словно включают наш организм. При этом улучшается кровообращение мозга, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается сенсорное восприятие, значительно повышается концентрация внимания. Эти три простых упражнения помогают снять умственное и нервное напряжение, сосредоточиться на запоминании чего-то нового. Это «трио» весьма полезно для детей с гиперактивностью.

Выполнить эти задания малышу будет не так-то просто, особенно если у него раньше не было опыта подобных упражнений. Поэтому от взрослых потребуется максимум внимания и терпения.

Читайте также:
Фото png что это такое в какой программе

Выполнять все задания нужно каждой рукой примерно по 25–30 секунд.

  1. Указательный палец одной руки массирует точку в центре носогубной складки над верхней губой, средний – точку под нижней губой – симметричную верхней. Ладошка другой руки находится на пупке. Выполняя такой массаж, нужно переводить глаза по квадратной траектории (слева наверх, затем справа вниз). Далее руки нужно поменять и повторить все сначала.
  2. Указательным и средним пальцем (вместе) левой руки надавливают под нижней губой. Пальцы другой руки массируют копчик. Точно так же руки нужно поменять.
  3. Ладошку одной руки кладем на пупок, а пальцы другой должны массировать копчик. Через 20–30 секунд меняем руки.

ДОМА, С РОДИТЕЛЯМИ

Три предыдущих упражнения хорошо подходят для домашнего выполнения, особенно если ребенка нужно быстро успокоить и включить в работу. Следующие несколько примеров подходят именно для домашней работы, поскольку ребенку нужна физическая помощь взрослого.

  • Пусть малыш сядет на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрятав голову в колени. Скажите ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего чада и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
  • Малыш лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами и т.д.) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку малыша и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука). Спина остается расслабленной, не выгибается.
  • Ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет.

Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.

Источник: www.defectologiya.pro

Кинезотерапия — эффективный метод реабилитации больных

Кинезотерапия — ( от греч. kinesis — движение, therapia — лечение) — лечение активными и пассивными движениями, направленными на разработку и улучшения подвижности крупных и мелких суставов, сегментов позвоночника, увеличения эластичности сухожилий, мышечной ткани.

Активная кинезотерапия характеризуется активным и сознательным участием больного.

Пассивная кинезотерапия это формы и средства, при использовании которых больной участвует пассивно, движения выполняются кинезотерапевтом или с помощью специальных аппаратов и приспособлений, в том числе роботизированных.

Высоко эффективная восстановительная методика для пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму, страдающих расстройствами центральной и переферической нервной системы. Метод позволяет купировать спастику мышц, устронять блоки.

Выполнение определенных физических упражнений нормализует движение нервных импульсов по проводящим нервным путям, приводя в норму процессы возбуждения и торможения.

Двигательная активность нормализует работу мышц, связок, сухожилий, сегментов позвоночника.

При кинезотерапевтическом воздействии

используется подвиды движений, обозначаемых как активно-пассивные, произвольно — непроизвольные, синергические, ассистированные.

Кинезотерапия не имеет возрастных или половых ограничений.

Основные задачи кинезотерапии:

— Восстановление или компенсирование расстроенной двигательной функции

— Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем

— Восстановление адаптации к повседневной жизни и прфессиональной деятельности

Сеансы кинезотерапии проводят индивидуально или в малых группах, численностью от 5-6 человек.

Группы для занятий кинезотерапией формируют по определенным параметрам: небольшое число пациентов и однотипность заболевания ( в группу включают людей с похожими заболеваниями), иногда существует необходимость разделения и по половому признаку (мужские и женские группы).

Подбор физических упражнений и других воздействий на организм подбирает специалист — кинезотерапевт, в зависимости от заболевания. Комплекс может содержать не только физические упражнения, массаж и элементы мануальной терапии, но и водные процедуры, которые проводят по определенной схеме.

Вследствие мышечной нагрузки улучшается кровообращение на поврежденном участке, восстанавливаются обменные процессы, уменьшается отечность, проходит воспаление.

В процессе проведения кинезотерапии может быть использовано музыкальное сопровождение и методы психотерапии.

Источник: volynka.ru

Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»

Сегодня я хочу представить вам один из лучших методов активного развития дошкольников — кинезиология.

Итак, предлагаю вспомнить что же такое кинезиология.

«Кинезиология» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга. Основная задача кинезиологии — избавить человека от внутренних блоков и зажимов, влияющих на психическое и физическое здоровье организма. Полезна кинезиология как для детей, так и для взрослых. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка:

улучшается способность к обучению;

• повышается уровень развития речи;

• развивается творческое восприятие;

• Улучшается координация движений

развивается мелкая и крупная моторика рук, память, внимание, пространственные представления.

Часто данную методику применяют к детям с проблемным развитием таких как (ДЦП, гиперактивность, аутизм).

В прогрессивных школах мира есть ежедневный урок — кинезиология.

Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные глазодвигательные и телесные упражнения, для развития мелкой моторики, и упражнения на релаксацию.

Существуют определенные правила для занятий кинезиологией :

• Обстановка должна быть максимально комфортной и спокойной.

• Каждый этап упражнений должен быть точным.

• Очень полезно проводить упражнения перед интеллектуальными нагрузками.

Перед занятиями с детьми я всегда провожу 2-3 упражнения для максимального включения в рабочую деятельность.

Я предлагаю вам выполнить вместе со мной комплекс кинезеологических упражнений по гимнастике мозга.

Прежде, чем приступить к выполнению кинезеологических упражнений, необходимо выпить воды.

Стакан воды способен ускорить работу нашего головного мозга на 14%. Пить нужно небольшими глотками.

Итак, чтобы наш мозг активизировался вначале комплекса всегда выполняется «Массаж ушных раковин» : сперва помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, теперь потяните уши слегка в сторону, вверх. В конце упражнения разотрите уши руками.

Каждое упражнение можно выполнять от 30 секунд, до 2 минут, в зависимости сколько у вас времени. Но у нас это будет экспресс гимнастика, и за 5- 7 минут можно значительно улучшить свое состояние.

«Сорви яблоки»

Посмотреть вправо вверх, потянуться сорвать яблоко, при этом сделать вдох, наклониться положить яблоко в корзину – выдох, посмотреть влево вверх, висит 2 яблока, сначала правой, потом левой как можно выше, вдох, сорвать два яблока, опуститься в корзину положить.

Представьте, что перед вами стоит большая свеча, сделать глубокий вдох и задуть ее, рядом стоит 5 маленьких свечей, сделать глубокий вдох и задуть 5 маленьких свечей поочередно не вдыхая воздух.

Любим ручками играть, и лезгинку танцевать.

Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

Это всем известное упражнение колечки. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим.

Упражнения дают как мгновенный, так и накопительный эффект.

А в заключение я предлагаю станцевать «лизгинку» с комплексом кинезиологических упражнений. Для удобного выполнения упражнений, прошу вас сдвинуться на край стула.

Занятия кинезиологией не требуют материальных затрат, вписываются в структуру занятий, а главное — дети выполняют их с большим желанием и удовольствием.

Всем известно, что старение организма начинается со старения нашего мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, тренируя его мы не позволяем стариться всему телу.

Исторический факт, секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Тренируйте мозг и оставайтесь молодыми и красивыми, как Клеопатра.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек»

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом » Сторисек «, как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: — передать.

Читайте также:
Запросы access что это за программа

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Игры для эмоционального развития с набором карточек «Семейка Гномс»

Мастер-класс для педагогов «Игры для эмоционального развития с набором карточек «Семейка Гномс» Тема: «Игры для эмоционального развития». Цель: применение игр для эмоционального развития в работе с детьми. Задачи: 1. Познакомить педагогов.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Источник: www.maam.ru

Кинезотерапия – методы и средства

Что лечит кинезотерапия?

Движение – это жизнь. А его отсутствие или недостаточное количество – верный путь к болезням. В этом на собственном примере убеждаются люди, привыкшие к пассивному, малоподвижному времяпрепровождению. Стоит остановиться – и в организме замедляются процессы обмена веществ, слабеют мышцы, теряют подвижность суставы. И наоборот: если после вынужденного простоя, например, тяжелой болезни, ежедневно наращивать нагрузку – больше ходить, дышать свежим воздухом, делать простейшую утреннюю гимнастику, появляется энергия, повышается настроение, растет работоспособность.
Эти моменты учитывает одна из эффективных методик реабилитации и профилактики – кинезотерапия. Разберемся, что это такое и в каких случаях она может быть полезна.

Что такое кинезотерапия

Что лечит кинезотерапия?

В переводе с греческого кинезотерапия (κίνησις – движение, θεραπεία – лечение) – это лечение посредством движения (кстати, у слова есть еще два варианта написания – кинезитерапия и кинезиотерапия). Это лечебная физическая культура (ЛФК), метод естественного восстановления функций организма путем воздействия на связки, суставы, мышцы, который позволяет активизировать внутренние резервы, предупредить болезни, спровоцированные вынужденной гиподинамией.

Использовать активные и пассивные формы движения и их комбинации для лечения и профилактики различных недугов люди начали давно. Первопроходцами были народные врачеватели. Они сочетали лечебную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж, в том числе – с втиранием в кожу масел, веществ растительного и животного происхождения, обладающих целебными свойствами, с диетой и водными процедурами. С развитием медицины все эти народные, часто интуитивные методы получили научное подкрепление, были усовершенствованы.

Базой для кинезиотерапии служат знания из анатомии, психологии, физиологии, биомеханики, биохимии и физической культуры. Этот вид двигательной терапии применяется

  • для реабилитации пациентов после перенесенных заболеваний, травм, оперативных вмешательств;
  • для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • для профилактики многих патологий;
  • для общего укрепления организма;
  • для борьбы со стрессом и его последствиями.
  • уменьшить мышечное напряжение;
  • восстановить кровообращение;
  • уменьшить воспаления;
  • вернуть эластичность мышцам и сухожилиям;
  • улучшить подвижность суставов, позвоночника;
  • увеличить амплитуду движений;
  • восстановить или компенсировать нарушенную двигательную функцию;
  • потренировать дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма.

Основные принципы лечения движением

Что лечит кинезотерапия?

Индивидуальный подход. Программа лечения, реабилитации или профилактики строится с учетом особенностей конкретного пациента – его возраста, пола, специфики заболевания, уровня физической подготовки.
Постепенное увеличение нагрузки. Начинается все с элементарных движений, не требующих особых усилий. Организму нужно время на адаптацию. Постепенно упражнения усложняются, нагрузки увеличиваются. Между упражнениями обязательны паузы для отдыха и восстановления дыхания.
Регулярность занятий. Только систематически выполняя упражнения лечебной физкультуры, можно достичь положительной динамики – восстановить нарушенные двигательные функции.
Правильное дыхание. Во время выполнения упражнений очень важно не забывать дышать. Это помогает переключить внимание с болезненных ощущений на дыхание, задействует глубокие мышцы.
Наглядный пример и чуткий контроль. Чтобы достичь максимального эффекта, важно правильно выполнять упражнения. Врач или инструктор ЛФК научит, подскажет, если пациент что-то делает не так, проконтролирует движения, проследит, чтобы терапия пошла на пользу, а не во вред. Предварительный инструктаж особенно важен, если тренировки будут проходить в домашних условиях.

Стоит помнить о том, что продолжительные умеренные нагрузки дают больший эффект, чем кратковременные интенсивные. Последовательность упражнений, выбор исходных положений, количество повторов должны быть обоснованы.

Преимущества кинезотерапии

Что лечит кинезотерапия?

  1. Результатом курса кинезотерапии становится комплексное оздоровление всего организма, а не какой-то одной системы или группы органов.
  2. Не требуется прием медикаментов (или их количество сводится к минимуму).
  3. Упражнения не представляют опасности для позвоночника, суставов.
  4. Отсутствуют возрастные ограничения – метод подходит и детям, и взрослым.
  5. Значительно меньше противопоказаний в сравнении с другими методами.
  6. Нет побочных эффектов.
  7. Помогает устранить причину, а не снять на время симптомы недугов.
  8. Позволяет быстро купировать боль и предотвратить рецидив.

В некоторых случаях курс кинезотерапии может сделать ненужным хирургическое вмешательство.

Показания для применения

Что лечит кинезотерапия?

Кинезотерапевтические методики применяются при:

  • болях в суставах, позвоночнике, конечностях;
  • заболеваниях органов дыхания, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем;
  • болезнях обмена веществ;
  • дистрофии мышц;
  • ДЦП;
  • грыжах и протрузиях межпозвонковых дисков;
  • остеохондрозе;
  • искривлении позвоночника (кифозе, лордозе, сколиозе);
  • плоскостопии;
  • нестабильности сегментов позвоночника,
  • нарушениях сна;
  • головных болях;
  • миопии и спазме аккомодации;
  • тревожных расстройствах;
  • аутизм;
  • расстройства внимания;
  • а также для профилактики остеопороза, сердечно-сосудистых заболеваний, для восстановления после перенесенного инсульта и устранения последствий компрессионных переломов позвоночника.

У метода есть противопоказания – абсолютные и относительные.

Полный запрет на лечение движением действует для пациентов с:

  • онкологией;
  • переломами;
  • инфекционными заболеваниями;
  • кровоизлияниями.
  • артериальная гипертензия;
  • сахарный диабет;
  • тромбоз, тромбофлебит;
  • перенесенные инфаркты, инсульты;
  • травмы сухожилий, мышц;
  • обострение хронических недугов;
  • период восстановления после оперативного вмешательства.

В любом случае необходимо проконсультироваться со специалистом.

Виды и средства кинезотерапии

Что лечит кинезотерапия?

Различают два вида кинезотерапии – активный и пассивный.

Активная кинезотерапия предполагает самостоятельное выполнение пациентом упражнений. Средствами активной кинезотерапии являются:

  • лечебная физкультура (дыхательная, корригирующая, общеукрепляющая, расслабляющая гимнастика; подвижные, малоподвижные или спортивные игры, игры на месте; элементы спорта – гребля, катание на коньках и лыжах, езда на велосипеде, плавание);
  • ходьба (торренкур, пешеходные прогулки, ходьба с препятствиями, скандинавская ходьба);
  • трудотерапия (вовлечение пациента в искусственно созданную трудовую деятельность для социальной адаптации, восстановления психических функций и физического состояния, которые были нарушены заболеванием);
  • специализированные методики (системы Бобата, Вольта, Клаппа, Кэбота, йога и т.д.).
  • массаж (лечебный, спортивный, профилактический, механомассаж);
  • мануальная терапия (манипуляции с суставами, вертебротерапия);
  • механотерапия (вытяжение на специальном столе; упражнения, которые выполняются при помощи аппаратов);
  • электростимуляция;
  • иглоукалывание.

Методы кинезотерапии

Что лечит кинезотерапия?

Рассмотрим несколько наиболее популярных методов кинезотерапии.

Гидрокинезотерапия. Это лечебная физкультура в воде. К этому методу кинезотерапии относятся лечебное плавание, аквагимнастика, ходьба в бассейне (например, под искусственными водопадами или в условиях встречного течения). Вода делает процесс восстановления наиболее щадящим, естественным.

  • возвращает в норму кровообращение,
  • улучшает трофику в тканях,
  • укрепляет мышцы и связки,
  • предупреждает или помогает устранить тугоподвижность в суставах, мышечные контрактуры,
  • восстанавливает координацию движений,
  • стимулирует обмен веществ,
  • купирует болевые ощущения;
  • снимает мышечное напряжение.

Показаниями к применению гидрокинезотерапии могут быть перенесенные инсульты, черепно-мозговые травмы, сердечно-сосудистые заболевания и болезни опорно-двигательного аппарата, последствия травм.

Детензор-терапия. Проводится с применением специального мата или матраса с поперечными эластичными ребрами, имеющими разную высоту – чтобы повторить и поддержать естественные изгибы человеческого тела.

В основе этого метода – расслабление мышц (прежде всего околопозвоночных) и щадящая тракция (вытяжение) позвоночника под действием собственного веса пациента. Таким образом устраняются или уменьшаются боли, исправляются деформации позвоночника, восстанавливается нормальный объем движений.

Показаниями для применения детензор-терапии могут быть

  • нарушения осанки,
  • сколиоз,
  • острые или хронические заболевания позвоночника,
  • остеопороз,
  • перенапряжение,
  • головные боли,
  • проблемы с дыханием,
  • астма.

Метод используется для реабилитации и детей, и взрослых пациентов. Подходит для спортсменов – помогает расслабить перенапряженные мышцы, ускоряет восстановление после травм.

Читайте также:
Пиксель программа что это

Упражнения на балансировочном диске или сенсомоторной подушке. Главный элемент этого метода – заполненный воздухом резиновый диск. Воздуха в сенсомоторной подушке должно быть столько, чтобы на ней можно было балансировать – удерживаться в положении стоя или сидя. Именно необходимость удерживать баланс тренирует мышцы спины, налаживает их взаимодействие. Таким образом укрепляется осанка, восстанавливается умение сохранять равновесие, улучшается реакция, координация движений.

Тренировки на сенсомоторной подушке

  • укрепляют мышцы и связки,
  • улучшают микроциркуляцию крови в тканях,
  • снимают стресс,
  • нормализуют сон,
  • благоприятно влияют на общее самочувствие.

Метод применяется для реабилитации после хирургических вмешательств, травм (в том числе ЧМТ), для лечения и профилактики патологий опорно-двигательного аппарата, коррекции веса, при плоскостопии, рассеянном склерозе, болезни Паркинсона.

Кинезотерапия в работе с детьми

Что лечит кинезотерапия?

Движение – наиболее привычный и естественный вид деятельности для детей. Поэтому кинезотерапию часто назначают для лечения и восстановления юных пациентов, для предупреждения у них патологий.

Лечебную физкультуру применяют, например, при

  • нарушениях осанки;
  • сколиозе;
  • расстройствах внимания;
  • детском церебральном параличе;
  • аутизме.

От того, насколько хорошо развита мелкая моторика рук у детей, зависит развитие речевой функции. Поэтому элементы кинезотерапии используют для

  • развития внимания, мышления, памяти, речи;
  • улучшения мелкой моторики;
  • синхронизации работы полушарий головного мозга;
  • устранения дислексии.

Дозированные, индивидуально подобранные физические нагрузки помогают правильному формированию мышечного корсета у детей, снимают напряжение, благодаря чему в детском саду или школе они меньше устают, становятся более выносливыми, усидчивыми.

Игра – такое же естественное занятие для ребенка, как и постоянное движение. Поэтому применение элементов игры во время лечения и восстановления после перенесенной болезни не воспринимается юным пациентом как лекарство или какое-то наказание, а значит – не вызывает сопротивления.

О том, как сделать любое занятие интересным для ребенка, вы можете узнать на курсе «Игрофикация учебного процесса» в нашей Академии.

Источник: nadpo.ru

Кинезиологические упражнения для развития способностей ребенка

Умственное развитие ребёнка напрямую зависит от моторики и двигательной активности. Чтобы малыш научился говорить, нужно развивать мелкую моторику пальцев, давая ему в ручки мелкие предметы, позволяя перебирать бусинки, крупу и т.д. В дошкольном и школьном возрасте рекомендуется выполнять специальные кинезиологические упражнения. От успеха их выполнения будет зависеть успеваемость в школе.

Что выбрать для офиса, квартиры или дома: мойку воздуха, увлажнитель или очиститель воздуха

Климатические комплексы, мойки, очистители и увлажнители: что они делают и что нужно именно вам?

Что дают кинезиологические упражнения для развития ребёнка?

Что дают кинезиологические упражнения для развития ребёнка?

Такие упражнения помогают активизировать работу всех отделов головного мозга. Их необходимо выполнять, как для улучшения уже имеющихся способностей, так и для корректировки существующих проблем в развитии ребёнка. Кроме того с их помощью можно:

  • установить и улучшить связь между двумя полушариями головного мозга;
  • развить каждое полушарие в отдельности;
  • синхронизировать работу левого и правого полушарий;
  • улучшить память;
  • развить внимание и мышление;
  • улучшить и поставить правильную речь.

Заниматься с ребёнком нужно ежедневно, не менее 10 минут. Существует несколько комплексов упражнений, которые направлены на развитие тех или иных возможностей головного мозга. Каждый из них следует выполнять в отдельности не менее 2 месяцев. Перерыв между комплексами должен составлять 14 дней.

Комплекс упражнений для улучшения взаимодействия между обоими полушариями головного мозга

Для развития мышления, памяти, внимания и письма нужно выполнять следующий комплекс упражнений:

  • Взяться двумя руками за края верхней части ушей и потянуть за них. Затем взяться чуть ниже и так же потянуть наружу. Делать так, дойдя до мочки уха. Выполнить 5 повторений.
  • Соединять подушечку большого пальца (поочередно) с подушечками каждого пальца, начиная с указательного. Дойдя до мизинца, сделать то же самое в обратном направлении. Выполнять это упражнение нужно двумя руками одновременно и в быстром темпе. Выполнить 5 повторений.
  • Поочередно ставить кисть в 4 положения: кулак, раскрытая кисть, лежащая на внешней стороне (боком) и раскрытая кисть ладонью вниз. Делать это нужно на любой поверхности. Сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно. Стучать по поверхности не нужно, все движения плавные. Выполнить 5 повторений обеими руками.
  • Повернуть правую руку ладонью к себе. Большой палец вытянуть в сторону, а 4 остальных — согнуть внутрь к ладони. Левую ладонь раскрыть, вытянув пальцы, и приложить к внешнему ребру правой ладони. Затем сменить положение рук. Постараться выполнять эти движения без ошибок в максимально быстром темпе. Сделать не менее 5 повторений упражнения.
  • Одну руку сжать в кулак, вторую распрямить. Положить их на поверхность стола, и менять положение, одновременно разжимая ладонь одной руки, и сжимая в кулак другую руку. Постараться делать это в ускоренном темпе, не менее 5 раз.
  • Сложить 2 ладони, соединив пальцы в замок. Указывать ребёнку на любой палец, а он должен поднимать его. Другие пальцы должны оставаться неподвижными. Постараться задействовать каждый палец.
  • Взяться правой рукой за нос, а левой за правую ушную раковину. Затем хлопнуть в ладоши и ухватиться левой рукой за нос, а правой — за левую ушную раковину. Добиться безошибочного выполнения упражнения.
  • Рисовать фигуры в воздухе. Сначала по очереди каждой рукой, а затем одновременно двумя руками.

Упражнения для эстетического и интуитивного развития

Упражнения для эстетического и интуитивного развития

За развитие творческих способностей и интуиции отвечает правое полушарие головного мозга. Для улучшения его работы нужно выполнять следующий комплекс упражнений:

  • Встать ровно с закрытыми глазами, пальцами левой руки коснуться низа живота, а пальцами правой руки массировать копчик. При этом надо представлять шар красного цвета. Затем поменять руки местами и массировать низ живота. Представлять шар оранжевого цвета.
  • Исходная позиция та же, только левой рукой надо коснуться пупка, а правой — груди с левой стороны, массируя ее. Представлять шар зеленого цвета.
  • Левую руку положить на пупок, а пальцами правой массировать середину лба. Представлять шар голубого цвета.
  • Закрыть правую ноздрю пальцем и вдохнуть левой ноздрей, представляя любой предмет серебряного цвета. Затем закрыть левую ноздрю и выдохнуть правой, представляя предмет золотистого цвета.
  • Сесть, не облокачиваясь на спинку стула, выпрямить спину. Одну ногу положить на колено другой ноги, ступней в сторону. Положить на нее соответствующую руку ладонью вверх. Другую ладонь положить сверху. Расслабиться и задержаться в такой позиции на полминуты. Поменять ноги и повторить упражнение.
  • Сесть на пол, руками упереться в его поверхность. Поднять обе ноги, выпрямить, и вращать ими сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении. Выполнить по 5 вращений в каждом направлении.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей

За интеллект, память и решение математических задач отвечает левое полушарие головного мозга. Для активизации его работы будут полезны следующие упражнения:

  • Взяться руками за уши и тянуть их сначала вперед, считая до 10, затем назад. Досчитав до 3, следует закрыть глаза.
  • Пальцы рук положить на щеки и растирать их по кругу в течение минуты. Затем положить палец одной руки на лоб, а другой — на подбородок. Вращать так по кругу еще полминуты.
  • Делать массаж указательными пальцами обеих рук соответствующих верхних и нижних век в течение одной минуты.
  • Делать массаж от крыльев носа к переносице указательными пальцами обеих рук, считая до 20.
  • Двигать нижней челюстью с одной стороны в другую, открыв рот. Сначала вправо, затем влево. Движения резкие, по 10 в каждом направлении.
  • Круговые движения головой в одну и другую сторону. Сначала с поднятыми, а затем с опущенными плечами.
  • Сидя на стуле, выпрямить ноги и положить одну на другую в области голени. Наклониться, дотянувшись пальцами рук до стоп и склонив при этом голову. Выполнить 3 повторения и поменять ноги местами.

Другие кинезиологические упражнения

Другие кинезиологические упражнения

Развитие ребёнка требует комплексного подхода. Для улучшения памяти, адаптации к учебному процессу и пространственного восприятия будут полезны такие упражнения:

  • Расправить ладонь, вытянуть пальцы, повернуть кисть боком и постучать ею по любой поверхности. Затем сделать то же с другой рукой.
  • Соединить подушечки пальцев обеих рук. Давить сначала всеми пальцами друг на друга, а затем каждой парой пальцев поочередно.
  • Двигать обоими глазами сначала вправо, затем влево.
  • Скрутить из пластилина маленький шарик. Раскатывать его по вертикальной поверхности каждым пальцем.
  • Наклонять голову вперед и назад, влево и вправо, вращать ею по кругу.

Чтобы ребёнок правильно и гармонично развивался, с ним нужно заниматься. Подобных упражнений огромное множество и каждый сможет подобрать комплекс, соответствующий особенностям и возрасту ребёнка.

Источник: medaboutme.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru