Долгова, Л. В. Специальный репортаж как современный телевизионный формат / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44273/ (дата обращения: 02.07.2023).
Не так давно на отечественном телевидении появилось такое понятие, как «специальный репортаж», имеющее ряд особенностей. Теоретики и практики до сих пор не могут сойтись во мнении, что же можно считать специальным репортажем. Одни выделяют его как отдельный жанр журналистики, другие относят к телевизионному формату. Возникнув, как рубрика в новостных телепередачах, специальный репортаж расширил свои рамки, и на сегодняшний день стал автономным продуктом. На таких общероссийских телеканалах, как «Россия-24», «Звезда», «РБК», «ТВ Центр» появились циклы аналитических программ, именуемые «специальным репортажем», повествующие о самых актуальных событиях и явлениях в России и за рубежом, они в экранной журналистике пользуются все большей популярностью у аудитории.
Опра Уинфри: Как Привлечь в Жизнь Все, Что Ты Хочешь
Стоит отметить, что понятие «телевизионный формат» не имеет нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой. Изначально термин «телевизионный формат» обозначал исключительно количественные характеристики, к примеру, хронометраж программы. Как отмечает исследователь К.А.
Шергова, на сегодняшний день в мировой практике телеформат подразумевает «зарегистрированную оригинальную версию фильма/программы, тиражируемую по лицензии в другие страны с последующей адаптацией. То есть, это совокупность результатов интеллектуальной деятельности, составляющих отличительные черты данного аудиовизуального произведения» [1]. Причем главной чертой здесь становятся не сценарий, не графическое оформление, а именно идея и интрига, которая увлечет аудиторию.
Понятия жанра и формата могут смешиваться, но мы будем считать, что эти термины не дублируют друг друга, хотя их объем и может совпадать. Мы остановимся на определении телевизионного формата, как совокупности признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме. Содержание отдельного выпуска любой передачи всегда единично, а формат универсален.
В. Л. Цвик показывает принципиальное отличие, имеющее решающее значение при определении понятий «жанр» и «формат»: формат можно купить, скопировать, украсть, в отличие от жанра, который является всеобщим достоянием. По мнению автора, эта важная особенность доказывает рыночную природу формата и эстетическую — жанра [2].
Можно прийти к выводу, что в телевизионном понимании жанр представляет более широкую типологическую категорию, нежели формат. Формат включает в себя жанровые признаки. «Мы говорим о жанрах, когда хотим объединить какие-то группы произведений в одну категорию на основании общности. Мы говорим о формате, когда хотим подчеркнуть уникальность конкретного телепроизведения, отделить его от других, оформить набор признаков, характерных только для него» — пишет исследователь И. Н. Кемарская [3].
Защита диссертации. Кемарская Ирина Николаевна.
На сегодняшний день не имеется точного определения такого понятия, как «специальный репортаж». Некоторые исследователи трактуют специальный репортаж как телевизионный формат, другие — как жанр, а некоторые исследователи намеренно уходят от использования термина «специальный репортаж». Так как же быть с дефиницией специального репортажа?
К примеру, А. А. Князев подразделяет репортажи на аналитический и информационный (проблемный) репортажи: «Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня…. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента» [4].
В данную категорию, судя по определению, вписывается и специальный репортаж. Определение специального репортажа дает А. В. Колесниченко, определяя его, как гибрид репортажа и расследования [5].
Исследователь Г. В. Кузнецов отмечает, что специальный репортаж — не просто большой сюжет: «Мы говорим — «проблемный» или «тематический», тоже подразумевая, что репортер здесь, в отличие от протокольной хроники, обязан иметь собственную точку зрения, выраженную в отборе и показе фактов, разных мнений и лиц» [6]. Наличие авторской позиции — неотъемлемая часть специального репортажа. Однако мы полагаем, что журналист в проблемном специальном репортаже не должен делать выводы и подводить итоги самостоятельно, а должен уступить такую привилегию экспертам. Специальный репортаж может служить отправной точкой для комментария ученого, для дискуссии, может выходить в эфир как самостоятельная телепередача и телецикл.
Таким образом, разные исследователи придерживаются разных суждений о таком понятии, как «специальный репортаж». Мы полагаем, что специальный репортаж можно рассматривать как современный телевизионный формат, если речь идет о цикловой программе, каждый выпуск которой представляет собой журналистский материал, выполненный в одном из видов жанра репортажа: тематического или проблемного. В проблемном специальном репортаже на первом месте стоит проблема, в которой разбирается журналист. Тематический специальный репортаж посвящен определенной тематике и может содержать лишь элементы проблематики.
Рассмотрим, как различные телеканалы дают определение программам, выполненным в формате специальных репортажей. К примеру, на сайте ВГТРК так пишут о специальном репортаже: «под этой рубрикой выходят специальные репортажи, подготовленные журналистами телеканалов «Россия 24» и «Россия 1».
Тематика — самая разнообразная. «Специальный репортаж» — детальное освещение самых важных и интересных тем» [7]. Телеканал «Звезда» определяет программу «Специальный репортаж», как цикл острых аналитических репортажей на актуальные тематики [8].
А вот как телеканал НТВ дает определение программе «Профессия — репортер»: «Профессия — репортер — это цикл телевизионных фильмов-репортажей на актуальные темы современного мира. Это интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом фильме заложен свой конфликт, актуальность и проблематика» [9]. Можно сказать, что НТВ делит понятие специального репортажа на два подвида, но не на проблемный и тематический специальные репортажи, а на «социальный» и «экстремальный».
Авторы еженедельной цикловой программы «Специальный репортажа» телеканала «ТВ Центр» позиционируют свои выпуски не только как новостной цикл, но и как документальный фильм. В программу «Специальный репортаж» с точки зрения современного телевизионного формата входят несколько жанров: сам специальный репортаж, новости и документальный фильм. Именно так указано в информации об этом цикле в социальных сетях [10]. При этом основное правило цикла — освещать темы, вызвавшие наибольший общественный интерес.
Проанализировав 17 выпусков программы за 2016 год, мы выявили, что выпуски программы чаще всего посвящены освящению политической и экономической ситуации в России и за рубежом. Так, четыре выпуска были посвящены проблемам в Европе и ее взаимоотношениям с Россией, шесть выпусков описывали внешнюю политику на ближнем Востоке и Украине, экономические проблемы были затронуты в четырех выпусках цикла, при этом не было снято ни одного социального специального репортажа.
Также меньше трети из рассмотренных нами выпусков из цикла относятся к тематическим специальным репортажам. Мы пришли к выводу, что в основной формат цикловой программы «Специальный репортаж» телеканала ТВЦ входит рассмотрение и анализ актуальных политических проблем в России и за рубежом. Что касается степени информационной насыщенности выпусков цикла «Специальный репортаж», то тут сомнений не возникает — фактологическая база выпусков внушительна. В каждом сюжете присутствует от одной до нескольких инфографик. В закадровом тексте корреспонденты регулярно приводят статистические данные и факты, указывающие на глубокое изучение темы журналистом, часто ссылаются на данные опросов и фондов общественного мнения.
Формат как способ позиционирования программы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кемарская И.Н.
Автор исследует особенности содержания, вкладываемого практиками и теоретиками телевидения в термин телевизионный формат , и его активное включение в понятийный аппарат. Рассматриваются приметы формата и их совокупность как способ определения индивидуальных параметров телепрограммы. Также рассматриваются способы вербальной фиксации форматов, их драматургической структуры , а также продюсерской библии как творческо-производственного документа
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кемарская И.Н.
Гибридность как определяющий признак телевизионного формата
Драматургические особенности Российской телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
Жанры и форматы современного телевидения.
Последствия трансформации
Жанровая иерархия современной телевизионной документалистики
Ключевые особенности и направления продюсерской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Format as an Instrument of Positioning of TV Program
Author investigates TV formate as the set of different characteristics used by professionals. The modern content of this term is described. Features of genres and formates, dramatic composition and production bible are considered
Текст научной работы на тему «Формат как способ позиционирования программы»
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10.
ЖУРНАЛИСТИКА. 2010. № 6
ФОРМАТ КАК СПОСОБ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Автор исследует особенности содержания, вкладываемого практиками и теоретиками телевидения в термин «телевизионный формат», и его активное включение в понятийный аппарат. Рассматриваются приметы формата и их совокупность как способ определения индивидуальных параметров телепрограммы. Также рассматриваются способы вербальной фиксации форматов, их драматургической структуры, а также продюсерской библии как творческо-производственного документа.
Ключевые слова: телевизионный формат, телевизионный жанр, драматургическая структура, продюсерская библия.
Author investigates TV formate as the set of different characteristics used by professionals. The modern content of this term is described. Features of genres and formates, dramatic composition and production bible are considered.
Key words: TV formate, TV genre, dramatic composition, production bible.
Термин «формат» распространился в телевизионной среде как профессиональный рабочий термин в самом начале нового столетия. Из понятийного аппарата исследователей телевидения его старались исключать из-за очевидной многозначности. Действительно, этим словом обозначались совершенно разные процессы и явления: способ вещания (аналоговый или цифровой формат); тип носителя информации (кассеты формата Betacam или VHS); способ доставки телепрограмм (формат кабельного или спутникового ТВ); набор системных признаков, характерных для конкретной программы и придающих ей уникальность.
Остановимся на этом определении, потому что именно оно прочно вошло в обиход практиков — участников творческо-производственного процесса. Формат — это совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме.
По нашему наблюдению, формат включает в себя жанр, стиль, драматургическую конструкцию, хронометраж, тематические и сюжетные предпочтения и ограничения, графику, музыку, образ ведущего (если таковой имеется) и многое другое.
Телевизионный формат часто объявляют синонимом слова «шаблон», от которого два шага до таких понятий, как «клише»,
«клон», «слепок». Но формат исключает механическое повторение. Может быть, ближе всего к этому понятию слово «лекало» — инструмент, дающий возможность многократно, быстро и без потери качества воспроизводить сложную форму. Именно формат позволяет создавать штучные вещи на все убыстряющемся производственном конвейере, т.е. предлагает решение извечного парадокса телевидения. Содержание отдельного выпуска любой передачи всегда единично, штучно, а формат универсален и технологичен.
Практики телевидения избегают произносить слово «жанр» с не меньшим упорством, чем теоретики — слово «формат». Особенно, если речь идет о жанровом делении по аналогии с печатными СМИ: информационные, аналитические, публицистические. К сожалению, эти термины применительно к современным телепрограммам утратили рабочее назначение и не могут служить инструментом их классификации.
Разграничения программ на отдельные направления и группы происходит по совершенно другим признакам. Под телевизионными жанрами, скорее, можно иметь в виду так называемые «формульные» жанры [Новикова, 2008], характерные для классификации бульварной, развлекательной литературы и впрямую применимые к современному, нацеленному на привлечение и удержание зрителей телевидению. Они имеют прототипы и в кино. Тяготение к формульному — форматному — способу повествования легко обнаруживается при просмотре программ. Но не исчерпывает собой их типологизацию.
Далека от завершения также дискуссия по поводу того, считать ли жанрами или форматами целые направления телевизионных передач, схожих по своим драматургическим структурам и способам подачи материала: ток-шоу, реалити-шоу, телеигры. Полностью выпадают из классификации многочисленные подварианты телесериалов, каждый из которых тоже претендует на позицию «особого» жанра: телероман, телеповесть, производственная драма, молодежные отношения, криминальное расследование, семейная сага и многие другие. Может ли существовать ток-шоу, использующее приемы мелодрамы, остропублицистичное и при этом информативное, тяготеющее к анализу, исследующее тему молодежных отношений с вкраплениями иллюстративных постановочных детективных игровых сюжетов? Теоретически может.
У формульных жанров есть то преимущество, что они представляют собой способ классификации по эмоциональному воздействию. Зрителя интересует не ток-шоу как таковое, а тот эмоциональный заряд, который он при просмотре этого шоу получит. Если он удостоверится в очередной раз в высшей справедливости миропорядка, неколебимости принципа воздаяния, услышит камерные истории про героев, оперирующих категориями добра
и зла, можно с уверенностью сказать, что он посмотрел мелодраму. А если он с упоением следит за перипетиями расследования столкновения между справедливостью и беззаконием, то он явно смотрит детектив. Может таким детективом быть то же самое ток-шоу? Может. Но это будут разные форматы.
В основе формата, его сердцевине, лежит драматургическая структура, рассчитанная на предсказуемую реакцию зрителей и удержание их у экрана. Именно поэтому создатели программ являются сторонниками чистоты жанра, а продюсеры, например, желающие привлечь и удержать у экрана большую аудиторию, предпочитают жанры-гибриды (мелодраму с элементами мистики, например).
Формат не является чьим-то произвольным личным решением. Это всегда коллективный проект. В основе его лежит оригинальная идея, воплощенная в виде сценария и последующего отснятого по сценарию «пилотного» выпуска. После того как формат решено пустить в производство, к нему пишется продюсерская библия, документ, регламентирующий все основные составляющие формата.
Для игрового вертикального сериала, например, библия регламентирует условия съемки, количество объектов, число героев, драматургическое разбиение серии на акты, обязательные смысловые «крючки» в точках выхода на рекламу, особенности образов ведущих или постоянных героев и многое другое. Несмотря на творческий характер телепроизводства, оно нуждается в технологических картах, обеспечивающих одинаковое понимание задач всеми участниками процесса создания каждого выпуска телепрограммы.
Здесь, возможно, следует коснуться и еще одного рабочего термина, которому исследователи также отказывают в праве на существование, — «неформат». Слово это в телевизионной, особенно в редакторской практике имеет совершенно конкретный смысл. Чаще всего оно применяется к сценарию, но также возможно его применение к изобразительному ряду, музыке и графике. Оно означает нарушение правил, установленных форматом данной программы. «Неформат», конечно, можно относить к проявлениям редакторского произвола, но в подавляющем большинстве случаев этим словом обозначается незнание одним из участников процесса особенностей технологии. Телевизионная работа — это слаженная деятельность в команде, и форматные ограничения имеют под собой чаще всего не идеологическую, а финансовую или организационную подоплеку.
Надо заметить, что создатели американских телепрограмм и сериалов открыто провозглашают знание формата первым условием вхождения в любую телепрограмму того же сценариста-фри-
лансера. Более того, для этих целей у них публикуются многостраничные сценарии сериалов и программ. Изменения в форматы вносить могут только главные авторы или главные продюсеры, т.е. высшие эшелоны телевизионной власти.
На университетских экзаменах уже звучит каверзный вопрос: что шире — формат или жанр? На наш взгляд, жанр, в телевизионном понимании, представляет собой гораздо более широкую, типологическую категорию. Формат включает в себя жанровые признаки. Мы говорим о жанрах, когда хотим объединить какие-то группы произведений в одну категорию на основании общности.
Мы говорим о формате, когда хотим подчеркнуть уникальность конкретного телепроизведения, отделить его от других, оформить набор признаков, характерных только для него. Именно форматы изобретаются, продаются, покупаются, лицензируются (а также воруются и клонируются). Удачный формат — это попадание в «десятку», правильный расчет на привлечение к экрану максимального числа зрителей на долгие годы, иногда — на десятилетия.
Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008.
Поступила в редакцию 30.06.2010
Источник: cyberleninka.ru
Презентация на тему Сравнительная характеристика информационно-развлекательных программ на
Цель работы — сравнение форматов вещания информационно-развлекательных программ Задачи:Рассмотреть информационно-развлекательную программу как единицу эфирного вещания;Выявить структурные элементы информационно-развлекательных программ;Дать характеристику информационно- развлекательным
- Главная
- Разное
- Сравнительная характеристика информационно-развлекательных программ на
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1«Сравнительная характеристика информационно-развлекательных программ на телеканалах «МузТВ» и «Ю»)»
Презентация курсовой
работы на тему:
Выполнила: студентка группы Л-165
Башук Е.В.
Научный руководитель:
Инешина
Слайд 2Цель работы — сравнение форматов вещания информационно-развлекательных программ
Задачи:
Рассмотреть информационно-развлекательную программу как единицу эфирного вещания;
Выявить структурные элементы
информационно-развлекательных программ;
Дать характеристику информационно-
развлекательным программам «В теме» (телеканал «Ю») и «ПроНовости» (телеканал «Муз-ТВ»);
Сопоставить информационно-развлекательные
программы «В теме» и «ПроНовости».
Слайд 3Объект – информационно-развлекательная программа на современном телевидении
Предмет – форматные характеристики
информационно-развлекательных программ (на примере «В теме» и «ПроНовости»)
Слайд 4Актуальность работы обусловлена рядом проблем, связанных с тенденциями развития телевидения,
прежде всего развлекательного, как наиболее востребованного в современных условиях средства
массовой коммуникации, что продиктовано изменяющей обстановкой существования телеканалов в данной среде.
Слайд 5«Типологическая характеристика информационно-развлекательных телепрограмм на российском телевидении»
1
Слайд 6 Корконосенко, С.Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2001.
— 287 с.
Функции телевидения:
Информационная – непосредственно удовлетворение информационных потребностей аудитории;
Культурно-просветительская
функция– приобщение человека к культурной сфере общества;
Социально-педагогическая – воспитание аудитории посредством пропаганды определенного образа жизни;
Образовательная функция – предполагает распространение учебных программ и приобщение аудитории к ним;
Рекреативная функция – заключается в развлечении, снятии напряжения, получении удовольствия. Это транслирование разнообразных развлекательных программ, шоу и т.д., для того, чтобы помочь человеку «убежать» от повседневных забот, расслабится, отдохнуть.
Слайд 7Информационно-развлекательная
Информация – знание
В. Л. Цвик
Развлечение – форма и способ проведения досуга
С. Н. Акинфиев
Информационно-развлекательная программа на телевидении может содержать в себе признаки азарта, юмора, игры. Она рассчитана на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением информации в симбиозе с удовольствием. С. Н. Акинфиев
Акинфиев, С. Н.Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. – 2008. – №6.
Слайд 8Появление информационно-развлекательных жанров и их укрепление на телевидении – это
закономерность, которая отвечает потребностям современной массовой аудитории.
Это жанры, находившиеся
на стыке информационных и развлекательных групп – пример позиции, которая по всем тенденциям современного телевидения становится отдельным направлением.
Слайд 9Формат включает в себя жанр, стиль, композицию, хронометраж, тематические и
сюжетные предпочтения и ограничения, графику, музыку, образ ведущего (если таковой
имеется) и т.д.
«Особенности формата информационно-развлекательных программ»
Кемарская, И. Н. Формат как способ позиционирования программы / И. Н. Кемарская // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 6. — C. 66-69
Слайд 10Муз-ТВ
С 1996г
Для более чем 85 млн человек
В большинстве крупных городов России
Новости мира музыки, кино,
шоу-бизнеса,
моды и стиля
Слайд 11Ю
с 2002 года
охватывает всю территорию России
более 80
миллионов человек
Реальные истории, интригующие расследования, рискованные эксперименты и изнанка
шоу-бизнеса
Слайд 12Хронометраж
«ПроНовости»
каждый день в 18:00
4 раза повторяются в сетке вещания ежедневно
выпуска
от 13 до 15 минут
программа-спутник с названием «Про-Обзор», раз в
«В теме»
каждый день в 00:30
в сетке вещании встречается 2 раза
выпуска от 22 до 25 минут
выпуск «В теме.Лучшее», раз в неделю
Слайд 13Композиция
«ПроНовости»
анонсы
комментарии ведущего
сюжеты
отсутствие рубрик
Слайд 14Тематическая направленность
«ПроНовости»
это новости шоу-бизнеса, музыки, кино, моды и стиля.
Слайд 15Образ ведущего
«ПроНовости»
Слайд 16 Формат информационно-развлекательных программ прогрессивно реализуется на отечественном телевидении;
Выбранный
тип подачи новостей у разных телепрограмм имеет большие сходства, так
как цели, поставленные проектами, одинаковые и достигаются они с помощью одинаковой, рекреативной функции;
Существенные отличия тоже присутствуют. В основном, это связано с выбранной направленностью телеканала.
Источник: theslide.ru