В Федеральном законе «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 приводится следующие определение понятия «технический регламент»:
технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ЕАЭС | Как технические регламенты защищают жизнь и здоровье
В первой части определения установлены способы принятия технических регламентов, а во второй характеризуется содержательный аспект этих документов.
Вопросам разработки и применения технических регламентов Российской Федерации посвящена вторая глава Закона «О техническом регулировании».
Содержание технических регламентов
В соответствии с определением технический регламент – это документ, который устанавливае т обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
О том, что все требования к объектам технического регулирования делятся на обязательные для применения и исполнения и добровольные, мы уже говорили ранее.
Причем обязательные требования устанавливаются только к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. К другим объектам технического регулирования обязательные требования не устанавливаются.
В дальнейшем процессы, связанные с обязательными требованиями к продукции, будем для краткости обозначать как основные процессы жизненного цикла продукции.
Чтобы понять, какие же виды требований могут быть отнесены к обязательным, необходимо посмотреть на цели принятия технических регламентов.
Цели принятия технических регламентов связаны с:
· защитой жизни, здоровья граждан и имущества;
· охраной окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
· предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей;
· обеспечением энергетической эффективности и ресурсосбережения;
Две первые цели можно объединить одним выражением: «обеспечение безопасности», так как в Законе «О техническом регулировании» введено понятие безопасность: безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Нюансы разработки и согласования Специальных Технических Условий (СТУ)
Определение безопасности дано на основе методологии риска.
Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Риск может быть допустимым, если мала вероятность реализации опасного фактора и незначительна тяжесть последствий. Если же вероятность реализации опасного фактора велика, а последствия носят тяжелый или даже критический характер, то риск является недопустимым.
Итак, первый вид обязательных требований к продукции, которые устанавливаются в технических регламентах – это требования безопасности.
В Законе «О техническом регулировании» возможные требования по безопасности детализируются по видам:
· безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
· радиационную безопасность населения;
· электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
· другие виды безопасности.
Второй вид обязательных требований – это требования по обеспечению энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Этот вид требований был отнесен к обязательным только в 2009 году путем введения дополнительного абзаца в Закон «О техническом регулировании».
И наконец, третий вид обязательных требований, включаемых в технические регламенты, – это требования, направленные на предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Реализуются они за счет требований к терминологии, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, то есть, фактически за счет требований к качеству информации о продукции для потребителей. Эта информация должна быть полной и достоверной.
Помимо требований к объектам технического регулирования технические регламенты должны содержать перечень, описание этих объектов и правила их идентификации. Это необходимо для того, чтобы можно было однозначно определить: распространяется ли действие данного технического регламента на конкретную продукция или нет.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.
Еще один важный раздел любого технического регламента касается вопросов оценки соответствия продукции требованиям, которые установлены в техническом регламенте.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта и в иной форме. Более подробно вопросы оценки соответствия будут рассматриваться в третьем разделе курса.
Еще два важных замечания, касающихся содержания технических регламентов.
Во-первых, согласно Закону «О техническом регулировании» технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. При избыточности обязательных требований продукция становится неконкурентоспособной. При этом не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.
Во-вторых, технический регламент может содержать требования безопасности в вербальной форме, в виде словесного описания, а конкретные требования и методы оценки соответствия могут вводиться поддерживающими регламент национальными стандартами и сводами правил. Для этого до дня вступления в силу технического регламента утверждаются «Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований, испытаний и измерений», а также «Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента».
Итак, мы выяснили, что должны содержать технические регламенты. Теперь о тех положениях, которые не должны включаться в технические регламенты.
Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению продукции, за исключением случаев, если из-за отсутствия таких положений не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.
Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.
В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Содержащиеся в технических регламентах положения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо
· от способа, которым они приняты,
· места происхождения продукции,
· видов или особенностей сделок,
· физических или юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, потребителями.
Порядок разработки и принятия технических регламентов
При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
· прозрачность процедур разработки;
· возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
· достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
Основные этапы разработки технического регламента.
1. Создание технического регламента начинается с разработки проекта.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление. Уведомление публикуется в журнале «Вестник технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
С момента опубликования уведомления о разработке проекта соответствующий проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.
2. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
3. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта технического регламента.
В Законе «О техническом регулировании» не установлены требования о масштабах публичного обсуждения проекта технического регламента: должны ли они проводиться один раз, либо заинтересованные лица могут потребовать более широкого публичного обсуждения. Закон «О техническом регулировании» предусматривает лишь, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.
4. Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть размещено там же, где и первое уведомление, т.е. в печатной издании и в электронно-цифровой форме.
5. Проект федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов вносится в Государственную Думу.
6. Внесенный проект федерального закона направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации.
7. Правительство РФ готовит отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
8. Государственная Дума принимает технический регламент в форме федерального закона.
9. Другие способы принятия технического регламента.
При необходимости сокращения срока введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Это время необходимо для того, чтобы все, кто будет применять новый технический регламент, успели подготовиться к исполнению обязательных требований.
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения
Но после вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, утрачивает силу
Принятие технического регламента международным договором Российской Федерации предусмотрено в целях интеграции нашей страны в международную деятельность по формированию единой системы технического регулирования.
Развитие интеграционных процессов привело к появлению технических регламентов Таможенного союза, действующих на территории всех стран, входящих в этот союз. Утверждаются такие документы Евразийской экономической комиссией. Их основная цель – обеспечить выход на рынок безопасной продукции. Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках союза.
Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории всего Союза. Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень; никаких дополнительных требований к продукции не должно применяться.
Источник: poisk-ru.ru
Лекция № 2
Технический регламент (ТР) – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты с учётом риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
— безопасность излучений и биологическую безопасность;
— взрывобезопасность и механическую безопасность;
— пожарную и промышленную безопасность;
— термическую и химическую безопасность;
— ядерную и радиационную безопасность;
— электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
Виды технических регламентов. В РФ действуют:
— общие технические регламенты;
— специальные технические регламенты.
Структура технического регламента. В общем случае предлагается следующая структура ТР:
— область применения регламента и объекты технического регулирования;
— основные понятия и требования к продукции;
— общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;
— применение стандартов (презумпция соответствия) и подтверждение соответствия;
— государственный контроль (надзор) и переходные положения;
— назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента.
Порядок разработки технического регламента. ТР принимается в установленном порядке, с учетом положений рассматриваемого закона. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – ≪Вестнике технического регулирования≫. С момента опубликования данного уведомления проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. В качестве основы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и (или) национальные стандарты.
С учётом полученных замечаний (в письменной форме) разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение проекта ТР. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при наличии ряда документов, установленных п. 7 ст. 9 ФЗ о техническом регулировании. На указанный проект Правительство РФ представляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичною обсуждения.
ТР может быть также принят международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.
Из ФЗ ≪О техническом регулировании≫ следует, что между днем публикации об окончании публичного обсуждения проекта ТР и днем вступления в силу закона о ТР проходит значительный промежуток времени, необходимый для внесения проекта закона в Государственную Думу, его рассмотрения и принятия. В целях недопущения правового вакуума на этот период Правительству РФ до вступления в силу федерального закона предоставлено право издать постановление о ТР. Закон указывает, что основной правовой формой принятия ТР является федеральный закон.
Применение технических регламентов. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществляемых процессов; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями.
В соответствии со ст. 27 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ для информирования приобретателей продукции о соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке (рис. 1).
Рис. 1 – Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)
Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации. ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенций в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ.
В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Государственный контроль и надзор (далее ГКиН) осуществляется
— федеральными органами исполнительной власти;
— органами исполнительной власти субъектов РФ;
— государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).
ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения.
Органы ГКиН вправе:
— требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);
— выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;
— принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;
— приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;
— привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:
— значительными штрафами за несоответствие;
— высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.
Применение технических регламентов в области информационных технологий. С проникновением информационных технологий во все сферычеловеческой деятельности мир вступает в период интеллектуального управленияэтой деятельностью. Россия сможет сохранить себя как свободное, независимоегосударство в жесткой конкурентной борьбе с активно развивающимисястранами, только запустив механизм создания национальной информационнойинфраструктуры, основанной на принципах технологии открытыхинформационных систем.
Первым шагом на пути решения этой проблемы стал Федеральный закон ≪О техническом регулировании≫. Понятие ≪открытая система≫ не означает, что она является незащищенной в смысле доступа к содержащейся в ней информации. Сохранение конфиденциальности информации — обязательное условие любой информационной системы, которое выполняется с помощью стандартов защиты информации.
Основные принципы технологии открытых информационных систем – их совместимость по техническим и конструктивным параметрам и переносимость программного обеспечения на другие платформы. Соблюдение этих принципов при разработке и приобретении у западных фирм любых информационных систем и сетей позволит создать в России национальную информационную инфраструктуру. Анализ мировых тенденций развития национальных информационных инфраструктур показывает, что в мире идет процесс объединения национальных информационных инфраструктур в глобальную информационную инфраструктуру.
В ст. 3 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ указано, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции и эксплуатации чего-либо, в том числе это относится и к информационным системам.
1. Что понимается под техническим барьером?
2. В каких областях осуществляется техническое регулирование?
3. Перечислите принципы технического регулирования?
4. Укажите объекты технического регулирования?
5. Укажите субъекты технического регулирования?
6. Дайте определение технического регламента?
7. Каковы цели принятия технического регламента?
8. Что понимается под ≪безопасностью≫?
9. Какие требования предъявляются к порядку разработки ТР?
10. Что такое ≪знак обращения на рынке≫?
11. Каковы права органов, осуществляющих госконтроль (надзор) за соблюдением требований ТР?
12. Какие обязательные требования установил ФЗ ≪О техническом регулировании≫?
13. В чём заключается принцип применения технических регламентов в области информационных технологий?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Технологический регламент
Для законного изготовления различных продуктов отечественным предпринимателям следует разработать определенную техническую и технологическую документацию. К числу важных документов относится технологический регламент производства. Такая нормативная документация предприятия необходима для внутреннего использования.
В ней указаны все технические средства, применяемые в технологических процессах, способы производства, порядок действий работников предприятия, условия производства и прочее. Правильно разработанный технологический регламент безопасности способствует выпуску в обращение качественных изделий, которые полностью отвечают требованиям межгосударственных и российских нормативов. Наличие ТР предприятия позволяет вести безопасную производственную деятельность и достигать максимальных экономических и технических показателей. Кроме того, использование этого документ минимизирует материальные затраты предприятия, связанные с оплатой штрафов за несоответствие товара действующим требованиям. Отсутствие указанного документа (несоблюдение требований законодательства) приведет к отказу в выдаче сертификационных разрешений и, следовательно, к административным наказаниям.
Требования к технологическим регламентам
- Общее описание процесса производства;
- Данные о задействованных при производстве веществах, компонентах, полуфабрикатах, сырье;
- Режимы производства;
- Описание действий, связанных с запуском и остановкой работы предприятия;
- Требования безопасности к эксплуатации производственной линии;
- Экологические требования к выбросам предприятия. Порядок их утилизации или переработки;
- Описание эксплуатируемой техники;
- Список нормативной документации (инструкций);
- Необходимые схемы и чертежи.
Оформление технологического регламента по ГОСТ
- Оформления сертификатов и деклараций о соответствии изготавливаемой продукции тем или иным стандартам или техническим регламентам ЕАЭС;
- Прохождения инспекционных проверок со стороны надзорных органов;
- Заключения договоров с заказчиками;
- Организации эффективного и качественного производства товаров.
Существующие виды ТР
- Постоянный – в этом случае выпускаются изделия по уже проверенному технологическому процессу;
- Временный ТР – применяется при тестировании новой техники, или если в саму технологию были внесены глобальные изменения;
- Разовый ТР — используется при выпуске единичной партии товаров, а также во время проведения научно-исследовательской деятельности.
Какой срок действия документа?
Использовать технологический регламент ГОСТ можно в течение 5 лет. Продление ТР сроком на 5 лет возможно, если в процесс производства не вносились существенные изменения. Если же компания собирается ввести в производство новый тип товаров или интегрировать в предприятие новое виды оборудования, ТР оформляется на 2 года.
Регистрация технологического регламента
- Вы обращаетесь в центр «МОС РСТ» и оставляете заявку;
- Подготавливаются все сведений о производстве и сбор необходимых документов;
- Разрабатывается проект ТР;
- Проект согласуется с вами и проходит регистрацию в государственных органах;
- Готовая документация передается вам.
Источник: mosrst.ru