Комментарий к статье 80 Данная статья вступила в силу с 1 января 2012 г. Ранее этим вопросам была посвящена ст. 20.1 Основ законодательства 1993 г., введенная Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
Именно посредством этого акта статус Программы был закреплен на законодательном уровне. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи занимает особое место в системе государственных гарантий бесплатности медицинской помощи и в механизме реализации основных прав граждан в сфере охраны здоровья.
Правовой статус федеральной Программы неоднократно пересматривался в части определения действия норм во времени. Постановлением Правительства РФ от 11.10.1998 N 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» предусматривался ежегодный пересмотр Программы.
С принятием Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 N 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» Программа приобрела бессрочный характер. Однако Постановлением Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год» ранее действовавшие программы были признаны утратившими силу и вновь введена практика ежегодного пересмотра нормативов оказания гражданам бесплатной медицинской помощи каждый год. Следует заметить, что к решению о том, что объем бесплатной медицинской помощи будет зависеть от единственной программы, законодатель пришел не сразу. В первоначальной редакции ст. 20 Основ законодательства 1993 г. указывалось, что «гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования».
Программа гос.гарантий на 2022г. Полный разбор документа, что нужно знать каждому.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2000 N 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» ч. 4 ст. 20 была изложена в следующей редакции: «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
Статьей 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вместо множества программ появилась одна Программа. Определение объемов и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, является одним из важнейших полномочий Правительства РФ по созданию условий для реализации гражданами права на бесплатную медицинскую помощь.
Что такое Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были скорректированы важнейшие юридически значимые параметры программы в части: определения видов, нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования, порядка и структуры формирования тарифов на медицинскую помощь, условий оказания медицинской помощи, критериев качества и доступности медицинской помощи. В соответствии со ст.
35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является базовая Программа обязательного медицинского страхования. Если данная Программа направлена на определение видов, нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования, порядка и структуры формирования тарифов на медицинскую помощь, условий оказания медицинской помощи, критериев качества и доступности медицинской помощи, то базовая Программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой Программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. В то же время перечень видов помощи в рамках базовой Программы ОМС на уровне комментируемого Закона нельзя считать закрытым, поскольку Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» Правительству РФ предоставлено право при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую Программу обязательного медицинского страхования. 1.
Частью первой комментируемой статьи определены виды медицинской помощи, предоставляемые гражданам бесплатно в рамках Программы государственных гарантий. Закрепленный перечень видов в целом совпадает с четырьмя видами медицинской помощи, предусмотренными ст. 32 Закона об охране здоровья.
Имеющиеся расхождения, касающиеся того, что в комментируемой статье паллиативная медицинская помощь ограничена рамками медицинских организаций, следует трактовать с учетом положений ст. ст. 2 и 32 названного Закона, согласно которым как медицинские организации следует рассматривать все организации (независимо от организационно-правовых форм и уставных целей), оказывающие медицинскую помощь установленных видов, форм и в предусмотренных условиях. 2. Частью 2 комментируемой статьи закрепляется право пациента на бесплатное получение лекарственных препаратов. Данное право может быть реализовано при наличии ряда условий: 1) медицинская помощь должна быть предусмотрена Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2) вид медицинской помощи должен быть скоррелирован с условием ее оказания и (или) формой (первичная медико-санитарная помощь в условиях дневного стационара и в неотложной форме; специализированная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная), скорая медицинской помощь (в том числе скорая специализированная), паллиативная медицинская помощь во всех формах, но лишь в стационарных условиях); 3) объектом бесплатных притязаний являются не все лекарственные средства, а лишь лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; 4) объектом бесплатных притязаний являются также медицинские изделия, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи. В настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год» , а сам перечень формируется на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 N 276н «О порядке формирования проекта перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», согласно которому таковыми (ЖНВЛС) являются более 550 препаратов как зарубежного, так и российского производства. ——————————— Российская газета.
2011. N 284.
Что касается права на бесплатное получение медицинских изделий, то согласно информационному письму Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 N 14-3/10/2-11668 «О стандартах медицинской помощи» , в котором воспроизведены нормы Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», в стандарт медицинской помощи будут включены усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. То есть не все разнообразие медицинских изделий, используемых при стационарном лечении, должно быть предоставлено пациенту бесплатно, а лишь та группа медицинских изделий, которые имплантируются в организм человека. ——————————— Опубликовано не было.
Несмотря на то что ст. 37 комментируемого Закона допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи (в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии), при буквальном толковании данной статьи невключение медицинского изделия в стандарт означает невозможность его финансирования в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Если в отношении лекарственных препаратов вне перечня ЖНВЛС установлено исключение (см. ч. 3 комментируемой статьи), позволяющее их финансировать за счет источников программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то в отношении изделий медицинского назначения комментируемым Законом подобных оговорок не предусмотрено. 3. В целях установления законодательных преград для процесса замещения бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами, необоснованного взимания денег с граждан при оказании медицинской помощи ч. 3 рассматриваемой статьи перечислены те медицинские и связанные с ними услуги, которые являются бесплатными для граждан. При определении перечня бесплатных услуг следует иметь в виду, что в основном его образуют те услуги, которые и ранее должны были быть бесплатными для граждан.
При этом законодатель счел нужным еще раз подтвердить бесплатный характер оказания медицинских услуг, назначения и применения лекарственных препаратов в оговоренных законом случаях, размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям. Также уточнены некоторые нормы, с тем чтобы не допустить такого их толкования, которое могло бы привести к взиманию платы с населения (назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).
Новым является право на бесплатное нахождение в стационаре (включая предоставление спального места и питания) при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний. В связи с тем что в комментируемом Законе предпринята попытка более четкого отграничения бесплатных медицинских услуг от платных, особое внимание уделено правам граждан на бесплатное получение услуг, не являющихся медицинскими, но без которых оказание медицинской помощи пациенту либо невозможно, либо (при оплате сопутствующих услуг) теряется бесплатный характер самой медицинской помощи. Речь идет о том, что бесплатными являются транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту, а также транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала. 4. Частью 4 комментируемой статьи впервые предусмотрено, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством РФ. С 2007 г.
Источник: jurisprudence.club
Правительство российской федерации
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год.
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
внести до 1 июня 2005 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, а до 1 июля 2006 г. — доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год;
давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
4. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4811);
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 44, ст. 5322);
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4827);
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 550 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3286).
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.
от 26 ноября 2004 г. N 690
Источник: studfile.net
Госгарантии бесплатной медпомощи на 2021 год, постановление от 28.12.2020 № 2299
Госгарантии получения бесплатной медицинской помощи гражданами России ежегодно утверждаются постановлением правительства. Госгарантии бесплатной медпомощи на 2021 год утверждены 28 декабря постановлением правительства № 2299, подписал постановление М.Мишустин 4 января
Госгарантии медпомощи постановление от 28.12.2020 № 2299
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Постановление от 28.12.2020 № 2299 регулирующее госгарантии бесплатной медпомощи
Обновлённая программа госгарантий обсуждалась на заседании президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции 29 декабря.
В документе на более чем 500 страницах предпринята попытка расписать все аспекты оказания медицинской помощи. Учтены изменения в финансировании федеральных медицинских центрах и порядка направления в них.
Госгарантии медпомощи — постановление и реальность
Как все будет «замечательно» 9 января написал «Российская газета» со ссылкой на федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
На сайте ФФОМС деталей нет, по состоянию на 10 января последняя новость от 20 июня 2020 года и поздравление с новым годом всех работников здравоохранения от 31 декабря.
Госгарантии — сроки оказания медицинской помощи
Повторяться и писать о виртуальности (недоступности или малодоступности) большинства декларируемых в рамках госгарантий услуг смысла нет, следите за Хрониками здравоохранения.
Остановлюсь только на одном моменте — сроках оказания медпомощи. В 2021 году сроки оказания медицинской помощи по сравнению с 2020 годом не поменялись. Сроки оказания медицинской помощи максимально подробно рассмотрены в материале:
На практике, то что положено делать в течении недели, не всегда можно сделать в принципе. Практика подробно рассмотрена в материале ХЗ:
Опубликовано 10.01.2021, версия 1.1 от 10.01.2021
Почитать про медицину и здравоохранение на Рулимс
На Рулимс несколько десятков материалов связанных с медициной, здравоохранением — как и где лечиться, какими лекарствами:
Медицинская помощь в России – конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и реальность. Дополнительно рассматриваются вопросы соотношения медицины и здравоохранения, отношения врачей и пациентов. Также расписано как было реформировано здравоохранения СССР и что мы получили в Российской Федерации. Плюс обозначен вектор развития медицинской помощи и лечения в XXI веке.
Как лечить сложные заболевания в России – как найти своего врача и клинику. Постарался описать все возможные варианты поиска «своего» врача. Вопросы взаимоотношения пациент-врач. Где и в каком виде может возникнуть оплата.
Текст про то как общаться с врачами в больнице. Ситуация в здравоохранении России очень сложная и в условиях дефицита всего критично понимать как строить отношение в больнице. Практика очень сильно отличается от теории, и что бы получить лечения нужно предпринимать усилия.
Как получить качественное лечащее лекарство, а не то которое предлагают.
Поддержать Рулимс!
Если Рулимс помог вам или позволил сэкономить в чем-то, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на материал или на Рулимс (http://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме. Особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо. Так же буду благодарен за участие в группах Рулимс в социальных сетях. И исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы.
Для развития проекта так же очень полезны комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая. Предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей.
Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
This article has 1 comment
- Pingback: Федеральные медицинские центры — меняется порядок направления в федеральные клиники — приказ Минздрава от 23.12.2020 № 1363н — РазРулимс!