Структура рабочей программы .
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС , рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить школьную документацию.
Рабочая программа включает в себя:
Титульный лист- На нем указывается: полное наименование учебного заведения;
название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
автор программы, с указанием должности и при наличии категории; срок, на который она утверждается.
Пояснительную записку -Она должна содержать: информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников; цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс. В каждом классе есть особенные дети, одаренные или с УВЗ. В программе необходимо прописать методы работы с ними.
В рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки.
Все о Рабочей Программе
В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
Сетку календарно-тематического планирования.
Таблица должна состоять:
из общего названия раздела,
количества часов, выделяемых на его изучение;
далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, так же указывается количество часов.
обязательно необходимо указать планируемые результаты.
Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок. обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.
Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования. В программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
Приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод. деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая. учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы Рабочая программа создается на основании: стандартов нового поколения ФГОС; примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
При составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения. Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую. Особенности рабочей программы Рабочая программа учителя это авторский документ.
Не смотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности. Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.
Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа. В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений. Подробнее:
Источник: proshkolu.ru
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ
внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
изменения логики освоения содержания материала;
уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ »
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Лесникова М.Ю.,
учитель биологии
МАОУ «СОШ № 55»г.Перми
В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в ст2 п9. сказано ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — комплекс основных характеристик образования (объем, содержания, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей, иных компонентов…
Рабочая программа — это
индивидуальный инструмент педагогического работника;
средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов.
Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса составляется на учебный год или ступень обучения.
Какие возможности дает программа (Основная цель рабочей программы)
внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
изменения логики освоения содержания материала;
уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Разрабатывая Рабочую программу учитель должен решить такие задачи как
Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.
Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Функция рабочей программы
Нормативная функция
Информационно-методическая функция
Организационно-планирующая функция
Функции программы определяют следующие требования к ней:
-Наличие признаков нормативного документа.
-Учет основных положений образовательной программы школы.
-Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
-Системность и целостность содержания образования.
-Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Исходные документы для составления рабочих программ
учебных курсов:
Закон «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
8 основных структурных элементов для составления рабочих программ
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, видов контроля.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая ЭОР.
Приложения к программе (тексты контрольных работ и др.).
На титульном листе
указывается:
наименование образовательного учреждения (полностью);
поля для согласования/утверждения программы;
название Программы (предмет, курс);
адресность (класс или ступень обучения);
уровень обучения (базовый или профильный)
сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
год разработки рабочей программы
Пояснительная записка.
В тексте пояснительной записки следует указать:
соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования ;
на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;
внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);
цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);
используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);
количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов
-номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;
-в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся следует отразить по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Эти требования формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. Классы, которые работают по ФГОС прописываются через РЕЗУЛЬТАТЫ.
Методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Шаг 1. Изучение нормативной базы (см. http://www.standart.edu.ru)
Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.
Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ШКОЛЫ.
Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (http://www.standart.edu.ru, ООП ООО )
Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся
Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в ООП ООО по предмету. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в ООП ООО школы по предмету.
Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения
Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы
Шаг 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса
Шаг 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре
Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы:
-рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;
-согласование рабочей программы на МС школы;
-утверждение рабочей программы директором школы.
Источник: kopilkaurokov.ru
Кем составляется рабочая программа по предмету?
Содержание учебного предмета, курса. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Список литературы (основной и дополнительный).
Что такое рабочая программа по учебному предмету?
Какие компоненты содержит Рабочая программа по учебному предмету?
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержание рабочей программы.
- Требования к уровню подготовки выпускников;
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)
Какие компоненты должна содержать Рабочая программа по учебному предмету 2020?
- Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса).
- Содержание учебного предмета (курса).
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Что такое авторская программа по предмету?
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.
Что должна содержать Рабочая программа по фгос?
Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета, курса. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Чем отличается образовательная программа от рабочей?
Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.
Что входит в рабочую программу?
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Календарно-тематическое планирование.
Что входит в учебный план?
Учебный план − документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Как написать авторскую программу по предмету?
- пояснительной записки;
- содержания учебного материала;
- требований к уровню подготовки учащихся;
- учебно-методического обеспечения;
- списка литературы.
Сколько разделов включает текст примерной Ооп основного общего образования?
14. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Что входит в основную образовательную программу?
Структура основной образовательной программы
учебный план программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план . программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
Сколько стоит написать рабочую программу?
Рабочая программа по предмету от 500 рублей; Рабочие предметы коррекционно — развивающей направленности от 650 рублей; Программы внеурочной деятельности от 750 рублей; Документы для доклада от 800 рублей.
Источник: krugruk.ru