Сегодня состояние планеты в экологическом плане таково, что особое значение приобретают действия по защите природы. Поэтому для организаций, которые эксплуатируют вредные для среды структуры, введен обязательный надзор в отношении образующихся отходов.
В чем заключается производственный контроль в области обращения с отходами
Это одна из разновидностей надзора, составляющая производственный экологический контроль (ПЭК) ( ст. 26 федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 ). Мероприятие предполагает набор определённых действий: надзор, постоянный мониторинг, анализ следования правовым актам.
Цели и задачи производственного контроля
Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:
Какие программы выбрать для разработки экологической документации? Интеграл vs ЭКОцентр
- регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
- постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
- осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
- наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
- обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
- предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.
На каких предприятиях производственный экологический контроль обязателен
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 содержит нормы, определяющие обязанность ведения ПЭК и оформления этого мероприятия соответствующими документами для отдельных видов организаций. Это юрлица и ИП, эксплуатирующие во время работы объекты I, II и III классов. Эти категории различаются степенью негативного влияния на окружающую среду (НВОС):
I – сильное воздействие;
II – умеренное воздействие;
III – незначительное воздействие.
Есть еще и дополнительная IV категория, предполагающая минимальное НВОС. Для структур из этого класса разрабатывать программу экологического надзора не нужно. Значит, и отчетность по ним не составляется.
Уполномоченные сотрудники при появлении в организации негативно влияющих на природу элементов обязаны направить в Минприроды России заявление по установленной форме ( Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки…» ). «Опасная» структура попадает таким образом под госконтроль. В подтверждение выдается свидетельство. В нем обязательно указывается присвоенный объекту класс.
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по приказу №74 от 28.02.2018
Пример ошибки при определении категории по НВОС и совершении дальнейших действий
Руководство посчитало, что приобретенный для хоз.деятельности объект соответствует 4 категории по НВОС. Соответственно, был сделан вывод, что нет необходимости вставать на государственный учет посредством направления в Минприроды соответствующей заявки.
Это ошибка. Производственный элемент, относящийся к 4 категории, оказывает негативное влияние на природу, хоть и минимальное. Соответственно, он подлежит постановке на учет. Отчетность по нему предоставлять не надо, но в Едином реестре зарегистрировать этот элемент все же необходимо. К тому же, именно Минприроды определит, к какому именно классу принадлежит элемент.
Сотрудники предприятия могут и ошибаться в этом вопросе.
Основные положения программы производственного экологического контроля
Программа ПЭК обязательна к разработке юрлицами, использующими в ходе реализации своих функций «опасные» объекты первых трех классов. Особенности ее составления прописаны в приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля…» .
Важно! По каждому элементу, отнесенному к любому из первых трех классов, составляется своя программа.
Пример. На предприятии присутствует 2 объекта I категории, 1 объект II категории, 3 объекта III категории и 5 объектов IV категории по степени НВОС. Соответственно, по ним будут разработаны 6 отдельных программ ПЭК.
К основным положениям программы ПЭК относят:
- Общие данные (информация об организации, название контролирующих органов, дата составления программы и т.д.).
- Информацию об учете вредных веществ, которые из-за эксплуатации структуры поступают в воду и воздух.
- Данные о мониторинге и учете попадающих в окружающую среду в ходе функционирования предприятия загрязнений.
- Информацию об отходах, возникающих как побочный результат использования объекта.
- Информацию о сотрудниках, в круг обязанностей которых входит организация надзора за влиянием объектов на экологическую обстановку.
- Информацию о собственных либо сторонних аккредитованных структурах, принимающих участие в ПЭК.
- Информацию о регулярности проведения мероприятий ПЭК, а также о применяемых методах, места взятия проб и осуществления замеров.
Иными словами, программа ПЭК предоставляет информацию о структурах, являющихся источниками влияния на окружающую среду, количествах требуемых замеров, пунктах забора проб и методологии их проведения по объектам первых трех классов.
Если инновации, касающиеся технологии производства или используемого сырья становятся причиной изменений влияния на природу какого-либо структурного элемента производства (а также если при этом количество попадающих в среду загрязнений возрастает более чем на 10%), программа переписывается.
Важно! Обычно затруднения вызывает вопрос, для какого временного промежутка создается программа ПЭК. Как правило, речь идет о сроке от года до трех лет.
Распределение полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами
В программе требуется четко прописать перечень лиц, в чьи обязанности входит наблюдение за обращением с отходами. По каждому уполномоченному сотруднику необходимо указать его должность, ФИО и список конкретных должностных обязательств в этой области. Как правило, такие обязанности возлагаются на инженеров, технологов, экологов.
Первоначально удобнее всего разделить всю систему ПЭК на структурные элементы:
- надзор за присутствием у юрлица документов, устанавливающих правила в сфере обращения с отходами – как внутренних инструкций и журналов, так и внешних нормативных актов (формы стат.отчетности, паспорта загрязняющих веществ, проекты допустимых предельных значений размещения отходов и т.д.);
- надзор за следованием правовым нормам – также речь идет как о внутренних приказах, распоряжениях и инструкциях, так и о федеральных и муниципальных актах;
- контроль за инструктажами, профподготовкой и обучением лиц, которые имеют дело с отходами и загрязняющими элементами.
Каждая составляющая часть этой системы должна быть подконтрольна конкретному сотруднику, компетентному по роду своей работы в соответствующих вопросах. Эти моменты прописываются как в их инструкциях, так и в программе ПЭК.
Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами
Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:
- осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
- оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения — составляются предписания для их устранения в скором будущем);
- информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.
Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.
При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.
Важно! Руководство компаний зачастую сталкивается с вопросом, с какой структурой согласовывается программа ПЭК. Этот документ нет необходимости утверждать в контролирующих органах. Он подписывается и согласуется только руководителем организации.
Предоставление отчета о проведении программы ПЭК
ПЭК контролируется на государственном уровне. Это предполагает обязанность для организаций, эксплуатирующих оказывающие НВОС элементы, регулярно отчитываться по ним в надзорные структуры.
Кому представить отчет о проведении ПЭК
Адрес направления отчета зависит от категории объекта и подходящего ей уровня экологического госконтроля. Правила отнесения корпоративных структур к тому или иному типу прописаны в Постановлении правительства от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов…» .
В территориальное отделение Росприроднадзора по месту функционирования юрлица предоставляются итоговые документы по всем элементам I класса, а также по производственным структурам II и III классов, контролируемых на Федеральном уровне.
В ответственный за осуществление государственного экологического надзора орган исполнительной власти субъекта РФ отчитываются по подконтрольным региональным органам объектам II и III классов.
У руководителя остается второй экземпляр документа для организации системы внутреннего учета.
Как сдать отчет в электронной форме
Отправить государственному контролеру отчет можно и в электронном варианте. При этом документ должен быть удостоверен электронной подписью (в исполнение пунктов закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ).
Когда сдавать отчет о проведении ПЭК
Документ необходимо успеть сдать до 25 марта года, следующего за отчетным.
Форма отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля
Форма устанавливается Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 . Начинается она титульным листом, где отображаются данные подателя отчета (юрлица либо ИП) и структурного элемента производства, являющегося причиной воздействия на природу. Далее идут таблицы, в которых детализированы сведения, касающиеся реализации ПЭК.
В разделах формы содержится подробная информация об осуществляемых организацией природоохранных мероприятиях, позволяющих нивелировать вредное воздействие на природу, возникающее в процессе ее функционирования.
Разделы программы производственного экологического контроля
«Составление отчетности по ПЭК – дело трудоемкое и не быстрое. Приходится собирать много самой разной информации и систематизировать ее особым образом. Но это необходимое мероприятие, позволяющее определить, не превышает ли «потенциально опасный» объект существующие нормативы загрязнений».
Тишина М.Н., проектировщик по выбросам ООО «ЭкоЭксперт».
В таблице 1.2 детализируются особенности технологий, действующих на объекте (в том числе, используются ли здесь наилучшие из доступных технологий).
В таблице 2.2 приводятся итоги контроля всех загрязняющих воздух источников, находящихся на балансе.
В таблице 2.3 перечисляются названия вредных для атмосферы веществ, над которыми, согласно плану, установлен контроль.
В таблице 3.2 указываются данные по результатам мониторинга качества и морфологических особенностей вод в местах попадания в них сточных выбросов (надзор осуществляется с помощью забора и анализа воды).
Ответственность за непредставление отчета о результатах ПЭК
При непредставлении в установленные сроки документа либо искажении его данных вступает в силу статья 8.5 КоАП РФ . В ней предусмотрены следующие размеры штрафов по данному нарушению:
- физлицо – 0,5 – 1 тыс. руб.;
- должностное уполномоченное лицо – 3-6 тыс. руб.;
- юрлицо – 20-80 тыс. руб.
Источник: finzz.ru
Производственный экологический контроль (ПЭК)
Производственный экологический контроль, или ПЭК – это один из основных комплексов мероприятий, которые касаются деятельности любых организаций и предприятий, работа которых связана с воздействием на окружающую среду.
Что такое проведение ПЭК на предприятии
Организация и проведение производственного экологического контроля имеют значение на стадии, когда у организации уже имеется паспорт отходов, проведена инвентаризация источников выбросов, и присвоена одна из четырех категорий НВОС. Следующий этап – это объединение всех составляющих в единый экологический документ, в котором будут предусмотрены все дальнейшие этапы работы по поддержанию экологической безопасности. Таким образом составляется программа осуществления дальнейшего производственного экологического контроля. В ней содержатся следующие сведения:
- О выбросах. Эти значения не должны превышать установленные законом нормативы выбросов веществ, загрязняющих атмосферный воздух для стационарных источников.
- О сбросах. Данный показатель актуален для предприятий, которые осуществляют сброс загрязняющих веществ в водоемы.
- Об отходах. Отходы производства и потребления на производстве также не должны выходить за пределы, установленные для каждого из видов отходов в зависимости от их опасности.
- Лаборатория, которая будет выбрана для замеров и исследований. Это должно быть аккредитованное в установленном порядке учреждение, соответствующее всем требованиям, установленным ГОСТ Р 56062-2014.
- Периодичность осуществления производственного экологического контроля не предприятии.
- Методы, которые будут применяться для контроля.
Это обязательный комплекс мероприятий для предприятий 1, 2 или 3 категорий опасности. При этом проводить их – не право, а законодательно установленная обязанность, а за ее невыполнение грозит штраф по ст. 8.1 КоАП РФ. Санкция по данной статье для юридических лиц составляет от 20 тыс. до 100 тыс. рублей.
Также предусмотрена ответственность за недостоверное составление отчетной документации и сокрытие информации о состоянии окружающей среды – ответственность за эти деяния предусмотрена ст. 8.5 КоАП, и влечет наложение штрафа до 80 тыс. рублей для юридических лиц.
Для чего нужна программа производственного экологического контроля
Прежде всего комплекс этих мероприятий необходим для проведения замеров и мониторинга текущей экологической ситуации на предприятии. Также организация производственного экологического контроля на предприятии требуется для подачи ежегодных отчетов в Росприроднадзор, а также для уменьшения объема обязательных экологических платежей.
Организацией производственного экологического контроля на предприятии занимается либо руководство самой организация, либо специально приглашенный подрядчик – специализированная компания, которая занимается услугами в сфере природоохраны. Контроль за соблюдением законности в этой части осуществляют такие органы как:
- Прокуратура Российской Федерации.
- Росприроднадзор.
- Минприроды.
Зачастую даже добросовестные предприниматели при заполнении отчетных документов допускают неумышленные ошибки, что приводит к наложению санкций, административному запрету осуществлять предпринимательскую деятельность.
Почему «ЦЛАТИ»
С 2014 года «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу». У нас имеются обособленные подразделения по всей Московской области, а также 16 филиалов на территории Центрального федерального округа. Среди прочего мы предлагаем организацию и осуществление производственного экологического контроля (ПЭК). Стоимость услуг определяется индивидуально, исходя из площади производственной территории, количества источников вредных выбросов, а также других факторов.
Заполните форму на нашем сайте – и наши специалисты проконсультируют вас по всем возникшим вопросам. Мы поможем предотвратить штрафы и предписания контролирующих и надзорных органов, составим индивидуальную программу экологического контроля в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу»
Источник: clati-cfo.ru
ПЭК. «Производственный экологический контроль»
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.
Согласно Приказу Минприроды России № 92 от 16.03.2017 об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля:
- “Программа производственного экологического контроля (далее Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I,II и III категорий (далее – объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
- В случаях изменения технологического процесса, замены технологического оборудования сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать ПЭК в целях привидения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 30 рабочих дней со дня указанных изменений.
“Согласно ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» от 01.01.2015:
- (п. 4.2) Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.
- (п. 4.5) Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.
Рекомендуемый срок действия программы производственного контроля 3 года.
Источник: idgruppa.ru