Кем разрабатываются программы дошкольного образования

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи, с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.

Прежде чем приступить к ее разработке, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

-построение развивающей среды, соответствующей целям и задачам образовательного процесса ДОУ;

-применение развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);

-оптимальное использование личностного и творческого потенциала, профессионального опыта работы каждого педагога и педагогического коллектива в целом;

-обеспечение управляемости педагогической деятельности (организация адаптации, создание мотивации, осуществление корректирующих действий и мероприятий);

Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования

-совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности ДОУ.

Фундаментальным из вышеперечисленных условий, способствующих повышению качества дошкольного образования, является совокупность комплексных и парциальных программ.

1. Выбор образовательных программ

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Вместе с тем очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор.

2. Виды дошкольных образовательных учреждений

Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

Детский сад присмотра и оздоровления;

Детский сад компенсирующего вида;

Детский сад комбинированного вида;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

Центр развития ребенка – детский сад.

Выбор образовательных программ должен определяться с учетом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение), установлено восемь видов ДОУ.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании» также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения.

У-11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Основные программы дошкольного образования разделяют на комплексные и парциальные программы.

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Комплексная программа предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста.

Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. В отдельных случаях в качестве дополнительных программ могут быть использованы парциальные программы. Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья.

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Когда образовательные программы выбраны, на педагогическом совете принимается решение об их внедрении в работу ДОУ. Выбранные образовательные программы необходимо внести в локальные акты дошкольного учреждения (устав, образовательная программа ДОУ). Затем учреждение должно получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Читайте также:
Экологические программы это обществознание

Наименование реализуемых в учреждении образовательных программ должно соответствовать перечню образовательных программ, указанных в лицензии. Затем образовательные программы должны пройти государственную аккредитацию. В этом документе указываются уровень и направленность реализуемой в учреждении общеобразовательной программы.

3. Разработка образовательной программы ДО

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

занятия как специально организованную форму обучения;

нерегламентированные виды деятельности воспитанников;

организация свободного времени в течение дня.

Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива (5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.

Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

-оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);

-сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);

-анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);

уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);

-сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);

-диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);

-информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);

-состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

4. Структура образовательной программы ДОУ

1. Титульный лист:

— когда и кем утверждена, с кем согласована программа

— название программы с полным наименованием учреждения,

— Ф.И.О., должности авторов,

— наименование населенного пункта, год разработки

2. Общие положения:

1. Пояснительная записка,

— направленность деятельности групп ДОУ,

— характеристика основных концептуальных подходов к разработке программы,

— реализуемые цели и ценности образования,

— сроки реализации программы

2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности:

— характеристика социального заказа на образование — характеристика основных достижений и проблем педагогов (оценка индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания и развития воспитанников)

3. Содержание образования:

1. Программно-методический комплекс:

— реализуемые программы (основные и дополнительные),

— характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей

Читайте также:
Как закрыть доступ к программе на компьютере

2. Система образовательной работы с детьми:

— общие режимы дня по возрастным группам

— формы и методы организации образовательного процесса,

— общая образовательная нагрузка (сетки занятий)

— вариативные образовательные маршруты для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей развития

(вариативные режимы пребывания, режимы двигательной активности, скорректированные режимы обучения)

— координация и взаимодействие специалистов по обеспечению индивидуального сопровождения воспитанников

3. Характеристика образовательной среды ДОУ (внешней и внутренней):

— предметно-пространственная организация группы

— индивидуально-ориентированный характер среды развития (условия его обеспечения)

— характеристика социо-культурного окружения детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей

— социо-культурные проекты педагогов

4. Управление реализацией программы:

1. Нормативно-правовая основа реализации программы,

2. Качество выполнения целей программы

3. Мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития и коррекции детей

4. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов,

5. План-карта инновационной работы, основные результаты внедрения инновационных проектов.

Представленный вариант образовательной программы ДОУ, отражает особенности функционирования ДОУ в современных условиях.

Ниже предлагаются общие рекомендации к оформлению образовательной программы ДОУ того или иного вида.

Источник: poisk-ru.ru

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО

Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении, она характеризует специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с требованиями основных нормативных документов : Закона «Об образовании РФ» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования, Основная образовательная программа ДО» размещена в разделах

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Темочки

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Программа должна учитывать условия, уже созданные в ДОО, тот опыт, который хорошо себя зарекомендовал и принес положительные результаты работы.

Основная образовательная программа дошкольного образования содержит 3 основных раздела :

Целевой раздел (пояснительная записка, которая раскрывает цели и задачи программы, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты в виде целевых ориентиров).

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям; взаимодействие взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, формы, способы, методы, коррекционная работа и т. д.).

Организационный раздел (психолого-педагогические условия, организация развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия, материально–техническое обеспечение, методические материалы, режим и распорядок дня, перспективные планы работы, праздники, события и т. д., литература.).

Публикации по теме:

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Что такое «Договор между учредителем и учреждением» Договор между Учредителем и Учреждением — определяется пунктом 3 статьи 11 Закона РФ «Об образовании», в котором записано: «Отношения между.

Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования. Что такое Устав? Устав — это свод правил, регулирующих деятельность организации, ее взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Приказы и распоряжения Распорядительная деятельность детского сада регламентируется, в основном, посредством издания приказов и распоряжений заведующего. Приказ.

Основная образовательная программа. Часть 15-я Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 3 пос. Николаевка» часть 15-я Составила: Кутявина Ольга Александровна — старший.

Основная образовательная программа дошкольного образования КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4» (часть 1 Целевой раздел).

Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития Основная образовательная программа КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4» (часть 3 коррекционная работа) 2.3. Описание.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 6 Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 3 пос. Николаевка» часть 6-я Составила: Кутявина Ольга Александровна — старший воспитатель.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 7 Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 3 пос. Николаевка» часть 7-я Составила: Кутявина Ольга Александровна — старший воспитатель.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 8 Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 3 пос. Николаевка» часть 8-я Составила: Кутявина Ольга Александровна — старший воспитатель.

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Темочки
Читайте также:
Как загрузить сметы в программу рик

Источник: www.maam.ru

Положение об основной образовательной программе дошкольного образования
рабочая программа на тему

1.6. Общее руководство реализацией Программы ДОУ осуществляется руководителем ДОУ. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета.

1.7. Ответственность за реализацию Программы ДОУ возлагается на заведующего ДОУ и старшего воспитателя .

1.8.Положение вступает в силу с момента издания приказа об утверждении Положения и действует до внесения изменений.

1.9. Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.

  1. 2.4. В Программе ДОУ определена продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы, предельная наполняемость групп, учебно-календарный план, нагрузка на воспитанников ДОУ, контингент воспитанников ДОУ.

3. Порядок разработки и утверждения Программы ДОУ

  1. 3.1 . ДОУ самостоятельно разрабатывает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (20.05.2015г.), согласно условиям, целям и задачам своей деятельности.
  2. 3.2. Программа ДОУ построена с учётом ФГОС и примерной основной образовательной программы дошкольного образования, разрабатывается рабочей группой созданной из педагогов ДОУ.
  3. 3.3. Программа ДОУ принимается педагогическим советом образовательного учреждения, согласовывается заведующим ДО и утверждается приказом директора ГБОУ школы-интерната №357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга.

4.4. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%

4.5. Образовательная программа ДОУ содержит три основных раздела:

В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел состоит из:

  • Пояснительной записки, в которой раскрываются цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей.
  • Планируемые результаты освоения программы – конкретизируются требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной и части формируемой участниками образовательных отношений
  • Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, содержит перечень используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
  • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
  • Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей;

В содержательном разделе представлены:

  • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • Способы и направления поддержки детской инициативы;
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и/ или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

4.6 . В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть представляется развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных.

4.8. Приложение к Программе ДОУ ( на текущий учебный год):

— учебная нагрузка на воспитанников ДОУ

— учебно-календарный план ДОУ

— рабочие программы педагогов ДОУ

  1. Презентация Программы ДОУ

5.1. Дополнительным разделом Программы является текс ее краткой презентации.

5.2. Краткая презентация ориентирована на родителей (законных представителей) и размещается на сайте ДОУ.

5.3. Структура Презентации:

  • Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
  • Используемые Примерные программы;
  • Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

6. Оформление и хранение Программы ДОУ.

6.1 . Рекомендуется оформление и набор текста Программы ДОУ на компьютере. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Программа не прошивается, страницы нумеруются.

6.2. Титульный лист не нумеруется, так же как и листы приложения. На титульном листе указывается:

— полное наименование ДОУ

— гриф утверждения Программы (принята педагогическим советом ДОУ, согласовано заведующим ДОУ , утверждено директором с указанием даты, № протокола, приказа по ГБОУ Школе-интернату №357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга)

6.4. Программа ДОУ находится в методическом кабинете на бумажном носителе. Программа ДОУ бессрочна.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru