Строительный контроль – комплекс мероприятий и мер, направленных на обеспечение качества выполнения строительно-монтажных работ, соблюдение сроков, объема, стоимости строительства, соответствие проектной документации и нормативным требованиям.
Понятие «строительный контроль» объединяет технический надзор заказчика, авторский надзор и производственный контроль. Среди задач строительного контроля: обеспечение должного качества выполняемых строительно-монтажных работ, контроль объемов, стоимости и сроков выполнения СМР, контроль исполнительской документации, осуществление строительства в соответствии с нормативными требованиями и проектной документацией. Участниками строительного контроля являются застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию, подрядчик, проектировщик.
Автоматизация ключевых процессов строительных компаний
Комплексное решение БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО
- Учет и отчетность по объектам строительства;
- Оперативная и достоверная отчетность по всем объектам;
- Модуль управления строительными проектами и контроля хода выполнения;
- Полный цикл планирования, учета и контроля стройматериалов.
Нормативно-правовое обеспечение строительного контроля
- ГК РФ ст. 748. Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда
- ГрК РФ ст. 53. Строительный контроль
- Постановление Правительства №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
- РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»
- РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»
- СП 48.133330.2019 «Свод правил. Организация строительства». Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004
- ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля»
Кто должен осуществлять строительный контроль. Порядок осуществления строительного контроля
В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (ст. 53) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Строительный контроль применяется в целях проверки соответствия проектной документации (в том числе решениям, направленным на обеспечение энергоэффективности), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Миловкина О.И. Новое в ценообразовании строительства-2023
Строительный контроль осуществляется:
ВСЕ разделы проектной документации в строительстве| От идеи до экспертизы
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию сооружения;
- привлекаемым на основе договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (заказчик может привлечь третью организацию, подрядчик это право не имеет, подрядчик обязан осуществить строительный контроль своими силами);
- застройщик (или технический заказчик) по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (авторский надзор).
Лицом, осуществляющим строительство, должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта и контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (скрытые работы).
По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью конструкций, участков сетей ИТО составляются акты освидетельствования указанных работ.
При выявлении недостатков застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля повторно. Все замечания заказчика оформляются в письменной форме. У подрядчика есть обязанность вести общий журнал работ, в котором заказчик может зафиксировать выявленные недостатки в разделе 4 «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства». Акты составляются только после устранения выявленных недостатков.
Если выполнение работ должно быть начато более чем через 6 месяцев со дня окончания соответствующего контроля, контроль проводится повторно с составлением соответствующих актов.
В соответствии с Постановление Правительства РФ №468, которое устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, строительный контроль производится лицом, осуществляющим строительство (подрядчик) и застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком по договору для осуществления строительного контроля. Предметом строительного контроля является проверка выполненных работ на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
С 1 сентября 2023 года вводятся новые правила обеспечения работников и типовые формы учета СИЗ
Решение БИТ.Строительство/Спецодежда позволяет вести учет средств индивидуальной защиты по всем требованиям законодательства. Решение предполагает нормирование выдачи СИЗ по сотрудникам и отделам, планирование обеспечения работников СИЗ, а также ведение личных карточек учета средств защиты в электронном формате.
Контрольные мероприятия в рамках строительного контроля
Проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства
Проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов
Проверка установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции
Проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции
Проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта
Проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта
Совместно с заказчиком освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций
Совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций
Приемка законченных видов (этапов) работ
Проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации, техническим регламентам
Проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта
Иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ или заключенным договорам.
Автоматизация строительного контроля. Тенденции и тренды
- НРС – Национальный реестр специалистов
- Отмена свидетельств СРО
- BIM-технологии – технологии информационного моделирования, активное внедрение на законодательном уровне
- Электронный документооборот
- ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ, внедрение ИСОГД
- Мобильные приложения
- Технологии штрих-кодирования, RFID, маркировка
- Дроны и роботы, помогающие отслеживать ход выполнения строительства
- В целом – ожидается переход строительной отрасли на цифровые технологии и цифровизацию бизнес-процессов
Что требуется для автоматизации строительного контроля?
- Формирование актов приемки и освидетельствования в «одно нажатие»
- Автоматизированное ведение общего и специальных журналов работ с ЭЦП
- Формирование любого аналитического отчета
- Полная информация по каждой работе на объекте при минимальном ручном вводе
- Оперативная работа с подрядчиком (субподрядчиком) на строящемся объекте
- Планирование работы сотрудников стройконтроля
- Своевременное автоматическое напоминание истекающих сроков по предприсаниям
- Автоматическая нумерация любых записей
- Фотофиксация несоответствий
- Контроль прав доступа пользователей к информации
- Контроль исполнения предписаний строительного контроля на объекте
Российское решение «СтройКонтроль» – программный комплекс, обеспечивающее повышение эффективности строительного контроля. Обеспечивает контроль за процессом строительства из любого места 24/7, настраивает эффективное взаимодействие всех участников строительства, интегрируется с корпоративными ИТ-системами организации.
Используя решение «СтройКонтроль», руководитель:
- Сдает объекты в срок без проблем при минимуме дополнительных работ
- Держит руку на пульсе в ходе всего строительства
- Повышает эффективность отдела строительного контроля и технического надзора
Используя решение «СтройКонтроль», инженер:
- Фиксирует нарушения с привязкой к конкретному месту на чертеже
- Экономит время на подготовку регулярных отчетов для руководства и формирование предписаний
- Оперативно оповещает участников строительного процесса о нарушениях и контролирует их устранение
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Источник: www.1cbit.ru
Проверки в строительной отрасли: что нужно знать
С 1 ноября 2020 начала действовать реформа контрольно-надзорной деятельности, так называемая регуляторная гильотина. Проблема состояла в том, что каждый вид надзора был прописан не по типовой матрице, а индивидуально под свое ведомство. Объявленная президентом РФ реформа призвана провести инвентаризацию устаревших нормативных актов, созданных еще во времена СССР, и принять новые, соответствующие актуальным принципам установления обязательных требований.
В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.
В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.
Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.
В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.
Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.
В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.
Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.
Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.
После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:
- наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
- президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
- прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.
Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.
Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.
В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).
Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.
Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).
По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.
Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.
В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.
Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.
- Право.ru
Источник: pravo.ru
Кем разрабатывается программа проведения проверок в строительстве
О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. № 468
МОСКВА
О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 21 июня 2010 г. № 468
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик) ;
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик) .
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль) ;
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы) , и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
_____________
ПРИЛОЖЕНИЕ к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
Источник: government.ru