Постановлением Правительства РФ № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»» утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ.
В соответствии с этим порядком финансирование целевых программ осуществляется следующим образом:
1.Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»).
2.Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
Решение проблем, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов последних.
26.01.2023 Планирование закупок в рамках 44-ФЗ в 2023 году. Организация работы закупочных служб
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или их отдельных мероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, служат: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов РФ; средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия.
Источниками финансирования целевых программ могут быть инвестиционные и конверсионные кредиты.
В финансировании целевых программ можно выделить несколько этапов:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1-й этап. Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевых программ (с учетом хода реализации этих программ, предварительной проработки с исполнителями вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд) уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития и субъектам бюджетного планирования.
2-й этап. Минэкономразвития совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Минфин предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.
✅ Всё про ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ в вузе — плюсы и минусы, где брать целевое, и почему это важно для всех
3-й этап. Минфин при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год доводит до Минэкономразвития предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ.
При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития совместно с Минфином на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов РФ, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Минэкономразвития совместно с Минфином направляют в Правительство РФ перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств феде-рального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
4-й этап. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.
5-й этап. По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.
В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Минэкономразвития организует проведение специализированной и независи-мой экспертиз этой программы, по результатам которых подготавливает с участием Минфина и вносит в Правительство РФ предложения:
а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;
б) смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
в) сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
г) досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
VII. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
VII. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения
VII. Управление реализацией целевой программы
и контроль за ходом ее выполнения
32. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы ежеквартально отчитывается о ходе ее реализации в соответствии с пунктом 37 настоящего порядка.
Руководитель федерального органа исполнительной власти, определенного государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы, является руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты целевой программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией целевой программы, а также возглавляет научно-координационный совет целевой программы (при его наличии).
Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком целевой программы и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке Правительством Российской Федерации.
До начала реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации целевой программы;
механизмы корректировки мероприятий целевой программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации целевой программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевой программы, мероприятиях целевой программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе иных гражданско-правовых договоров.
Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевой программы сообщают в Министерство экономического развития Российской Федерации и коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) о заключенных государственных (муниципальных) контрактах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также иных гражданско-правовых договорах в рамках ресурсного обеспечения целевой программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
33. Государственный заказчик целевой программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств уточняет при необходимости целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям целевой программы, механизм ее реализации, состав участников целевой программы и в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в порядке, предусмотренном для проекта целевой программы, представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации указанную корректировку целевой программы для последующего внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации.
34. При необходимости государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации, коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на 1 год. При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем на 1 год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с настоящим порядком. Корректировка целевой программы осуществляется в соответствии с настоящим порядком.
Обоснование продления срока реализации целевой программы или подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 5 настоящего порядка, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы. Разработка новой целевой программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем.
Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства), а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 10.2 настоящего порядка подготавливает заключение о продлении срока реализации целевой программы, разработке новой целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета и направляет его в Правительство Российской Федерации.
Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 N 927.
35. Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевой программы организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. Требования к представляемой статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
В случае непредставления государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевой программы в установленный срок государственной статистической отчетности, в том числе об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых программ, Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации сообщает об этом в Правительство Российской Федерации. За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов) целевой программы, ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов), ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
36. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 N 927.
37. Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевых программ направляют:
в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), Министерство энергетики Российской Федерации (в части вопросов, связанных с газификацией субъектов Российской Федерации) и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (в части прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций;
ежеквартально (ежегодно), до конца месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства), а также в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих разделы по прикладным научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения, выполняемым по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) доклады о ходе работ по целевым программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, рекомендуемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Доклады должны содержать:
сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный период;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;
сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении целевых программ Правительством Российской Федерации;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
сведения о результативности прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку эффективности результатов реализации целевых программ;
оценку влияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевых программ);
сведения о ходе и полноте выполнения программных мероприятий на приоритетных территориях (в части целевых программ, содержащих разделы по опережающему развитию приоритетных территорий).
Министерство экономического развития Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства), Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, государственных заказчиков целевых программ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально (ежегодно), в сроки, определяемые в соответствии с пунктом 26 Регламента Правительства Российской Федерации, подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации целевых программ, в том числе отчет по итогам предыдущего года, — до 1 марта текущего года.
В отношении целевой программы, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации доклад о выполнении целевой программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
38. В случае непредставления государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевой программы отчетности в надлежащей форме и надлежащие сроки Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации предложения:
о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы;
о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы;
об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
о досрочном прекращении реализации целевой программы.
Основные сведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год. Целевая программа может быть досрочно прекращена решением Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения вопроса об эффективности реализации целевой программы. В случае досрочного прекращения реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о ее реализации в 2-месячный срок с даты досрочного прекращения реализации целевой программы.
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией целевой программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 — 3 года, фактическом финансировании целевой программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, о торгах или размещении заказа без проведения торгов на участие в реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы и об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.
Целевые программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и информация об их реализации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещаются.
абзацы восьмой — двенадцатый утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 N 927.
Источник: bazanpa.ru
Законодательство о федеральных целевых программах
Инвестиционные расходы в России и соответственно госзакупки в этой сфере финансируются двумя способами. С одной стороны, министерства и ведомства планируют финансирование инвестиций в рамках своих бюджетов (смет) и из этих бюджетов финансируют закупки продукции, работ и услуг для инвестиционных целей.
С другой стороны, планируются и осуществляются инвестиции в рамках федеральных инвестиционных программ и прежде всего ФЦП.
Основой правового регулирования социально-экономического развития посредством использования программно-целевого метода планирования бюджетных расходов в Российской Федерации является федеральный закон от 20 июня 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятый Госдумой РФ. Статус, порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определены также федеральным законом от 24 июля 2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», внесшим существенные изменения в федеральный закон № 94-ФЗ. Законодательной базой функционирования системы федеральных целевых программ можно также считать постановление Госкомстата России от 12 января 1998 г. № 4 «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за использованием средств из бюджетных и внебюджетных источников на выполнение федеральных и межгосударственных целевых программ и поставок (закупок) товаров, работ и услуг для государственных нужд». Кроме того, государственные органы власти используют разработанные Минэкономразвития Методические рекомендации по разработке и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.
В соответствии со статьей 3(1) федерального закона № 94-ФЗ (оставлена без изменений в федеральном законе № 53-ФЗ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления функций Российской Федерации (в том числе и для осуществления федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе и для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо для реализации региональных целевых программ.
Федеральные целевые программы призваны решать приоритетные социально-экономические, оборонные, научно-технические, природоохранные и другие важнейшие федеральные, региональные и межгосударственные задачи, сводить воедино усилия федеральных и региональных властей, направленных на их решение в заданные сроки. Федеральные целевые программы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического и социального развития Российской Федерации.
Законодательство не указывает ситуации, когда создание и использование федеральных целевых программ считается обязательным. Например, предоставление организациям субсидий и субвенций, а также целевая финансовая помощь муниципальным бюджетам возможны в случаях как предусмотренных ФЦП, так и федеральными законами (статья 179 Бюджетного кодекса)[42]. Аналогичным образом расходы на финансирование бюджетных инвестиций могут быть предусмотрены и федеральным бюджетом и при включении их в ФЦП.
Таким образом, важное законодательное преимущество включения той или иной группы расходов в ФЦП — отсутствие необходи- мости принимать еще один специальный федеральный закон, чтобы иметь возможность предоставлять субсидии и субвенции или оказывать целевую финансовую помощь местным бюджетам. Но в этом кроется и негативный момент. Предприятия и местные органы власти активно лоббируют федеральные целевые программы, предоставляющие в их распоряжение немалые дополнительные средства. Поэтому повышенный интерес получателей этих средств к ФЦП требует еще большего контроля за такими расходами, полной прозрачности разработки и согласования программ.
В соответствии с уже упоминавшимся нормативным документом Минэкономразвития федеральные целевые программы, для которых предусмотрено финансирование из федерального бюджета, формируются на основе следующей системы критериев:
— соответствие проблемы, решаемой программно-целевым методом, Основным направлениям социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу;
— преобладание расходов на НИОКР и капитальных расходов (в том числе на госзакупки оборудования) в структуре программы;
— межотраслевой и межведомственный характер решаемой проблемы; возможности ее финансирования в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета;
— включение в федеральные целевые программы проблем, выходящих за рамки краткосрочного периода (если проблема не решается за период внутри бюджетной трехлетки, то возможно ее решение программно-целевым методом, т. е. включение в ФЦП);
— возможность количественной оценки результатов ФЦП;
— значительный мультипликативный эффект, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем (результат реализации ФЦП должен давать интегральный эффект, превосходящий сумму результатов ее отдельных мероприятий, и проявляться не только в охватываемых программой сферах, но и в других секторах экономической деятельности в экономике в целом);
— невозможность решить имеющуюся проблему другими способами и необходимость участия федерального правительства (проблемы регионального и отраслевого характера, как правило, могут быть решены и без его участия);
— соответствие суммы расходов федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ возможностям бюджета (его прогнозируемым доходам на среднесрочную перспективу) в течение всего срока реализации.
Некоторые из перечисленных критериев Методики вполне разумны, другие просто невыполнимы.
В частности, требование, чтобы решаемая проблема относилась к числу межотраслевых и межведомственных. Ведь при этом предполагается, что текущие отраслевые проблемы должны финансироваться из текущего бюджета ведомства. Этот критерий нереален из-за отсутствия долгосрочной стратегии ведомственных капитальных расходов.
И средства для решения внутриведомственной капитальной задачи находятся лишь тогда, когда отрасль со своими проблемами охватывается ФЦП. Требование об увязке потребностей программы с возможностями бюджетного финансирования также маловыполнимо в связи с отсутствием среднесрочного финансового планирования. По нашему мнению, трехлетний бюджет на 2007-2010 гг. не может служить моделью среднесрочного бюджетного плана, по причине того, что охватывает лишь нижнюю границу среднесрочности — 3-5 лет.
В уже упоминавшейся Методике Минэкономразвития перечислены также основные критерии, по которым открывается бюджетное финансирование федеральной целевой программы:
— прогноз прироста выпуска продукции;
— решение острых социально-экономических проблем;
— бюджетная эффективность инвестиционных проектов;
— описание (по каждому проекту НИОКР) прикладных научных исследований, внедрения и распределения прогрессивных технологий;
— предполагаемый объем продаж научно-технической продукции, в том числе лицензий, на внутреннем и внешнем рынках.
Из перечисленных критериев видно, что требование оценивать бюджетную эффективность неизбежно носит формальный характер, так как до сих пор отсутствуют универсальные методики расчета бюджетной эффективности в рамках программно-целевого метода планирования бюджетных расходов. К этому нужно еще добавить, что до сих пор ведомственные проекты не могут быть оценены по эффективности финансирования, поскольку ни Минфин, ни Минэкономразвития не владеют методиками реализации программ эффективности финансируемых проектов.
Сам механизм принятия федеральных целевых программ достаточно отработан и выглядит следующим образом. Проекты ФЦП, намечаемые к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете (на год, а с 2007 г.
— на трехлетку). В проектах федеральных целевых программ, утвержденных в составе бюджетов в предшествующие финансовые периоды, финансирование которых было открыто в периоды, предшествующие очередному, указываются объем финансирования на очередной финансовый период согласно распределению средств федерального бюджета, принятому при утверждении каждой указанной программы; объем финансирования на очередной финансовый период, предлагаемый правительством РФ в составе федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый период; объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы; объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование в текущем бюджетном году и бюджетном трехлетии; объем финансирования на финансовые годы, следующие за текущим финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении каждой целевой программы; объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным.
В проектах федеральных целевых программ, впервые предлагаемых для утверждения и финансирования за счет средств федерального бюджета, содержится технико-экономическое обоснование необходимости утверждения проектов указанных программ и целесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета. Должны быть четко определены ожидаемые результаты реализации планируемых программ, а также объем финансирования на очередной финансовый год (трехлетку), предлагаемый правительством РФ в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете. В проектах ФЦП должно быть отражено распределение объемов финансирования на последующие финансовые годы. В проектах федеральных целевых программ, финансирование которых из средств федерального бюджета предлагается прекратить с начала очередного финансового года, указываются причины прекращения финансирования, а также объемы финансирования на очередной финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении программы; объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование за текущий год по каждой указанной программе; объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении каждой ФЦП с учетом положений, отраженных в нормативно-правовых актах.
Источник: finance-credit.news