Кем была написана первая программа по информатике

История информатики как науки началась со второй половины XX века. Это было связано с появлением и распространением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 40-50-е годы создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, то есть благоприятную среду для ее развития как науки.

Однако, несмотря на свою короткую историю, информатика имеет длительную предысторию, связанную с особенностями накопления и обработки информации на разных этапах развития человеческого общества. Таким образом, всю историю информатики можно подразделить на два больших этапа: предысторию и саму историю.

Предыстория информатики

Предыстория информатики начинается с появления социального общества. В предыстории выделяют ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием по сравнению с предыдущим возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Первый этап – освоение человеком развитой устной речи. У древних людей членораздельная речь и язык, на котором они говорили, стали играть роль средства хранения и передачи информации.

Твоя первая программа за минуту 👌 #айти #программирование #урокипрограммирования

На втором этапе появилась письменность. По сравнению с предыдущим этапом резко возросла возможность хранения информации. Человек получил своего рода искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность как средство передачи информации, а не только хранения.

Возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук. С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия «натуральное число». Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.

Третий этап – книгопечатание. Его можно назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации теперь оказалось поставленным на поток. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличивалась возможность хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник – это часто один-единственный экземпляр, печатная книга – это целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении), сколько повысилась доступность информации для всех людей, а также точность ее воспроизведения, то есть достоверность.

Четвертый и последний этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации – фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

Этапы предистории информатики

История информатики

С разработкой первых ЭВМ принято связывать начало истории информатики как науки. Для такой привязки имеется несколько причин.

С чего началось программирование? Первые программы до появления кода

Во-первых, сам термин «информатика» появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под информатикой понималась наука об автоматизации вычислений, ведь первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов.

Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме.

Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этой универсальности состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки.

На сегодняшний день информатика и компьютерная наука представляют собой комплексные научно-технические дисциплины. Они объединяет ряд направлений, таких как теория информации, кибернетика, программирование, моделирование, аппаратное обеспечение и многое другое.

Читайте также:
Программа для настройки клавиатуры и мышки на телефоне

Источник: inf1.info

История развития школьной информатики: основные этапы и ключевые события.

В развитии отечественного школьного курса информатики можно выделить следующие основные этапы:

I этап — с начала 60-х годов до 1985 года;

II этап — с 1985 года до начала 90-х годов;

III этап — с 90-х годов по настоящее время.

I этап развития отечественного школьного курса информатики: в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникли направления изучения кибернетики и информатики в средней школе; практической реализацией этого подхода явился курс «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов), рекомендованный в 1975 году Минпросом СССР сначала в качестве факультативного. В старших классах школы с производственным обучением, были организованы курсы по изучению программирования и устройства ЭВМ, разработанные учеными С.И.

Шварцбурдом, И.Н. Антиповым, В.М. Монаховым и др. Идея общеобразовательного курса получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени. Хронология I этапа:

· 1960-е годы: Подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.

· 1970-е годы: Подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ (Москва, Ленинград, Новосибирск). Министерство образования рекомендует программу факультативного курса «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов).

· Конец 70-х годов: Обоснование необходимости включения в структуру общего образования курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин).

· 1982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введение калькуляторов в учебный процесс

· 1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы

· 1985 год: Разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

II этап развития отечественного школьного курса информатики. В 1985 г. директивно был введен обязательный общеобразовательный курс «Основы информатики и вычислительной техники». Одним из его идеологов был академик А.П. Ершов, который видел цель этого курса, прежде всего, как обеспечение компьютерной грамотности школьников.

Ведущая роль в содержании курса информатики отводилась программированию. В итоге все выливалось в «Бейсик-уклон».

1 сентября 1985 г.: Начало преподавания основ информатики и ВТ в массовой школе.

1985 г. Начало подготовки учителей информатики в пединститутах по новым учебным планам.

1986 г. Начало издания журнала «Информатика и образование».

1985–1986 гг.: Разработка первого учебного пособия по информатике (А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, А.С. Лесневский, М.П.

Лапчик и др.).

К концу 80-х в школы начала массово поставляться советская компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор и т.п., а также японские Ямахи.

В 1987-1990 гг. появились первые экспериментальные программы по информатике для младших школьников (Бешенков С.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Первин Ю.А.). В них основной задачей являлось знакомство детей с компьютерной техникой, принципами, методами и средствами программирования, понятиями “алгоритм”, “исполнитель”, “типы данных” и др.

Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, «Программирование – вторая грамотность». Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию. На преподавание курса ОИВТ было выделено 1-2 часа в неделю в 9-10 классах. Поначалу в большинстве школ информатика преподавалась по «безмашинному варианту», поскольку лишь немногие школы могли обеспечить своим ученикам работу с программируемыми микрокалькуляторами и доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, вузов, НИИ.

III этап развития отечественного школьного курса информатики связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.

В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина. По мнению авторов, преподавание ОИВТ должно решать триединую задачу: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ».

Читайте также:
Лучшие программы для фитнес клубов

Третий учебник ОИВТ подготовлен авторским коллективом в составе А.Г. Гейна и др. В программе сказано: « Основной целью курса является обучение школьников решению жизненных задач с помощью ЭВМ ». Курс носит явно выраженную прикладную направленность. Как ни в одном другом курсе широко используются межпредметные связи.

На третьем этапе четко прослеживается идея «базовогокурса»; появление Обязательного минимума содержания информатики; учебный план 98 года снова вернул информатику в 10-11 классы, но объявлял самостоятельной областью; «Регионализация» преподавания информатики; Концепция стандарта по информатике. Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику».

1991 год. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению. В 1994 году вышла замечательная книга «Энциклопедия по информатике для начинающих» под ред. академика Д.А. Поспелова. Эта книга раскрыла для многих панораму научного содержания предмета. Решением коллегии Минобразования в 1995 г. была рекомендована новая структура обучения информатике в школе, в которой выделяются три курс;

— пропедевтический курс (1-6 классы);

— базовый курс (7-9 классы);

— профильные курсы (10-11 классы).

Утверждение федерального компонента стандарта по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и нового Базисного учебного плана (2004 г.) начинает новый путь преподавания информатики в школе. Он характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы.

Дальнейшее развитие – это: установка в школах оборудования компьютерного класса, локальная сеть, принтер, сканер; установка экрана, проектора, мультимедиа; подключение к сети Интернет; установка интерактивной доски. Содержание школьной информатики базируется на 3 фундаментальных понятиях современной науки – информация, алгоритм, компьютер.

Источник: xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

История информатики

Первым этапом в процессе развития информационных технологий стало освоение человеком устной речи. Появление письменности существенно расширило возможности для хранения информации. Почтовые службы позволили использовать текст как средство передачи сообщений. Знаковое письмо создало почву и для появления цифр, чисел и вычислений.

Замечание 1

Изобретение книгопечатания можно назвать первой информационной революцией, повысившей доступность информации и ее достоверность.

Научно-техническая революция, продолжавшаяся в XIX и в XX вв. внедрила в повседневную практику такие мощные средства связи, как радио, телефон, телеграф, телевидение. Фотография и кино, граммофонная, магнитная и лазерная запись звука предоставили новые способы хранения информации.

На формирование теоретической базы информатики большое влияние оказали идеи:

  • Готфрида Лейбница,
  • Ады Лавлейс,
  • Джорджа Буля,
  • Сэмюэля Морзе,
  • Алана Тьюринга,
  • Норберта Винера,
  • Клода Шеннона и других.

Происхождение информатики как понятия и как науки

Термин «информатика» появился благодаря развитию вычислительной техники в середине XX в. Изначально под ней понималась наука об автоматизации вычислений. В 1956 году немецкий исследователь компьютеров Карл Штайнбух впервые употребил термин «информатика» в своей статье «Информатика: автоматические информационные процессы».

Замечание 2

Новое понятие — комбинацию из слов «информация» и «автоматика» — довольно быстро стали применять для обозначения науки, объединяющей теоретические и практические знания об информационных процессах.

К середине 1960-х гг. термин получил широкое распространение во Франции (informatique), Германии (informatik), Нидерландах (informatika), Испании (informatica), Италии (informatica), Польше (informatyka) и других европейских странах. В англоговорящих странах предпочитают употреблять словосочетание Computer Science («компьютерная наука»), хотя и слово informatics тоже используется.

Читайте также:
Сделать программу в эксель

«История информатики»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

На ранних этапах на информатику повлияли знания, выработанные в других отраслях, например, в библиотековедении. Совмещение докомпьютерных принципов систематизации данных с компьютерными технологиями позволили довольно быстро перевести информатику в практическую плоскость. Уже к концу 1950-х годов ее достижения использовались в американском и европейском здравоохранении. Это породило интерес к информатике как учебной дисциплине. Первые учебные программы по этому предмету появились в Западной Европе и США на рубеже 1960-1970-х гг.

В последние десятилетия объем понятия «информатика» интенсивно менялся. В 1994 г. Университетом Эдинбурга было предложено широкое толкование этого термина как «учения о структуре, алгоритмах, поведении и взаимодействии естественных и искусственных вычислительных систем». Это значение стало использоваться для определения информатики в странах Западной Европы.

В 2008 г. британский Совет по финансированию высшего образования сформулировал следующее определение информатики как учебной дисциплины: «учение о методах получения, хранения, обработки, передачи и использования информации и роли взаимодействия в природных и искусственных системах посредством развития, организации и использования компьютерного оборудования, программного обеспечения и других ресурсов».

История отечественной информатики

В 1950-е годы развитие информационных технологий шло в нашей стране в отрыве от общеевропейского контекста по идеологическим причинам. В середине 1960-х годов наметились пути преодоления этой изоляции. В этой связи следует упомянуть заслуги Александра Ивановича Михайлова — советского разработчика авиационных двигателей, который в своей деятельности большое внимание уделял информации, информатике и программной инженерии. В начале 1950-х гг. он участвовал в создании Всесоюзного института научной и технической информации АН СССР (ВИНИТИ), а с 1956 по 1986 гг., возглавлял его.

С 1960 по 1980 гг. А. И. Михайлов активно принимал участие в работе Международной Федерации Документации (международная организация, объединявшая ведущие информационные центры и библиотеки, работавшие в области информатики).

Рисунок 1. Монография по информатике 1976 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Информатика как учебная дисциплина начала в СССР формироваться лишь во второй половине 1980-х гг. До этого предпринимались лишь разрозненные попытки популяризировать ее, например, «Заочная школа программирования» при журнале «Квант».

Рисунок 2. Страница журнала «Квант» с уроком «Заочной школы программирования.» Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающую роль в становлении отечественной школьной информатики сыграл Андрей Петрович Ершов. Большой вклад в ее формирование внесли также В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, С. И. Шварцбурд.

Рисунок 3. Андрей Петрович Ершов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

А. П. Ершов разрабатывал методику преподавания информатики на основе десятилетнего опыта работы группы школьной информатики при РАН. Лозунг всеобщей компьютерной грамотности, взятый им на вооружение, был главным локомотивом продвижения информатики в школу. В 1985 году обязательное преподавание информатики в СССР было закреплено постановлением правительства.

Внедрение предмета в школьную программу столкнулось с большими трудностями. Для первых компьютеров, которые должны были обеспечить преподавание информатики в школе (БК-001 и др.), не предусматривались сколько-нибудь приемлемые средства ввода-вывода информации. Страна оставалась закрытой и власти боялись неподконтрольного распространения информации. К середине 2000-х гг. российские школы были в целом обеспечены добротными компьютерными классами. Со временем был преодолен и кризис, связанный с недостатком квалифицированных педагогов.

В докладе К. К. Колина на 1-м Съезде учителей информатики прозвучал тезис о том, что информатика призвана учить жизни в информационном обществе, использовать его позитивные возможности и избегать негативных воздействий. Эта линия, получившая название «социальная информатика», была введена в школьную информатику государственным образовательным стандартом 2004 года.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru