Каштанка программа какого класса

Открытый урок по произведению А.П. Чехова «Каштанка». Урок освоения новых знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План урока литературы.

Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»

1. обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;

2. учить пользоваться литературоведческими понятиями для усвоения содержания и понимания формы произведения;

3. отрабатывать навык выразительного чтения, чтения молча, учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

1. развивать творческое воображение, мышление, внимание, умение работать в группах;

2. формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки;

3. развивать познавательную активность обучающихся.

1. прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова;

2. воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.

1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;

Каштанка. Краткое содержание

2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;

3. расширять словарный запас обучающихся;

4. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);

5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма урока: урок – диалог.

Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.

Формы работы с обучающимися: групповая и индивидуальная. Оборудование урока : портрет А. П. Чехова, текст рассказа «Каштанка», карточки с названиями глав, презентация, компьютер, проектор.

« Славный народ собаки»

( по рассказу А. П. Чехова « Каштанка»)

Ι. Организация начала урока.

Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Свой урок мы начнем с загадки.

Лежит-молчит, подойдешь –заворчит. (Собака)

— Правильно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о знаменитом рассказе А. П. Чехова «Каштанка». Знаменитом потому, что « …в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие» — очень правдоподобно рассказать о переживаниях» собаки, показать её внутренний мир , передать «собачьи мысли».

— Но сначала мы познакомимся с нашим знаменитым земляком-А. П. Чеховым (просмотр презентации).

ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).

1 . Чтение начала рассказа наизусть (один из учеников). Именно так начинается рассказ.

— Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?

2. Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

— Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название. (Один ученик у доски верно располагает карточки с названиями глав.)

3. Групповая работа.

Антон Чехов Каштанка Аудиокнига Онлайн Русская литература (книга чтение, школьная программа)

Учащиеся начинают работу в 4 группах: 1-ая гр. -1,2 главы; 2-ая гр.- 3,4 гл.; 3-я гр. – 5, 6 гл.; 4-я гр. – 7 гл.)

Затем учитель опережает слушание мнений групп новым общим вопросом:

— Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

Поведение Каштанки, она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, « крайне неприлично»

Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев

Новое, очень приятное знакомство.

Каштанка познакомилась с другими обитателями квартиры: котом и гусем, сам хозяин скажет о них « приятная публика, не обидит»

Чудеса в решете.

Глава удивлений Каштанки: незнакомец принёс с собой странную вещь, похожую на ворота и букву П, гусь делает разные «фокусы», приходит свинья Хавронья Ивановна, присоединяется кот, звери делают « египетскую пирамиду»

Незнакомец разглядел в Каштанке талант цирковой артистки, она постепенно училась разным наукам: плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила, стреляла, могла уже заменять Фёдора Тимофеевича в египетской пирамиде; слово «талант» Каштанке казалось уже кличкой

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое , что и на неё все будут смотреть с ужасом

Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

После проверки работы групп по первому заданию ребята отвечают на общий вопрос учителя: мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства

4. С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

Найдите в тексте слова, помогающие его определить.

Продолжение работы в группах.

Затем проверяем собранный материал:

Беспокойно оглядывалась, плача, не вынося музыку, к великому её удивлению; бросилась, не помня себя; овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать.

Плакала, погрузилась от изнеможения в дремоту, заскулила жалостнее, смотрела с умилением и любопытством; завиляла хвостом, чувствуя приятную истому; глядела умильно, скулила тоскливее.

Сердитая, угрюмая, испугалась ни на шутку, заскулила обиженно.

От выстрела пришла в восторг, завывала от восторга, взвизгнула от восторга.

Проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно, было жутко оставаться в потёмках, было скучно, хотелось плакать.

Задвигалась беспокойно, заворчала сердито, запестрело в глазах и в душе, от ужаса не могла произнести ни звука, застыла от удивления и восторга, бросилась с радостным визгом, радуется…

5. Особенное значение в литературе придается снам.

— Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние? (Продолжение групповой работы)

1 группа — гл . 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу;

Читайте также:
Программа чтобы разыграть друга

2 группа — гл. 4- снятся 2 неясные фигуры, с физиономиями симпатичными, милыми, при их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила, засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком.

3 группа — гл. 6- приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой

4 группа — все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём « уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа, Тётка поэтизирует своё прошлое.

6. Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?

Каждая группа называет только одну черту характера после 2-ух минутного обсуждения. (Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)

— Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

Этот вопрос также носит индивидуальный характер. Заслушиваются мнения 2-3 обучающихся.

7. И наконец, финал рассказа . Просмотр отрывка из мультфильма «Каштанка»

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика . Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.

1-ый ученик. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах.

Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2-ой ученик . Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

Индивидуальное сообщение о реальных событиях рассказа, о Дурове. (Сообщение учащегося)

Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.

— Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

— Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.

ΙΙΙ. Подведение итогов урока.

  1. Подведем итоги урока.

Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.

— Так о чем же рассказ Чехова?

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

« Славный народ собаки».

Учитель предлагает учащимся дать оценку уроку и их деятельности на нём. Это ему помогают сделать вопросы типа: Что интересного было на уроке? Какое из заданий показалось особенно сложным? Что, по их мнению, им удалось лучше на этом уроке?

ΙV. Домашнее задание.

Составь свой проект и защити его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.

Приложения к уроку «Славный народ собаки»

(по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Новое, очень приятное знакомство

Чудеса в решете

1. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»

Читайте также:
Как включить программу msi afterburner

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2 . Новый её хозяин жил в большой светлой комнате , где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике , а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.

Список использованной литературы:

  1. Барова Е.С. Уроки литературы в 5 – ом классе по учебнику — хрестоматии « Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя / Под научн. Редакцией Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.:Баласс, Изд.Дом РАО , 2005.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. « Шаг за горизонт». Учебник – хрестоматия для 5-го класса. Книга 2. – М.: Баласс, 2012.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.. Тетрадь по литературе. 5 – й класс (к учебнику « Шаг за горизонт»). – М.: Баласс, 2009.
  4. Чехов А.П. «Каштанка» и другие рассказы. – М.: Самовар, 2004.

Источник: nsportal.ru

Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией. Чехов «Каштанка»

1 слайд
1. Организация класса.
2. Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к восприятию текста.
— Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
— ( дети читают отрывок про себя).
2-й слайд

… Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:
— Мня, мня…нга-нга-нга.
— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
-(рассказ «Белолобый»)
— Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
— (дети читают отрывок про себя).

3-й слайд
«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Он свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.

— Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
— (Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
— Скажите, а кто является автором этих рассказов?
(А.П.Чехов).
Слайд 4
— Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
Слайд 5
2) Работа со схемой «Темы и жанры произведений А. П. Чехова»
Слайд 6

— А начнём мы наш урок с загадки.
— Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух).
Слайд 7

Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
— Кто это?
-(Собака).
— Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас, у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

3. Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.

— Посмотрите на доску.
Слайд 7
СОБАКА
— Давайте прочитаем это слово с разной интонацией -удивления
— радости
— обращения
— вопроса
— (дети читают)

4. Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
— Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
— Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
Слайды 8, 9
— Как вы думаете, что они обозначают?
— (Ответы детей)
— Прочитаем правильное толкование этих слов.

На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
— Физминутка.

Читайте также:
Какие программы входят в Microsoft office 365

5. Первичное ознакомление с текстом.
Слайд 10
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
— (Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).

6. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
— С каким настроением вы слушали отрывок?
— (с интересом)
— Почему?
— (Хотелось узнать, что случится с Каштанкой дальше.)
— О чём задумались, слушая?
— (Как помочь собаке)

7. Повторное чтение текста.
Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
— Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
— (чтение детей)

а) Работа с текстом 1 и 2 части.
— Что случилось с Каштанкой?
— (Она потерялась)
— Какая была погода в тот вечер?
— (Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
— Найдите и прочитайте в тексте.
— (чтение детьми).
— Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
— («Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу»)
— Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
— (Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
— Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
— (чтение детьми)
— Из-за чего Каштанка потерялась?
— (Она отвлеклась).
— Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
— (Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
— Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку, оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
— Почему? Как об этом пишет автор?
— ( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
— Что усиливало несчастье собаки?
— (Холод и голод)
— Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
— (Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
— Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
— (несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
— Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
— (чтение детей)
— Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
— (Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
— Как незнакомец общался с ней при встрече?
— (Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
— Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
— (страх)
— Как она себя вела?
— (она боялась)
— Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
— (сытно накормил, положил спать)
— Что делала собака после обеда?
-(Решала вопрос, где лучше)
— Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
-(Чтение отрывка)
— Молодцы!
б) Работа с карточкой.
— У вас на парте лежит карточка с заданием.
— Прочитайте внимательно задание про себя.
— Прочитайте задание вслух.
— (Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова).

Карточка

___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ — очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___ _____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?

8. Домашнее задание.
Составить сравнительную таблицу «Жизнь Каштанки у столяра и дрессировщика»
— Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить, какое задание будет вам по силам.
— Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
— Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.

9. Рефлексия.
— Произведение какого писателя мы сегодня читали?
— О чём и о ком читали?

Список использованной литературы
1. «Каштанка» А.П.Чехов
2. Учебник «Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Авт. сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2009 г.

Источник: ped-kopilka.ru

Конспект и презентация к уроку чтения. А.П.Чехов «Каштанка». 4 класс.

Шаблон для презентации

Данная разработка поможет провести урок по любой программе. Материал урока построен так, чтобы детально разобрать это произведение.

Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 4 класса

Смотрите также:
Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!
Всего комментариев: 1

Порядок вывода комментариев:

1 KarMaN • 15:11, 13.04.2012

Подробный конспект к уроку. В конспекте обозначена навигация по слайдам. Презентация перед использованием требует небольшой технической доработки. 2 слайд стоит удалить. Детям достаточно проговорить цели урока. в их визуализации нет необходимости.

На 8 слайде необходимо изменить настройки анимации, т.к. текст загадки и отгатка на неё появляются на слайде одновременно.

Физкультминутки

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Новые методические разработки
Популярные статьи
Последние новости образования

Свидетельство о публикации презентации

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Популярное

Выпускной в школе

Летний лагерь

Летний пришкольный лагерь

Новости образования

Маркер СМИ

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Источник: www.uchportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru