Карта характеристики педагогической технологии программы сообщество

В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рамках программы “Сообщество”, поэтому прежде всего мы хотели бы ознакомить Вас с этой программой.

Когда в группу детского сада, работающего по программе “Сообщество”, впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.

Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются способу организации пространства: “Странно, детей много, а никто друг другу не мешает”.

Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно провести.

Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с детьми психолог.

А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог “погостят” в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.

Что же такое программа “Сообщество”?

Семинар на тему «Подготовка кейсовых заданий для сетевого сообщества в дорожных картах КРЦ»

В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образовательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей и для педагогов. Какая же школа, какая образовательная программа нужна нам сегодня?

Многие годы педагоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: “групповое обучение” и “индивидуальный подход”. И вот тут-то на помощь приходит программа “Сообщество”, которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.

Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет.

В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основные принципы программы “Сообщество” в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования “Сообщество”, сетью его филиалов и учебных центров.

Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

В связи с этим внедрение данной программы предполагает три основных направления:

индивидуализацию работы с ребенком;

предоставление ребенку свободы выбора;

вовлечение семьи в процесс воспитания.

Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следование которым позволяет добиться высоких результатов.

ФОП дошкольного образования. Проектируем содержательный раздел программы ДОО

Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели на день, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется “Карта группы” на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся вовсе.

Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.

Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выбирают себе занятие по душе.

Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при выборе вида деятельности надень, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования, о которых говорилось выше.

Читайте также:
Программа которая закрывает лицо на видео

Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реализации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрослых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.

Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть программы “Сообщество”. Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализация индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою по-

мощь. Да и для родителей делается немало. Тренинга, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря программе “Сообщество”, дети приобретают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективней.

Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И, естественно, программа не может быть реализована без психолога.

Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с разными категориями детей.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

· Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности.

· Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развития ребенка:

· сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;

· 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

· Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет дела в сотрудничестве.

· Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития — областью неведмой, но потенциально доступной для познания.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

· Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны — задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства педагога.

· включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;

· вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

· работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка.

Эта цель достигается следующими путями:

·Создание педагогом проблемной ситуации;

·Использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;

·Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми;

·Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности;

·Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;

·Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности;

·Оценивание не только конечного результата (правильно — неправильно), но процесса деятельности ребенка;

·Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.

Литература

Дошкольное воспитание: № 10-2010 г., № 12-2010 г., № 2-2011 г. Л.Свирская «Ты меня понимаешь?»

2.3 Педагогические ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММЫ “СООБЩЕСТВО”

К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш

Одной из ярких находок, является инновационная программа «Step by Step» («Шаг за шагом»), в большей мере знакома педагогам как технология программы «Сообщество», дающая прекрасную возможность раскрытия уникальных способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их.

Читайте также:
Как увеличить вес в жиме лежа до 100 кг программа

Концепция программы «Сообщество» — дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом.

Общая философия программы «Шаг за шагом» (Сообщество») основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей. В этой философии также присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Цели программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:

— цели развития возможностей и способностей ребенка;

— цели развития ребенка как субъекта определенных видов деятельности.

При этом в программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности. Принцип этот, заметим, особенно адекватен специфике дошкольного возраста, когда образование, собственно говоря, является не предметным, а комплексным. Программа, однако, предполагает также развитие и специальных способностей ребенка, основанных на конкретных знаниях, умениях и навыках (в сфере математики, письменной и устной речи, естествознания и т.п.).

Задачи развития, соответственно, подчинены целям, однако в качестве одной из самых важных выступает задача индивидуализации образования, которая с очевидностью вытекает из всей философии программы. Именно задачу индивидуализации можно считать стержнем программы, на который «нанизываются» все используемые в ней образовательные технологии.

В качестве основных принципов, которые отличают программу «Сообщество» от всех других, следует выделить:

— особую организацию развивающей среды;

— участие семьи в образовании детей.

Таким образом, философия программы:

1. Ребёнок должен быть вовлечен в процесс учения, тогда только его развитие идет лучше.

2. Создание условий стимулирующие исследование, инициативу, творчество.

3. Педагог должен обладать знаниями о закономерностях развития ребёнка и обеспечивать всем необходимым процесс учения.

4. Подготовка цели перед ребёнком или группой в целом.

5. Учитывать интересы детей.

6. Учитывать индивидуальные возможности детей.

7. Поддерживать совместную познавательную активность.Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».

Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.

Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития.

Проходят через закономерные стадии развития.

Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе.

Особенность программы: организация совместной образовательной деятельности в Центрах активности, предполагает работу в минигруппах, что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям

Задачи педагога:

1. Организация среды.

2. Стимулирование общения и любознательности детей.

3. Наблюдение за детьми.

4. Своевременная адаптация условий к изменяющимся потребностям детей.

Технология программы «Сообщество» основана:

· На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;

  • индивидуализации образования для каждого ребенка;
  • ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
  • предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
  • определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;

· всемерном участии семьи.

Мобильность программы

Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Цикл «План — дело — оценка» дает технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Это особенно важно в условиях разновозрастной группы, где дифференцированная и индивидуальная работа со старшими и младшими невероятно актуальна. А также в условиях, когда часть детей посещает детский сад на условиях кратковременного пребывания.

За 1-1,5 часа в день ребенок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Вторая половина дня, когда с детьми, чаще всего, работает заведующая детским садом, оставляет время и простор для творческих игр, прогулки, общения, индивидуальной работы.

Источник: cyberpedia.su

Технология программы «Сообщество»

«Сообщество»
под ред. О.Л.Князевой. Учебнометодическое пособие по реализации программы
«Сообщество» в российских детских садах –
учебно-методический комплект под редакцией
О.Л.Князевой. М.: «Гендальф», 2000 г.

2.

Концепция программы:
Дети развиваются
наилучшим образом
только тогда, когда они
действительно увлечены
процессом

Читайте также:
Применение программы настройки параметров оборудования

3.

Воспитатели:
Имеют четкое
представление о том,
как происходит
развитие ребёнка.
Ставят перед каждым
ребёнком и перед
группой в целом
подходящие цели,
учитывая интересы,
способности и
потребности каждого
Формируют навыки
совместного освоения
действительности
Формируют обстановку
и предоставляют
материалы для
образовательной
деятельности
Поддерживают в детях
естественную
любознательность,
инициативу, активность

4.

Дети:
Активно развиваются,
усваивая информацию
об окружающем мире в
ходе игр и других
видов детской
деятельности
Проходят через
закономерные стадии
развития
Обеспечены
социальным
взаимодействием для
своего эмоционального
и когнитивного
развития
Неповторимо
индивидуальны и
развиваются каждый в
своём темпе

5.

Особенность программы
организация совместной образовательной
деятельности в Центрах активности,
предполагает работу в минигруппах,
что позволяет обеспечить
дифференцированный и индивидуальный
подход к детям

6.

Структура организации ежедневной
образовательной деятельности детей
в Центрах активности

7.

8.

Задачи педагога
Организовать
среду
наблюдение за
детьми
стимулирование
общения и
любознательности
детей
Своевременная
адаптация условий
к изменяющимся
потребностям
детей

9.

Формы организации деятельности детей
с учетом их темпа развития, интересов,
способностей
Включенность в разнообразные виды деятельности
Фронтальные
формы:
утренний сбор,
физкультурные и
музыкальные
занятия
Подгрупповые и
индивидуальные
формы:
работа в центрах
активности
Условия взаимодействия детей, с различным
темпом развития, возможность нахождения
занятий по интересам и способностям,
возможность передачи опыта друг другу

10.

11.

Общение с
семьей и
социумом
Показ
достижений
ребёнка
Планирование
Воспитатели ведут ежедневное
педагогическое наблюдение за
каждым ребенком, выделяя сильные и
проблемные стороны его развития.
Видение особенностей и перспектив
развития согласовывается с
родителями
Воспитатели и родители ведут
совместное наблюдение за ребенком.
Родители могут видеть возможности
собственного ребёнка, в процессе
совместной деятельности овладевают
практическими навыками
оказания ребёнку адекватной
поддержки

12.

13.

Что мы
знаем?
Что
мы хотим
узнать?
Что
надо сделать,
чтобы узнать?

14.

Модель трёх вопросов по теме:
«Земля – наш родной дом»
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
— Земля – дом для всех
людей.
(1 реб.)
— Земля круглая,
как мяч.
(2 реб.)
-Земля богата рыбами,
птицами, разными
странами
(многие дети)
— В Земле есть уголь и
полезные камни.
(3 реб.)
— На юге жарко, а на
сервере всегда холодно .
(4 реб.)
ЧТО МЫ ХОТИМ
УЗНАТЬ?
— Почему на Земле
бывает утро
и вечер?
(1 реб.)
— Почему на севере
нет лета?
( 2 реб.)
— Как мы держимся
на Земле, если она
круглая?
(3 реб.)
— Откуда берётся
магнитное поле?
( 4 реб.)
— Бывает ли
у Земли День рождения?
(5 реб.)
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ,
ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
— Почитать
энциклопедию.
(1 реб.)
— Спросить
у родителей
(2 реб.)
— По телевизору
посмотреть
специальную
программу.
( 3 реб.)
— Узнать из журналов
и газет.
(4 реб.)
— Посмотреть
по карте и глобусу.
(6 реб)

15.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
— Измерить расстояние
между городами (1 реб.)
— Взвесить камни, узнать
какой тяжелее (2 реб.)
— Каким способом можно
измерить расстояние?
(2 реб.)
ЦЕНТР ОТКРЫТАЯ
ПЛОЩАДКА
Разучить подвижные игры
разных народов
ЦЕНТР ИСКУССТВА
— Сделать из газет глобус.
(1 реб.)
— Нарисовать карту. (2
реб.)
— Выполнить аппликацию
о планете. (3 реб.)
— Нарисовать карту
Земли. (воспитатель)
ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ
— Рассмотреть глобус (1
реб.).
— Сделать книгу о Земле
(2 реб.)
— Собрать коллекцию об
Уральских камнях
(воспитатель)
— Подготовить сообщения
по теме проекта (2 реб)
ЦЕНТР
СТРОИТЕЛЬСТВА
— Построить
необычный
транспорт для
путешествия.
(1,2 реб)
ТЕМА ПРОЕКТА
«ЗЕМЛЯ –
НАШ РОДНОЙ ДОМ»
ЦЕНТР ИГРЫ
— Сюжетно –
ролевая игра
«Путешествие
вокруг света»
(Воспитатель)
ЦЕНТР КУЛИНАРИИ
— Приготовить блюда
разных народов
(1 реб.)
ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРЫ
— Почитать книги и рассказы о
Земле. (1 реб.).
— Решить кроссворд (Иван).
— Сочинить сказку или рассказ. (2
реб.)
— Сделать книги, газеты о Земле.
(3 реб.)

16.

Индивидуальное
планирование
для детей с ОВЗ
ООПДО.
Рабочие
программы
Планирование
1. «СНЕЖИНКА» – концептуальные основы
каждой темы
/культурно-исторический аспект,
биологический аспект, географический
аспект и т.д./
2. «ПАУТИНКА» – планирование деятельности
в Центрах активности по образовательным
областям
/интеграция/
3. «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА» –
планирование деятельности в рамках проекта
по актуальным задачам на неделю

17.

строить свою
работу в
соответствии с
выбранной целью
доводить
дело до конца
самостоятельно
ставить и решать
задачи, проблемы
ДОСТИЖЕНИЯ
РЕБЁНКА
ОТРАЖАЮТСЯ
В УМЕНИЯХ
использовать
полученные знания в
разных видах
деятельности
согласовывать
свои действия
с действиями
других детей
испытывать чувство
успешности,
удовлетворённости
своими результатами

18.

Особенности организации совместной
деятельности педагога и детей
по программе «Сообщество»
позволяют:
• создавать ситуацию выбора для ребёнка с
учётом интересов, способностей и потребностей;
• способствовать развитию, в соответствии
индивидуальным темпом и возможностями
ребёнка.
• детям становиться раскрепощёнными и
самостоятельными, целеустремлёнными и
уверенными в себе, общительными, более
внимательными и заботливыми; способными к
взаимопониманию и сотрудничеству.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru