Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.
Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля», «Паскаль для чайников» и другие).
История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.
С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.
Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.
Пример решения задач на Pascal #1
Что такое язык программирования Паскаль
Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.
Особенности системы PascalABC.NET
Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.
Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

- Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
- Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
- В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
- В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
- В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.
Примеры программ на PascalABC.NET
Сумма вводимых целых чисел
Произведение целых чисел
Сколько нечетных среди n введенных
Защита от неверного ввода
Вывод 10 первых степеней двойки
Найти сумму цифр целого положительного числа m
Разложение числа на простые множители
Паскаль для начинающих – основные понятия
Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.
Рабочая область
Как выглядит рабочее пространство?
Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.
Алфавит Паскаль
Что нужно знать? Алфавит это набор символов, необходимый при составлении программы.
Что к ним относится:

- Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С…. а,b,с).
- Арифметические символы (0, 1, 2…).
- Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
- Неделимые символы (:=, ˃=…).
- Служебные слова:
- and – и,
- array – массив,
- begin – начало,
- do – выполнить,
- else – иначе,
- for – для,
- if – если,
- of – из,
- or – или,
- procedure – процедура,
- program – программа,
- repeat – повторять,
- then – то,
- to – до,
- until – до (= пока),
- var – переменная,
- while – пока.
Cледует учесть: константы, операции не должны носить те же названия, что и служебные слова (длина – любая).
Структура программы
Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?
По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

Обратите внимание: переменные нужно перечислять через запятую, а после через «:» указать их тип. Завершить написанное «,».
Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.
Структуру можно представить так:
Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.
Операторы write, writeln, read, readln
Выясним, как происходит вывод и ввод информации.
Вывод
Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.
В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.
Ввод
Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).
Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).
Целый тип данных
Выделяют 3 основных вида:

- Integer.
- Byte.
- Longint.
С ними также проводят простые действия:
- сложение – «+»,
- вычитание – «-»,
- умножение – «*»,
- деление – «div».
Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно ˃ =).
Вещественные типы данных
К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.
Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10у) 10 заменяется Е и число имеет запись:
С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

- квадратный корень – sqrt,
- абсолютная величина – abs,
- квадратичная функция – sqr,
- синус – sin,
- косинус – cos,
- арктангенс – arctan,
- натуральный логарифм – ln,
- экспонента – exp.
Обработка данных
Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:
- целая часть числа – int,
- дробная часть числа – frac,
- получение целой части числа – trunc,
- округление до целого – round,
- преобразование порядкового типа – ord,
- преобразование кода в символьный тип – chr,
- определение предыдущего значения величины – pred,
- определение последующего значения величины – succ.
Математические операции
Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.
Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?
Простые включают в себя подтипы:
- целые – integer,
- логические – boolean,
- символьные – char,
- перечисляемые,
- интервальные,
- вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.
Структурированные делят на:
- массивы – array,
- записи – record,
- множества – set,
- файл – file.
Для каждого типа характерны свои наборы операций.
Условия
Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.
Схема представлена на рисунке ниже.
Логические операции
Операции основаны на истине факта или его лжи.
Выделяют 3 вида таких функций:
- Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
- Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
- Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).
Функции управления программой
Какие еще существуют процедуры:

- Inc – увеличение числа,
- Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы,
- Uses crt – запуск clscr,
- Length – возвращение длины строки,
- Val – преобразование строки в число,
- Pos – отыскать в строке первое преобразование,
- Assign – связывание переменной с файлом,
- Upcase перевод строчных букв в заглавные.
Заключение
Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.
Pascal и его текущие приложения
- Около
- Товары
- Для команд
- Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
- Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
- Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
- Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

.
Как мне написать программу на японском языке на Паскале?
- Около
- Товары
- Для команд
Как я могу написать эту строку из C на Паскале?
- Около
- Товары
- Для команд
- Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
- Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
массивов — как изменить глобальную переменную в паскале?
- Около
- Товары
- Для команд
- Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
- Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

.
Смотрите также
- Как научиться логическому мышлению
- Как научиться трейдингу
Общие сведения о языке программирования паскаль. Начала программирования
Паскалей | компьютерный язык | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
- Введение
- Связанный контент
-
Викторина по компьютерам и технологиям
Основы | TaoYue.

com
Источник: toto-school.ru
Какие задачи решают на Паскале
На нашем сайте все еще популярен онлайн компилятор для выполнения кодов на Паскале не смотря на то, что есть альтернативные варианты простых языков программирования (тот же Python) для новичков. Посмотреть и воспользоваться онлайн компилятором pascal (fpc или gps) можно по ссылке: Паскаль онлайн. Но речь пойдет сегодня не о компиляторе, а о задачах, которые наши пользователи решают.
К нашему удивлению, не смотря на то, что мы всегда стремились выкладывать на сайте коды сложных и интересных задач, экзотических алгоритмов, оказалось, что все намного примитивнее. И тех, кого интересуют такие алгоритмы совсем мало, а вот тех, кто решает задачи на Паскале начального уровня (это даже не задачи, а упражнения скорее) — большинство. Приведем несколько примеров таких задач для понимания общей картины. Кстати, задачи могут оказаться полезными многим. В большинстве случаев даже не будем записывать условия задач (они и так понятны), но иногда будем комментировать.
Пытаются находить странную сумму (почему бы 2-ку не вынести за скобки)
var s,n: integer; begin s := 2; for n := 2 to 5 do s := s + n*2; writeln(s); end.
Пытаются писать какую-то рекурсию:
program example; procedure F(n: integer); begin if (n > 1) then begin write(n, ‘ ‘); F(n-1); F(n-2); F(n-3); end end; begin F(5); end.
Считают число чисел массива меньших чем заданное число:
Var k, m: integer; Dat: array[1..10] of integer; Begin Dat[1] := 56; Dat[2] := 70; Dat[3] := 20; Dat[4] := 41; Dat[5] := 14; Dat[6] := 22; Dat[7] := 30; Dat[8] := 12; Dat[9] := 65; Dat[10] := 35; m := 0; for k := 1 to 10 do if Dat[k] < 35 then begin m := m + 1; end; writeln(m); End.
Очень любят наши пользователи находить сумму двух чисел (кстати, компилятор замечателен тем, кто поддерживает ввод данных):
program geg; var a: integer; b: integer; begin writeln(‘Введите значения b : ‘); read (b); writeln(‘Введите значения a : ‘); read (a); writeln(‘Сумма a + b =’, a+b); end.
Изучают условные операторы, обвешавшись бегинами и эндами:
program Begli; var x,y: integer; begin writeln(‘ввести x’); readln(x); if x>0 then begin y:=3*x*x*x+1; end else if x=0 then begin y:=2*x*x*x*-2*x*x*x+1; end; else begin writeln(‘y=’,y); end.
Пишут код для какой-то лабы-2:
program laba2; var x,y,z,min: real; begin writeln(‘vvedi x:’); readln(x); writeln(‘vvedi y:’); readln(y); writeln(‘vvedi z:’); readln(z); if (x<>y) and (x<>z) and (y<>z) and (x+y+z<1) then if (x
Находят площадь круга:
program Begli; const pi=3.14; var r,s:real; begin writeln(‘Введите радиус круга:’); readln(r); S:=pi*r*r; writeln(‘площадь круга=’,s); end.
Если эта публикация вызовет интерес, то мы продолжим эту серию простых типовых примерчиков, которые приходится решать нашим читателям.
Источник: primat.org
Технология решения задач с помощью ЭВМ в среде языка программирования Паскаль. — презентация
Презентация на тему: » Технология решения задач с помощью ЭВМ в среде языка программирования Паскаль.» — Транскрипт:
1 Технология решения задач с помощью ЭВМ в среде языка программирования Паскаль
2 I ЭТАП Постановка задачи II ЭТАП Математическая модель III ЭТАП Алгоритм Программа Компьютерный эксперимент IV ЭТАП Анализ результатов Готовая программа Результаты соответствуют цели Результаты НЕ соответствуют цели Схема этапов решения задач на ЭВМ
3 I ЭТАП Формулируется задача. Определяется цель – что надо получить, и в каком виде результат должен быть представлен. Выделяются существенные свойства необходимые для построения модели, отбрасываются второстепенные. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
4 Задача Написать программу вычисления стоимости поездки на автомобиле на дачу (туда и обратно). Определяется цель – что надо получить, и в каком виде результат должен быть представлен. Получить стоимость поездки на автомобиле на дачу и обратно. Результат рекомендуется представить в виде: Вычисление стоимости поездки на дачу и обратно. Расстояние до дачи (км) -> 67 Расход бензина (литров на 100 км пробега) -> 8.5 Цена литра бензина (руб.) -> Поездка на дачу и обратно обойдется в руб.
5 Автомобиль движется по ровной дороге, с постоянной скоростью. Выделяются существенные свойства необходимые для построения модели, отбрасываются второстепенные.
6 II ЭТАП Выделяются исходные данные, необходимые для построения математической модели, и что надо получить (определяются переменные). Формулируются математические связи, объединяющие исходные данные и результат. Дано: … Получить: … Связи: … Определяется тип данных. ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
7 Дано: rast – расстояние до дачи (км). Число вещественного типа (real); ben_r — расход бензина (литров на 100 км пробега). Число вещественного типа; cena — цена литра бензина (руб.). Получить: Sum – стоимости поездки. Число вещественного типа. Связи: Sum = 2*rast*ben_r/100*cena
8 III ЭТАП АЛГОРИТМ – конечная последовательность точно определенных действий, проводящих к однозначному решению поставленной задачи. ПРОГРАММА – алгоритм, написанный на языке, понятном исполнителю-ЭВМ. (Язык общения с ЭВМ называют языком программирования.) КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Выявляются ошибки программирования – синтаксические и логические.
Проводится тестирование программы (процесс поиска ошибок в программе). Тест – набор исходных данных, для которых заранее известен результат. АЛГОРИТМ. ПРОГРАММА. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
9 Алгоритм Program Dacha; Var rast, ben_r, cena, sum: real; Begin Writeln (Вычисление стоимости поездки на дачу и обратно. ); Write( Расстояние до дачи (км) -> ); Readln(rast); Write( Расход бензина (литров на 100 км пробега) -> ); Readln(ben_r); Write( Цена литра бензина (руб.) -> ); Readln(cena); sum = 2 * rast * ben_r / 100 * cena; Writeln; Writeln( Поездка на дачу и обратно обойдется в, sum :7 :2, руб. ); Readln; End. начало конец rast sum sum = ben_r cena
10 Введем значения: rast = 100; ben_r = 10; cena = 10. Ожидаемый результат: 2 * 100 * 10 / 100 * 10 = 200 ; Вычисление стоимости поездки на дачу и обратно. Расстояние до дачи (км) -> 100 Расход бензина (литров на 100 км пробега) -> 10 Цена литра бензина (руб.) -> 10 Поездка на дачу и обратно обойдется в руб. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Выявляются ошибки программирования – синтаксические и логические.
Проводится тестирование программы (процесс поиска ошибок в программе). Тест – набор исходных данных, для которых заранее известен результат.
11 IV ЭТАП Если решение не соответствует цели поставленной задачей, значит допущены ошибки на предыдущих этапах. Возможные ошибки: Слишком упростили модель; Неудачный выбор метода решения; Допущены логические ошибки. Если ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т. е. возврат к одному из предыдущих этапов. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ
12 Введем реальные данные Получим результат. Проанализируем
13 Решение задач 1. Написать программу вычисления расстояния между населенными пунктами, изображенными на карте. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом). Вычисление расстояния между населенными пунктами. Введите исходные данные: Масштаб карты (количество км в одном см) -> 120 Расстояние между точками, изображающими населенные пункты (см) -> 3.5 Расстояние между населенными пунктами 420 км.
14 2. Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. Рекомендуемый вид экрана во время работы программы: Вычисление стоимости покупки. Введите исходные данные: Цена тетради (руб.) -> Количество тетрадей -> 5 Цена карандаша (руб.) -> 2.70 Количество карандашей -> 2 Стоимость покупки: руб.
15 Задача 2. Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат. Например, число 12.5 должно быть преобразовано к виду 12 руб. 50 коп. Рекомендуемый вид экрана во время работы программы: Преобразование числа в денежный формат. Введите дробное число -> руб. – это 23 руб.
60 коп.
16 Дано: ch – дробное число (вещественный тип); Получить: rub, kop – целые числа, равные соответственно целой и дробной части числа ch. Связи: Язык программирования Паскаль имеет набор встроенных процедур и функций, называемых стандартными. Нам могут пригодиться: Round(x) – округление Х в сторону ближайшего целого. Trunc(x) – вычисление целой части Х. Кроме того, с целочисленными значениями можно проводить операции: Div – результат целочисленного деления и Mod – остаток от целочисленного деления. Например: 125 div 10 =>12, 125 mod 10 => 5. Умножим введенное дробное число на 100 и применим к получившемуся числу функцию – Round(ch*100)
17 Program Mani; Var ch: real; z_ch, rub, kop : integer; Begin Writeln (Преобразование числа в денежный формат.); Write( Введите дробное число -> ); Readln(ch); z_ch:= round(ch * 100); rub:= z_ch div 100; kop:= z_ch mod 100; Writeln; Writeln( ch :6 :2, руб. – это, rub, руб., kop, коп. ); Readln; End. начало конец Задача ch,rub,kop kop = ch Z_ch=… rub = Преобразование числа в денежный формат. Введите дробное число -> руб. – это 23 руб. 60 коп.
Источник: www.myshared.ru